СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология проблемно-диалогического обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология проблемно - диалогического обучения. Педагогические действия.

Просмотр содержимого документа
«Технология проблемно-диалогического обучения.»

Технология проблемно-диалогического обучения.

Выступление на РМО начальных классов Е. Л. Штаревич.

Известно, что основными образовательными целями учебного процесса являются: знания, умения, навыки.

Цель «знания» достигается: введением и воспроизведением нового материала.

Умения формируются на этапе решения задач и выполнения упражнений.

Навыки вырабатываются путем многократного повторения действий.

Этап введения знаний является наиболее сложной (и творческой) частью подготовки к уроку.

Основной метод обучения: методы постановки учебной проблемы и методы поиска решения.

При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учениками вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися.

Постановка проблемы идет через проблемную ситуацию – учитель создает проблемную ситуацию и организует выход из нее.

Поиск решения проблемы идет через выдвижение и проверку гипотез:

1.учитель лично выдвигает или проверяет гипотезу;

2. ученик сам выдвигает или проверяет гипотезу;

3. учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.

Проблемные методы эффективны, т.к. постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством класса, следовательно, урок обеспечивается творческой деятельностью.

Побуждающий диалог, при котором учитель стимулирует учеников к творческим действиям по осознанию противоречия и формулированию проблемы по выдвижению и проверке гипотез. Побуждающий диалог развивает речь и творческие способности учащихся;

Подводящий диалог развивает речь и логическое мышление учащихся.

1.проблемно-диалогическое обучение обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем.

2. поставить перед учебной проблемой, значит помочь ученикам сформулировать либо тему урока, либо вопрос для исследования.

Метод постановки учебной проблемы осуществляется через четыре педагогических действия: 1. создание проблемной ситуации;

2. побуждение к осознанию проблемной ситуации;

3. побуждение к формулированию учебной проблемы;

4. принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.


Создать проблемную ситуацию, значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию или затруднение.

Побуждение к осознанию проблемной ситуации стимулируется фразами: ”Вы смогли выполнить это задание?” “В чём затруднение?” “Какой возникает вопрос?” “Какие знания вы применили?”, “Вы что предполагали? А что получается на самом деле?”.

При появлении неточных, ошибочных ученических формулировок, недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой. Показать, что мысль услышана и затем побудить учеников репликой “Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе?”


Технология поиска решения учебной проблемы.

Суть поиска решения учебной проблемы: учитель помогает ученикам “открывать” ученикам новые знания.

Для этого требуется осуществить четыре педагогических действия:

1. побуждение к выдвижению гипотез;

2. принятие выдвигаемых учениками гипотез;

3. побуждение к проверке гипотез;

4. принятие предлагаемых учениками проверок, что обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам.

Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования, поскольку является:

- результативной – обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности.

- здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психологические нагрузки учеников за счет стимуляции познавательной мотивации и “открытия знаний”.

В рамка образовательной системы “Школа 2100” технология проблемного диалога заложена в учебно-методических комплектах.