СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Технология проведения современного урока географии в условиях реализации ФГОС»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

           В современном образовательном стандарте « программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования должна быть направлена на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и  проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы». В системе оценки результатов обучения по ФГОС следует «предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения)».

      «Проект» в переводе с латинского- брошенный вперёд. Под проектом подразумевают создание продукта ранее не встречающего в таком конечном виде, как представили его вы и ваши дети при трансляции. Если поискать информацию о проектной деятельности в интернете высвечивается очень много теоретического материала о , но как реально сделать-лишь крупинки информации, поэтому я решила поделиться своим наработанным опытом. Классификация проектов очень многоликая и проводится по разным критериям: по профилю знаний, по характеру координации, по уровню контактов, по количеству участников, по продолжительности и т.д. Остановимся на классификации проектов по характеру доминирующей деятельности (Е.С.Полат). Проекты бывают исследовательские, информационные, практико-ориентированные, творческие, ролево -игровые. В своей педагогической деятельности я использую в основном исследовательские проекты.

Просмотр содержимого документа
««Технология проведения современного урока географии в условиях реализации ФГОС»»

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Институт психологии и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Отделение общего образования





ИТОГОВАЯ РАБОТА

слушателей курсов

«Технология проведения современного урока географии

в условиях реализации ФГОС»


Методические рекомендации по использованию методов проектов при изучении географии (на примере цифровых образовательных ресурсов )



Авторы проекта:

Иванова Светлана Алексеевна

Пантелеева Ирина Владимировна


Куратор: О.В. Вологодская,

старший преподаватель

отделения общего образования

ПМЦПКиППРО КФУ



Казань, 2017


Содержание


Пояснительная записка (введение) 3



Тезаурус (глоссарий) 4



Глава 1. Характеристика цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) 5



Глава 2. Алгоритм работы учителя по работе с платформой ЦОР 14



Глава 3. Формы представления результатов. 19



Заключение 21



Список использованной литературы 22






































Введение.

В современном образовательном стандарте « программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования должна быть направлена на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы». В системе оценки результатов обучения по ФГОС следует «предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения)».

«Проект» в переводе с латинского- брошенный вперёд. Под проектом подразумевают создание продукта ранее не встречающего в таком конечном виде, как представили его вы и ваши дети при трансляции. Если поискать информацию о проектной деятельности в интернете высвечивается очень много теоретического материала о , но как реально сделать-лишь крупинки информации, поэтому я решила поделиться своим наработанным опытом. Классификация проектов очень многоликая и проводится по разным критериям: по профилю знаний, по характеру координации, по уровню контактов, по количеству участников, по продолжительности и т.д. Остановимся на классификации проектов по характеру доминирующей деятельности (Е.С.Полат). Проекты бывают исследовательские, информационные, практико-ориентированные, творческие, ролево -игровые. В своей педагогической деятельности я использую в основном исследовательские проекты.



Тезаурус (глоссарий)

ГЛ - Глобал Лаб

ЦОР – цифровые образовательные ресурсы

ИКТ - Информационные Компьютерные Технологии

ФГОС – Федеральный Образовательный Стандарт

MW- текстовый редактор Microsoft Word

КР - краудсорсинг

























Глава 1.Характеристика цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

Метод проектов как образовательная технология, ориентированная на формирование опыта творческой деятельности учащихся. К числу образовательных технологий, отражающих современное видение образовательного процесса, безусловно, относится метод проектов.

В основе метода проектов лежит развитие творческих способностей учащихся, умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов как образовательная технология, ориентирован на формирование опыта творческой деятельности учащихся. Метод проектов органично вписывается в систему личностно-ориентированного обучения и способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, но при этом не исключает и не заменяет других методов обучения. Этот метод обучения использую в изучении предмета, применяю на уроках и во внеурочной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Современный уровень в образовании доказывает, используя проектную деятельность по предмету, как форму обучения, позволяет повысить познавательный интерес к предмету. Задача, которая стоит перед современным преподавателем заключается в определении и формировании сущности данного опыта работы и его ведущей идеи. Информационно-педагогическое описание опыта заключается в ответах на вопросы:

1) Что это?

2)Для чего это?

3)Как это?

4)Что это?

5)За счет чего это?

В ходе работы над проектами учащиеся ставят цель, определяют задачи, актуальность и глобальность к заданной теме. Важное значение имеет проведение SWOT- АНАЛИЗОВ по проектной деятельности.т. е. 1. Определение причины, вызвавшие создание проекта. 2 Определение сильных сторон, позволяющих реализовать деятельность. 3. Определение слабых сторон, мешающих реализовать деятельность.4. Выявление ресурсов( то. что возможно, но еще не задействовано).

Сильные стороны - это возможность организации последующих дискуссий и рефлексий.

Слабые стороны: 1 повышается агрессивность детей 2 низкий уровень мотивации и культуры учащихся 3 слабая заинтересованность 4 низкая рефлексивная способность учащихся 5 неумение строить коммуникативные связи.

Основные этапы работы над проектом :

    • подготовка (определение темы и целей проекта, подбор рабочей группы);

    • планирование (определение источников необходимой информации, определение вида конечного продукта проекта);

    • исследование (интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, выполнение практических работ);

    • подведение итогов;

    • трансляция результатов проектной деятельности и защита проектов;

    • рефлексия.

Использование в обучении  исследовательской деятельности обучающихся  позволяет педагогу не столько учить детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. В практике своей работы использую разные виды  проектов: информационные,  исследовательские,  практико-ориентированные, творческие.

Свою исследовательскую и проектную деятельность совместно с учащимися я использую в Глобальной школьной лаборатории (Глобал Лаб). В ГлобалЛаб проектно-исследовательская деятельность органично сочетается с традиционными формами обучения, не вытесняя, а обогащая их. Для получения реальных знаний и развития исследовательских навыков. Учащиеся смогут проводить измерения, систематизировать наблюдения и создавать базы данных, которых раньше просто не существовало, работать в команде, А ещё сочетать несочетаемое: солёное со сладким, информатику с поэзией, математику с рисованием и многое-многое другое.

ГлобалЛаб — это безопасная онлайн-среда, в которой учителя, школьники и их родители могут принимать участие в совместных исследовательских проектах. Все исследовательские проекты ГлобалЛаб построены по принципам «гражданской науки», особого вида краудсорсинга (от англ. crowdsourcing), предполагающего, что небольшой вклад каждого участника формирует общее качественно новое знание.

Проекты ГлобалЛаб могут быть привязаны к темам школьной программы по совершенно разным предметам — гуманитарным, естественно-научным и инженерным, а могут выходить далеко за их рамки.

«Международный образовательный сетевой проект Глобал Лаб даёт возможность выйти за рамки школы, района, проводить не только свои исследования, но и почерпнуть здесь много из опыта коллег. Проекты с цифровыми датчиками, предложенные на вашем сайте, позволяют развивать научный тип мышления учащихся, любознательность, познавательную активность, желание узнавать, исследовать, делать открытия!


Участвовать в проектах можно:


на уроке в классе или дома


в группах или индивидуально


с друзьями, учителем или родителями


в рамках выполнения школьного проекта


просто чтобы провести любопытное исследование




Как это работает?

  • Каждый участник проекта делает небольшое исследование или эксперимент, сравнимые по сложности с индивидуальным школьным проектом или даже обычной лабораторной

  • Результат эксперимента или исследования загружается в общее хранилище ГлобалЛаб.

  • На основе результатов, присланных множеством участников со всего мира, формируется общая картина, которая представляется в виде живых карт, графиков, диаграмм, галерей и другой инфографики.

  • Общий результат может представлять новое знание, служить предметом дискуссий, основой для возникновения новых проектов.

  • Любой, кто зарегистрировался на ГлобалЛаб, может участвовать в проектах других пользователей или создать свой собственный проект с помощью специального конструктора.

ГлобалЛаб: возможности для всех

ГлобалЛаб – полезный интернет-ресурс для всех, кто интересуется исследованиями. Каждой категории пользователей ГлобалЛаб предоставляет ряд уникальных возможностей.

  • Учащимся

Учёба не только ради учёбы, но и для удовлетворения научного любопытства, ради возможности применить полученные знания в реальной жизни. Вместо заучивания длинных параграфов из учебников – выход в «открытый космос» самостоятельных наблюдений, исследований, экспериментов и открытий.

В нашей виртуальной школьной лаборатории вам пригодятся такие качества, как неуёмное любопытство и любовь к задаванию вопросов. Творческий подход и оригинальные идеи, способные заинтересовать других ребят, – вот что мы в ГлобалЛаб ценим больше всего.

Здесь вы сможете почувствовать вкус настоящего научного поиска и приобрести опыт реальной проектно-исследовательской деятельности, который поможет вам в будущем. Участвуя в жизни ГлобалЛаб-сообщества, вы не просто проявите себя в качестве исследователя, найдете ответы на занимательные научные вопросы и увидите, как рождается новое знание, но и обретёте новых друзей.

Важно для будущего: участие в проектах ГлобалЛаб будет отображено в вашем портфолио, что может пригодиться вам при поступлении в вузы.

  • Учителям и учебным заведениям

Национальная образовательная система намечает новые тенденции развития, которые требуют от преподавателей умения находить инновационные пути и методы для внедрения системно-деятельностного подхода в процесс обучения. ГлобалЛаб может дать учителю всё необходимое для реализации проектной деятельности в классе:

    • идеи проектов;

    • платформу для их размещения;

    • различные цифровые инструменты для обработки данных;

    • помощь методистов;

    • материалы для эффективной подготовки к занятиям и для проведения уроков;

    • международное сетевое сообщество единомышленников;

    • место для публикации результатов;

    • систему оценки общепредметных навыков;

    • портфолио учеников.

В ГлобалЛаб созданы все условия для повышения эффективности преподавательской деятельности. Кроме того, работа в международных проектах способствует профессиональному росту, поднимает престиж школы; сотрудничество с коллегами-учителями из разных стран привносит в процесс обучения элементы творчества; а удачное создание и выполнение проектов в сотрудничестве с классом и всем миром повышает самооценку.

Хотелось бы отметить, что ГлобалЛаб обеспечивает соответствие новым федеральным государственным образовательным стандартам, привнося исследовательский подход в учебный процесс.

Тьюторы ГлобалЛаб регулярно проводят семинары, вебинары и мастер-классы, чтобы подробнее познакомить вас с платформой и рассказать обо всех её возможностях.

Наш ресурс можно использовать с первого класса, продолжать при изучении предметов как естественно-научного цикла классов средней школы, так и гуманитарного, а впоследствии интегрировать их в курсы предметов для старшеклассников. Таким образом, первоначальные инвестиции времени и средств, необходимых для изучения ресурса и создания надежного доступа к сети, окупятся в процессе обучения.

Узнать подробнее о всех преимуществах использования ГлобалЛаб для учителей.

  • Родителям

Нам как родителям очевидно, что знание «контента» может дать выпускнику высокий балл на ЕГЭ и место в вузе, но, увы, не является гарантом жизненного успеха. Мы все интуитивно понимаем, что для развития навыков, необходимых для профессионального роста, требуется инструмент, каким-то образом приближающий деятельность в школе к деятельности в профессиональной среде (решение настоящих задач, поиск необходимой для этого информации, коммуникация и т.д.). Мы создали ГлобалЛаб как раз для того, чтобы восполнить эту недостачу.

Мы предлагаем вам учиться вместе с ребёнком, стать членами одной команды. И, что немаловажно, теперь вы можете смело оставить своего ребёнка в интернете, точно зная, что на нашем портале он занят полезным делом.

В ближайшем будущем на ГлобалЛаб состоится «родительское собрание» мирового масштаба. Мы уверены, что решать проблемы, связанные с вопросами образования детей, в коллективе единомышленников из разных стран может быть очень продуктивно.

Активное участие в сообществе ГлобалЛаб поможет вашему ребёнку поступить в вуз (его участие в проектной работе будет собрано в отдельном портфолио), успешно учиться и стать востребованным специалистом в обществе будущего.

  • Учёным

ГлобалЛаб – сетевая среда проектно-исследовательского взаимодействия школьников, построенная на принципе краудсорсинга. Ключевой элемент портала ГлобалЛаб – собрание проектов. Каждый проект – это небольшое исследование, имеющее конкретную цель и чётко прописанный «сценарий» ведения работы и методик сбора данных. Вполне возможно, что вы уже давно работаете над той или иной актуальной проблемой, которую можно попытаться решить методом агрегации большого числа данных, собранных распределёнными по региону, стране или всему миру школьниками. Воспользуйтесь талантами и умениями молодой, энергичной «рабочей силы» и инструментами нашей сетевой платформы.

Участвуя в деятельности Глобальной школьной лаборатории, вы можете стать инициатором исследовательской идеи или предложить сообществу школьников свой собственный проект, интересный с образовательной и научной точек зрения. Кроме того, это прекрасная возможность популяризовать конкретную область вашей научной деятельности в среде молодых исследователей, повысить интерес к ней.


Глава 2. Алгоритм работы учителя по работе с платформой ЦОР.

  • Вы регистрируетесь на нашем сайте, пройдя по следующей ссылке – https://globallab.org/ru/user/register/, и становитесь полноправным членом ГлобалЛаб-сообщества. Мы будем рады, если вы подробно расскажете о себе в профиле: будущие коллеги должны хорошо знать друг друга, даже если они находятся в разных странах и на разных континентах. Это поможет нам создать территорию доверия и дружеского общения.

  • После регистрации вы можете участвовать в понравившихся исследовательских проектах – https://globallab.org/ru/project/catalog/, а также просматривать все накопленные в этих проектах результаты через удобную систему отображения полученных данных.





  • Чувствуете в себе силы создать собственный исследовательский проект, способный заинтересовать других участников? Отлично! Для этого в ГлобалЛаб есть «Конструктор проектов» (https://globallab.org/ru/project/builder/).

Дружеский совет: не торопитесь создавать новые проекты. Сначала посмотрите, какие исследования уже в работе; изучите, как правильно сформулировать цель исследования, как составить анкету, какие данные собирать – все эти аспекты сделают вашу работу уникальной и обеспечат точность и корректность в процессе сбора информации, что является одним из главных условий серьёзного научного подхода.

  • То, что поначалу может показаться трудным походом по неведомым тропам, спустя какое-то время станет увлекательным путешествием к новым знаниям и настоящим открытиям.

Остались вопросы? В разделе «Поддержка» вы сможете найти на них ответы.



В помощь педагогу

  1. Подберите проект к теме урока.

  2. Или найдите проект в каталоге и поучаствуйте в нём. Читайте подробнее, как работать с каталогом проектов.

  3. Найдите своих учеников.

  4. Создайте группу и пригласите в неё своих учеников. Читайте подробнее, как создать группу и как пригласить в неё учеников.

  5. Ознакомьтесь с методическими и дидактическими материалами.

  6. Станьте участником методической группы для педагогов.

  7. Примите участие в методическом курсе для педагогов.

  8. Подайте свою идею. 

  9. Сделайте свой проект. Читайте подробнее, как сделать свой проект.

  10. Следите за календарём событий, блогом тьютора и за новостями сайта.


  • Расширение сферы творческой активности и рост спроса на неё в современном обществе требует подготовки – причём в рамках системы образования – человека, способного участвовать в этом движении, быть в нём эффективным. Цифровые, интерактивные и медиатехнологии создают условия для того, чтобы нацеленное на развитие творческих способностей образование было доступно большинству российских граждан. Но кроме технологических условий в этой сфере наблюдается потребность в новых идеологических подходах, инструментах и методиках педагогической практики, направленной на совместное творчество.

ГлобалЛаб предлагает педагогу современный ИКТ- и мультимедиа-насыщенный инструментарий для организации проектной и исследовательской деятельности школьников при реализации ФГОС нового поколения.

Вы можете работать в среде ГлобалЛаб со всем классом, летом – с группой летнего пришкольного или образовательного лагеря, в рамках программ дополнительного образования или с отдельными учащимися. 

  • Благодаря специализированным программным инструментам платформы ГлобалЛаб, использующим преимущества краудсорсинга и «облачных» решений, впервые стало возможным полноценное объединение содержательной, практической и ИКТ-компоненты в проектно-исследовательской деятельности школьников. Проекты, разработанные на базе платформы ГлобалЛаб, относятся к различным областям знаний: от экологии и математики до литературы и истории. Как правило, это междисциплинарные проекты, основанные на фактах реальной жизни. Их объединяет совместный, коллаборативный характер исследований, при котором ожидаемый результат формируется из экспериментов и наблюдений, сделанных всеми участниками проекта, несмотря на то что они находятся в разных городах, странах и даже на разных континентах.

Проекты ГЛ могут использоваться в качестве элементов или основы урока, вариантов краткосрочного, среднесрочного или долгосрочного домашнего задания, проекта или исследования, сопровождающего курс в целом («индивидуальный проект»), элемента или основы внеклассного мероприятия.

Подготовленные учащимися проекты и исследования могут быть не только иллюстрацией определённых положений учебного курса, но и использовать знания, умения и навыки, полученные при его изучении.

Специальный редактор – конструктор проектов – позволяет создавать web-опросы, являющиеся частью исследовательских проектов ГлобалЛаб. При этом учащиеся развивают умение вычленять проблему, формулировать вопрос и – самое главное – анализировать полученные результаты. В ГлобалЛаб дети, постигая основы исследовательской работы, привыкают к такой форме обучения, в которой они играют активную роль, перестают быть объектом, получающим готовое задание, и становятся непосредственными участниками конструирования знания.


Глава 3. Формы представления результатов.


Конечная цель исследовательской работы в ГлобалЛаб – развитие универсальных навыков, необходимых для решения профессиональных и жизненных задач. Здесь не заучивают факты – здесь учат учиться, вырабатывая, таким образом, основу для жизненного успеха. Применяемый в ГлобалЛаб исследовательский подход помогает избежать риска выхолащивания предмета до сугубо формального уровня, повышает мотивацию учащихся, помогает понять, что знания, умения и навыки, получаемые в школе, способствуют решению практических задач, успешной учёбе в вузе и карьерному росту.

  • Принципиальной особенностью проектов, выполняемых в среде ГлобалЛаб, служат их сетевой (совместный) характер и нацеленность на стимулирование сотрудничества учащихся путем создания ситуаций, в которых они используют данные, полученные всеми членами сообщества, для формирования коллективного экспериментального знания.

В ГлобалЛаб проектно-исследовательская деятельность органично сочетается с традиционными формами обучения, не вытесняя, а обогащая их. Большинство проектов ГлобалЛаб носит междисциплинарный характер и посвящено исследованию событий и явлений реальной жизни. По своей структуре и методологии исследования, проводимые членами сообщества, максимально приближены к подлинному научному поиску. Участникам предлагается детальный протокол и методика; результаты агрегируются в общей базе данных и отображаются на карте мира; программные инструменты помогают статистически обработать данные; социальная сеть поддерживает сотрудничество; профессиональные учёные и опытные учителя-методисты курируют проекты и ведут дневник исследователя.

  • Возможности проведения полноценного исследования в рамках одного класса или даже одной школы ограничены малым объёмом получаемых данных. За счёт краудсорсинга, используемого в ГлобалЛаб, может накапливаться обширная база данных, состоящая из результатов, полученных географически распределёнными по всему миру партнёрами, и доступная каждому участнику. Используя программные инструменты как часть пакета ГлобалЛаб, эти данные можно подвергнуть статистическому анализу и/или отобразить на карте, используя средства географической визуализации.

Исследовательская работа в ГлобалЛаб создаёт условия для формирования умения самостоятельно решать познавательные, коммуникативные и организационные задачи, тем самым готовя учеников к успешной карьере в обществе будущего.

Совместная работа над общими проектами, партнёрство с учёными в проведении научных экспериментов позволяет каждому участнику определённого проекта найти позитивную и лично для него привлекательную референтную группу, которая поощряет его научные достижения. Это повышает мотивацию школьников к познанию, стимулирует их личностное и профессиональное развитие, помогает эффективно выстроить индивидуальную образовательную траекторию.

  • Помимо усиления мотивации к освоению новых знаний ГлобалЛаб помогает формировать такие метапредметные навыки, как:

    • способность отыскивать и систематизировать информацию, необходимую для решения задач проекта;

    • умение работать в команде, члены которой распределены по всему миру;

    • соблюдение научной корректности при проведении наблюдений, их анализе и обсуждении;

    • критическое осмысление данных экспериментов, в том числе полученных партнёрами;

    • культура сетевого общения.


При работе над проектами были использованы такие программы как: Microsoft Word, Microsoft Power Point. Вся проектная деятельность гимназистов была оформлена в виде презентаций. Данные работы содержат иллюстрации, видеофрагменты, яркое и красочное оформление, которое заинтересовывает учащегося в познании нового материала. Часть из них представлена на районном конкурсе, а также ряд работ получили высокую оценку на краевой научно- практической конференции.



Заключение



В заключение хотелось бы отметить, что работа с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и совершенствуют свои знания и умения, прививается интерес и любовь к предмету география, к науке в целом.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет раскрыть область формирования собственного жизненного опыта ребенка и при этом является стимулом творческой деятельности обучающихся. Позволяет развить самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении; сделать процесс обучения и воспитания ребенка практически значимым в самостоятельной жизни,  чтобы наши дети выросли не пассивными потребителями, а инициативными гражданами и патриотами своего Отечества.




Список использованной литературы


I. Описание книг

1. Яковлева Н.Л География 9-11 классы : проектная деятельность учащихся / Н.В. Яковлева- Волгоград, 2008.— 141 с.

- книга двух авторов:

2. Гладилина И.П, Основы исследовательской деятельности,2010-44с

- книга трех авторов:

.

- электронный журнал

Крупа, И. С. https://globallab.org/












13