Технология проблемно-диалогического обучения.
Выступление на РМО начальных классов Е. Л. Штаревич.
Известно, что основными образовательными целями учебного процесса являются: знания, умения, навыки.
Цель «знания» достигается: введением и воспроизведением нового материала.
Умения формируются на этапе решения задач и выполнения упражнений.
Навыки вырабатываются путем многократного повторения действий.
Этап введения знаний является наиболее сложной (и творческой) частью подготовки к уроку.
Основной метод обучения: методы постановки учебной проблемы и методы поиска решения.
При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учениками вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися.
Постановка проблемы идет через проблемную ситуацию – учитель создает проблемную ситуацию и организует выход из нее.
Поиск решения проблемы идет через выдвижение и проверку гипотез:
1.учитель лично выдвигает или проверяет гипотезу;
2. ученик сам выдвигает или проверяет гипотезу;
3. учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.
Проблемные методы эффективны, т.к. постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством класса, следовательно, урок обеспечивается творческой деятельностью.
Побуждающий диалог, при котором учитель стимулирует учеников к творческим действиям по осознанию противоречия и формулированию проблемы по выдвижению и проверке гипотез. Побуждающий диалог развивает речь и творческие способности учащихся;
Подводящий диалог развивает речь и логическое мышление учащихся.
1.проблемно-диалогическое обучение обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем.
2. поставить перед учебной проблемой, значит помочь ученикам сформулировать либо тему урока, либо вопрос для исследования.
Метод постановки учебной проблемы осуществляется через четыре педагогических действия: 1. создание проблемной ситуации;
2. побуждение к осознанию проблемной ситуации;
3. побуждение к формулированию учебной проблемы;
4. принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Создать проблемную ситуацию, значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию или затруднение.
Побуждение к осознанию проблемной ситуации стимулируется фразами: ”Вы смогли выполнить это задание?” “В чём затруднение?” “Какой возникает вопрос?” “Какие знания вы применили?”, “Вы что предполагали? А что получается на самом деле?”.
При появлении неточных, ошибочных ученических формулировок, недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой. Показать, что мысль услышана и затем побудить учеников репликой “Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе?”
Технология поиска решения учебной проблемы.
Суть поиска решения учебной проблемы: учитель помогает ученикам “открывать” ученикам новые знания.
Для этого требуется осуществить четыре педагогических действия:
1. побуждение к выдвижению гипотез;
2. принятие выдвигаемых учениками гипотез;
3. побуждение к проверке гипотез;
4. принятие предлагаемых учениками проверок, что обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам.
Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования, поскольку является:
- результативной – обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности.
- здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психологические нагрузки учеников за счет стимуляции познавательной мотивации и “открытия знаний”.
В рамка образовательной системы “Школа 2100” технология проблемного диалога заложена в учебно-методических комплектах.