Технология проектного обучения на уроках технологии
Говорят любая профессия – врач, шахтёр, инженер, артист и т.д. – начинается с учителя. Я думаю, что ориентировать в мир профессий, проявлять фантазию и индивидуальность, подготовить к самостоятельной трудовой деятельности может только учитель технологии.
Много было радости, огорчения, промахов и неудач. Всё пережитое и передуманное приобрело определённое название – опыт и мастерство. Предмет «Технология» - особенный. Он знакомит детей с современными технологиями, помогает ориентироваться в мире профессий, проявлять свою фантазию и индивидуальность, подготавливает их к самостоятельной трудовой деятельности. Данный предмет создаёт атмосферу здорового соперничества и учит сотрудничеству.
За много лет работы в школе на собственном опыте убедился, какими большими возможностями обладает наш предмет для развития у детей творческого начала.
На своих уроках я стараюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное.
Обучение технологии в национальной школе имеет свои особенности. Раннее приобщение ребенка к бытовому труду закладывает основу его активного участия в производственной деятельности в будущем. Роль школы состоит в том, чтобы, учитывая интересы, способности и потребности, поддерживать в учениках естественную любознательность, не потерять навыки труда, заложенные семьёй. Что я как учитель технологии могу сделать, чтобы у детей возник интерес к предмету, к самому процессу добывания знаний? Как при этом учитывать особенности ребенка? Вот, пожалуй, главные вопросы, волновавшие меня, когда обдумывались новые формы работы. Одной из таких удачных находок и стали творческие проекты.
Еще А.С. Макаренко говорил: «Нет методов заведомо плохих, либо хороших, только в системе педагогических средств может быть дана их объективная оценка, проверенная опытом».
Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте составляют представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использования на практике.
Организуя работу над проектами, всегда начинаю с изучения интересов учащихся, выбора и обосновании тематики проектов и подготовки учеников к работе по этим проектам.
При выборе тем проектов в среднем звене максимально учитываю их мнения и пожелания. Это повышает у них уверенность в своих силах, развивает мышление и фантазию, учит соизмерять свои силы и возможности, стимулирует волю к обучению.
Темы проектов в старших классах выбираются учащимися самостоятельно или по рекомендации учителя. Рекомендуя темы творческих проектов, стараюсь учитывать возможность реализации межпредметных связей, преемственности в обучении.
Учащиеся должны выбрать для себя объект проектирования – изделие, которое они действительно хотели бы усовершенствовать, предложить для конкретного использования, чтобы удовлетворить реальные потребности людей.
Ребята, которым очень тяжело дается выполнение творческих проектных работ, получают задание на изготовление конкретного изделия. И здесь важную роль играет учитель. Именно он должен правильно сформировать бригаду, порекомендовать назначить руководителями проекта определенных учеников, опираясь на их способности, дать возможность каждому почувствовать свою значимость и важность именно на этом месте, объединить всех одной идеей. Часто отведенного времени бывает недостаточно, особенно если разрабатываются усложненные конструкции изделий. Поэтому значительную часть проекта, особенно связанную с его описательной частью, оформлением учащиеся выполняют дома. Мои ученики некоторые работы, например, по обоснованию конструкции изделия и технологического процесса, экономическому обоснованию, экологической оценке проекта выполняют параллельно с изготовлением изделия.
Работа детей над проектом требует от учителя затрат большого количества времени на работу с каждым учащимся, на подготовку к уроку. В связи с тем, что в кабинете появился компьютер, сканер, проектор, имеется выход в интернет, стало намного удобней проводить уроки, больше времени остаётся на индивидуальную работу с учащимися. Трудностью в работе является то, что ребенок, порой, не может реализовать задуманный проект из-за отсутствия возможности приобрести, а то и просто принести необходимые материалы для проектного изделия. Сообща стараемся выходить из этого положения. Свой кабинет, свое рабочее место стараюсь превратить для учащихся в лабораторию для творческой работы.
Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой перед всем классом. Защита проектов проводится в форме лекций, презентаций или выступлений. Для выступления каждому учащемуся дается 5-7 минут. Это мероприятие стимулирует формирование у детей чувства ответственности и вносит дух здоровой состязательности.
При защите своего проекта ученик представляет своё изделие и аргументирует выбор данной темы проекта, предоставляет экономические расчёты, перечень используемых материалов и вспомогательной литературы.
По окончанию защиты ставится итоговая оценка творческого проекта, которая не только подводит итог труда учащегося, но имеет большое воспитательное значение. При оценке защиты творческого проекта учитывается также качество доклада, деловые и волевые качества выступающего. При этом я считаю, что и при выполнении работы по проекту на каждом занятии нужно выставлять текущие оценки, которые подтягивают, дисциплинируют ребят, и учитывать их при подведении итогов работы.
Опыт использования метода проектов на моих уроках дает возможность сделать вывод о том, что у учащихся сформирован устойчивый познавательный интерес к предмету. У детей раскрылись способности, о наличии которых я даже и не подозревал, они успешно стали управляться с тем, что было недоступно им ранее. Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения.
Применение на уроках метода проектной деятельности даёт положительный результат, о чём можно судить по позитивной динамике успеваемости в классах, в которых я преподаю технологию. Средний качественный показатель ЗУН учащихся стабильный, 100% . Прелесть детских изделий – в их неповторимости. Их фантазия, настойчивость в достижении поставленной цели безграничны. Они изо всех сил стараются, чтобы было красиво. И это прекрасно уже само по себе. Ведь любое изделие надо не только создать своими руками и украсить её неповторимыми узорами, но прежде всего, придумать его в воображении. Таким образом, в свои работы дети вкладывают и фантазию, и вкус, и умения. А это и есть процесс воплощения творческого замысла. При создании проекта работает все – от фантазии до логики. Ведь работа над проектом опирается на другие школьные дисциплины: физику и математику, химию и биологию, а также на историю и литературу. Подумать здесь всегда есть о чём. Свобода выбора, индивидуальность и самостоятельность – неотъемлемая часть процесса обучения проектной деятельности. Практическая значимость разработанных и выполненных проектов неоспорима, так как они продолжают жить, приносить пользу, пополняют и обновляют материальную базу кабинета и школы. Изготовив реальный предмет его можно использовать в играх, развлечениях, в быту, также в качестве подарков и сувениров. Знания, умения и навыки, полученные учащимися при выполнении проекта, активно используются на других предметах и всегда могут пригодиться в жизни.
Применяя проектный метод на уроках технологии, я с полной уверенностью могу сказать, что каждый урок технологии – это урок творческого вдохновения и радости, которое будет многократно воспроизведено детьми во взрослой жизни. Пусть это будет жизнь, полная красоты и духовности.