Технология развития критического мышления на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
Павлова Вероника Дмитриевна Детский клуб « MEL » Санкт-Петербург
Цель технологии развития
критического мышления
Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
Актуальностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.
Критическое мышление иногда называют направленным мышлением, поскольку оно направлено на получение желаемого результата.
Сергей Зар-Бек говорит, что критическое мышление – это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Основные характеристики современного урока
- Тема занятия формулируется учащимися. Задача учителя: подвести учеников к осознанию темы.
- Учащиеся самостоятельно осуществляют постановку целей и задач. Учитель лишь задает наводящие вопросы, предлагает задания, которые помогают ученикам верно сформулировать практические цели.
- Учащиеся с помощью педагога разрабатывают практический план достижения поставленной цели.
- Учащиеся выполняют учебные действия по разработанному плану. Учитель организует работу индивидуальную, в парах, в группах, консультирует учеников.
- Правильность выполнения заданий проверяется с
Основные характеристики современного урока
6. Возникшие недочеты, ошибки, учащиеся исправляют самостоятельно, сами поясняют суть затруднений.
7. Ученики сами оценивают результаты своей деятельности (самооценивание), и результаты деятельности своих товарищей (взаимооценивание).
8. Этап рефлексии: обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока.
9. Домашнее задание, составленное с учетом индивидуальных особенностей учащихся, предполагающее возможность выбора упражнения, разные уровни сложности.
10. В течение всего урока учитель играет роль советчика, консультирует учащихся на каждом этапе.
Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся.
Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления.
Critical thinking is a series of abilities that take students beyond simple comprehension of information.
A critical thinker uses logic and evidence to prioritize and classify information, find relationships, make judgments, and solve problems.
Технология РКМ:
Знание создает мотивировку
КМ - есть мышление социальное.
(Дэвид Клустер, США)
Мышление самостоятельное
Критическое мышление
Постановка вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить
Стремится к убедительной аргументации.
Стадии ТКМ
Рефлексия ( reflection )
Осмысление ( realization of meaning )
Вызов ( evocation )
В основу технологии развития критического мышления положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех стадий (этапов)
Стадия «Вызов»
На стадии вызов происходит пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации
Методические приемы
Деятельность учителя
Парная мозговая атака. · Групповая мозговая атака. Свободное письменное задание. ·
Таблица «З-Х-У».
Верные и неверные утверждения
Корзина идей
Кластер
Ключевые термины
Деятельность ученика
1. Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом;
2. Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;
3. Помочь учащимся самим определить направление в изучении
Актуализирует и обобщает имеющиеся знания по данной теме или проблеме; задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ
Стадия «Осмысление содержания»
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах.
Методические приемы
Деятельность учителя
Инсерт-система маркировки текста.
«Знаю - хочу узнать - узнал» маркировочная таблица.
Чтение с остановками.
Бортовые журналы.
Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов,
«Дерево предсказаний».
«Шесть шляп мышления».
Приём «Кубик»
«Двухчастный и трехчастный дневник»
Деятельность ученика
От знания «старого» к «новому»
1) Помочь активно воспринимать изучаемый материал;
2) Помочь соотнести старые знания с новыми
Получает новую информацию; осмысливает ее; соотносит с уже имеющимися знаниями
Стадия «Рефлексия»
Осмысление, рождение нового знания. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.
Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.
Методические приемы
Синквейн
Эссе
Дискуссия
Круглый стол
«РАФТ»
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Возвращает учащихся к первоначальным записям – предположениям. вносит изменения, дополнения.
даёт творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации
Соотносит «новую» информацию со «старой» используя задания, полученные на стадии осмысления обобщает полученную информацию
Важнейшей функцией обучения иностранному языку является овладение коммуникативной компетенцией
Овладение этой компетенцией означает владение учащимися различными социальными ролями. Использование
игровых проектов в рамках одного урока позволяет учащимся, как практиковать употребление лексики и грамматики, так и подготовить себя к будущим социальным ролям.
Тема урока: « I’m Peter Pan! »
УМК: Английский язык 7 класс автор О.В. Афанасьева, И.В. Михеева
Цель урока:
1) обучение монологической и диалогической речи и развитие практических речевых умений с опорой на текст, актуализация грамматической структуры Past Simple; развитие умения читать с извлечением нужной информации и отвечать на вопросы по тексту.
2) развитие общекультурных умений обучающихся с целью их практического применения на уроках английского языка, логического и ассоциативного мышления;
3) воспитание любознательности, уважения к традициям и обычаям другой страны.
Планируемые результаты:
Предметные: развивать умения и навыки монологической речи, используя речевой образец «This is the…Peter Pan is with his… His friends… The Peter Pan statue is in…»
Метапредметные:
- познавательные – развивать практические умения и навыки устной речи (монологической и диалогической); развивать навыки работы в чтении и аудировании;
- регулятивные – развивать память, внимание, творческое воображение, языковую догадку; понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение, способствовать формированию рефлексивно-оценочных навыков.
- коммуникативные – правильно и точно отвечать на вопросы учителя, оценивать свои достижения и достижения товарищей, развивать навыки общения.
Личностные: воспитывать уважительное и вежливое обращение при знакомстве детей друг с другом.
Стадия «Вызов»
Reading is to the mind what exercise is to the body
« Peter Pan and his friends.»
Стадия «Вызов» - Приём «Мозговой штурм»
На доске картинка с изображением литературного героя Питера Пена
What country is Peter Pan from?
Питер Пэн приглашает ребят посетить Нетландию.
Ch- Peter Pan is from the Neverland.
«Корзина идей»
-Теперь, когда его имя названо, давайте каждый сам в течение двух-трех минут подумает и напишет на своем листочке все, что всплывает в памяти, когда звучит имя Питер Пен
Социоигровой приём РАФТ
Социоигровой приём RAFT заимствован у американских педагогов, развивающих идеи технологии критического мышления. Название приёма произошло от первых букв слов.
R – role (роль) A – audience (аудитория) F - format – (форма) T - topic (тема)
Суть приёма заключается в описании, повествовании или рассуждении от имени выбранного персонажа. Причём “исполнитель” роли должен учитывать и все обстоятельства, в которые попадает его персонаж.
Данный метод учит школьников рассматривать тему с различных сторон и точек зрения, обучает навыкам письменной речи.
Стадия «Осмысление»
Приём маркировочная таблица «Таблица З-У-Х»
З
- Что мы знаем
Х
- Что хотим узнать
Познакомились с Питером Пэном ( Peter Pan) — героем сказки шотландского писателя Джеймса Барри , с памятниками литературным героям ( the Peter Pan Statue, the Alice in Wonderland Sculpture
У
– Что мы узнали
о событиях в повести - почему произведение так называется - о героях рассказа - тему рассказа
Провести самонаблюдение и осмыслить свою деятельность.
В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке.
Стадия «Рефлексия» Прием «Рефлексивная мишень»
Задачи фазы рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов) Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал, определить направления в дальнейшем его изучении.
На листе бумаги или доске рисуется мишень, разделённая на секторы. Каждый сектор — какой-то аспект урока. Например, оценка содержания, оценка своей деятельности и деятельности педагога. Секторы могут детализировать и разные стороны одного процесса. Например, оценка своей деятельности на уроке может состоять из 4 секторов: «активно участвовал», «было интересно», «было понятно» и «узнал новое».
1
1
- «активно участвовал»,
- «было интересно»,
- «было понятно»
- «узнал новое».
2
3
4
Эта техника развивает у учеников способность рефлексировать и анализировать, учит давать точную оценку разным деталям, даёт возможность высказать своё мнение
Современный урок должен отвечать качественным характеристикам образования на современном этапе.
Концепция государственного стандарта общего образования определяет цели образования и предполагает реализацию средствами стандарта личностной ориентации образования, его деятельностно-практическую и культурологическую составляющую.
Познавательная деятельность ребенка происходит в условиях активно – опережающего мира, решения различных ситуаций, без чего поставленная цель не может быть достигнута. Это исходное положение активного обучения, лежащее в основе современного урока.
факты
мнения
проблемы
Прием «Корзина идей»
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.
Алгоритм работы с "Корзиной идей":
Объявляется тема урока.
Индивидуальная работа. Каждый ученик тезисно записывает в тетради все, что ему известно по теме. Этот этап длится недолго — 2-3 минуты.
Работа в парах или в группах. Учащиеся обмениваются информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем возникли разногласия. Время проведения — 3 минуты.
Работа с классом. На этом этапе каждая группа высказывает свое мнение по теме, приводит свои знания или высказывает идеи по данному вопросу. Причем ответы не должны повторятся. Все высказывания учитель кратко записывает на доске.
Почему
Придумай
Приемы Блюма
Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Таксономия — учение о принципах и практике классификации и систематизации сложноорганизованных иерархически соотносящихся сущностей.
Теория Блума распределяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную.
Цели можно обозначить блоками «Знаю», «Творю», «Умею».
Ребёнку предлагают не готовое знание, а проблему. Он используя свой опыт и познания, должен найти пути решения этой проблемы.
Назови
Простые вопросы
Творческие вопросы
Уточняющие вопросы
Вопросы интерпретации
Оценочные вопросы
Практические вопросы
Прием Ромашка Блюма или «Хороший вопрос»
«Хороший вопрос» — это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив »
С помощью вопроса можно получить новую информацию.
Правильно задав вопрос, можно уточнить уже имеющуюся информацию.
Можно использовать вопрос для перевода разговора в другое русло.
Задавая вопрос, можно продемонстрировать свое мнение, обозначить свою позицию.
Правильно заданный вопрос может подсказать ответ.
С помощью вопросов можно настроить собеседника на нужный вам темп, лад речи.
?
Кубик «Блума» позволяет формулировать вопросы самого разного характера
Учитель или ученик бросает кубик, выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика с него и должен начинаться вопрос.
Предложи
1 Вариант. Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком.
Придумай
Объясни
Назови
Почему
Поделись
2 Вариант. Вопросы формулируют сами учащиеся. Этот вариант требует определенной подготовки от детей
Прием «Кластер»
Кластер (гроздья) — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Прием кластера может применяться на любой из стадий критического мышления
- На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
- На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
- На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.
Приемы ТКМ (Кластер)
«Верите ли вы?»
«Зигзаг»
«Бортовой журнал»
«Инсерт»
«Синквейн»
«Кластеры»
«Круги по воде»
Приемы ТКМ
«Бином фантазий»
«Мозговой штурм»
«Ромашка и кубик Блума»
«Метод ассоциаций»
«Дерево предсказаний»
«Верно- неверно»
«Хороший вопрос»
«Метод контрольных вопросов»
Кластер оформляется в виде грозди
Кластеры могут стать как ведущим приёмом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы.
Кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания.
Прием "Зигзаг"
Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп.
Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.
- организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.
- Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания.
- Стадия размышления: работа в группе "экспертов". Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались "специалисты" по одной теме.
- презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы
Группы
3 экспертная
1 экспертная
Рабочая
4 экспертная
2 экспертная
Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп.
Прием "Зигзаг" требует организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи
Идеи и мнения обсуждаются, дискутируются.
Процесс обучения сообща приближен к реальной действительности. Решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.
Класс делится на группы
Собранный материал обсуждается в группах
Обмен информацией
Возвращение в группы.
Подведение итогов
Выступление экспертов
Аргументы
Аргументы
«Древо предсказаний»
Прием «дерево предсказаний» был разработан американским ученым Дж. Беллансом для работы с художественным текстом. В адаптированном варианте этот прием впервые стал применяться на уроках по развитию критического мышления через чтение и письмо.
Стратегия метода помогает развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развивать фантазию и умение мыслить перспективно.
Прогнозы
Что произойдет
Прогнозы
Выбранная тема
Прием "Дерево предсказаний" рекомендуется применять на стадии вызова и анализируется на стадии размышления
Ствол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений.
Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: "Возможно,…", "Вероятно,…". Количество ветвей не ограничено.
Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви).
Прием «Шесть шляп мышления»
Прием «Шесть шляп мышления» был впервые предложен английским психологом и писателем Эдвардом де Боно. Прием помогает развивать параллельное мышление, увидеть ситуацию с различных точек зрения, представить многогранность проблемы и выявить наиболее оптимальный путь ее решения.
«Шесть шляп» - это прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки.
Алгоритм работы с приемом
Задается проблемная ситуация (вопрос, текст). Ситуация изначально должна быть многовариантной и не должна иметь однозначного ответа или решения.
Класс делится на шесть групп. Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).
Цвет шляпы определяет направление развития мысли:
Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.
Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.
Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.
Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.
Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.
Синяя — нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.
Стратегия приема «Шесть шляп»
Белая.
Деловая речь, много терминов, точных фактов.
Красная.
Рассказать об эмоциях, чувствах и впечатлениях после прочтения текста.
Зеленая. Креатив
Желтая. Употребление эпитетов, художественная, образная речь .
Черная.
Обосновать негативное восприятие главного героя
Синяя . Эксперты или жюри
Прием «Фишбоун»
Фишбоун – это прием методики обучения, который широко используется на многих уроках. Его ценность в том, что он помогает проанализировать информацию и представить ее в более удобной форме. С помощью фишбоуна ребенок научится решать проблемные ситуации и прослеживать связи между явлениями действительности.
Метод фишбоун (от англ. fishbone method) переводится как «рыбий скелет» или «рыбья кость». Такое название он получил за внешний вид схемы, которая похожа на скелет рыбы. Это упрощенный вид диаграммы Исикавы, японского ученого, который занимался вопросами критического мышления.
Прием фишбоун универсален, он может быть использован на любом типе уроков. Более эффективен на уроках обобщения и систематизации знаний. Ученики смогут систематизировать всю полученную информацию, проследить взаимосвязи между компонентами и фактами схемы, а также устранить пробелы в знаниях.
Причина
Причина
Проблема
Вывод
Факты
Факты
Стратегия «Fishbone» - это модель постановки и решения проблемы, которая позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем
Прием «Инсерт» « INSERT »
Приём был разработан американскими учёными Д. Воган и Т. Эстес, а впоследствии дополнен одними из основоположников технологии критического мышления Ч. Темпл, К. Меридит и Д. Стилл. По их определению, ИНСЕРТ — это умение критически осмысливать новую информацию и находить связи с уже изученной посредством работы с текстом. В практическом отношении технология эффективного чтения представляет собой систему знаков, организованных в таблицу, заполнение которой идёт в процессе изучения нового материала. Название приёма складывается из первых букв каждого слова определения:
I — interactive ( интерактивная)
N — noting ( познавательная)
S — system for ( система)
E — effective ( для эффективного)
R — reading and ( чтения и)
T — thinking ( размышления).
Работая с текстом, ученики помечают на полях те или иные отрывки, предложения или слова.
Interactive noting system for effective reading and thinking
V
+
«Эта информация мне уже известна»
«Новые факты для меня»
–
?
«У меня было другое представление об этом»,
«Я думал по-другому»
«В этом материале есть что-то непонятное для меня», «Нужны объяснения, уточнения».
Прием «Словарная карта»
Прием критического мышления «Словарная карта» учит пользоваться фоновыми знаниями, контекстом, словарями, усваивать новые понятия и термины, применять их практически. Когда обучаемым предлагается определить место нового слова в уже имеющейся понятийной системе, усвоение происходит гораздо успешнее. Расширение словарного запаса мы рассматриваем как интерактивный практический процесс.
- новое слово;
- место его нахождения;
- словоупотребление, ассоциацию;
- другую форму слова;
- дефиницию;
- синоним;
- антоним;
- предложение, найденное в книге;
- собственное предложение.
Today we are going to learn how to describe the appearance of different people
Все люди разные, кто-то высокий, а кто-то маленький, один стройный, другой полный. У людей разный цвет волос и глаз.
We use to be when we talk about
– ageheight ( рост) He is tall. Он высокий. She is short. Она маленькая.
– personality ( личность) You are nice. Ты милый. He is rude. Он грубый.
We use have when we talk about
- hair style ( прическа)
You have short brown hair. У нее короткие темные волосы.
We have long blond hair. У нас длинные белые волосы.
- eye color ( цвет глаз)
She has big blue eyes. У нее большие голубые глаза.
He has small green eyes. У него маленькие зеленые глаза.
Прием «Синквейн»
В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу.
Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Составить синквейн ученики могут на стадии “Вызова”, затем, изучив информацию на уроке, составляется новый синквейн на стадии “Рефлексии”, сравнивая свои знания до урока и после изучения новой темы.
Тема (кто, что)
1-я строка – название стихотворения, тема (обычно существительное); 2-я строка – описание темы (два прилагательных); 3-я строка – действие (обычно три глагола, относящихся к теме); 4-я строка – чувство (фраза из четырех слов, выражающих отношение автора к теме); 5-я строка – повторение сути, синоним первой строки (обычно существительное).
Какая?
Какой?
Что сделать?
Что сделать?
Что сделать?
Суть темы
Прием «Сиквейн»
«Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует от ученика вдумчивости и богатого словарного запаса.
Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний» (И.Викентьева).
But first, Peter Pan has brought you to an interesting tongue-twister about her cat.
I see a big black cat,
Big black cat, big black cat.
What a big black cat!
What a cat! What a cat!
Котенок Милый, черненький Спит, прыгает, царапается. Котенок играет с мячиком.
Крошка
Прием «Круги по воде»
Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.
Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление.
Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме.
C
L
Clean
I
Lend
Ice
M
A
Mist
T
Air
E
Temperature
Earth
РКМ один из способов превратить учение в личностно-ориентированное обучение
Авторы теории КМ говорят, что мы даем ребенку не рыбу, а удочку, т.е. что он сам «поймает». Учащийся анализирует информацию, выражает свое отношение, выбирает главное, а ненужную информацию пропускать.
Ценность данной технологии в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, дает возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, развивает познавательный интерес, реализуется системно-деятельностный подход в обучении на уроке, основа в ФГОС.
Источники информации
- Авгусманова Т.А. Развитие критического мышления в профессиональной подготовке социального педагога: Учебно-методическое пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2008. – 148 с.
- Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004. – 175 с.
- З агашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Учим детей мыслить критически.-С-Пб: “Альянс “Дельта” совм. С издательством “Речь”, 2003.
- Загашев И.О., Заир – Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство “Альянс “Дельта”, 2003.
- Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб-метод. пособие. – СПб.: КАРО, 2009. – 144 с.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.