СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология смешанного обучения в современном школьном образовании

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт использования цифровых инструментов на уроках математики

Просмотр содержимого документа
«Технология смешанного обучения в современном школьном образовании»

Современный урок: «смешать» и «перевернуть»!

Технология смешанного обучения в современном школьном образовании

1

Доброе утро, уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу пообщаться с вами по теме Современный урок: «смешать» и «перевернуть»! То есть хочу

  • Рассказать о технологии смешанного обучения в современном школьном образовании.

  • Объяснить причины применения данной технологии: выяснить - или это «дань моде», или назрела уже необходимость в этой технологии.

  • Поделиться опытом (пока небольшим) использования цифровых инструментов в своей работе.

2

Давайте посмотрим на экран и ответим на вопрос «Чем «сегодня» отличается от «вчера»?»

В России новое общество, новые государственные стандарты, новый заказ родителей. Очень многие родители говорят, что школа не учит тому, что детям пригодится в жизни. Родители хотят, чтобы наши дети научились самостоятельно принимать решения, добывать знания, делать какие-то выводы, общаться между собой.

3

Сформулируем качества и умения 21 века, необходимые человеку в жизни, в работе и в учебе:

- творческий подход и новаторство;

- критическое мышление и способность решать проблемы;

- коммуникабельность и сотрудничество;

- информационная грамотность;

- грамотность в ИКТ;

- гибкость и способность к адаптации;

- инициативность и самостоятельность;

-продуктивность и вовлеченность;

- лидерство и ответственность.

4

Т.е. цель образования – это успешность учеников и мы должны сформировать у них эти навыки, которые им пригодятся в жизни в 21 веке. Т.е. подготовить учеников к стремительно меняющемуся миру и постоянному обучению / самообучению.

5

Если в гугле задать слово «учитель», то как выдумаете, какие картинки выйдут? Женщина в очках с указкой у доски. Вот такое понимание современного учителя на просторах интернета. У такого учителя роль – «говорящая голова»: передает информацию, контролирует знания, удерживает дисциплину.

6

Вспомним, как проходит традиционный урок. Учитель объясняет новый материал, разбавляя ее презентацией. А дома ученики должны закрепить новый материал, решая какие – то задачи. Кто-то из учеников попытается решать, кто-то тупо перепишет с ГДЗ или у товарища, кто-то вообще не будет заморачиваться по этому поводу. Получили они знания? Какие качества развиваются на таком уроке? Самостоятельность, коммуникабельность, креативность? Нет, ученик в этом случае пассивен, он – потребитель! 40 минут впустую – ни знания не получил, ни навыки не развиваются. Вот так учились мы «вчера»!

7

Страшно подумать, но классно-урочная система, которую Ян Амос Коменский ввел в практику образования почти 400 лет назад, уже не столь актуальна. Четыреста лет учитель входил в класс и начинался урок, который все эти годы проходил по одному и тому же сценарию. Но вот появился в нашей жизни компьютер, и – революция свершилась! Поток информации в современном мире оказался настолько стремителен, что (как сокрушалась Алиса в Зазеркалье) приходится «бежать со всех ног, чтобы только оставаться на том же месте». А уж чтобы двигаться вперед...

8

Возможно, ли в этих условиях учить детей так же, как мы это делали вчера?

Американский философ и педагог говорил: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, то мы украдем у наших детей завтра»

9

Одним из направлений Национального проекта «Образование» является Цифровая образовательная среда, в котором Министр образования и науки РФ Ольга Васильева указала: «Учителя должны быть наставниками для своих учеников, «рожденных в цифре». Это не революция, а необходимость, сравнимая с изобретением книгопечатания»

Мы с вами живем в век цифровых информационных технологий. Мы воспитываем и обучаем детей поколения Z, детей, которые родились и растут в жизни с неограниченными возможностями, которые держат и не выпускают из рук волшебное мобильное устройство с доступом к информации и знаниям со всего мира.

Вспомнила историю из журнала «Вестник образования»: «На первом уроке в 1-м классе учительница выдала ученику букварь, тетрадки, кассу с буквами, счетные палочки и карандаши. Ученик осмотрел все это хозяйство, вспомнил, что дома оставил компьютер, планшет, айпод и горько вздохнул: «Предки, как всегда, кинули! Обещали 1-й класс, а запихнули в эконом».

Нынешние дети – люди сетевого века. Поэтому стало сложно в этих условиях учить детей так же. И чтобы вовлечь такого нового ученика в процесс обучения, надо использовать новые методики, новые технологии в своей работе.

10

Посмотрите на экран. Типичная ситуация при выполнении домашнего задания: ребенок берется за голову, папа за ремень, мама за сердце!

11

А теперь посмотрим на наших учеников на уроке: им скучно, не интересно, им хочется спать.

12

А учитель? Доска - в меле, учитель - в мыле!

Тот учитель, который устал доказывать одни и те же теоремы из года в год, давать формулы, показывать, как хорошо он умеет решать логарифмические уравнения, а потом после очередной самостоятельной работы видеть абсурдные ошибки учеников, которые говорят о том, что они эту тему не понимают, такой учитель захочет что-то изменить на своем уроке.

13

Вот и возникает потребность, необходимость поменять что-то в своей работе, чтобы ученик из пассивного поглотителя перешел в стадию активного добытчика, искателя, мыслителя, разработчика.

14

На помощь приходит методика «Смешанное обучение».

Это смешение традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования. Наибольшую популярность приобретает форма смешанного обучения – перевернутый класс.

15

Суть этой модели смешанного обучения заключается в том, чтобы привлечь учеников к реальной деятельности на уроке, а не скучному записыванию за учителем. Для этого меняется содержание домашней работы и работы на уроке. Вместо выполнения десятка примеров дома, ученикам предоставляется доступ к электронным ресурсам. Главным образом, это учебное видео по теме. На уроке теперь учитель организует совместную деятельность по изученной теме (т.е. практическая направленность урока): решение задач, отработка теории на практике.

На таком уроке учащиеся активны (решают задания, работают в группах, в парах, индивидуально, читают текст и составляют на основании этого материала карту, выполняют интерактивный тест, сканируют QR коды с помощью своего телефона и выходят на интерактивную дидактическую игру, отвечают на вопросы, и так далее). Главное, чтобы ученик оказался вовлеченным в учебный процесс.

Здесь учитель не в роли "говорящей головы", а в роли того, кто создает учебную ситуацию, поддерживает учебный процесс, направляет учащихся, консультирует.

Согласитесь, прочитать параграф в учебнике, посмотреть короткое видео ученик может и дома, это не сложно, с этим справится любой ученик. А вот когда этот параграф станет не понятен ему, когда возникнут вопросы, вот тогда он придет на урок и задаст нам эти вопросы.

В нашей жизни происходит тоже самое. Когда у нас возникают вопросы, мы идем в соответствующую инстанцию, чтобы найти ответ на свой вопрос, проконсультироваться. Вот и у ученика должна появится потребность идти в школу, чтобы получить ответы на свои вопросы.

Смысл в том и заключается, что ученик должен приходить на урок с вопросами, с запросами на наш урок, посмотрев дома, например десятиминутное видео с решением задачи, с пониманием, что ту информацию, которую он получил дома, на уроке он должен применить.

Ну и сразу же скажу, не бывает вот таких волшебных преобразований ни в ученике, ни в учителе, ни в уроке за одну ночь. Это длительный процесс, это может занять месяцы, годы. Поэтому это надо учесть, это надо принять и просто поменять свой стиль работы.


16

Где взять образовательный контент для домашнего задания?

Найти в сети? Сделать самому? Использовать учебник? Наши учебники не рассчитаны на то, чтобы ученик самостоятельно изучал материал по нему. Скорее всего это учебники для учителей, методистов. Я использую готовый видеоматериал.

17

Есть готовые видеоролики на сайте Академия Хана.

С этим именем связана история возникновения метода «Перевёрнутый урок»


18

Посмотрите на портрет этого молодого человека. Салман Хан является, пожалуй, самым известным учителем в мире. Между тем, мало кто представляет себе, как он выглядит, и практически никто из десятков миллионов его учащихся не встречал Хана в реальной жизни.

Хан родился в США. Все изменилось, когда Хан вызвался помочь своей племяннице с математикой. Они жили в разных городах. Чтобы объяснить девочке математику, Хан сперва использовал специальный сервис, где рисовал для нее с помощью графического планшета решения задач, а позднее по совету знакомых стал использовать YouTube, размещая на сервисе микролекции и сопровождая их закадровым комментарием. Результат поразил Хана. Вскоре он стал получать тысячи писем от родителей школьников. Они благодарили его за внятное объяснение элементарной математики.

Хан настолько увлекся своей Академией, что уволился с работы и все свое время проводил в кладовке, где записывал ролики. Правда, жить ему при этом пришлось на заработки жены — благодарственные отзывы денег не приносили. Теперь академию Хана спонсируют одни из самых богатых людей мира (Билл Гейтс, Карлос Слим).

19

Идею этой модели обучения подхватили учителя химии Аарон Самс и Джонатан Бергманн. Они записывали и выкладывали в сеть лекции и обучающее видео для учащихся старших классов школы «Вудлэнд Парк», которая находится в штате Колорадо, США. Эти материалы были чрезвычайно популярны среди учеников и стали примером для учителей во всем мире.

20

Итак, встает вопрос, где размещать видеолекции?

Например, сервис «ВКонтакте». Практически все подростки имеют аккаунт в этой социальной сети. И это можно активно использовать. В начале учебного года я организовываю группы, они закрытые, там находятся те ученики, кого я лично добавила.


21

Там я размещаю видеолекции, конспекты уроков, интерактивные тесты, ссылки на другие ресурсы. Это достаточно удобный вариант. Появляется возможность увидеть количество просмотров.

22

После того как ученики посмотрели дома видеолекцию по теме, далее начинается работа на уроке. И начинается урок с целеполагания. Целеполагание удобно делать с помощью сервиса мобильного обучения «Облако слов», с помощью которого ученики сами формулируют цели урока.

23

Далее я им на уроке выдаю рабочие листы. Рабочий лист – это не лист с рабочей тетради, на котором представлены какие – то задания, за которые вы потом поставите отметку. Рабочий лист – это план вашего урока, который позволяет организовать учебную деятельность ученика в соответствии с новыми образовательными стандартами. Это проектирование учебной ситуации, которая отличается от ситуации, которая есть в нашем традиционном классе. Это такой учебный материал, с которым ученик может справится сам.

24

Например, представляю рабочий лист для урока геометрии в 11 классе «Объемы тел вращения».

Рабочие листы вообще незаменимый помощник в работе учителя. Они содержат все необходимые инструкции для того, чтобы ученик мог работать самостоятельно на уроке, имел возможность задавать вопросы учителю, либо одноклассникам в своей группе. Рабочие листы разбавляются QR – кодами с заданиями или указанием ответа. Также с помощью QR-кодов можно закодировать ссылку на тест, либо на какой – то видеоресурс. QR-коды делают рабочий лист компактным и интересным. Т. е. на этом этапе они должны осмыслить проблему через ту теорию, которую они изучили дома.

25

На следующем слайде вы видите те цифровые инструменты, которые я использую в своей работе:

  • Онлайн-викторины Kahoot

  • Интерактивные тесты (Google Форма)

  • Конструктор дидактических игр LearningАpps.org

  • Видеоуроки, конспекты уроков, интерактивные тренажеры и тесты Портал InternetUrok.ru

  • Сервис для быстрого создания кроссвордов

Free Online Crossword Maker

  • Программа считывания QR-кодов
    Qr Barcode Scanner

26

Программа считывания QR-кодов Qr Barcode Scanner устанавливается на телефон каждому ученику. Сканируя код, ученик выходит на ссылку сайта для выполнения задания, интерактивного теста и т.д.

27

Онлайн-викторины Kahoot – одна из форм организации контроля на уроке в игровой форме.

Данный сервис дает возможность одновременно всем учащимся отвечать на вопросы, которые высвечиваются на экране. У каждого ученика на телефоне должно быть установлено данное приложение.

28

На экране высвечивается пин-код, учащиеся его заносят в телефон, и начинается викторина, причем под ненавязчивую музыку.

29

При прохождении викторины у учащихся высвечиваются цветные прямоугольники, соответствующие предложенным ответам, т.е. они используют свой телефон как пульт управления. Результативность прохождения викторины зависит и от затраченного времени.

30

Интернет-сервис позволяет увидеть количество заработанных баллов после каждого этапа викторины, правильность выбора ответа каждым учеником, а после окончания викторины можно распечатать в формате Excel результаты учащихся.

31

Учащиеся проявляют всё больший интерес к данному виду организации деятельности. Причем оценка за этот тест ставится не должна (это формирующее оценивание). Тест предназначен для того, чтобы понять на сколько ученик владеет темой урока.

32

Сильные стороны

  • Тренировка и контроль в игровой форме;

  • Регистрация учеников в системе не требуется;

Слабые стороны

  • Все элементы управления на английском языке (Kahoot!);

  • Мало шаблонов для создания заданий.

  • Сложность с идентификацией учащихся (школьники сами указывают имя).

33

Интерактивные тесты (Google Форма)

На Google диске создаю интерактивный тест, отправляю его в группу ВКонтакте, ученики отвечают на вопросы, отправляют снова его мне (происходит это все мгновенно), учитель проверяет и оценивает.

34

Интерактивные тесты использую при контроле знаний, например зачет можно провести в такой форме. Можно использовать как для урочно-внеурочной работы, так и дистанционной. Очень удобная вещь при карантине, или если ученик на больничном.

35

Все полученные ответы можно обобщить и сделать выводы.

36

Сильные стороны

  • Тесты имеют автоматическую проверку;

  • Создание заданий на основе иллюстраций и видео;

  • Заданий с открытым вопросом;

  • Учитель получает подробную информацию о выполнении заданий школьниками.

Слабые стороны

  • Для создания учителю необходим аккаунт Google (gmail);

  • Для точной идентификации ученику необходим аккаунт;

  • Нет готовых материалов;

  • Мало шаблонов для создания заданий с автоматической проверкой

37

Конструктор дидактических игр LearningАpps.org - Интерактивные тренажеры, тесты

Компьютерная игра – отличный инструмент для активизации деятельности учащихся, повышения мотивации к обучению, контроля с обратной связью. Одним из популярных сервисов по созданию дидактических игр, является LearningApps.org.

38

Сервис русскоязычный, имеет дружелюбный интерфейс, простую регистрацию, а самое главное, огромное количество разнообразных шаблонов для создания интерактивных игр.

39

Есть большая коллекция готовых дидактических игр по всем предметам, по всем классам, созданных учителями.

40


41

Сильные стороны

  • Задания интерактивных тренажеров имеют автоматическую проверку;

  • Разнообразие шаблонов;

  • Библиотека готовых материалов, созданных учителями, которые можно доработать;

  • Учитель может создать класс для получения сведений о результатах каждого школьника.

Слабые стороны

  • Готовые материалы могут содержать ошибки или не соответствовать программе,

  • Мало информации о результатах ученика

42

Портал InternetUrok.ru - видеоуроки, конспекты уроков, интерактивные тренажеры и тесты

Это платный сервис для учителя, и для учеников.

43

Free Online Crossword Maker - Сервис для быстрого создания кроссвордов

Да, он англоязычный, но интерфейс очень примитивен и интуитивно понятен. За несколько шагов вы получаете возможность создать прекрасный кроссворд для любой аудитории.

44

Платформа «ЯКласс»
Создание тренировочных работ, домашнее задание, фронтальное и индивидуальное использование в классе

Это образовательный онлайн-ресурс, начавший работу в 2013 году. Технология сайта позволяет проводить электронные тестирования и генерировать задания, уникальные для каждого ученика.

«ЯКласс» дает площадку для самообразования ученика

45

Сильные стороны

  • Банк готовых заданий;

  • Уникальные варианты для каждого задания — нельзя списать или найти ответ в интернете;

  • Создание собственных заданий учителем;

  • Есть материалы, разработанные под конкретные УМК.

Слабые стороны

  • Готовые задания не всегда соответствуют УМК;

  • Представлены не все предметы;

  • Платный сервис для учителя и школьников.

46

LECTA «Классная работа»
Тренажеры для использования на интерактивной доске,
интерактивные ресурсы, видео- и аудиоматериалы

47

Сильные стороны

  • Содержат готовые мультимедийные и интерактивные ресурсы для фронтальной работы на уроке;

  • Есть возможность дополнять презентации собственными материалами;

  • Каждая презентация снабжена методическими комментариями.

Слабые стороны

  • Скорость переключения «слайдов» зависит от скорости интернета,

  • Можно использовать только во фронтальном режиме;

  • Нет возможности видоизменять задания интерактивных тренажеров (как, например, на LearningApps.org);

  • Представлены не все предметы и классы.

48

У модели «Перевернутый класс», как и у любой методики, есть свои преимущества и недостатки.

И одна из самых главных серьезных проблем – это, то что ученик не готов учиться самостоятельно, не готов ученик брать на себя ответственность за свое обучение, т.к. много лет мы выстраивали систему, в которой ответственность за обучение ученику не нужна была. Не он отвечал за это. Но т.к. ФГОС поставил перед нами задачу перевести ученика в режим саморазвития, то попытаться все равно надо и «перевернутый класс» создает для этого удобную среду, где от ученика требуется самостоятельность. Да, не все дети готовы к этому. Но если мы не будем пробовать давать им такую возможность, апеллируя тем, что они не готовы, это значит сказать, что ФГОСы не выполнимы.

49

В заключение хочется отметить, что перевернутый класс – это не просто онлайн-видео, и видео никогда не заменит учителя. Подготовка материала - это только верхушка айсберга, куда важнее то, что происходит именно на уроке в классе. Использование перевернутого класса безусловно требует от учителя дополнительных временных затрат для подготовки материала, а также некоторых информационно-коммуникационных навыков. Но современное программное обеспечение позволяет сделать это процесс максимально простым и понятным. А решение быть или не быть новым технологиям в вашей педагогической практике всегда остается за вами. Но не забывайте: «любое достижение начинается с решения попробовать».

50

Таким образом, нам надо научиться работать так, чтобы мы на своих уроках видели счастливые лица учеников. И первоклассник не думал, что школа - это приговор сроком на 11 лет, причем приговор окончательный и обжалованию не подлежит.

51

Заканчиваю своё выступление украинской пословицей:

«Большая дорога начинается с первого шага»

Для того, чтобы начать что-то сложное, не надо браться за все сразу, достаточно взять что-то небольшое, потом посмотреть, как это идет, где это применяется, искать подходы, что-то менять для себя. «Дорога возникает под шагами идущего». Когда мы двигаемся вперед, то находим для себя малые и большие открытия.

52

Самое прекрасное зрелище на свете –
это вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь.
Конфуций

Спасибо за внимание!