СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология применения письменного инструктирования

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стремлюсь создать на каждом уроке атмосферу заинтересованности, творческий поиск и осмысление новых форм, методов, технологий обучения по профессии «Автомеханик». Все это  привели меня к необходимости исследования технологии применения письменного инструктирования.

Просмотр содержимого документа
«Технология применения письменного инструктирования»

Технология применения письменного инструктирования

Митерева Валентина Михайловна

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский

электромеханический техникум», г. Курск


Современные преобразования в российском обществе требуют от педагога поискового, творческого отношения к делу. Назначение педагогов состоит в том, чтобы содействовать становлению человека, его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала.

Так как современный урок производственного обучения направлен на овладение студентами прочными, глубокими знаниями, умениями и навыками, способами их получения, на развитие творческих познавательных способностей, самостоятельность и активности, нацеленный на современный уровень культуры и индивидуализацию процесса обучения.

Стремлюсь создать на каждом уроке атмосферу заинтересованности, творческий поиск и осмысление новых форм, методов, технологий обучения по профессии «Автомеханик». Все это привели меня к необходимости исследования технологии применения письменного инструктирования.

При всей основательности и полноте проведения вводного инструктирования обучающихся, не всегда они могут запомнить всего увиденного, услышанного и воспринятого из этих объяснений и демонстраций настолько прочно, чтобы свободно выполнять заданное упражнение. Это все восполняется мастером производственного обучения. Ведь мастер объективно не в состоянии оказать своевременную помощь всем нуждающимся в ней обучающимся: на кого-то он не обратил внимание, кто-то из них, не обратившись к мастеру, не совсем понимая выполнения нужного действия, сам стремиться выполнить осваиваемые действия. А это по опыту не всегда приводит к желаемым результатам.

Для избежания таких ситуаций в своей работе я применяю документацию письменного инструктирования -  специальные письменные учебные инструкции, в которых даются необходимые пояснения о порядке, структуре, правилах, критериях успешности выполняемых упражнений.

На своих уроках применяю такие виды письменного инструктирования обучающихся как: инструкционные так и инструкционно- технологические и технологические карты последовательности выполнения данного задания.

Инструкционные карты применяю при освоении и отработке трудовых приемов, способов, операций, видов работ. А инструкционно -технологические и технологические карты применяю для освоения трудовых процессов, выполнения учебно-производственных работ комплексного характера.

Считаю, что особое место среди этих письменных инструкций занимают инструкционные карты, когда они имеются у каждого обучающегося на его рабочем месте, которые имеют возможность обратиться к карте в любое время и в любых условиях. Применение их способствуют качественному освоению обучающимися основ выбранной профессии. В инструкционных, представляется двух видов: словесная, где наиболее четко представлена рациональная последовательность трудовых действий; даны рекомендации и указания о правилах выполнения этих действий и соблюдения техники безопасности; указания о применяемых средствах выполнения графиков, операций, а также графическая, где используются рисунки, схемы, графики, имеющие определенную инструктивную значимость. Таким образом, инструкционная карта дает достаточно развернутую ориентировочную основу деятельности обучающихся при выполнении соответствующей трудовой операции и вида работы.

Напрашивается вопрос, а можно учить студентов без инструкционных карт. Конечно, можно. Но по опыту при наличии инструкционной карты качество освоения трудовых приемов гораздо выше. Во-первых, наличие карт повышает оперативность инструктирования обучающихся, особенно очень важно на первых порах освоения новых для них трудовых приемов и способов выполнения изучаемой темы. Во вторых инструкционные карты разрабатываются опытными, квалифицированными специалистами.

Инструкционная карта раскрывает изучаемую операцию с двух сторон: «что делать» и «как делать». Главное в инструкционной карте - «как делать» - в этом суть инструктивных указаний и пояснений к каждому элементу карты. Такие указания и пояснения должны быть сформулированы четко, сжато, максимально доходчиво, но в то же время полно по содержанию. Эффективность ее использования во многом зависит от способов их использования на уроке и при конкретной операции. При проведении вводного инструктажа я использую в качестве пособия при демонстрации изучаемой операции презентацию через интерактивную доску, выполненную в крупном размере. Важно, чтобы содержание инструктивных указаний и пояснений, содержащихся в карте, было органически «вплетено» в содержание вводного инструктирования обучающихся мастером. Ни в коем случае нельзя допускать такого положения, когда вводное инструктирование- само по себе, а рекомендации карты - сами по себе. В таком случае обучающиеся картой пользоваться не будут, так как наглядно видят, что мастер обходится без нее. Каждое свое пояснение и указание подтверждаю ссылкой на соответствующие пояснения и указания, отраженные в карте, больше того, иду от карты, к собственным пояснениям, что помогает мне убедить обучающихся в полезности ее применения при выполнении операций.

Если мастер в ходе текущего инструктирования обнаружил, что обучающийся что-то делает не так, как было показано и что пояснено в карте . то не следует сразу указывать ему на ошибку, недостаток, а предложить внимательно прочесть соответствующие пояснения в карте и самостоятельно исправить ошибку. И если обучающийся обращается к мастеру за повторными пояснениями. Такая организация обучения с применением инструкционной карты постепенно приучает и прививает интерес к пользованию учебной документацией не только на начальных этапах обучения, но и в дальнейшей, когда основным документом станет технологическая карта. Такие карты являются фактически технологической документацией, применяемой на авторемонтных предприятиях.

На первых порах освоения трудовых процессов, наряду с раскрытием рациональной последовательности выполнения учебно-производственных работ, привожу инструктивные указания и пояснения, необходимые для правильного и качественного их выполнения, аналогичные по назначению и формулировкам инструкционным картам. На более поздних этапах обучения широко применяю просто технологические карты (без пояснений). Как инструкционно-технологические, так и технологические карты раскрывают наиболее целесообразную последовательность выполнения технологических операций и переходов, техническое оснащение, наиболее рациональный режим и параметры, контрольно - проверочные операции, технические требования. Инструкционно-технологические и технологические карты я разрабатываю самостоятельно. Они отражают технологические операции в реальных условиях учебного заведения: материальное оснащение, материалыи заготовки, инструментарий, технические требования. Информацию представляю также в двух видах - словесную и графическую. Обязательно в конце карт содержатся контрольные вопросы для самопроверки. ТО и ремонт деталей автомобилей отвечают заданным требованиям лишь в том случае, когда они хорошо овладели приемами выполнения основных технологических операций по технологическому обслуживанию деталей. Отработка тем программ учебной практики является

одним из основных этапов системы подготовки квалифицированных кадров в этот период обучения обучающиеся вырабатывают навыки пользования инструментами и приспособлениями обучаются безопасным и рациональным приемам выполнения работ.

От того, настолько успешно обучающиеся освоят слесарные приемы опиливания, рубки металла, резки, сверления и др. в конечном итоге будет зависеть качество ремонтных деталей. Формирование профессиональных умений и навыков обучающихся решающим образом зависит от правильности разработанной технологии ремонта деталей и четкого соблюдения технологической последовательности выполнения.

Документация письменного инструктирования способствует расширению наглядности и формированию активной мыслительной деятельности, самостоятельности, соблюдению ремонтных операций и действий выполнения.

Благодаря применению технологии документации письменного инструктирования обучения повышается степень активности личности в учебном процессе, уровень сформированности коммуникативных, познавательных качеств, интерес к осваиваемой профессии.

Список использованных источников

1. Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя. Автореф. Дис. Хабаровск, 2015. – 310 с.

2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии:активное обучение: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений /А.П. Панфилова.- М.: Издательский центр «Академия». 2009.-192 с.

3. Селевко Г.К.Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т.1.- М.:

Народное образование, 2005.-556 с.