СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология продуктивного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технология продуктивного чтения»

  Технология продуктивного чтения Читать – это еще ничего не значит;  что читать и как понимать – вот в чем главное дело. К.Д.Ушинский

Технология продуктивного чтения

Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать – вот в чем главное дело.

К.Д.Ушинский

Технология формирования правильного типа читательской деятельности  Цель – понимание текстов.  Три этапа работы с любым текстом.  До чтения текста: – просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создание мотива для чтения 2) Во время чтения текста: – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста 3) После чтения текста: – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы.  Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации  Читая текст в рамках любого предмета, мы строим работу с текстом в три этапа: до чтения, во время чтения и после чтения. У каждого этапа работы с текстом своя задача, соответственно разные действия читателя и использование разных видов чтения.  2

Технология формирования правильного типа читательской деятельности Цель понимание текстов. Три этапа работы с любым текстом.

  • До чтения текста:

просмотровое чтение

Результат:

предвосхищение чтения, создание мотива для чтения

2) Во время чтения текста:

изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста

3) После чтения текста: – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы.

Результат:

понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации

Читая текст в рамках любого предмета, мы строим работу с текстом в три этапа: до чтения, во время чтения и после чтения. У каждого этапа работы с текстом своя задача, соответственно разные действия читателя и использование разных видов чтения.

2

I этап- работа с текстом до чтения 1 .Предположения о героях, теме, содержании по фамилии автора, заглавию, иллюстрациям. 2.Уточнение по ключевым словам своих предположений о теме произведения, героях, развитии действия.

I этап- работа с текстом до чтения

1 .Предположения о героях, теме, содержании по фамилии автора, заглавию, иллюстрациям.

2.Уточнение по ключевым словам своих предположений о теме произведения, героях, развитии действия.

Л.Н.Толстой «Белка и волк» Рассмотрите иллюстрацию. Подумайте, о чем пойдет речь в рассказе с таким названием? (Предугадывания детей) Прочитаем текст, проверим наши предположения . Белка, волк, хотел съесть, отчего веселы, мы добры.

Л.Н.Толстой «Белка и волк»

Рассмотрите иллюстрацию.

Подумайте, о чем пойдет речь в рассказе с таким названием?

(Предугадывания детей)

Прочитаем текст, проверим наши предположения .

Белка, волк, хотел съесть, отчего веселы, мы добры.

 Белка и волк .  Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: - Пусти меня.  Волк сказал: - Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.  Белка сказала: - Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то боюсь тебя.  Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: - Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Белка и волк .

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:

- Пусти меня.

Волк сказал:

- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.

Белка сказала:

- Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

II этап-работа с текстом во время чтения 1.Самостоятельное чтение с целью проверки своих предположений. 2.Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. По ходу чтения учитель задает уточняющие вопросы на понимание. 3.Озаглавливание частей. 4.Перечитывание текста медленное, вдумчивое 5. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов 6.Диалог с автором

II этап-работа с текстом во время чтения

1.Самостоятельное чтение с целью проверки своих предположений.

2.Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. По ходу чтения учитель задает уточняющие вопросы на понимание.

3.Озаглавливание частей.

4.Перечитывание текста медленное, вдумчивое

5. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов

6.Диалог с автором

 Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:  - Пусти меня.  Волк сказал:  - Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.  Белка сказала:  - Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: - Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть.

Белка стала просить: - Пусти меня. Волк сказал: - Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете. Белка сказала: - Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Диалог с автором- это естественная беседа через текст Например, прием комментированного чтения. 1.Озвучивают текст дети, а комментирует учитель. 2.Приветствуются также и детские суждения. 3.Комментарий должен быть кратким и динамичным. 4.Комментарий не должен превращаться в беседу. 5.Комментируем в том месте, где это действительно нужно.

Диалог с автором- это естественная беседа через текст

Например, прием комментированного чтения.

1.Озвучивают текст дети, а комментирует учитель.

2.Приветствуются также и детские суждения.

3.Комментарий должен быть кратким и динамичным.

4.Комментарий не должен превращаться в беседу.

5.Комментируем в том месте, где это действительно нужно.

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора включать воображение.
  • Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора включать воображение.
III этап-работа с текстом после чтения 1.Проблемный вопрос к тексту в целом. Ответы детей. 2.Беседа. Понимание авторского замысла. 3.Рассказ о писателе (беседа о писателе углубит понимание прочитанного). 4.Повторное обращение к заглавию и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора. 5.Выполнение творческих заданий.

III этап-работа с текстом после чтения

1.Проблемный вопрос к тексту в целом. Ответы детей.

2.Беседа. Понимание авторского замысла.

3.Рассказ о писателе (беседа о писателе углубит понимание прочитанного).

4.Повторное обращение к заглавию и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.

5.Выполнение творческих заданий.

Творческое задание предполагает самостоятельность ребенка 1.Составь план (самостоятельно, в парах, в группе) 2.« Проиллюстрируй…» 3.« Сочини…» 4.« Придумай…» 5.Структурная модель текста.

Творческое задание предполагает самостоятельность ребенка

1.Составь план (самостоятельно, в парах, в группе)

2.« Проиллюстрируй…»

3.« Сочини…»

4.« Придумай…»

5.Структурная модель текста.

Модель-описание Белка злой добрая Волк глупый хитрая сонный  весёлая хвост поднят хвост опущен  большой маленькая

Модель-описание

Белка

злой

добрая

Волк

глупый

хитрая

сонный

весёлая

хвост поднят

хвост опущен

большой

маленькая

УУД

До чтения

Во время чтения

  • Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • Слушать и понимать речь других.

После чтения

  • Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции ;
  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
  • Ориентироваться в учебнике;
  • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • Выразительно читать и пересказывать текст;
  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Достоинства технологии применима самостоятельно вне урока; возрастносообразна и доступна; ориентирована на развитие личности читателя; развивает умение прогнозировать результаты чтения; способствует достижению понимания на уровне смысла.

Достоинства технологии

  • применима самостоятельно вне урока;
  • возрастносообразна и доступна;
  • ориентирована на развитие личности читателя;
  • развивает умение прогнозировать результаты чтения;
  • способствует достижению понимания на уровне смысла.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!