Тема урока: | Сравнение отрезков. Длина отрезка. |
Учитель | Брусничкина Светлана Владимировна |
Образовательная цель | Формирование познавательной культуры личности, развитие интеллектуальных способностей ученика на основе осмысления способов сравнения и измерения отрезков. |
Планируемые образовательные результаты | По окончании изучения темы ученик: ЛР-1: развивает познавательные интересы; ЛР-2: активно и заинтересованно выполняет все задания; ПУД-1: сравнивает длины отрезков; ПУД-2: грамотно использует в устной речи математические термины; ПУД-3: анализирует проблемную ситуацию и предлагает пути выхода из нее; ПУД-4: делает вывод… КУД-1: самостоятельно организует учебное взаимодействие в паре (определять общие цели, договариваться друг с другом); КУД-2: высказывает свое мнение и обосновывает его; КУД-3: находит общее решение с учетом других мнений; КУД-4: оказывает взаимопомощь при выполнении заданий; РУД-1: составляет план (индивидуально или в паре) решения проблемы; РУД-2: сопоставляет свое решение с решением, предложенным другим учеником и решением, предлагаемым учителем; РУД-3: корректирует способы действий, в случае расхождения результатов собственного решения и образца; ПР-1: дифференцирует луч и отрезок; изображает луч и отрезок по заданию; ПР-2: решает математические задачи по теме |
Программные требования к образовательным результатам раздела «Натуральные числа. Язык геометрических рисунков» | Ученик научиться: решать задачи на сравнение и измерение длины отрезков; научится применять числовые и буквенные выражения при нахождении длины отрезка. Ученик получит возможность научиться: использовать полученные знания в повседневной жизни; уметь находить сходства и различия. |
Программное содержание | Числовые и буквенные выражения. Прямая, отрезок, луч. Сравнение и длина отрезка. Ломаная. |
Мировоззренческая идея | Длина является постоянным признаком объектов, ее можно измерить разными способами. В жизни нужно уметь измерять длины объектов. |
Ценностно-смысловые ориентиры | Математика поддается только мыслящему человеку. Наука-ценность знания. |
План изучения учебного материала | 1.Повторение теоретического материала. Устная работа. 2.Практическая работа в парах. 3.Применение полученных знаний при решении учебных задач. |
Основные понятия | Длина отрезка |
| Равные отрезки |
| Единица измерения (мерка) |
| Наложение |
Тип урока | Урок изучения нового материала. |
Форма урока | Урок-практикум |
Образовательная технология | С элементами проблемного обучения |
Оснащение урока | Прозрачная пленка, линейка, циркуль, учебник |
Мизансцена урока | Традиционная |
Предварительная подготовка к уроку учащихся | Повторение данных ранее определений по теме: «Прямая. Отрезок. Луч» |
Домашнее задание | Задания из учебника. |
Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | ПОР |
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 мин.) |
Приветствие. Отметка отсутствующих. Проверка к уроку. Остались ли у кого-то из ребят вопросы по теме: «Прямая. Отрезок. Луч» Ответим на вопросы: Сколько можно провести отрезков, соединяющих две точки? Сколько прямых можно провести через две точки? Чем изображение отрезка отличается от изображения прямой? Значит мы можем двигаться дальше к следующему параграфу, который называется «Сравнение отрезков. Длина отрезка» | Стоя. Дежурный. Отвечают на вопросы фронтально. | ПУД-2 ПР-1 |
II. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ (10-12 мин.) |
А разве мы с вами не умеем измерять и сравнивать отрезки? С помощью, каких инструментов мы это делаем? Что же мы будем делать, если под рукой нет ни линейки, ни циркуля? Единственное, что у меня есть для вас это прозрачные пленки. Подумайте в своих парах как проверить, равны ли данные отрезки, если пользоваться только прозрачной пленкой. ( Напомнить о нестандартных способах измерений длины (например, зная длину своего пальца и т. д.) Выпишите из предложенных отрезков, группы равных. Подведите итог проделанной работы: в каких случаях можно утверждать, что отрезки равны | Фронтально Работают в парах (с раздаточным материалом). Выписывают в тетрадь группы равных отрезков. Делают вывод. | ПР-1 ЛР-2 РУД-1 КУД-1 КУД-3 КУД-4 ПУД-4 |
III. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (15 мин.) |
Проверьте себя. Сравните ваши выводы с определениями На геометрических рисунках принято равные отрезки отмечать одинаковым числом черточек. Рассмотрите рисунок 10 в учебнике и выпишите в тетради, какие отрезки равны. Проверьте свои ответы Рассмотрите рисунок 12 в учебнике. Каждая пара находит равные отрезки, называет их. Делает на листах такой же рисунок, увеличив все размеры в два раза, отмечает равные отрезки и делает вывод (равные отрезки увеличенные или уменьшенные в одинаковое количество раз, остаются равными) | Каждая пара озвучивает названия равных отрезков и объясняет свой вывод. Работа с учебником. Поиск равных отрезков на геометрическом рисунке. Работа с рисунком из учебника. Каждая группа на альбомном листе выполняет задание. | РУД-1 КУД-2 ПУД-4 ПУД-1 ПР-1 ЛР-1 ПУД-3 ПР-2 |
IV. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (5-7 мин.) |
Измеряя и сравнивая отрезки, вы пользовались таким понятием, как длина отрезка. Как бы вы объяснили, что такое длина отрезка, человеку, который измерением отрезков никогда не занимался? Теперь сравним ваше объяснение с объяснением в учебнике Вспомним мультфильм «38 попугаев» Как мы здесь применим понятие длины отрезка? | Называют известные им единицы длины. Выдвигают свои идеи в парах и озвучивают выбранный ответ. Длина удава не меняется от того, какую мерку мы примем за единицу (слоны, обезьяны, попугаи) Ученикам предлагается выполнить задания на нахождение длины искомого отрезка | ПУД-2 РУД-1 РУД-2 ПУД-1 РУД-1 ПР-2 |
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин.) |
Из разрозненных слов, ребята составляют определения понятий, изученных на уроке( каждая группа выкладывает определения, состоящие из отдельных слов на столах). Учитель дает возможность одному представителю из пары ознакомится с результатами других пар. Домашнее задание Спасибо за урок. | Выполняют работу в парах. Обсуждение. Работа по раздаточному материалу и сразу самопроверка. Находят определения новых понятий, изученных на уроке, в учебнике и отмечают их. Запись в дневник | КУД-2 ЛР-2 РУД-2 РУД-3 ЛР-1 |