Тема: Технология сборки изделия в технике «Пэчворк»
Цель:
- сформировать умения учащихся создавать изделия в технике «Пэчворк»
Задачи:
- закрепить понятие о цветовой гармонии, цветовом круге;
- освоить приемы подбора тканей по цвету и фактуре;
- закрепить навыки швейного мастерства в процессе изготовления
конкретных изделий (новогодний декор).
Тип урока: комбинированный урок.
Формы и методы работы: историческая справка, беседа, моделирование, коллективное обсуждение.
Средства обучения: образцы детских работ , цветовой круг, образцы сочетаний контрастных и родственных цветов, комплекты деталей кроя , технологические карты.
Контроль: индивидуальный, фронтальный, взаимоконтроль, групповой контроль, самоконтроль.
Межпредметные связи: история, изобразительное искусство, геометрия.
Ожидаемый результат: раскрытие творческого потенциала учащихся и совершенствование навыков швейного мастерства в процессе изготовления изделий в технике пэчворк.
План урока:
I . Организационный этап.
II. Этап подготовки учащихся к активному и созидательному усвоению
нового материала.
III. Этап усвоения новых знаний.
Понятие о цветовом круге и цветовой гармонии.
Практический подбор тканей для изделия.
Изучение техпроцесса изготовления изделия.
IV. Этап закрепления изученного материала.
Практическая работа: изготовление новогоднего декора.
V. Этап подведения итогов .
1. Коллективная оценка работ, выбор лучшей работы.
2. Рефлексия.
Ход работы
I. Организационный этап .
Сегодня мы с вами поговорим об одном из замечательных видов декоративно-
прикладного искусства, дошедшего до нас с самых древних времен - о
мастерстве лоскутной техники или иначе, пэчворке ( от английских слов
patch – кусочек, лоскут и work – работа ).
II. Этап подготовки учащихся к к активному и созидательному усвоению
нового материала.
Лоскутная техника – это соединение фрагментов тканей, подобранных по
цвету и фактуре в определенном порядке, для создания мозаичных геометричес-
ких узоров. Самые первые лоскутные изделия были сугубо функциональными –
одеяла и покрывала из остатков толстых тканей, набитые шерстью или соломой,
были одними из самых необходимых вещей в доме. Нехватка и высокая стои –
мость одежды приводили к тому, что к любым тканям и лоскутам хозяйки
относились очень бережно, применяя их для вторичного использования.
Сегодня мы живем в совсем другом мире. Все можно найти и купить в магази-
не. Но … когда видишь изготовленные из, казалось бы, ненужных лоскутков
вещи, становится теплее на душе! Давайте и мы сегодня прикоснемся к этому
искусству и, кто знает, быть может, вы достигнете в этом высокого мастерства!
III. Этап усвоения новых знаний.
1. Понятие о цветовом круге и цветовой гармонии.
Особое внимание в лоскутной технике уделяется цвету материалов. Задача под-
бора тканей для красивого изделия может оказаться сложной, если не знать
определенных правил, о которых мы с вами сейчас и поговорим.
За основу гармоничного подбора цветов берется цветовой круг, состоящий из
цветов, которые вы все хорошо знаете с детства. Давайте вспомним их:
(девочки раскладывают на рабочих местах карточки с цветами)
К - каждый
О – охотник
Ж – желает
З - знать
Г – где
С – сидит
Ф – фазан
Правильно, молодцы.
Это цвета видимого спектра, которые мы называем
радугой. Цветовой круг можно разделить пополам. Цвета красно-желтой поло –
вины будут называться теплыми. Эти цвета более яркие, они как-бы выступают
на передний план. Какие ассоциации возникают у вас при виде этой цветовой
гаммы? (девочки озвучивают свои примеры ). Правильно, это солнце, огонь,
раскаленный металл.
Сине-фиолетовая гамма спектра составлена из холодных цветов. Какие образы вы видите, глядя, на эти краски? ( слушаем ассоциации учащихся). Да, это цвета голубой дали, воды, льда.
Любой цвет характеризуется яркостью и насыщенностью.
Яркость – это степень близости к белому цвету.
Насыщенность – это степень густоты цвета.
Помимо теплых и холодных, цвета делятся на хроматические и ахроматические.
К хроматическим относятся все цвета нашего спектра и их оттенки.
К ахроматическим относят белый, серый, черный цвета.
Давайте теперь посмотрим, как сочетаются различные цвета друг с другом.
(работа с цветовым кругом).
Выводы:
- хорошо сочетаются между собой ахроматические цвета;
- ахроматические цвета хорошо гармонируют с любым другим хроматическим
цветом;
- красиво выглядит комбинация оттенков одного и того же цвета;
- оригинальны сочетания, образуемые равнобедренным треугольником, вписан-
ным в цветовой круг.
Практический подбор тканей для изделия.
Сейчас мы с вами приступим к практической работе по подбору тканей, учи-
тывая ваш вкус и полученные вами сегодня знания.
(Девочки по очереди выбирают ткани-компаньоны из заранее заготовленных комплектов с выкройками. Процесс происходит с коллективным обсуждением
различных вариантов, объяснением мотивации при выборе.)
Изучение техпроцесса изготовления изделия.
Следующий шаг – это изучение технологического процесса, т.е. порядка
технологических операций, для изготовления кухонной прихватки.
Давайте рассмотрим , какие детали необходимы нам для начала работы.
Итак в ваших комплектах тканей находятся:
(учащиеся раскладывают на столе детали кроя)
Квадраты цвета А – 8 дет.
Квадраты цвета В - 8 дет.
Подкладка – 1 дет.
Прокладочный материал – 1 дет.
Полосы А для окантовки - 2 дет.
Полосы В для окантовки – 2 дет.
Далее происходит коллективная работа с технологической картой, обсуждение
порядка и содержания технологических операции. Особое внимание уделить
вопросу аккуратности в работе.
IV. Этап закрепления изученного материала.
Практическая работа: изготовление новогоднего декора.
Составление рисунка лицевой поверхности :
- сметать парами квадраты А и В на расстоянии 1 см от среза;
- стачать детали, удалить нитки временного назначения;
- разутюжить припуски шва;
- сметать пары квадратов для образования полос;
- стачать полосы, удалить нитки временного назначения;
- разутюжить припуски;
- собрать 4 полосы вместе, образуя рисунок прихватки;
- сметать, стачать, разутюжить.
Соединение деталей и окончательная обработка изделия:
- сложить вместе лицевую поверхность, прокладку и подкладку, совместить
срезы, сметать;
- обработать верхний и нижний срезы окантовочными полосами А;
- обработать правый и левый срезы окантовочными полосами В;
- удалить все нити сметывания;
- выполнить воздушную петлю в уголке прихватки.
Этап подведения итогов.
1. Коллективная оценка работ, выбор лучшей работы.
На заключительном этапе провести обсуждение качества и внешнего вида
детских работ. Учитывая мнение каждого учащегося определить лучшую
работу.
Рефлексия.
Дать возможность девочкам проанализировать свою творческую деятельность в процессе работы на уроке, рассказать о том, что больше всего понравилось, за-
помнилось, что показалось сложным.
Закончить урок притчей:
Однажды к старому мудрецу пришла женщина и сказала:
- Все у меня в жизни сложилось - хороший муж, хорошая семья, дом - полная
чаша, но стала я думать – зачем все это? И жизнь моя развалилась, все не в радость…
Выслушал ее мудрец и посоветовал сшить свою жизнь. Ушла женщина от него в сомнении. Но решила попробовать. Взяла лоскуток своих сомнений и пришила его к клочку голубого неба, которое видела из окна. Засмеялся ее маленький внук – и пришила она кусочек смеха к своему полотну. Так и пошло Запоет птица – еще один лоскуток прибавляется, обидят до слез – еще один.
И получались из лоскутного полотна одеяла, наволочки, подушки, салфетки, сумочки… И те, к кому они попадали, чувствовали, как частички тепла согревают их душу, и никогда жизнь не казалась им пустой и бесполезной …