СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология развития критического мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мне бы хотелось поделиться  с вами технологиями, которые реально можно использовать на уроках истории и обществознания...

Просмотр содержимого документа
«Технология развития критического мышления»

Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания    Расскажи мне – и я забуду,  Покажи мне – и я запомню,  Дай мне самому сделать это – и я пойму   китайская пословица

Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания Расскажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай мне самому сделать это – и я пойму китайская пословица

Что такое  «критическое мышление»? Открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт; Мышление, анализирующее информацию с точки зрения логики и личностно-ориентированного подхода; Мышление анализирующее, оценивающее и проблематизирующее; Мышление рефлексивное

Что такое «критическое мышление»?

  • Открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт;
  • Мышление, анализирующее информацию с точки зрения логики и личностно-ориентированного подхода;
  • Мышление анализирующее, оценивающее и проблематизирующее;
  • Мышление рефлексивное
Результаты, к которым приводит использование технологии критического мышления Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу; Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой; Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими; Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека; Развитие умения анализировать полученную информацию

Результаты, к которым приводит использование технологии критического мышления

  • Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу;
  • Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой;
  • Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими;
  • Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека;
  • Развитие умения анализировать полученную информацию
Технология развития критического мышления    Технологические этапы Фаза 1 Вызов (пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации) Фаза 2 Реализация смысла (получение новой информации) Фаза 3 Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

Технология развития критического мышления

Технологические этапы

Фаза 1

Вызов

(пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации)

Фаза 2

Реализация смысла

(получение новой информации)

Фаза 3

Рефлексия

(осмысление, рождение нового знания)

Некоторые стратегии технологии развития критического мышления

Некоторые стратегии технологии развития критического мышления

Стадия «Вызов»  «Понятийное колесо»

Стадия «Вызов» «Понятийное колесо»

Понятийное колесо на уроке обществознания в 8 классе. Тема «Что такое общество»

Понятийное колесо на уроке обществознания в 8 классе.

Тема «Что такое общество»

Стадия «Вызов»  Стратегия ЗХУ   «З» знаем «Х» хотим узнать «У» узнали

Стадия «Вызов» Стратегия ЗХУ

«З» знаем

«Х» хотим узнать

«У» узнали

Стратегия ЗХУ на уроке истории в 9 классе.  Тема «Причины и начало Первой мировой войны» «З» знаем Мировая война – война, в которой принимает участие много стран Первую мировую войну начала Германия Первая мировая война велась за колонии Россия принимала участие в первой мировой войне «Х» хотим узнать Героев Первой мировой войны Основные события Первой мировой войны Какое оружие применялось в годы Первой мировой войны Кто победил в войне «У» узнали

Стратегия ЗХУ на уроке истории в 9 классе. Тема «Причины и начало Первой мировой войны»

«З» знаем

Мировая война – война, в которой принимает участие много стран

Первую мировую войну начала Германия

Первая мировая война велась за колонии

Россия принимала участие в первой мировой войне

«Х» хотим узнать

Героев Первой мировой войны

Основные события Первой мировой войны

Какое оружие применялось в годы Первой мировой войны

Кто победил в войне

«У» узнали

Графические организаторы: «Кластеры» Категория 1 Категория 2 Ключевое слово  Категория 3 Категория 4

Графические организаторы: «Кластеры»

Категория 1

Категория 2

Ключевое слово

Категория 3

Категория 4

Прием «Фишбоун»  («Рыбная кость») Причина: Причина: Проблема: Выводы: факты: факты:

Прием «Фишбоун» («Рыбная кость»)

Причина:

Причина:

Проблема:

Выводы:

факты:

факты:

Фишбоун на уроке истории в 6 классе  Тема «Феодальная раздробленность на Руси Усиление экономичес-кой мощи отдельных земель Отсутствуют тесные торговые связи между княжествами Междоусобные войны и борьба за киевский престол Города не хотят подчиняться Киеву, стремятся к самостоятельности Причины распада Древней Руси Раздробленность на Руси была неизбежна Не был определен порядок наследования киевского престола Различия территорий по природным и хозяйственным условиям Натуральное хозяйство Рост и развитие городов

Фишбоун на уроке истории в 6 классе Тема «Феодальная раздробленность на Руси

Усиление экономичес-кой мощи отдельных земель

Отсутствуют тесные торговые связи между княжествами

Междоусобные войны и борьба за киевский престол

Города не хотят подчиняться Киеву, стремятся к самостоятельности

Причины распада Древней Руси

Раздробленность на Руси была неизбежна

Не был определен порядок наследования киевского престола

Различия территорий по природным и хозяйственным условиям

Натуральное хозяйство

Рост и развитие городов

Стадия «Рефлексия»  Таблица ПМИ – недостатки, достоинства, перспективы   П – «плюс», положительные черты, достоинства М – «минус», отрицательные черты, недостатки И – «интересно», возможности для развития  П М И

Стадия «Рефлексия» Таблица ПМИ – недостатки, достоинства, перспективы

  • П – «плюс», положительные черты, достоинства
  • М – «минус», отрицательные черты, недостатки
  • И – «интересно», возможности для развития

П

М

И

Стадия «Рефлексия»  Таблица ПМИ – недостатки, достоинства, перспективы   П – «плюс», положительные черты, достоинства М – «минус», отрицательные черты, недостатки И – «интересно», возможности для развития  П Было интересно работать в группе над созданием небольшого проекта Оригинальная работа, все понятно и интересно Мы занимались творчеством Понравилось, что урок прошел в необычной форме М Не было таких моментов Немного шумно, не все группы старались на 100% Нам не достались цветные стикеры И Интересно составлять кластер, т.к. столкнулись с этим 1 раз Работа в группе. И смотреть на работу других людей. Ой, вы не поверите все

Стадия «Рефлексия» Таблица ПМИ – недостатки, достоинства, перспективы

  • П – «плюс», положительные черты, достоинства
  • М – «минус», отрицательные черты, недостатки
  • И – «интересно», возможности для развития

П

Было интересно работать в группе над созданием небольшого проекта

Оригинальная работа, все понятно и интересно

Мы занимались творчеством

Понравилось, что урок прошел в необычной форме

М

Не было таких моментов

Немного шумно, не все группы старались на 100%

Нам не достались цветные стикеры

И

Интересно составлять кластер, т.к. столкнулись с этим 1 раз

Работа в группе. И смотреть на работу других людей.

Ой, вы не поверите все

Стратегия ЗХУ на уроке истории в 9 классе. Тема «Причины и начало  Первой мировой войны»   «З» знаем Мировая война – война, в которой принимает участие много стран Первую мировую войну начала Германия Первая мировая война велась за колонии Россия принимала участие в первой мировой войне «Х» хотим узнать Героев Первой мировой войны Основные события Первой мировой войны Какое оружие применялось в годы Первой мировой войны Кто победил в войне «У» узнали Антонина Пальшина – одевшись в мужское платье, воевала, была ранена, получила орден от Брусилова Летчик Нестеров – протаранил австрийский самолет и сам при этом погиб В Первой мировой войне участвовал правнук героя Севастопольской обороны адмирала Корнилова капитан Федор Корнилов Брусиловский прорыв Верденская мясорубка Битва на Марне Ютландский морской бой В 1915 г. Германия впервые применила химическое оружие Начали применяться танки Россия вышла из войны из-за революции В войне победили страны Антанты

Стратегия ЗХУ на уроке истории в 9 классе. Тема «Причины и начало Первой мировой войны»

«З» знаем

Мировая война – война, в которой принимает участие много стран

Первую мировую войну начала Германия

Первая мировая война велась за колонии

Россия принимала участие в первой мировой войне

«Х» хотим узнать

Героев Первой мировой войны

Основные события Первой мировой войны

Какое оружие применялось в годы Первой мировой войны

Кто победил в войне

«У» узнали

Антонина Пальшина – одевшись в мужское платье, воевала, была ранена, получила орден от Брусилова

Летчик Нестеров – протаранил австрийский самолет и сам при этом погиб

В Первой мировой войне участвовал правнук героя Севастопольской обороны адмирала Корнилова капитан Федор Корнилов

Брусиловский прорыв

Верденская мясорубка

Битва на Марне

Ютландский морской бой

В 1915 г. Германия впервые применила химическое оружие

Начали применяться танки

Россия вышла из войны из-за революции

В войне победили страны Антанты

Синквейн 1 строка – тема или предмет 2 строка – два прилагательных 3 строка – три глагола 4 строка – фраза из четырех слов 5 строка – «смысловой синоним»

Синквейн

1 строка – тема или предмет

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – фраза из четырех слов

5 строка – «смысловой синоним»

Богатство  Богатство  материальное, нематериальное  получать, выиграть, заработать  богатство – вода, пришла и ушла  Изобилие

Богатство

Богатство материальное, нематериальное получать, выиграть, заработать богатство – вода, пришла и ушла Изобилие

Стадия «Рефлексия»  Урок обществознания в 11 классе  Тема «Культурная жизнь общества»  «Понятийное колесо» материальная духовная субкультура контркультура народная Виды культур авторская элитарная религиозная массовая молодежная

Стадия «Рефлексия» Урок обществознания в 11 классе Тема «Культурная жизнь общества» «Понятийное колесо»

материальная

духовная

субкультура

контркультура

народная

Виды

культур

авторская

элитарная

религиозная

массовая

молодежная

Выводы  Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию; анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков. сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения; выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации

Выводы

Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:

  • находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
  • анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
  • сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
  • выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание