СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология сотрудничества на занятиях развития речевого слуха и формирования произношения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление может быть полезным для учителей, работающих с детьми с нарушениями слуха.

Просмотр содержимого документа
«Технология сотрудничества на занятиях развития речевого слуха и формирования произношения.»

Технология сотрудничества на занятиях

развития речевого слуха и формирования произношения.



"Благо везде и повсюду зависит от соблюдения 2-х условий: первое – это правильного установления конечных целей всякого рода деятельности и второе - отыскание соответствующих средств, идущих к конечной цели"
Аристотель.


Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.

К числу современных образовательных технологий, применяемых на занятиях по РРС и ФП можно отнести:

здоровьесберегающие технологии - использование подвижных игр, гимнастики для глаз, дыхательной и артикуляционной гимнастики, ритмопластики, проведение динамической паузы, физминуток, релаксация; нормативное применение ТСО;

личностно-ориентированные технологии – обучение строится таким образом, где учитываются индивидуальные особенности каждого конкретного ребенка; выстраиваются доверительные отношения с ребенком, общение с ребенком на равных, уважение личности и достоинства ребенка;

дифференцированное обучение - позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учении, создает ситуацию успеха. Педагоги РРС и ФП проводят дифференцированное обследование обучающихся (глухие, слабослышащие, дети с КИ) и, в результате этого, определяется индивидуальный маршрут обучения каждого ребенка (ведется личное дело и фонетический дневник на каждого обучающегося). На занятиях даются дифференцированные задания с учетом особенностей каждого ученика (каждый ученик заводит тетрадь для домашних заданий).

информационно-коммуникационные технологии - использование компьютерных технологий при подготовке к занятиям, при проведении занятий для развития слухового восприятия (Прослушивание речи в записи на ПК, диктофоне телефона, определение голоса говорящего. Прослушивание неречевых звучаний (звуки природы, окружающего мира, бытовые шумы)).

Тренажер речевой «Интон» позволяет развить речевое дыхание, слитность речи, формировать правильное произношение звуков в словах, слогах, словосочетаниях, фразах, умение изменять громкость голоса, темп речи, устранять гнусавый оттенок голоса.

Для развития слухового восприятия неречевых звуков используем компьютерную программу «Я в мире звуков» (комплект «Бегемотики»).

Программы «Профессор Хаггис», «Автоматизация согласных» содержат новую педагогическую технологию решения задач по коррекции и формированию произношения.

Использование компьютера, тренажеров на индивидуальных занятиях при работе над произношением создает психологический и эмоциональный настрой у ребенка, необходимый для успешной работы, является дополнительным стимулом для преодоления его нарушений. ИТ вносят новые игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, позволяют многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, не подавляя тем самым интерес ребенка к занятиям.

разноуровневое обучение - организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом на разном уровне, в зависимости от способностей и индивидуальных возможностей личности каждого учащегося. Таким образом, слабые обучающиеся утверждаются в своих способностях, получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения.

При работе с неслышащими обучающимися применяем разноуровневые программы Кузьмичевой;

технологии проектной деятельности - исследовательский проект «Интернет-общение в нашей жизни», рефераты (при подготовке к проекту)

проблемное обучение - создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности (н-р, даются задания на слух «Напиши», а ручку не даем);

обучение в сотрудничестве (в паре, в группе)- для того, чтобы научить ребенка детей успешно воспринимать речь на слух вне зависимости от тембра голоса, произносительных особенностей говорящего проводятся занятия с двумя и более учениками. Каждый ученик при этом упражняется в восприятии речи двух и более дикторов: учителя и товарищей (начиная с 3 класса, можно и раньше);

система инновационной оценки «портфолио» - введение портфолио повышает образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что позволяет сделать выбор дальнейшего направления и формы обучения старшеклассниками более верными и ответственными.

тренинговая технология (Артикуляторный тренинг с использованием, зрительного подкрепления, Королева И.В.); (КИ, слабослышащие дети).

Методическое объединение учителей РРС и ФП представляет педагогическую технологию сотрудничества.

Технология сотрудничества основана на содружестве участников педагогического процесса, учитывает их интересы. Авторитарный учитель управляет ходом обучения единолично. Все связанные с этим функции – организацию класса, объяснение и инструктирование, контроль, оценивание, помощь отстающим и т.д., учитель выполняет сам. Эта технология предполагает распределение этих функций между учителем и учениками.

(Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем, деле»).

Педагогика сотрудничества - одно из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании.

Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К.Крупская, С.П.Шацкий, Н.П.Пирогов, Л.Н.Толстой) и зарубежной (Ж, - Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Раджерс, Э. Барн) психолого-педагогической практики и науки.

Основателями педагогики сотрудничества по праву считаются педагоги-новаторы, такие, как: Амонашвили Шалва Александрович, Шаталов, Виктор Федорович, Лысенкова Софья Николаевна и др. отечественные лидеры образования. Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик.

Ими были выделены основные идеи педагогики сотрудничества:

1. обучение ребёнка в зоне ближайшего развития

2. учение без принуждения

3. набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала

4. идея опережения

6. идея свободы выбора

7. идея диалогического размышления

9. идея совместной деятельности учителей и учеников

10. идея добровольности в досуговой деятельности

Можно учиться в коллективе, можно учиться индивидуально, а можно учиться по-другому, когда рядом с тобой товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, обсудить решение задачи. Вместе учиться не только легче и интереснее, но и эффективнее. Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующим его индивидуальным особенностям развития. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.

В отличие от традиционных технологий обучения, где ближайшей целью урока является усвоение знаний, выработка умений и навыков, основанных на запоминании, то есть на механизме внушения знаний, умений и навыков. В обучении, построенном на основе педагогики сотрудничества прямая цель – развитие интеллектуальных, духовных и физиологических способностей, интересов, мотивов, социально-коммуникативных навыков, мировоззрения.

задачи:

Развитие остаточного слуха и обучение полноценному использованию речевого общения как средства познания, речевого развития.

Обучение общению словесной речью, формирование навыков ведения диалогов.

Создание условий для систематической работы с учащимися по формированию коммуникативной компетенции на основе диалога в классно-урочной и внеурочной деятельности.

Развитие общительности, преодоление страха общения со слышащими людьми, чувства товарищества и взаимопомощи.



Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, воплощение нового педагогического мышления, источник новых прогрессивных идей и в той или иной мере входит во многие современные педагогические технологии как их составная часть.

Технология сотрудничества основана на принципах:

- взаимозависимость членов группы;

- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;

- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;

- общая оценка работы группы.

Для внедрения и использования организации обучения в сотрудничестве, для вовлечения каждого ученика в активную познавательную деятельность и к тому же чтобы уделять внимание обучению культуре общения, то необходимо приближаться к намеченной цели постепенно и терпеливо шаг за шагом, уча своих учеников:

взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;

работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;

вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;

испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров;

В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:

  • Развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;

  • Актуализируются полученные опыт и знания;

  • Каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;

  • Повышается ответственность за результат коллективной работы;

  • Совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала.

  • Развивается речь, внятность произношения, слуховое восприятие.

На уроках создается эмоциональная атмосфера, которая порождает у  детей  желание работать, учиться без страха, спокойно, испытывать удовольствие от пробы собственных сил, от успешного выполнения заданий.

Отношения учащихся с педагогами направлены на  сотрудничество, не вызывают проблем и страхов.  Дети  способны устанавливать деловые партнерские отношения с взрослыми, способны к ответственному поведению и моральной регуляции поступков, глубоким и продолжительным эмоциональным привязанностям.

В основе технологии сотрудничества заложено продуктивное общение педагогов между собой, сотрудничество детей и взрослых, детей между собой и сотрудничество учеников, родителей и учителей.
Учителя РРС и ФП используют различные формы организации учебной деятельности в рамках технологии сотрудничества: индивидуальная, парная, групповая, сюжетно-ролевая, диалогическая, реализация межпредметных связей и др.

Сотрудничество педагогов

Плодотворное сотрудничество педагогов выражается в согласованной работе, где каждый осознает, что он делает часть общей полезной работы. Такое взаимодействие предполагает скорректированное тематическое планирование, проведение открытых уроков, мастер-классов, проведение совместных заседаний методических объединений, участие в педагогических советах, дефектологических семинарах. В итоге такое сотрудничество способствует личностному и профессиональному росту педагогов, сплачивает педагогический коллектив.

Сотрудничество педагогов с родителями.

Сотрудничество педагогов с родителями реализуется в проведении открытых уроков для родителей, консультаций, родительских собраний, бесед и, в целом, в тесном взаимодействии учителя РРС и ФП с родителями его учеников.



Сотрудничество педагогов с обучающимися (работа в парах, группах)

Сотрудничество предполагает сотрудничество детей и взрослых, в основе которого есть два субъекта одного процесса, они "сотрудники" – от слова "совместный труд", поэтому действуют вместе, являясь сотоварищами, партнерами.

Разнообразные формы организации совместной деятельности создают благоприятные возможности для активизации речевого общения учащихся.

Это содействует развитию как диалогической, так и монологической речи. Овладение разными по функциональному назначению действиями ставит детей перед необходимостью правильного, четкого формулирования инструкций, констатации затруднений, обоснования выбора способа действия, сообщения о проделанной работе, оценке деятельности товарищей и ее аргументации. В речи учащихся постепенно появляются более сложные типы высказываний, содержащие умозаключения, объяснения, рассуждения, доказательства. Применение ролевого моделирования как разновидности коллективной деятельности значительно стимулирует общение детей.

Ведение диалога.

При ведении диалога ре­бята воспитывают уверенность в себе, развивают самостоятельность мышления, учатся руководить. На таких уроках ученики беседуют, спорят друг с другом.

Учащиеся обучаются вести простейшие диалоги, ход которых определяется преднамеренно созданной наглядной ситуацией, а также диалоги беседы на заданную тему. Они учатся соблюдать при ведении диалогов и бесед определённую логическую последовательность.

Простейшие диалоги используются с целью научить детей задавать вопросы и отвечать на них, а также обращаться с просьбой и давать поручения. Эти диалоги отличаются краткостью. Наглядная ситуация, в условиях которой ведётся диалог, помогает детям найти нужное высказывание.

Развёрнутые диалоги и беседы на тему способствуют приобретению учащимися новых знаний и овладению необходимыми навыками поведения в условиях различных видов деятельности. Ведения их требует от учащихся выдержать тему разговора. В структурном отношении эти диалоги и беседы отличаются от простейших диалогов большей развёрнутостью (в условиях наглядной ситуации, на основе собственного опыта самих детей, а также на основе рассказа учителя (воспитателя), на основе прочитанного в книгах и т. д.)

Реализация межпредметных связей.

Предмет развитие речевого слуха и формирование произношения – это коррекционный предмет. Вместе с тем он тесно взаимосвязан с общеобразовательными предметами. При проведении занятий РРС и ФП педагоги используют тексты, фразы, словарь из общеобразовательных предметов, тестовые задания (материал с использованием заданий по предмету РРС и ФП и с общеобразовательных уроков (русский язык)), инсценировки (диалоги), художественное чтение наизусть.

Учитель РРС и ФП основной школы ведет подготовку к итоговой аттестации обучающихся в выпускном классе по русскому языку в тесном сотрудничестве с учителем русского языка и литературы. Работа проводится в течение учебного года в соответствии с утвержденным планом работы по подготовке к государственной итоговой аттестации. Результатом этой работы стали положительные отметки обучающихся на экзаменах по русскому языку в этом году.



Личностно-ролевая форма

И, пожалуй, самой сложной формой организации учебной деятель­ности учащихся является личностно-ролевая форма, где учитель пере­дает свои полномочия полностью детям.



Итак, педагогика сотрудничества это не только плодотворное общение педагогов друг с другом, сотрудничество учеников, родителей, учителей, сотрудничество учителей со своими учениками, но и сотрудничество детей между собой, которым пронизаны уроки и внеклассная деятельность. Здесь очень важно, чтобы ученики перенимали и переносили образцы общения с учителями, уважали мнение и точку зрения другого и, работая в коллективе, чувствовали, что являются его частью.


Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.



Заключение. Современный сурдопедагогический процесс требует создания новой образовательной среды для детей с нарушениями слуха, которая имеет в своей основе социальную направленность, саморазвитие и самореализацию личности неслышащего учащегося. Это требование ставит перед учителями-дефектологами задачи непрерывного поиска новых, более эффективных технологий обучения. Использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности, компетентности учителя. Технология сотрудничества и есть современная образовательная технология, которую используют учителя РРС и ФП нашей школы.