СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология разноуровневого обучения на уроках математики

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

описание технологии разноуровневого обучения на уроках математики

Просмотр содержимого документа
«Технология разноуровневого обучения на уроках математики»

Технология разноуровневого обучения на уроках математики


Разноуровневое обучение – это такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на своем уровне, но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. Критерием оценки деятельности ученика при уровневом подходе принимаются его усилияпо овладению этим материалом и его творческому применению.

Технология разноуровневого обучения на уроках математики в школе для детей с ОВЗ предполагает учёт индивидуальных особенностей учеников. Это соответствует современным изменениям парадигмы образования, единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ. Способствует коррекции недостатков высших психических функций и развитию личности ученика с особыми образовательными потребностями. Направлена на достижение основных целей коррекционного образования:

- для продвижения детей с ОВЗ в общем развитии;

- для коррекции и сглаживания недостатков познавательной сферы;

- для усвоения знаний и формирования умений и навыков;

- для процессов успешной социализации и последующей интеграции.

Для достижения этих целей существенно важным является специально организованное обучение и воспитание. Оно предполагает дифференциацию учащихся с учётом их особенностей и возможностей овладения учебным материалом. По степени выраженности нарушения развития выделяются:

* умственно отсталые дети с лёгкой и средней тяжестью дефекта (дебильность)

* с тяжёлой степенью умственной отсталости (имбецильность), которые могут обучаться в специальных учреждениях

*с глубокой степенью умственной отсталости (идиотия), которые могут находиться только в учреждениях социальной защиты. Дети с лёгкой и средней степенью умственной отсталости получают доступные им общеобразовательные и трудовые знания, умения и навыки.

Под влиянием специального коррекционного обучения и воспитания они значительно продвигаются в общем развитии, у них формируются навыки учебной и трудовой деятельности. Однако это развитие идёт неравномерно и зависит от индивидуальных особенностей каждого ученика. Всё это обуславливает необходимость дифференцированного подхода в учебном процессе.

Целевые ориентации:

- Коррекция и развитие психических процессов, базовых способностей всех компонентов продуктивного интеллекта и их включение в учебный процесс.

- Снятие психоэмоционального напряжения ребёнка, предупреждение тревожности и агрессивности с помощью системы методов коррекции, развития, компенсирования недостатков, заложенных в содержании учебно-воспитательного процесса.

- Динамическое преодоление учебной пассивности ребёнка. - Формирование положительной мотивации учебной деятельности.

- Перенос акцента с коллектива учащихся на личность.

Основные положения, требующие учёта в процессе использования технологии разноуровневого обучения школьников с ОВЗ.

◄ Дети рождаются с разными возможностями. У каждого ребёнка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации. Эти особенности развиваются, изменяются, поддаются коррекции.

◄ Дети являются не только объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Поэтому, говоря о развитии ребёнка посредством учебной деятельности, прежде всего, имеется в виду его саморазвитие.

◄ Обучаемость детей с недостатками интеллектуального развития напрямую зависит от уровня учебно-познавательных возможностей. Обучаемость определяется и уровнем интереса к предмету, объёмом усвоенных знаний, уровнем развития общеучебных навыков, психофизиологическими особенностями личности. Этот параметр является интегральной характеристикой зоны ближайшего развития ученика.

Если развивается и растёт любой из параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика, то увеличивается общий уровень его познавательных возможностей – его обучаемость. Основные подходы при реализации технологии.

Главные ориентиры - интересы ребёнка создание наиболее адекватных педагогических условий для детей с трудностями обучения. Помощь психологов, дефектологов, медиков. Основа мотивации учебной деятельности - познавательный интерес. Личностно – ориентированный подход как условие успешности индивидуализированной педагогической помощи школьникам с ОВЗ Ход познания – «от ученика». Преобразующий характер деятельности учащихся. Гибкая структура целей, задач, методов обучения, приёмов и форм работы, средств организации урока в зависимости от назначения урока, его содержания.

Дифференциация учащихся по уровням обучаемости с учётом степени проявления трудностей в познавательной деятельности (классификация по Певзнер):

1 группа: 1 уровень обучаемости (наиболее высокий) Небольшую группу (15-20 %) составляют ученики, которые наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения.

Все задания они выполнят, как правило, с достаточной долей самостоятельности, не испытывают больших затруднений при выполнении изменённого задания, могут использовать имеющийся опыт при выполнении нового задания. Умение объяснять свои действия словами свидетельствуют о сознательном усвоении ими учебного материала. Этим ученикам доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения они успешнее других применяют на практике. При выполнении относительно сложных заданий учащиеся нуждаются в незначительной активизирующей помощи. Они без особых затруднений могут окончить специальную школу, а в дальнейшем повысить свое общее образование и профессиональную подготовку, успешно адаптироваться в обществе.

2 группа: 2 уровень обучаемости (средний, базовый) 30-35 % учащихся тоже достаточно успешно обучаются в классе, хотя испытывают некоторые трудности. Они, в основном, понимают объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи учителя сделать элементарные выводы и обобщение не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ. Они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей.

При переносе знаний в новые условия испытывают затруднения:

- снижение темпа работы

- допуск ошибок.

Объяснение своих действий у этих учеников недостаточно точные, нуждаются в развёрнутом плане с небольшой степенью обобщённости.

3 группа: 3 уровень обучаемости (низкий) 35 -40% учащихся с трудом усваивают учебный материал. Они нуждаются в разнообразных видах помощи, чаще в их сочетании (словесной, наглядной, предметно-практической). Успешность усвоения ими знаний во многом зависит от характера сообщаемого материала, в частности от того, насколько он близок их жизненному опыту. Эти ученики отличаются недостаточно осознанным восприятием новых фактов, правил, теоретических сведений. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Учащихся отличает низкая самостоятельность, медленный темп усвоения материала и выполнения практических заданий. Несмотря на трудности, они, в основном, не теряют приобретённых знаний и умений, могут их применять при выполнении аналогичного задания. Однако несколько изменённое задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся делать обобщения, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и адекватно применять в соответствии с поставленной задачей. В процессе обучения эти школьники в некоторой мере преодолевают инертность мыслительных процессов. Значительная помощь бывает, нужна, главным образом, в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Их деятельность нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале, поле чего могут более уверенно выполнять задание, а по окончании дать словесный ответ. Всё это говорит хотя и о затруднённом, но в некоторой мере осознанном усвоении нового материала или выполнении нового задания.

4 группа: (уровень учебного риска) 10-15% учеников овладевают учебным материалом на самом низком уровне. Для усвоения нового материала они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введения дополнительных приёмов обучения, постоянном контроле и подсказках. Сделать выводы даже с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт они не в состоянии. Эти ученики нуждаются в чётком, неоднократном объяснении учителя при выполнении любого задания. Помощь даже в виде прямой подсказки не всегда помогает. Как показывает опыт моей практической деятельности, работа с этой группой детей должна проводиться по специально разработанным программам. Программа должна быть гибко приспособлена к возможностям ученика, динамике его развитии.

Алгоритм деятельности учителя по организации разноуровневого обучения

1. Знакомится с медицинскими документами ребёнка, результатами обследований психолога, логопеда и определяет зону актуального и ближайшего развития ребёнка, уровень обученности, уровень обучаемости.

2. По результатам анализа определяет группы по уровням обучаемости.

3. Проводит педагогическую диагностику ВПФ, мотивации. Полученные результаты являются основой для выбора учебных заданий, организационных форм, методов и приёмов коррекционной работы.

4. Разрабатывает или подбирает задания в соответствии с выявленным уровнями.

5. Оценивает деятельность учащихся.

6.Проводит мониторинг и оценивает динамику изменения параметров.

7. Планирует работу по оказанию индивидуальной помощи.

Основные параметры в соответствии с которыми осуществляется разноуровневая дифференциация

1.Образовательные цели.

2. Уровень выполнения заданий.

3. Время обучения, время выполнения задания.

4. Объём изучаемого материала.

5. Уровень усвоения.

6. Подход к обучению: методы обучения, приёмы обучения, формы организации деятельности.

7. Оценка.

Практическая реализация параметров, по которым осуществляется разноуровневая дифференциация:

Постановка образовательных целей, доступных для достижения ребёнком (самостоятельно или с помощью педагога)

Для 1 группы

1. Развивать устойчивый интерес к предмету.

2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности, навыки обобщения и переноса знаний.

3. Раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся. 4.Преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность.

5.Создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.

Для 2 группы

1. Развивать устойчивый интерес к предмету.

2. Закрепить, повторить и систематизировать имеющиеся знания и способы действия.

3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.

4. Сформировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.

5. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.

Для 3 группы

1. Пробудить интерес к предмету путём подбора заданий, позволяющих работать в соответствии с индивидуальными способностями ученика.

2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.

3.Преодолеть единообразие, перенос акцента с коллектива учащихся на личность.

4. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

5.Создать условий для развития познавательной активности.


Уровни выполнения заданий

Общие категории целей

1 уровень

2 уровень

3 уровень

1. Знания Запоминание и воспроизведение изученного материала.

Ученик знает определения понятий, свойства, связи, отношения между понятиями, обобщённые приёмы учебной деятельности, способы их переноса.

Ученик знает определения понятий, свойства, связи, отношения между понятиями, обобщённые приёмы учебной деятельности, затрудняется в способах переноса знаний в новую учебную ситуацию.

Ученик с трудом запоминает изученные термины, факты, правила, алгоритмы, не способен переносить знания в новую учебную ситуацию. Работает по образцу, нуждается в помощи учителя.

2.Понимание Готовность к преобразованию изученного из одной формы в другую.

Ученик преобразует словесный и наглядный материал в математические выражения, выполняет обратные операции, используя приёмы обобщения, объясняет действия, находит новые приёмы учебной деятельности.

Ученик преобразует словесный и наглядный материал в математические выражения, выполняет обратные операции используя специальные наглядные средства и приёмы, классифицирует, сравнивает, различает определения и свойства, выделяет ситуации применения знаний.

Ученик узнаёт и воспроизводит изученную информацию, алгоритмы и способы действий по опорным схемам и таблицам.

3. Умения и навыки Выполнение действий.

Самостоятельно выполняет типовые и прикладные задания, используя обобщённые приёмы, проводит несложные исследования, самостоятельно переносит способы действий в новую учебную ситуацию.

Выполняет типовые и прикладные задания в стандартных ситуациях, самостоятельно используя алгоритмы, опорные таблицы, выделяет главное в учебном материале, самостоятельно отвечает на вопросы.

Самостоятельно выполняет простые задания по алгоритму или образцу, использует опорные таблицы и схемы, при усложнении задания требуется помощь учителя.




Время обучения, время выполнения задания.

Индивидуально, с учётом темпа работы, познавательных возможностей, индивидуального стиля учебной деятельности ученика, каждой группы учащихся.

Объём изучаемого материала.

Вариативный подход к отбору заданий в аспекте их объёма – с учётом времени выполнения задания, уровнем развития познавательной деятельности группы и индивидуальными возможностями каждого ученика.

Оценка знаний учащихся с ОВЗ.

Опыт показывает, что и оценивать знания и умения целесообразно на тех же уровнях:

3 уровень – понял, запомнил, воспроизвёл.

2 уровень – овладел знаниями на 3 уровне, применил их по образцу и в изменённых условиях, где можно узнать образец.

1 уровень – овладел знаниями на 2 уровне и научился переносить их в незнакомую ситуацию без предъявления способов деятельности.

Целесообразно применять 2 вида оцени: оценка развития и оценка состояния.

Оценка развития:

Предполагается в процессе разноуровневого обучения оценивать не только достигнутые результаты, но и усилия ученика. Если оцениваются не усилия, а знания, да еще на базовом уровне, да ещё в сравнении с сильными учащимися, у средних и слабых практически нет стимула прилагать усилия для достижения лучшего результата.

Оценка результатов обучения (оценка состояния)

Оценка

Критерии оценки (Уровень усвоения и уровень сформированности приёмов учебной деятельности)

Неуспеваемость –

«неудовлетворительно»

Невосприятие и непонимание учебных задач, отсутствие знаний. Нежелание учиться, отсутствие приёмов учебной деятельности, непонимание их состава.

Минимум успеваемости - «удовлетворительно»

Восприятие, узнавание, различение, воспроизведение простейших знаний и умений по опорной таблице (схеме) или по смыслу. Ситуативное, механическое использование готовых частных приёмов учебной деятельности с помощью извне.

Базовый уровень –

«хорошо»

Применение знаний по образцу и в изменённых условиях, где можно узнать образец. Самостоятельное использование готовых приёмов в стандартных ситуациях или по образцу. Неадекватный перенос в новые ситуации.

Уровень возможностей -

«отлично»

Применение знаний в различных ситуациях, самостоятельная деятельность, умение решать задачи самостоятельно. Самостоятельное использование знаний в изменённых ситуациях, адекватный перенос в новые ситуации.



Если ученик успешно достигает запланированного данным стандартом уровня знаний, умений, навыков, то и получает в соответствии с достигнутыми результатами отметки. Если учащиеся претендуют на более высокий уровень знаний, то его необходимо оценивать исходя из более высоких требований к знаниям, умениям и навыкам. Чтобы добиться лучших результатов школьнику потребуется приложить больше усилий, но в соответствии с его возможностями.

Требования к организации образовательного процесса, позволяющие решать учебно – развивающие задачи курса математики в школе для детей с овз.

Чтобы целенаправленно развивать

Учитель должен

Внимание

Отбирать или создавать задания на коррекцию и развитие различных видов внимания.

Память

Использовать формы работы, опирающиеся на разные виды памяти, особенно - эмоциональную и наглядно – образную. Конкретизировать задания.

Модальность

Разработать дидактическое обеспечение для кинестетиков, визуалов, аудиалов.

Мыслительные процессы

Целенаправленно выбирать формы заданий и вопросов, компенсирующие недостатки мыслительных навыков.

Коммуникативные навыки.

Обучать составлению и озвучиванию полных ответов. Организовывать работу в парах, группах. Организовывать дидактические игры. Обучать приёмам самооценки, взаимооценки.

Мотивация.

Мотивировать учащихся не только на результат, но и на деятельность. Открывать для учеников область практического применения изучаемого материала.

Таким образом, под разноуровневым обучением понимается такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой КАЖДЫЙ ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по математике на разном уровне (1 группа, 2 группа, 3 группа), в зависимости от ЕГО способностей и индивидуальных особенностей личности, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его УСИЛИЯ по овладению этим материалом, практическим применением изученного.

Максакова Н.А., учитель ОКОУ «Льговская школа-интернат»

6