Технология применения письменного инструктирования
Митерева Валентина Михайловна
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский
электромеханический техникум», г. Курск
Современные преобразования в российском обществе требуют от педагога поискового, творческого отношения к делу. Назначение педагогов состоит в том, чтобы содействовать становлению человека, его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала.
Так как современный урок производственного обучения направлен на овладение студентами прочными, глубокими знаниями, умениями и навыками, способами их получения, на развитие творческих познавательных способностей, самостоятельность и активности, нацеленный на современный уровень культуры и индивидуализацию процесса обучения.
Стремлюсь создать на каждом уроке атмосферу заинтересованности, творческий поиск и осмысление новых форм, методов, технологий обучения по профессии «Автомеханик». Все это привели меня к необходимости исследования технологии применения письменного инструктирования.
При всей основательности и полноте проведения вводного инструктирования обучающихся, не всегда они могут запомнить всего увиденного, услышанного и воспринятого из этих объяснений и демонстраций настолько прочно, чтобы свободно выполнять заданное упражнение. Это все восполняется мастером производственного обучения. Ведь мастер объективно не в состоянии оказать своевременную помощь всем нуждающимся в ней обучающимся: на кого-то он не обратил внимание, кто-то из них, не обратившись к мастеру, не совсем понимая выполнения нужного действия, сам стремиться выполнить осваиваемые действия. А это по опыту не всегда приводит к желаемым результатам.
Для избежания таких ситуаций в своей работе я применяю документацию письменного инструктирования - специальные письменные учебные инструкции, в которых даются необходимые пояснения о порядке, структуре, правилах, критериях успешности выполняемых упражнений.
На своих уроках применяю такие виды письменного инструктирования обучающихся как: инструкционные так и инструкционно- технологические и технологические карты последовательности выполнения данного задания.
Инструкционные карты применяю при освоении и отработке трудовых приемов, способов, операций, видов работ. А инструкционно -технологические и технологические карты применяю для освоения трудовых процессов, выполнения учебно-производственных работ комплексного характера.
Считаю, что особое место среди этих письменных инструкций занимают инструкционные карты, когда они имеются у каждого обучающегося на его рабочем месте, которые имеют возможность обратиться к карте в любое время и в любых условиях. Применение их способствуют качественному освоению обучающимися основ выбранной профессии. В инструкционных, представляется двух видов: словесная, где наиболее четко представлена рациональная последовательность трудовых действий; даны рекомендации и указания о правилах выполнения этих действий и соблюдения техники безопасности; указания о применяемых средствах выполнения графиков, операций, а также графическая, где используются рисунки, схемы, графики, имеющие определенную инструктивную значимость. Таким образом, инструкционная карта дает достаточно развернутую ориентировочную основу деятельности обучающихся при выполнении соответствующей трудовой операции и вида работы.
Напрашивается вопрос, а можно учить студентов без инструкционных карт. Конечно, можно. Но по опыту при наличии инструкционной карты качество освоения трудовых приемов гораздо выше. Во-первых, наличие карт повышает оперативность инструктирования обучающихся, особенно очень важно на первых порах освоения новых для них трудовых приемов и способов выполнения изучаемой темы. Во вторых инструкционные карты разрабатываются опытными, квалифицированными специалистами.
Инструкционная карта раскрывает изучаемую операцию с двух сторон: «что делать» и «как делать». Главное в инструкционной карте - «как делать» - в этом суть инструктивных указаний и пояснений к каждому элементу карты. Такие указания и пояснения должны быть сформулированы четко, сжато, максимально доходчиво, но в то же время полно по содержанию. Эффективность ее использования во многом зависит от способов их использования на уроке и при конкретной операции. При проведении вводного инструктажа я использую в качестве пособия при демонстрации изучаемой операции презентацию через интерактивную доску, выполненную в крупном размере. Важно, чтобы содержание инструктивных указаний и пояснений, содержащихся в карте, было органически «вплетено» в содержание вводного инструктирования обучающихся мастером. Ни в коем случае нельзя допускать такого положения, когда вводное инструктирование- само по себе, а рекомендации карты - сами по себе. В таком случае обучающиеся картой пользоваться не будут, так как наглядно видят, что мастер обходится без нее. Каждое свое пояснение и указание подтверждаю ссылкой на соответствующие пояснения и указания, отраженные в карте, больше того, иду от карты, к собственным пояснениям, что помогает мне убедить обучающихся в полезности ее применения при выполнении операций.
Если мастер в ходе текущего инструктирования обнаружил, что обучающийся что-то делает не так, как было показано и что пояснено в карте . то не следует сразу указывать ему на ошибку, недостаток, а предложить внимательно прочесть соответствующие пояснения в карте и самостоятельно исправить ошибку. И если обучающийся обращается к мастеру за повторными пояснениями. Такая организация обучения с применением инструкционной карты постепенно приучает и прививает интерес к пользованию учебной документацией не только на начальных этапах обучения, но и в дальнейшей, когда основным документом станет технологическая карта. Такие карты являются фактически технологической документацией, применяемой на авторемонтных предприятиях.
На первых порах освоения трудовых процессов, наряду с раскрытием рациональной последовательности выполнения учебно-производственных работ, привожу инструктивные указания и пояснения, необходимые для правильного и качественного их выполнения, аналогичные по назначению и формулировкам инструкционным картам. На более поздних этапах обучения широко применяю просто технологические карты (без пояснений). Как инструкционно-технологические, так и технологические карты раскрывают наиболее целесообразную последовательность выполнения технологических операций и переходов, техническое оснащение, наиболее рациональный режим и параметры, контрольно - проверочные операции, технические требования. Инструкционно-технологические и технологические карты я разрабатываю самостоятельно. Они отражают технологические операции в реальных условиях учебного заведения: материальное оснащение, материалыи заготовки, инструментарий, технические требования. Информацию представляю также в двух видах - словесную и графическую. Обязательно в конце карт содержатся контрольные вопросы для самопроверки. ТО и ремонт деталей автомобилей отвечают заданным требованиям лишь в том случае, когда они хорошо овладели приемами выполнения основных технологических операций по технологическому обслуживанию деталей. Отработка тем программ учебной практики является
одним из основных этапов системы подготовки квалифицированных кадров в этот период обучения обучающиеся вырабатывают навыки пользования инструментами и приспособлениями обучаются безопасным и рациональным приемам выполнения работ.
От того, настолько успешно обучающиеся освоят слесарные приемы опиливания, рубки металла, резки, сверления и др. в конечном итоге будет зависеть качество ремонтных деталей. Формирование профессиональных умений и навыков обучающихся решающим образом зависит от правильности разработанной технологии ремонта деталей и четкого соблюдения технологической последовательности выполнения.
Документация письменного инструктирования способствует расширению наглядности и формированию активной мыслительной деятельности, самостоятельности, соблюдению ремонтных операций и действий выполнения.
Благодаря применению технологии документации письменного инструктирования обучения повышается степень активности личности в учебном процессе, уровень сформированности коммуникативных, познавательных качеств, интерес к осваиваемой профессии.
Список использованных источников
1. Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя. Автореф. Дис. Хабаровск, 2015. – 310 с.
2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии:активное обучение: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений /А.П. Панфилова.- М.: Издательский центр «Академия». 2009.-192 с.
3. Селевко Г.К.Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т.1.- М.:
Народное образование, 2005.-556 с.