«Технология развития критического мышления в системе работы учителя биологии»
" Мышление развивается в проблемной ситуации,
когда ребёнок сам "собирает" понятия о предмете".
академик Л. Выгодский
Уметь активно действовать в соответствии с полученной информацией и соотнести её с полученными знаниями, способность к внутреннему размышлению, к обсуждению и взаимодействию с другими людьми помогает технология развития критического мышления.
Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учётом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.
Критическое мышление это точка опоры для мышления человека, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт.
В документе ЮНЕСКО «Образование в целях обновления и развитие в целях демократии» подчеркивается, что одним из приоритетных направлений образовательного процесса является развитие критического мышления детей и взрослых. Идея культивирования КМ как гуманистической ценности огромной социальной, личностной и профессиональной значимости нашла отражение в образовательных программах многих стран мира. Такое понимание роли КМ, с одной стороны, говорит об актуальности и перспективности данной проблемы, с другой - о необходимости целенаправленного его формирования и совершенствования на всех этапах обучения.
В проекте ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ сказано, что стандарт «ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»). "Это – гражданин: … креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества". Следовательно, развитие критического мышления учащихся начальных классов не только необходимо, но и обязательно в современной школе.
О чем мы, собственно, говорим, когда произносим: критическое мышление?
Во-первых, критическое мышление – это мышление самостоятельное. Ученики должны иметь достаточно свободы ,чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.
Во-вторых, информация является отправным пунктом развития критического мышления. Разумеется, мыслительные способности маленьких детей будут ещё совершенствоваться при обучении, но даже они способны думать критически.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопроса и уяснения проблем . которые надо решить.
В-четвёртых, критическое мышление стремиться к убедительной аргументации.
В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими, мы уточняем и углубляем свою позицию.
Таким образом, критическое мышление - это: во- первых, открытое мышление, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный опыт. И во- вторых- отправная точка для развития творческого мышления.
Думать критически- означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определённому вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений”. И работа с природными объектами, используя свой жизненный опыт, на уроках биологии является благодатной почвой к развитию критического мышления у учащихся .
Цели технологии развития критического мышления:
Мотивация к учению;
Расширение знаний и развитие интеллектуальных умений;
Развитие рефлексивного умения;
Формирование обобщений.
Приёмы, характерные для этой технологии в биологии:
Заполнение таблиц, установление причинно- следственных связей между большими блоками информации;
Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
Ответы на поставленные вопросы, проверка собственных гипотез;
«Корзина идей»
Организация круглых столов, диспутов;
Написание синквейна, то есть рефлексивного осмысления накопленной информации. Использую на уроках в 5-7 классах;
Исследования по отдельным вопросам темы, создание проектов.
«Слепое письмо», где нужно в текст внести правильные термины или процессы- хороший приём при контроле или взаимоконтроле знаний.
Прием «Чтение биологического текста с пометками» , возможно использование таблицы в рабочей тетради с графами: знаю, надо повторить, не знаю. Приём хорош для самоконтроля и подготовки к зачетным работам, например по теме «Размножение и развитие организмов».