Технология сотрудничества на занятиях
развития речевого слуха и формирования произношения.
"Благо везде и повсюду зависит от соблюдения 2-х условий: первое – это правильного установления конечных целей всякого рода деятельности и второе - отыскание соответствующих средств, идущих к конечной цели"
Аристотель.
Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.
К числу современных образовательных технологий, применяемых на занятиях по РРС и ФП можно отнести:
здоровьесберегающие технологии - использование подвижных игр, гимнастики для глаз, дыхательной и артикуляционной гимнастики, ритмопластики, проведение динамической паузы, физминуток, релаксация; нормативное применение ТСО;
личностно-ориентированные технологии – обучение строится таким образом, где учитываются индивидуальные особенности каждого конкретного ребенка; выстраиваются доверительные отношения с ребенком, общение с ребенком на равных, уважение личности и достоинства ребенка;
дифференцированное обучение - позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учении, создает ситуацию успеха. Педагоги РРС и ФП проводят дифференцированное обследование обучающихся (глухие, слабослышащие, дети с КИ) и, в результате этого, определяется индивидуальный маршрут обучения каждого ребенка (ведется личное дело и фонетический дневник на каждого обучающегося). На занятиях даются дифференцированные задания с учетом особенностей каждого ученика (каждый ученик заводит тетрадь для домашних заданий).
информационно-коммуникационные технологии - использование компьютерных технологий при подготовке к занятиям, при проведении занятий для развития слухового восприятия (Прослушивание речи в записи на ПК, диктофоне телефона, определение голоса говорящего. Прослушивание неречевых звучаний (звуки природы, окружающего мира, бытовые шумы)).
Тренажер речевой «Интон» позволяет развить речевое дыхание, слитность речи, формировать правильное произношение звуков в словах, слогах, словосочетаниях, фразах, умение изменять громкость голоса, темп речи, устранять гнусавый оттенок голоса.
Для развития слухового восприятия неречевых звуков используем компьютерную программу «Я в мире звуков» (комплект «Бегемотики»).
Программы «Профессор Хаггис», «Автоматизация согласных» содержат новую педагогическую технологию решения задач по коррекции и формированию произношения.
Использование компьютера, тренажеров на индивидуальных занятиях при работе над произношением создает психологический и эмоциональный настрой у ребенка, необходимый для успешной работы, является дополнительным стимулом для преодоления его нарушений. ИТ вносят новые игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, позволяют многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, не подавляя тем самым интерес ребенка к занятиям.
разноуровневое обучение - организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом на разном уровне, в зависимости от способностей и индивидуальных возможностей личности каждого учащегося. Таким образом, слабые обучающиеся утверждаются в своих способностях, получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения.
При работе с неслышащими обучающимися применяем разноуровневые программы Кузьмичевой;
технологии проектной деятельности - исследовательский проект «Интернет-общение в нашей жизни», рефераты (при подготовке к проекту)
проблемное обучение - создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности (н-р, даются задания на слух «Напиши», а ручку не даем);
обучение в сотрудничестве (в паре, в группе)- для того, чтобы научить ребенка детей успешно воспринимать речь на слух вне зависимости от тембра голоса, произносительных особенностей говорящего проводятся занятия с двумя и более учениками. Каждый ученик при этом упражняется в восприятии речи двух и более дикторов: учителя и товарищей (начиная с 3 класса, можно и раньше);
система инновационной оценки «портфолио» - введение портфолио повышает образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что позволяет сделать выбор дальнейшего направления и формы обучения старшеклассниками более верными и ответственными.
тренинговая технология (Артикуляторный тренинг с использованием, зрительного подкрепления, Королева И.В.); (КИ, слабослышащие дети).
Методическое объединение учителей РРС и ФП представляет педагогическую технологию сотрудничества.
Технология сотрудничества основана на содружестве участников педагогического процесса, учитывает их интересы. Авторитарный учитель управляет ходом обучения единолично. Все связанные с этим функции – организацию класса, объяснение и инструктирование, контроль, оценивание, помощь отстающим и т.д., учитель выполняет сам. Эта технология предполагает распределение этих функций между учителем и учениками.
(Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем, деле»).
Педагогика сотрудничества - одно из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании.
Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К.Крупская, С.П.Шацкий, Н.П.Пирогов, Л.Н.Толстой) и зарубежной (Ж, - Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Раджерс, Э. Барн) психолого-педагогической практики и науки.
Основателями педагогики сотрудничества по праву считаются педагоги-новаторы, такие, как: Амонашвили Шалва Александрович, Шаталов, Виктор Федорович, Лысенкова Софья Николаевна и др. отечественные лидеры образования. Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик.
Ими были выделены основные идеи педагогики сотрудничества:
1. обучение ребёнка в зоне ближайшего развития
2. учение без принуждения
3. набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала
4. идея опережения
6. идея свободы выбора
7. идея диалогического размышления
9. идея совместной деятельности учителей и учеников
10. идея добровольности в досуговой деятельности
Можно учиться в коллективе, можно учиться индивидуально, а можно учиться по-другому, когда рядом с тобой товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, обсудить решение задачи. Вместе учиться не только легче и интереснее, но и эффективнее. Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующим его индивидуальным особенностям развития. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.
В отличие от традиционных технологий обучения, где ближайшей целью урока является усвоение знаний, выработка умений и навыков, основанных на запоминании, то есть на механизме внушения знаний, умений и навыков. В обучении, построенном на основе педагогики сотрудничества прямая цель – развитие интеллектуальных, духовных и физиологических способностей, интересов, мотивов, социально-коммуникативных навыков, мировоззрения.
задачи:
Развитие остаточного слуха и обучение полноценному использованию речевого общения как средства познания, речевого развития.
Обучение общению словесной речью, формирование навыков ведения диалогов.
Создание условий для систематической работы с учащимися по формированию коммуникативной компетенции на основе диалога в классно-урочной и внеурочной деятельности.
Развитие общительности, преодоление страха общения со слышащими людьми, чувства товарищества и взаимопомощи.
Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, воплощение нового педагогического мышления, источник новых прогрессивных идей и в той или иной мере входит во многие современные педагогические технологии как их составная часть.
Технология сотрудничества основана на принципах:
- взаимозависимость членов группы;
- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;
- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;
- общая оценка работы группы.
Для внедрения и использования организации обучения в сотрудничестве, для вовлечения каждого ученика в активную познавательную деятельность и к тому же чтобы уделять внимание обучению культуре общения, то необходимо приближаться к намеченной цели постепенно и терпеливо шаг за шагом, уча своих учеников:
взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;
работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;
вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;
испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров;
В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:
Развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;
Актуализируются полученные опыт и знания;
Каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;
Повышается ответственность за результат коллективной работы;
Совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала.
Развивается речь, внятность произношения, слуховое восприятие.
На уроках создается эмоциональная атмосфера, которая порождает у детей желание работать, учиться без страха, спокойно, испытывать удовольствие от пробы собственных сил, от успешного выполнения заданий.
Отношения учащихся с педагогами направлены на сотрудничество, не вызывают проблем и страхов. Дети способны устанавливать деловые партнерские отношения с взрослыми, способны к ответственному поведению и моральной регуляции поступков, глубоким и продолжительным эмоциональным привязанностям.
В основе технологии сотрудничества заложено продуктивное общение педагогов между собой, сотрудничество детей и взрослых, детей между собой и сотрудничество учеников, родителей и учителей.
Учителя РРС и ФП используют различные формы организации учебной деятельности в рамках технологии сотрудничества: индивидуальная, парная, групповая, сюжетно-ролевая, диалогическая, реализация межпредметных связей и др.
Сотрудничество педагогов
Плодотворное сотрудничество педагогов выражается в согласованной работе, где каждый осознает, что он делает часть общей полезной работы. Такое взаимодействие предполагает скорректированное тематическое планирование, проведение открытых уроков, мастер-классов, проведение совместных заседаний методических объединений, участие в педагогических советах, дефектологических семинарах. В итоге такое сотрудничество способствует личностному и профессиональному росту педагогов, сплачивает педагогический коллектив.
Сотрудничество педагогов с родителями.
Сотрудничество педагогов с родителями реализуется в проведении открытых уроков для родителей, консультаций, родительских собраний, бесед и, в целом, в тесном взаимодействии учителя РРС и ФП с родителями его учеников.
Сотрудничество педагогов с обучающимися (работа в парах, группах)
Сотрудничество предполагает сотрудничество детей и взрослых, в основе которого есть два субъекта одного процесса, они "сотрудники" – от слова "совместный труд", поэтому действуют вместе, являясь сотоварищами, партнерами.
Разнообразные формы организации совместной деятельности создают благоприятные возможности для активизации речевого общения учащихся.
Это содействует развитию как диалогической, так и монологической речи. Овладение разными по функциональному назначению действиями ставит детей перед необходимостью правильного, четкого формулирования инструкций, констатации затруднений, обоснования выбора способа действия, сообщения о проделанной работе, оценке деятельности товарищей и ее аргументации. В речи учащихся постепенно появляются более сложные типы высказываний, содержащие умозаключения, объяснения, рассуждения, доказательства. Применение ролевого моделирования как разновидности коллективной деятельности значительно стимулирует общение детей.
Ведение диалога.
При ведении диалога ребята воспитывают уверенность в себе, развивают самостоятельность мышления, учатся руководить. На таких уроках ученики беседуют, спорят друг с другом.
Учащиеся обучаются вести простейшие диалоги, ход которых определяется преднамеренно созданной наглядной ситуацией, а также диалоги беседы на заданную тему. Они учатся соблюдать при ведении диалогов и бесед определённую логическую последовательность.
Простейшие диалоги используются с целью научить детей задавать вопросы и отвечать на них, а также обращаться с просьбой и давать поручения. Эти диалоги отличаются краткостью. Наглядная ситуация, в условиях которой ведётся диалог, помогает детям найти нужное высказывание.
Развёрнутые диалоги и беседы на тему способствуют приобретению учащимися новых знаний и овладению необходимыми навыками поведения в условиях различных видов деятельности. Ведения их требует от учащихся выдержать тему разговора. В структурном отношении эти диалоги и беседы отличаются от простейших диалогов большей развёрнутостью (в условиях наглядной ситуации, на основе собственного опыта самих детей, а также на основе рассказа учителя (воспитателя), на основе прочитанного в книгах и т. д.)
Реализация межпредметных связей.
Предмет развитие речевого слуха и формирование произношения – это коррекционный предмет. Вместе с тем он тесно взаимосвязан с общеобразовательными предметами. При проведении занятий РРС и ФП педагоги используют тексты, фразы, словарь из общеобразовательных предметов, тестовые задания (материал с использованием заданий по предмету РРС и ФП и с общеобразовательных уроков (русский язык)), инсценировки (диалоги), художественное чтение наизусть.
Учитель РРС и ФП основной школы ведет подготовку к итоговой аттестации обучающихся в выпускном классе по русскому языку в тесном сотрудничестве с учителем русского языка и литературы. Работа проводится в течение учебного года в соответствии с утвержденным планом работы по подготовке к государственной итоговой аттестации. Результатом этой работы стали положительные отметки обучающихся на экзаменах по русскому языку в этом году.
Личностно-ролевая форма
И, пожалуй, самой сложной формой организации учебной деятельности учащихся является личностно-ролевая форма, где учитель передает свои полномочия полностью детям.
Итак, педагогика сотрудничества это не только плодотворное общение педагогов друг с другом, сотрудничество учеников, родителей, учителей, сотрудничество учителей со своими учениками, но и сотрудничество детей между собой, которым пронизаны уроки и внеклассная деятельность. Здесь очень важно, чтобы ученики перенимали и переносили образцы общения с учителями, уважали мнение и точку зрения другого и, работая в коллективе, чувствовали, что являются его частью.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
Заключение. Современный сурдопедагогический процесс требует создания новой образовательной среды для детей с нарушениями слуха, которая имеет в своей основе социальную направленность, саморазвитие и самореализацию личности неслышащего учащегося. Это требование ставит перед учителями-дефектологами задачи непрерывного поиска новых, более эффективных технологий обучения. Использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности, компетентности учителя. Технология сотрудничества и есть современная образовательная технология, которую используют учителя РРС и ФП нашей школы.