Технология продуктивного чтения
Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать – вот в чем главное дело.
К.Д.Ушинский
Технология формирования правильного типа читательской деятельности Цель – понимание текстов. Три этапа работы с любым текстом.
– просмотровое чтение
Результат:
предвосхищение чтения, создание мотива для чтения
2) Во время чтения текста:
– изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста
3) После чтения текста: – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы.
Результат:
понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации
Читая текст в рамках любого предмета, мы строим работу с текстом в три этапа: до чтения, во время чтения и после чтения. У каждого этапа работы с текстом своя задача, соответственно разные действия читателя и использование разных видов чтения.
2
I этап- работа с текстом до чтения
1 .Предположения о героях, теме, содержании по фамилии автора, заглавию, иллюстрациям.
2.Уточнение по ключевым словам своих предположений о теме произведения, героях, развитии действия.
Л.Н.Толстой «Белка и волк»
Рассмотрите иллюстрацию.
Подумайте, о чем пойдет речь в рассказе с таким названием?
(Предугадывания детей)
Прочитаем текст, проверим наши предположения .
Белка, волк, хотел съесть, отчего веселы, мы добры.
Белка и волк .
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:
- Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
II этап-работа с текстом во время чтения
1.Самостоятельное чтение с целью проверки своих предположений.
2.Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. По ходу чтения учитель задает уточняющие вопросы на понимание.
3.Озаглавливание частей.
4.Перечитывание текста медленное, вдумчивое
5. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов
6.Диалог с автором
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть.
Белка стала просить: - Пусти меня. Волк сказал: - Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете. Белка сказала: - Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Диалог с автором- это естественная беседа через текст
Например, прием комментированного чтения.
1.Озвучивают текст дети, а комментирует учитель.
2.Приветствуются также и детские суждения.
3.Комментарий должен быть кратким и динамичным.
4.Комментарий не должен превращаться в беседу.
5.Комментируем в том месте, где это действительно нужно.
- Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора включать воображение.
III этап-работа с текстом после чтения
1.Проблемный вопрос к тексту в целом. Ответы детей.
2.Беседа. Понимание авторского замысла.
3.Рассказ о писателе (беседа о писателе углубит понимание прочитанного).
4.Повторное обращение к заглавию и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.
5.Выполнение творческих заданий.
Творческое задание предполагает самостоятельность ребенка
1.Составь план (самостоятельно, в парах, в группе)
2.« Проиллюстрируй…»
3.« Сочини…»
4.« Придумай…»
5.Структурная модель текста.
Модель-описание
Белка
злой
добрая
Волк
глупый
хитрая
сонный
весёлая
хвост поднят
хвост опущен
большой
маленькая
УУД
До чтения
Во время чтения
- Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
- Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- Слушать и понимать речь других.
После чтения
- Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции ;
- Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
- Ориентироваться в учебнике;
- Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- Выразительно читать и пересказывать текст;
- Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
- Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
- Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Достоинства технологии
- применима самостоятельно вне урока;
- возрастносообразна и доступна;
- ориентирована на развитие личности читателя;
- развивает умение прогнозировать результаты чтения;
- способствует достижению понимания на уровне смысла.
Спасибо за внимание!