Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания Расскажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай мне самому сделать это – и я пойму китайская пословица
Что такое «критическое мышление»?
- Открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт;
- Мышление, анализирующее информацию с точки зрения логики и личностно-ориентированного подхода;
- Мышление анализирующее, оценивающее и проблематизирующее;
- Мышление рефлексивное
Результаты, к которым приводит использование технологии критического мышления
- Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу;
- Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой;
- Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими;
- Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека;
- Развитие умения анализировать полученную информацию
Технология развития критического мышления
Технологические этапы
Фаза 1
Вызов
(пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации)
Фаза 2
Реализация смысла
(получение новой информации)
Фаза 3
Рефлексия
(осмысление, рождение нового знания)
Некоторые стратегии технологии развития критического мышления
Стадия «Вызов» «Понятийное колесо»
Понятийное колесо на уроке обществознания в 8 классе.
Тема «Что такое общество»
Стадия «Вызов» Стратегия ЗХУ
«З» знаем
«Х» хотим узнать
«У» узнали
Стратегия ЗХУ на уроке истории в 9 классе. Тема «Причины и начало Первой мировой войны»
«З» знаем
Мировая война – война, в которой принимает участие много стран
Первую мировую войну начала Германия
Первая мировая война велась за колонии
Россия принимала участие в первой мировой войне
«Х» хотим узнать
Героев Первой мировой войны
Основные события Первой мировой войны
Какое оружие применялось в годы Первой мировой войны
Кто победил в войне
«У» узнали
Графические организаторы: «Кластеры»
Категория 1
Категория 2
Ключевое слово
Категория 3
Категория 4
Прием «Фишбоун» («Рыбная кость»)
Причина:
Причина:
Проблема:
Выводы:
факты:
факты:
Фишбоун на уроке истории в 6 классе Тема «Феодальная раздробленность на Руси
Усиление экономичес-кой мощи отдельных земель
Отсутствуют тесные торговые связи между княжествами
Междоусобные войны и борьба за киевский престол
Города не хотят подчиняться Киеву, стремятся к самостоятельности
Причины распада Древней Руси
Раздробленность на Руси была неизбежна
Не был определен порядок наследования киевского престола
Различия территорий по природным и хозяйственным условиям
Натуральное хозяйство
Рост и развитие городов
Стадия «Рефлексия» Таблица ПМИ – недостатки, достоинства, перспективы
- П – «плюс», положительные черты, достоинства
- М – «минус», отрицательные черты, недостатки
- И – «интересно», возможности для развития
П
М
И
Стадия «Рефлексия» Таблица ПМИ – недостатки, достоинства, перспективы
- П – «плюс», положительные черты, достоинства
- М – «минус», отрицательные черты, недостатки
- И – «интересно», возможности для развития
П
Было интересно работать в группе над созданием небольшого проекта
Оригинальная работа, все понятно и интересно
Мы занимались творчеством
Понравилось, что урок прошел в необычной форме
М
Не было таких моментов
Немного шумно, не все группы старались на 100%
Нам не достались цветные стикеры
И
Интересно составлять кластер, т.к. столкнулись с этим 1 раз
Работа в группе. И смотреть на работу других людей.
Ой, вы не поверите все
Стратегия ЗХУ на уроке истории в 9 классе. Тема «Причины и начало Первой мировой войны»
«З» знаем
Мировая война – война, в которой принимает участие много стран
Первую мировую войну начала Германия
Первая мировая война велась за колонии
Россия принимала участие в первой мировой войне
«Х» хотим узнать
Героев Первой мировой войны
Основные события Первой мировой войны
Какое оружие применялось в годы Первой мировой войны
Кто победил в войне
«У» узнали
Антонина Пальшина – одевшись в мужское платье, воевала, была ранена, получила орден от Брусилова
Летчик Нестеров – протаранил австрийский самолет и сам при этом погиб
В Первой мировой войне участвовал правнук героя Севастопольской обороны адмирала Корнилова капитан Федор Корнилов
Брусиловский прорыв
Верденская мясорубка
Битва на Марне
Ютландский морской бой
В 1915 г. Германия впервые применила химическое оружие
Начали применяться танки
Россия вышла из войны из-за революции
В войне победили страны Антанты
Синквейн
1 строка – тема или предмет
2 строка – два прилагательных
3 строка – три глагола
4 строка – фраза из четырех слов
5 строка – «смысловой синоним»
Богатство
Богатство материальное, нематериальное получать, выиграть, заработать богатство – вода, пришла и ушла Изобилие
Стадия «Рефлексия» Урок обществознания в 11 классе Тема «Культурная жизнь общества» «Понятийное колесо»
материальная
духовная
субкультура
контркультура
народная
Виды
культур
авторская
элитарная
религиозная
массовая
молодежная
Выводы
Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:
- находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
- анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
- сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
- выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации
Спасибо за внимание