Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя школа №4 имени В.С.Садового пгт Юганец Володарского района Нижегородской области
Технология
психолого-педагогического сопровождения в формировании коммуникативных
навыков подростка.
Выполнила:
педагог-психолог
Шорохова Наталья Рахинжиновна
2019 год
Актуальность
Реализация ФГОС ООО.
Профессиональный стандарт «Педагог-психолог»
Цели и задачи МБОУ СШ №4 имени
Психолого-педагогическое сопровождение в формировании ключевых компетенций учащихся.
Мониторинг УУД в основной школе (5-8 класс).
Цель работы школы 2015-2020 учебный год:
Повышение качества образования как основы конкурентоспособности в условиях развития творческого потенциала учителя и учащихся.
Задачи 1. Создать условия для реализации ФГОС ООО для введения ФГОС у среднего образования.
2.Совершенствовать методический уровень педагогов в овладении новыми психолого-педагогическими и компьютерными технологиями.
3. Совершенствовать систему мониторинга и диагностики успешности образования уровня профессиональной компетенции и методической подготовкой.
4. Создать условия для формирования гражданской и социальной позиции личности через систему урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Цель психолого-педагогического сопровождения в реализации Основной образовательной программы школы:
- создание психолого-педагогических условий для реализации ООП;
- контроль и оценка сформированности универсальных учебных действий у обучающимся на каждом возрастном этапе.
Задачи:
-выявление возрастных особенностей форм УУД применительно к каждому уровню образования;
-выделение условий и факторов развития УУД в образовательном процессе и составление психолого-педагогических рекомендаций по их развитию;
- проведение групповой работы по коррекции и развитию УУД;
- мониторинг развития УУД на различных этапах общего образования.
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты:
сформировать личностные ценностно-смысловые ориентиры и установки, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
развить у обучающихся способность к саморазвитию и самосовершенствованию;
формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и коммуникативного развития обучающихся;
формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и коммуникативного развития обучающихся;
формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности;
овладение
овладение
Основные концептуальные положения
Культурно-исторический
Основы теоретической психологии (А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский).
Учение о структуре и динамике психологического возраста
Концепция развития универсальных учебных действий группы авторов под руководством А.Г.
Этапы реализации технологии
Мониторинг УУД адаптационного периода в 5 классе
Подготовительный (диагностический ) этап
Развивающие занятия с обучающимися, направленные на формирование коммуникативных навыков подростков.
Основной этап
Завершающий (рефлексивно-аналитический этап)
Корректирование системы психолого-педагогического сопровождения с учётом аналитических данных мониторинга.
Завершающий (рефлексивно-аналитический этап)
Корректирование системы психолого-педагогического сопровождения с учётом аналитических данных мониторинга.
Развивающие занятия с обучающимися, направленные на формирование коммуникативных навыков подростков.
Мониторинг УУД адаптационного периода в 5 классе
Подготовительный (диагностический ) этап
Взаимодействие с педагогами и родителями на этапах реализации программы
Этапы технологии
Родители (законные представители)
Подготовительный
Основной
Родительское собрание :
Педагогический коллектив
Рефлексивно – аналитический
Родительское собрание :
5 класс
2015-2016 у.г.
6 класс «Психологические особенности воспитания подростка в семье».
Анкетирование родителей в целях усовершенствования методов и технологии работы педагога-психолога.
Педагогический совет: «Результаты уровня сформированности личностных, метапредметных результатов, у учащихся 5 класса по итогам освоения образовательной программы основного общего образования».
1 полугодие «Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы».
Педагогический совет:
2 полугодие «Итоги адаптационного периода пятиклассника. Пути решений».
7 класс «Взаимоотношения родителей и детей».
2016-2017 у.г.«Учёт возрастных особенностей подростков в процессе реализации ФГОС ООО».
2018-2019 у.г. Педагогический совет: «Итоги реализации программы по формированию коммуникативных навыков подростка».
8 класса «Подростковый возраст –период становления личности»
2017-2018 у.г.«Учебная деятельность в подростковом возрасте. Пути решения».
Привлечение родителей в участии «Недели психологии».
2018-2019 у.г. Совещание при директоре: «Проблемы общения в подростковом возрасте. Пути решения».
Привлечение педагогического коллектива в участии «Недели психологии».
Подготовительный (диагностический ) этап
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Оценка сформированности навыков чтения из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой.
Личностные УУД
Методика ГИТ (групповой интеллектуальный тест)
Личностный опросник Кеттелла в модификации Л. А.Ясюковой(фактор Q3 –волевая саморегуляция) 5 класс
Цель: изучение самостоятельности мышления .
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению
Цель: обследование умственного развития.
Коммуникативные УУД
КАРТА
(7-8 класс)
(модификация А.Д.Андреевой)
Тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции» 6-8 класс.
«Изучение общей самооценки по опроснику Казанцевой Г.Н.» 6-8 класс
изучения сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся, осваивающих основную образовательную программу основного общего образования (5-8 класс)
Цель : диагностика познавательной активности, мотивация достижения, тревожности,гнева) 5-6 класс
Цель: определить уровень развития саморегуляции.
«Социометрия» метод Дж.Морено (5-8 класс).
«Тест коммуникативных умений» Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха)»
(5-8 класс)
Основной этап.
Цели и задачи технологии
Задачи:
1.Диагностика социометрических статусов обучающихся;
2.Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
3.Выработка у учащихся положительных черт характера, способствующих взаимопониманию в коммуникативной деятельности.
4.Обучение способам решения конфликтных ситуаций через основы медиации.
3. Увеличение количества обучающихся с конструктивными способами решения конфликтов.
1 Сплочение коллектива через развитие коммуникативных умений и навыков.
2. Обучение подростков умению управлять собой в конкретных, волнующих его ситуаций.
Цель: формирование коммуникативных навыков у подростков.
Задачи:
Срок реализации программы - 3 года
Срок реализации программы - 3 года
Программа построена с учетом принципов развивающей работы:
1. деятельностный принцип;
2. принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
3. принцип возрастания и сложности;
4. учета объема и степени разнообразия материала.
Режим занятий – 1 раз в неделю.
Режим занятий – 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий - 40-60 мин.
Продолжительность занятий - 40-60 мин.
Количество участников 15 – 20 человек.
Количество участников 15 – 20 человек.
Количество занятий в год - 32.
Количество занятий в год - 32.
Учебно-тематический план.
6 класс
7 класс
8 класс
Формы и методы :
мини-лекции, творческие задания, игры –ассоциации;
дискуссии, обсуждения, ролевое моделирование ситуаций;
работа в паре, в подгруппах, выполнение индивидуальных заданий;
применение информационно-коммуникативных технологий;
наблюдение за коммуникативным поведением других (эффективный способ повышения собственной компетентности).
Анкетирование родителей
«Качество работы педагога-психолога в развитии коммуникативных навыков подростка»
Завершающий (рефлексивно-аналитический этап)
В МБОУ СШ №4 имени В.С.Садового созданы психолого-педагогические условия для реализации ООП.
Ведётся контроль и оценка сформированности коммуникативных УУД у обучающимся на каждом возрастном этапе.
Создана программа групповой работы по развитию коммуникативных УУД.
Технология психолого-педагогического сопровождения
в формировании коммуникативных навыков подростка:
1. Способствовала сплочению коллектива через развитие коммуникативных умений и навыков.
2. Большинство подростков научились применять полученные знания в различных ситуациях.
3. Увеличилось количество обучающихся способные конструктивно разрешать конфликты.
4. Из числа детей, прошедших программу - 2 человека в 2019-2020 году вошли в состав
«Службы школьной медиации».
5. Увеличение запросов со стороны классных руководителей, учителей-предметников.
6. Повысилась психологическая культура родителей при общении с подростками.
Литература
- ФГОС основного общего образования.
- Профессиональный стандарт . Педагог-психолог (психолог в сфере образования).
- Психологический мониторинг уровня развития универсал. уч. действий у обучающихся. 5-9 классы. ФГОС. Составители И. В. Возняк, И. В. Еремина, И. М. Узянова и др.
- «Родительские собрания в 5-9 классах». ФГОС : что нового в школе?. Авторы-составители В.Р.Агаева и др.
- «Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся 6-11 классы» Н.И.Дереклеева.
- «Я и другие Я» психолого-педагогическое сопровождение и социальная адаптация подростков» М.Ю.Григорьев.
- «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли Система заданий» Пособие для учителя Под редакцией А. Г. Асмолова.
- «Психология» А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский.
- «Тренинги с подростками» Л.Гринин.
- «Тропинка к своему Я». Уроки психологии в средней школе (5–6 классы) / О. В. Хухлаева.
- «Тропинка к своему Я». Уроки психологии в средней школе (7–8 классы) / О. В. Хухлаева.
- Школьная служба восстановительной медиации (примирения). Система подготовки медиаторов. 5 – 9 классы : практические занятия, тренинговые задания / авт.-сост. О.А.Уварова
Спасибо за внимание!
Итоговая диагностика 2015-2016 у.г.
Коммуникативные УУД
«Социометрия» Дж. Морено .
Учителя-предметники 5 класс.
Принимало участие 8 человек
5 класс
Принимало участие 27 человек.
Задачи программы:
1. Познание и воспитание собственной личности ребёнка посредством межличностного общения. 2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. 3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия. 4. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды. 5. Воспитание сознательного овладения детей речевыми средствами общения, формирование умений и навыков практического владения выразительными (неречевыми) средствами общения: жестами, мимикой, пантомимикой, интонацией. 6. Развитие творческих способностей и воображения в процессе общения. 7. Выработка у учащихся положительных черт характера, способствующих взаимопониманию в коммуникативной деятельности.
№
Дата
20
Тема занятия
21
Я, ты, мы.
22
Школьный конфликт. Как его решать?
23
24
Диагностика УУД
25
Мир моих увлечений.
Коллектив начинается с меня.
26
Когда чувствуешь локоть друга.
27
Портрет моего друга
28
Отношение к неудачам в учёбе.
29
Как стать умнее?
30
Как решать проблемы.
31
Я в кругу семьи.
Поговори со мною, мама.
Программа направлена на решение следующих з а д а ч:
· обеспечение школьника средствами самопознания;
· повышение представлений подростка о собственной значимости, ценности;
· развитие внутренней активности учащегося;
· развитие социальных и коммуникативных навыков и эмоций;
· перенос положительного опыта из группы в реальную жизнь.
№
Дата
1
Тема занятия
2
3
Введение. Формирование группы. Правила.
Кто Я?
4
Эмоции правят мной или я ими.
5
6
Диагностика ЛУУД.
Мои желания, чувства.
7
Мои желания, чувства.
8
9
Все мы разные.
Все мы разные.
10
Моя и твоя уникальность.
11
12
Трудности взаимопонимания.
Опасности, которые нас подстерегают.
13
Умение сказать «НЕТ»
14
15
Мой выбор.
Агрессия и агрессивность.
16
Как победить совою и чужую агрессию
17
18
Игра-драматизация.
Неуверенность в себе.
19
Неуверенность в себе.
20
21
Как стать уверенным.
Конфликт.
22
Разрешение конфликтных ситуаций.
Рисование ассоциации со словом конфликт.
№
п/п
Тема занятия
1
Общее кол-во часов.
Что такое общение
2
Дата
1
Общение в семье.
3
проведения
Раздели печаль и радость близкого.
2
4
Как решать проблемы
1
5
6
Я в кругу семьи
2
2
Эффективные приемы общения как средства коммуникации
7
Живое общение
8
2
9
Знакомство (умение начать и поддержать знакомство).
1
Знакомство с понятием конфликт
1
1
Задачи программы:
1.Познакомить учащихся с понятием «конфликт», его составляющими.
2.Ознакомить учащихся с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях. 3.Научить применять навыки конструктивного разрешения конфликтов. 4.Развивать у учащихся способность к выработке собственных способов эффективной коммуникации.