Разработка и реализация внутренней системы оценки образовательных достижений младших школьников, Кравцова И.Б.
Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов. Материалы системы оценки конкретизируют как сами требования, так и ожидаемые результаты. В системе оценки должны присутствовать как оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, так и оценка динамики образовательных достижений учащихся. Внутренняя оценка – это оценка самой школы (ребёнка, учителя, школьного психолога, администрации). Основной объект системы оценки – это планируемые результаты. В образовательном процессе начальной школы используются следующие виды внутренней оценки результатов: стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание и накопительная оценка. Оценка достижения предметных результатов, ведется, как правило, в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу. Для того, чтобы правильно оценить работу каждого учащегося в конце года, учитель ведет систематический учет усвоения учащимися тех знаний, умений и навыков, которые предусмотрены рабочей программой по каждому учебному предмету. Итоговый результат усвоения предмета определяется в конце учебного года на основании промежуточных результатов изучения отдельных тем программы и итоговой контрольной работы по предмету.
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе выполнения итоговых работ по предметам или в комплексных работах на межпредметной основе. Оценка выполнения таких работ осуществляется как по отдельным УУД, так и по работе в целом. На основе первичных баллов за выполнение заданий определяется балл учащегося как процент от максимального балла за выполнение работы.
Для оценивания понадобится инструментарий – это совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов. В инструментарий входит описание используемых методик, особенности проведения диагностики, система оценивания ответов детей, раздаточный материал для выполнения работ детьми, таблицы для фиксации результатов обследования.
Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки предметных умений является мониторинг. Мониторинг может осуществляться в несколько этапов:
- разработка контрольно-измерительных материалов для оценки качества подготовки учащихся;
- первичная диагностика учащихся;
- повторная диагностика учащихся;
- сравнительный анализ результатов диагностики.
При такой системе мониторинга выявляются слабоуспевающие ученики, чьи учебные достижения требуют индивидуальных корректирующих мероприятий. Поэтому проведя мониторинг, я начинаю работу со слабоуспевающими детьми отдельно. Их результаты заношу в таблицу учета индивидуальной работы. Затем провожу корректирующую работу индивидуально с каждым отстающим учащимся. Практикую ведение тетрадей для дополнительных работ. В зависимости от характера ошибок я вкладываю в тетрадь ученика карточку с заданием. Учащиеся охотно работают над своими ошибками при помощи карточек – заданий. Каждая самостоятельная работа по исправлению ошибок проверяется учителем и в журнале обязательно выставляются оценки наравне с оценками за контрольные работы. Затем провожу повторный мониторинг, делаю сравнительный анализ и смотрю, есть ли динамика развития.
Особое внимание уделяю отслеживанию навыков, связанных с читательской деятельностью. «Чтение» - это тот предмет, посредством которого ученик будет осваивать другие дисциплины, добывать знания по всем другим предметам. Для оценки результатов читательской деятельности предъявляю пять критериев оценки:
темп чтения,
безошибочность чтения,
выразительность чтения,
определение темы, главной мысли текста,
Для тренировки темпа чтения использую компьютерную программу Зубрина Сергея Викторовича, учителя информатики из Казахстана, которая позволяет определить не скорость чтения за минуту, а среднюю скорость прочтения текста. Кроме этого каждую неделю ответственные за технику чтения дети, проверяют у всех одноклассников чтение за минуту и сообщают мне о тех, кто не укладывается в нормы. Обычно замеры поводятся в начале недели. А остальные дни отрабатывают с теми детьми, кто не выполнил норму. Они читают на всех переменах. На следующей неделе новый замер и так в течение всего учебного года.
К концу начальной школы ученики переходят на накопительную систему оценивания, которая легко может быть переведена в любую форму отметки. «Накопленная оценка» может быть как по отдельным предметам, так и по циклу дисциплин за определённый период обучения. Из всех систем оценивания знаний, такая система позволяет более объективно оценивать знания учащихся, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов. Например, в нашем классе рейтинг представляет собой накопление отметок по домашним работам. В классе есть дети, которые имеют поручение «Контролёр выполнения домашних работ». Первая их задача: проверить наличие домашней работы у каждого ученика в классе, а вторая: выставить в ведомость отметки, полученные детьми за домашние работы. В конце месяца любой ученик по желанию может добавить себе средний балл за выполнение всех домашних работ в классный журнал, при условии, что все работы были выполнены. Иногда с этими табелями знакомятся родители и даже расписываются в них. Если ученик накопил 10 пятёрок по домашним работам, то одну он также может добавить в журнал. Такая же рейтинговая система оценок принята в нашем классе за работу на платформе Учи.ру. Если ученик по окончании первой четверти выполнил 30 % основного курса, он автоматически получает в журнал отличную отметку. По окончании второй четверти - это 50 %. Сейчас закончилась третья четверть и отличную отметку получили те, кто выполнил 80 % основного курса. А в конце года те, кто выполнит 100 %. Такая система оценки воспитывает в детях более ответственное отношение к выполнению домашних работ, стимулирует учебную деятельность, так как каждый ребёнок может сопоставлять результаты своей деятельности с результатами одноклассников. Все рейтинги вывешиваются еженедельно в классный уголок или на доску. Дети с интересом изучают эти таблицы и сравнивают себя с другими детьми, стараются что-то исправить.
Известно, что чем интереснее и разнообразнее формы контроля знаний, тем прочнее изученный материал закрепляется и дольше сохраняется. В условиях начальной школы возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ при контроле и учете знаний учащихся. Использование компьютерных тестов в качестве промежуточного контроля успеваемости определяет учебный процесс как систему непрерывного контроля и самоконтроля учащихся, которая дает возможность учителю получать "обратную связь", а учащимся – возможность в течение всего обучения отслеживать уровень своей подготовленности.
Очень часто для оценки результатов по предметам я использую компьютерное тестирование. Например, компьютерная программа с сайта testedu.ru. Все тесты в данной программе интерактивные, учителю не надо проверять результаты, компьютер сделает это за Вас и выдаст процент правильно решенных заданий. Вам необходимо только определить, сколько процентов надо набрать учащемуся для пятерки, четверки и т.д. Любой тест можно загрузить и отредактировать. Или, скачав программу, Вы можете самостоятельно составить новый.
Составить тест и оценить учащихся поможет и программа MyTestX- это система программ, в которую входят программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов. Программа легка и удобна в использовании, ответы могут сопровождаться изображением и комментариями. После того как тестирование пройдено автоматически открывается окно результатов.
Эти и другие подобные программы позволяют установить необходимую обратную связь в процессе обучения, способствуют накопляемости оценок. Применение программированного контроля знаний учащихся, особенно с применением компьютерной техники позволяет избежать возможности подсказок и списывания. Преимущество такой проверки в том, что одновременно занят и продуктивно работает весь класс и за несколько минут можно получить срез обученности всех учащихся. Это вынуждает их готовиться к каждому уроку, работать систематически, чем и решается проблема эффективности и необходимой прочности знаний.
В системе оценочной деятельности особое место занимает итоговая комплексная работа. Комплексная письменная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компететность ребёнка в решении разнообразных проблем.
Итоговые комплексные работы разработаны для всех классов начальной школы – с1-го по 4-й. Все они имеют схожую структуру и строятся на основе несплошного текста, к которому даётся ряд заданий по русскому языку и чтению, математике, окружающему миру. Задачи комплексной работы – установить уровень овладения ключевыми умениями, позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.
Личностные результаты выпускников на уровне начального общего образования не подлежат итоговой оценке. Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. Оценивание планируемых личностных результатов учащихся 4 классов мы проводим по результатам ответов на вопросы анкеты "Какой Я?" (модификация методики О.С. Богдановой), тестов «Направленность на приобретение знаний» (по методике Е.П. Ильина, Н.А. Курдюковой), «Размышляем о жизненном опыте» (по методике Н.Е. Щурковой). Объектом оценки личностных результатов является учебная мотивация, самооценка и нравственные установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции: умения оценивать поступки и объяснять оценку поступка с позиции нравственных ценностей; определять важные для себя и окружающих правила поведения; выбирать поведение соответствующее общепринятым правилам и т.д. Анкета и тесты проводятся анонимно, личностные результаты обрабатываются не как индивидуальные, а как обобщённая информация по классу.
Для самооценки использую алгоритмы самооценки. На первых порах проговариваю вопросы для самооценки, а дети отвечают. Когда я научила детей самооценке, я перестала проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предложила ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Сначала это были прогнозы:
!-справлюсь
!?-сомневаюсь
?-не справлюсь
Затем провожу проверку по эталону, самооценку.
-Посмотрите, какой значок вы поставили на полях перед выполнением задания.
Подтвердились ли ваши ожидания? Поставьте рядом новый знак.
-У кого знаки до начала работы и после окончания совпали? У кого не совпали? Как вы думаете, почему?
Опрашиваю учащихся:
-Подтвердились ли твои ожидания?
Какую цель поставишь перед собой?
Сейчас мои дети уже в четвёртом классе. Перед ВПР мы с ними оценили свои силы с помощью методики «Колесо успешности». Эта методика взята из новой современной технологии коучинга. Учитель, используя данную методику, стимулирует рефлексию учащихся по осмыслению своих образовательных и жизненных потребностей, целей, своих потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей, создает условия для самостоятельной успешной, компетентностной деятельности, для проектирования индивидуального образовательного маршрута, для индивидуально-личностного саморазвития. Учитель помогает учащимся вдохновиться собственным видением привлекательного будущего учебного результата. В идеале колесо должно получиться круглым. А на практике такое случается редко. Детям задавались такие вопросы: Как ты овладел знаниями фонетики? Насколько хорошо ты можешь определить падеж? По математике, например, как быстро и правильно ты можешь решить задачу, связанную со временем? Или: Как хорошо ты работаешь с данными таблицы? И т.д.
В заключении хочу сказать, что для формирующейся личности младшего школьника важно не обозначение его успехов нa бумаге, а терпеливое объяснение того, что и как ему следует делать, в чем и как он продвигается. Прежде всего, оценка должна отражать чуткость и доброжелательность учителя.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны?
Желаю вам, чтоб дети в классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!