СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Технология развития критического мышления в системе работы учителя биологии»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Думать критически- означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определённому вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений”. И работа с природными объектами, используя свой жизненный опыт,  на уроках биологии является благодатной почвой к развитию критического мышления у учащихся .

 

Просмотр содержимого документа
««Технология развития критического мышления в системе работы учителя биологии»»

«Технология развития критического мышления в системе работы учителя биологии»

" Мышление развивается в проблемной ситуации,

когда  ребёнок сам "собирает" понятия о предмете".

                                      академик      Л. Выгодский



Уметь активно действовать в соответствии с полученной информацией и соотнести её с полученными знаниями, способность к внутреннему размышлению, к обсуждению и взаимодействию с другими людьми помогает технология развития критического мышления.

Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учётом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. 

 Критическое мышление это точка опоры для мышления человека, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт.

В документе ЮНЕСКО «Образование в целях обновления и развитие в целях демократии» подчеркивается, что одним из приоритетных направлений образовательного процесса является развитие критического мышления детей и взрослых. Идея культивирования КМ как гуманистической ценности огромной социальной, личностной и профессиональной  значимости  нашла отражение в образовательных программах многих стран мира. Такое понимание роли КМ, с одной стороны, говорит об актуальности и перспективности данной проблемы, с другой - о необходимости целенаправленного его формирования и совершенствования на всех этапах обучения. 
      В проекте ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ сказано, что стандарт «ориентирован на становление личностных  характеристик выпускника («портрет выпускника школы»). "Это – гражданин: … креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества". Следовательно, развитие критического мышления учащихся начальных классов  не только необходимо, но и обязательно в современной школе.

О чем мы, собственно, говорим, когда произносим: критическое мышление?

Во-первых, критическое мышление – это мышление самостоятельное. Ученики должны иметь достаточно свободы ,чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.

        Во-вторых, информация является отправным пунктом развития критического мышления. Разумеется, мыслительные способности маленьких детей будут ещё совершенствоваться при обучении, но даже они способны думать критически.

        В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопроса и уяснения проблем .  которые надо решить.

        В-четвёртых, критическое мышление стремиться к убедительной аргументации.

        В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими, мы уточняем и углубляем свою позицию.

Таким образом,  критическое мышление - это: во- первых, открытое мышление, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный опыт. И во- вторых- отправная точка для развития творческого мышления.

       Думать критически- означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определённому вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений”. И работа с природными объектами, используя свой жизненный опыт, на уроках биологии является благодатной почвой к развитию критического мышления у учащихся .

Цели технологии развития критического мышления:

  1. Мотивация к учению;

  2. Расширение знаний и развитие интеллектуальных умений;

  3. Развитие рефлексивного умения;

  4. Формирование обобщений.

Приёмы, характерные для этой технологии в биологии:

  • Заполнение таблиц, установление причинно- следственных связей между большими блоками информации;

  • Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

  • Ответы на поставленные вопросы, проверка собственных гипотез;

  • «Корзина идей»

  • Организация круглых столов, диспутов;

  • Написание синквейна, то есть рефлексивного осмысления накопленной информации. Использую на уроках в 5-7 классах;

  • Исследования по отдельным вопросам темы, создание проектов.

  • «Слепое письмо», где нужно в текст внести правильные термины или процессы- хороший приём при контроле или взаимоконтроле знаний.

  • Прием «Чтение биологического текста с пометками» , возможно использование таблицы в рабочей тетради с графами: знаю, надо повторить, не знаю. Приём хорош для самоконтроля и подготовки к зачетным работам, например по теме «Размножение и развитие организмов».