СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология психолого-педагогического сопровождение в формировании коммуникативных навыков подростка.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация " Психолого-педагогическое сопровождение в формировании коммуникативных навыков подростка"

Просмотр содержимого документа
«Технология психолого-педагогического сопровождение в формировании коммуникативных навыков подростка.»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  средняя школа №4 имени В.С.Садового пгт Юганец  Володарского района Нижегородской области   Технология психолого-педагогического сопровождения в формировании коммуникативных навыков подростка. Выполнила:  педагог-психолог Шорохова Наталья Рахинжиновна 2019 год

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя школа №4 имени В.С.Садового пгт Юганец Володарского района Нижегородской области

Технология

психолого-педагогического сопровождения в формировании коммуникативных

навыков подростка.

Выполнила:

педагог-психолог

Шорохова Наталья Рахинжиновна

2019 год

Актуальность Реализация ФГОС ООО. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог» Цели и задачи МБОУ СШ №4 имени Психолого-педагогическое сопровождение в формировании ключевых компетенций учащихся. Мониторинг УУД в основной школе (5-8 класс).

Актуальность

Реализация ФГОС ООО.

Профессиональный стандарт «Педагог-психолог»

Цели и задачи МБОУ СШ №4 имени

Психолого-педагогическое сопровождение в формировании ключевых компетенций учащихся.

Мониторинг УУД в основной школе (5-8 класс).

Цель работы школы 2015-2020 учебный год: Повышение качества образования как основы конкурентоспособности в условиях развития творческого потенциала учителя и учащихся. Задачи 1. Создать условия для реализации ФГОС ООО для введения ФГОС у среднего образования. 2.Совершенствовать методический уровень педагогов в овладении новыми психолого-педагогическими и компьютерными технологиями. 3. Совершенствовать систему мониторинга и диагностики успешности образования уровня профессиональной компетенции и методической подготовкой. 4. Создать условия для формирования гражданской и социальной позиции личности через систему урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Цель работы школы 2015-2020 учебный год:

Повышение качества образования как основы конкурентоспособности в условиях развития творческого потенциала учителя и учащихся.

Задачи 1. Создать условия для реализации ФГОС ООО для введения ФГОС у среднего образования.

2.Совершенствовать методический уровень педагогов в овладении новыми психолого-педагогическими и компьютерными технологиями.

3. Совершенствовать систему мониторинга и диагностики успешности образования уровня профессиональной компетенции и методической подготовкой.

4. Создать условия для формирования гражданской и социальной позиции личности через систему урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Цель психолого-педагогического сопровождения в реализации Основной образовательной программы школы:

- создание психолого-педагогических условий для реализации ООП;

- контроль и оценка сформированности универсальных учебных действий у обучающимся на каждом возрастном этапе.

Задачи:

-выявление возрастных особенностей форм УУД применительно к каждому уровню образования;

-выделение условий и факторов развития УУД в образовательном процессе и составление психолого-педагогических рекомендаций по их развитию;

- проведение групповой работы по коррекции и развитию УУД;

- мониторинг развития УУД на различных этапах общего образования.

Ожидаемые результаты:

Ожидаемые результаты:

сформировать личностные ценностно-смысловые ориентиры и установки, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

развить у обучающихся способность к саморазвитию и самосовершенствованию;

формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и коммуникативного развития обучающихся;

формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и коммуникативного развития обучающихся;

формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности;

овладение

овладение

Основные концептуальные положения Культурно-исторический Основы теоретической психологии (А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский). Учение о структуре и динамике психологического возраста Концепция развития универсальных учебных действий группы авторов под руководством А.Г.

Основные концептуальные положения

Культурно-исторический

Основы теоретической психологии (А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский).

Учение о структуре и динамике психологического возраста

Концепция развития универсальных учебных действий группы авторов под руководством А.Г.

Этапы реализации технологии Мониторинг УУД адаптационного периода в 5 классе Подготовительный (диагностический ) этап Развивающие занятия с обучающимися, направленные на формирование коммуникативных навыков подростков. Основной этап Завершающий (рефлексивно-аналитический этап) Корректирование системы психолого-педагогического сопровождения с учётом аналитических данных мониторинга. Завершающий (рефлексивно-аналитический этап) Корректирование системы психолого-педагогического сопровождения с учётом аналитических данных мониторинга. Развивающие занятия с обучающимися, направленные на формирование коммуникативных навыков подростков. Мониторинг УУД адаптационного периода в 5 классе Подготовительный (диагностический ) этап

Этапы реализации технологии

Мониторинг УУД адаптационного периода в 5 классе

Подготовительный (диагностический ) этап

Развивающие занятия с обучающимися, направленные на формирование коммуникативных навыков подростков.

Основной этап

Завершающий (рефлексивно-аналитический этап)

Корректирование системы психолого-педагогического сопровождения с учётом аналитических данных мониторинга.

Завершающий (рефлексивно-аналитический этап)

Корректирование системы психолого-педагогического сопровождения с учётом аналитических данных мониторинга.

Развивающие занятия с обучающимися, направленные на формирование коммуникативных навыков подростков.

Мониторинг УУД адаптационного периода в 5 классе

Подготовительный (диагностический ) этап

Взаимодействие с педагогами и родителями на этапах реализации программы

Этапы технологии

Родители (законные представители)

Подготовительный

Основной

Родительское собрание :

Педагогический коллектив

Рефлексивно – аналитический

Родительское собрание :

5 класс

2015-2016 у.г.

6 класс «Психологические особенности воспитания подростка в семье».

Анкетирование родителей в целях усовершенствования методов и технологии работы педагога-психолога.

Педагогический совет: «Результаты уровня сформированности личностных, метапредметных результатов, у учащихся 5 класса по итогам освоения образовательной программы основного общего образования».

1 полугодие «Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы».

Педагогический совет:

2 полугодие «Итоги адаптационного периода пятиклассника. Пути решений».

7 класс «Взаимоотношения родителей и детей».

2016-2017 у.г.«Учёт возрастных особенностей подростков в процессе реализации ФГОС ООО».

2018-2019 у.г. Педагогический совет: «Итоги реализации программы по формированию коммуникативных навыков подростка».

8 класса «Подростковый возраст –период становления личности»

2017-2018 у.г.«Учебная деятельность в подростковом возрасте. Пути решения».

Привлечение родителей в участии «Недели психологии».

2018-2019 у.г. Совещание при директоре: «Проблемы общения в подростковом возрасте. Пути решения».

Привлечение педагогического коллектива в участии «Недели психологии».

Подготовительный (диагностический ) этап

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Оценка сформированности навыков чтения из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой.

Личностные УУД

Методика ГИТ (групповой интеллектуальный тест) 

Личностный опросник Кеттелла в модификации Л. А.Ясюковой(фактор Q3 –волевая саморегуляция) 5 класс

Цель: изучение самостоятельности мышления .

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

Цель: обследование умственного развития.

Коммуникативные УУД

 

КАРТА

(7-8 класс)

(модификация А.Д.Андреевой)

Тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции» 6-8 класс.

«Изучение общей самооценки по опроснику Казанцевой Г.Н.» 6-8 класс

изучения сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся, осваивающих основную образовательную программу основного общего образования (5-8 класс)

Цель : диагностика познавательной активности, мотивация достижения, тревожности,гнева) 5-6 класс

Цель: определить уровень развития саморегуляции.

«Социометрия» метод Дж.Морено (5-8 класс).

«Тест коммуникативных умений» Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха)»

(5-8 класс)

Основной этап. Цели и задачи технологии Задачи: 1.Диагностика социометрических статусов обучающихся; 2.Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. 3.Выработка у учащихся положительных черт характера, способствующих взаимопониманию в коммуникативной деятельности. 4.Обучение способам решения конфликтных ситуаций через основы медиации. 3. Увеличение количества обучающихся с конструктивными способами решения конфликтов. 1 Сплочение коллектива через развитие коммуникативных умений и навыков. 2. Обучение подростков умению управлять собой в конкретных, волнующих его ситуаций. Цель: формирование коммуникативных навыков у подростков. Задачи:

Основной этап.

Цели и задачи технологии

Задачи:

1.Диагностика социометрических статусов обучающихся;

2.Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

3.Выработка у учащихся положительных черт характера, способствующих взаимопониманию в коммуникативной деятельности.

4.Обучение способам решения конфликтных ситуаций через основы медиации.

3. Увеличение количества обучающихся с конструктивными способами решения конфликтов.

1 Сплочение коллектива через развитие коммуникативных умений и навыков.

2. Обучение подростков умению управлять собой в конкретных, волнующих его ситуаций.

Цель: формирование коммуникативных навыков у подростков.

Задачи:

Срок реализации программы - 3 года Срок реализации программы - 3 года Программа построена с учетом принципов развивающей работы: 1. деятельностный принцип; 2. принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей ребенка; 3. принцип возрастания и сложности; 4. учета объема и степени разнообразия материала. Режим занятий – 1 раз в неделю. Режим занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность занятий - 40-60 мин. Продолжительность занятий - 40-60 мин. Количество участников 15 – 20 человек. Количество участников 15 – 20 человек. Количество занятий в год - 32. Количество занятий в год - 32.

Срок реализации программы - 3 года

Срок реализации программы - 3 года

Программа построена с учетом принципов развивающей работы:

1. деятельностный принцип;

2. принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей ребенка;

3. принцип возрастания и сложности;

4. учета объема и степени разнообразия материала.

Режим занятий – 1 раз в неделю.

Режим занятий – 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий - 40-60 мин.

Продолжительность занятий - 40-60 мин.

Количество участников 15 – 20 человек.

Количество участников 15 – 20 человек.

Количество занятий в год - 32.

Количество занятий в год - 32.

Учебно-тематический план. 6 класс 7 класс 8 класс Формы и методы : мини-лекции, творческие задания, игры –ассоциации; дискуссии, обсуждения, ролевое моделирование ситуаций; работа в паре, в подгруппах, выполнение индивидуальных заданий; применение информационно-коммуникативных технологий; наблюдение за коммуникативным поведением других (эффективный способ повышения собственной компетентности).

Учебно-тематический план.

6 класс

7 класс

8 класс

Формы и методы :

мини-лекции, творческие задания, игры –ассоциации;

дискуссии, обсуждения, ролевое моделирование ситуаций;

работа в паре, в подгруппах, выполнение индивидуальных заданий;

применение информационно-коммуникативных технологий;

наблюдение за коммуникативным поведением других (эффективный способ повышения собственной компетентности).

Анкетирование родителей «Качество работы педагога-психолога в развитии коммуникативных навыков подростка»

Анкетирование родителей

«Качество работы педагога-психолога в развитии коммуникативных навыков подростка»

Завершающий (рефлексивно-аналитический этап) В МБОУ СШ №4 имени В.С.Садового созданы психолого-педагогические условия для реализации ООП. Ведётся контроль и оценка сформированности коммуникативных УУД у обучающимся на каждом возрастном этапе. Создана программа групповой работы по развитию коммуникативных УУД. Технология психолого-педагогического сопровождения  в формировании коммуникативных навыков подростка: 1. Способствовала сплочению коллектива через развитие коммуникативных умений и навыков. 2. Большинство подростков научились применять полученные знания в различных ситуациях. 3. Увеличилось количество обучающихся способные конструктивно разрешать конфликты. 4. Из числа детей, прошедших программу - 2 человека в 2019-2020 году вошли в состав  «Службы школьной медиации». 5. Увеличение запросов со стороны классных руководителей, учителей-предметников. 6. Повысилась  психологическая  культура родителей  при общении с подростками.

Завершающий (рефлексивно-аналитический этап)

В МБОУ СШ №4 имени В.С.Садового созданы психолого-педагогические условия для реализации ООП.

Ведётся контроль и оценка сформированности коммуникативных УУД у обучающимся на каждом возрастном этапе.

Создана программа групповой работы по развитию коммуникативных УУД.

Технология психолого-педагогического сопровождения

в формировании коммуникативных навыков подростка:

1. Способствовала сплочению коллектива через развитие коммуникативных умений и навыков.

2. Большинство подростков научились применять полученные знания в различных ситуациях.

3. Увеличилось количество обучающихся способные конструктивно разрешать конфликты.

4. Из числа детей, прошедших программу - 2 человека в 2019-2020 году вошли в состав

«Службы школьной медиации».

5. Увеличение запросов со стороны классных руководителей, учителей-предметников.

6. Повысилась  психологическая  культура родителей  при общении с подростками.

Литература

  • ФГОС основного общего образования.
  • Профессиональный стандарт . Педагог-психолог (психолог в сфере образования).
  • Психологический мониторинг уровня развития универсал. уч. действий у обучающихся. 5-9 классы. ФГОС. Составители И. В. Возняк, И. В. Еремина, И. М. Узянова и др.
  • «Родительские собрания в 5-9 классах». ФГОС : что нового в школе?. Авторы-составители В.Р.Агаева и др.
  • «Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся 6-11 классы» Н.И.Дереклеева.
  • «Я и другие Я» психолого-педагогическое сопровождение и социальная адаптация подростков» М.Ю.Григорьев.
  • «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли Система заданий» Пособие для учителя Под редакцией А. Г. Асмолова.
  • «Психология» А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский.
  • «Тренинги с подростками» Л.Гринин.
  • «Тропинка к своему Я». Уроки психологии в средней школе (5–6 классы) / О. В. Хухлаева.
  • «Тропинка к своему Я». Уроки психологии в средней школе (7–8 классы) / О. В. Хухлаева.
  • Школьная служба восстановительной медиации (примирения). Система подготовки медиаторов. 5 – 9 классы : практические занятия, тренинговые задания / авт.-сост. О.А.Уварова
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Итоговая диагностика 2015-2016 у.г. Коммуникативные УУД «Социометрия»   Дж. Морено . Учителя-предметники 5 класс. Принимало участие 8 человек 5 класс Принимало участие 27 человек.

Итоговая диагностика 2015-2016 у.г.

Коммуникативные УУД

«Социометрия»   Дж. Морено .

Учителя-предметники 5 класс.

Принимало участие 8 человек

5 класс

Принимало участие 27 человек.

Задачи программы:

1. Познание и воспитание собственной личности ребёнка посредством межличностного общения.  2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.  3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.  4. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.  5. Воспитание сознательного овладения детей речевыми средствами общения, формирование умений и навыков практического владения выразительными (неречевыми) средствами общения: жестами, мимикой, пантомимикой, интонацией.  6. Развитие творческих способностей и воображения в процессе общения.  7. Выработка у учащихся положительных черт характера, способствующих взаимопониманию в коммуникативной деятельности.

Дата

20

Тема занятия

21

Я, ты, мы.

22

Школьный конфликт. Как его решать?

23

24

Диагностика УУД

25

Мир моих увлечений.

Коллектив начинается с меня.

26

Когда чувствуешь локоть друга.

27

Портрет моего друга

28

Отношение к неудачам в учёбе.

29

Как стать умнее?

30

Как решать проблемы.

31

Я в кругу семьи.

Поговори со мною, мама.

Программа направлена на решение следующих з а д а ч: · обеспечение школьника средствами самопознания; · повышение представлений подростка о собственной значимости, ценности; · развитие внутренней активности учащегося; · развитие социальных и коммуникативных навыков и эмоций; · перенос положительного опыта из группы в реальную жизнь. № Дата 1 Тема занятия   2 3 Введение. Формирование группы. Правила.   Кто Я?   4 Эмоции правят мной или я ими.   5 6 Диагностика ЛУУД.   Мои желания, чувства.   7 Мои желания, чувства.   8 9   Все мы разные. Все мы разные.   10 Моя и твоя уникальность.   11 12 Трудности взаимопонимания.   Опасности, которые нас подстерегают.   13 Умение сказать «НЕТ»   14 15   Мой выбор. Агрессия и агрессивность.   16 Как победить совою и чужую агрессию   17 18   Игра-драматизация. Неуверенность в себе.   19 Неуверенность в себе.   20 21   Как стать уверенным. Конфликт.   22 Разрешение конфликтных ситуаций.   Рисование ассоциации со словом конфликт.

Программа направлена на решение следующих з а д а ч:

· обеспечение школьника средствами самопознания;

· повышение представлений подростка о собственной значимости, ценности;

· развитие внутренней активности учащегося;

· развитие социальных и коммуникативных навыков и эмоций;

· перенос положительного опыта из группы в реальную жизнь.

Дата

1

Тема занятия

 

2

3

Введение. Формирование группы. Правила.

 

Кто Я?

 

4

Эмоции правят мной или я ими.

 

5

6

Диагностика ЛУУД.

 

Мои желания, чувства.

 

7

Мои желания, чувства.

 

8

9

 

Все мы разные.

Все мы разные.

 

10

Моя и твоя уникальность.

 

11

12

Трудности взаимопонимания.

 

Опасности, которые нас подстерегают.

 

13

Умение сказать «НЕТ»

 

14

15

 

Мой выбор.

Агрессия и агрессивность.

 

16

Как победить совою и чужую агрессию

 

17

18

 

Игра-драматизация.

Неуверенность в себе.

 

19

Неуверенность в себе.

 

20

21

 

Как стать уверенным.

Конфликт.

 

22

Разрешение конфликтных ситуаций.

 

Рисование ассоциации со словом конфликт.

№ п/п Тема занятия 1 Общее кол-во часов. Что такое общение 2 Дата 1 Общение в семье. 3 проведения Раздели печаль и радость близкого. 2 4     Как решать проблемы 1 5 6 Я в кругу семьи 2   2 Эффективные приемы общения как средства коммуникации   7 Живое общение   8 2 9 Знакомство (умение начать и поддержать знакомство).   1   Знакомство с понятием конфликт 1   1   Задачи программы: 1.Познакомить учащихся с понятием «конфликт», его составляющими. 2.Ознакомить учащихся с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях.  3.Научить применять навыки конструктивного разрешения конфликтов.  4.Развивать у учащихся способность к выработке собственных способов эффективной коммуникации.

п/п

Тема занятия

1

Общее кол-во часов.

Что такое общение

2

Дата

1

Общение в семье.

3

проведения

Раздели печаль и радость близкого.

2

4

 

 

Как решать проблемы

1

5

6

Я в кругу семьи

2

 

2

Эффективные приемы общения как средства коммуникации

 

7

Живое общение

 

8

2

9

Знакомство (умение начать и поддержать знакомство).

 

1

 

Знакомство с понятием конфликт

1

 

1

 

Задачи программы:

1.Познакомить учащихся с понятием «конфликт», его составляющими.

2.Ознакомить учащихся с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях. 3.Научить применять навыки конструктивного разрешения конфликтов. 4.Развивать у учащихся способность к выработке собственных способов эффективной коммуникации.