СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология тайм-менеджмента как средство развия саморегуляции учителя начальных классов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается понятие саморегуляции учителя начальных классов, описываются особенности, компоненты и структура профессионально – педагогической саморегуляции. Автор обосновывает значимость овладения средствами саморегуляции для педагога, рассматривает возможность использования технологии тайм-менеджмента в качестве одного из возможных средств саморегуляции.

Ключевые слова: саморегуляция, структура саморегуляции, уровни саморегуляции, критерии саморегуляции, тайм-менеджмент, технология.

Просмотр содержимого документа
«Технология тайм-менеджмента как средство развия саморегуляции учителя начальных классов»

ТЕХНОЛОГИЯ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Н.В. Пронина

учитель начальных классов МБОУ СШ №16 г. Арзамаса

Аннотация: В данной статье рассматривается понятие саморегуляции учителя начальных классов, описываются особенности, компоненты и структура профессионально – педагогической саморегуляции. Автор обосновывает значимость овладения средствами саморегуляции для педагога, рассматривает возможность использования технологии тайм-менеджмента в качестве одного из возможных средств саморегуляции.

Ключевые слова: саморегуляция, структура саморегуляции, уровни саморегуляции, критерии саморегуляции, тайм-менеджмент, технология.


В педагогической литературе существуют различные определения саморегуляции. Термин саморегуляция имеет латинское происхождение и буквально означает приводить в порядок, налаживать. О.А. Конопкиным саморегуляция понимается как системноорганиованный процесс внутренней психической активности [4, с. 6]. Э.А. Голубева выделяет в понятии саморегуляции интегральную характеристику [4, с. 7]. А.Алиев сводит саморегуляцию к самоорганизации. Фактически саморегуляция заключается в установлении соответствия между организмом человека и средой в изменяющихся условиях. Другими словами, это - процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими процессами, а также своими действиями. В настоящей педагогической литературе «саморегуляция рассматривается как способность педагога владеть собой, самостоятельно и осознанно управлять своей деятельность……» [4, с. 7].

При всем разнообразии проявлений саморегуляция имеет следующую структуру:

1) принятие цели субъекта;

2) создание модели приоритетных условий деятельности;

3) программирование исполнительских действий;

4) формирование критериев успешной деятельности;

5) информирование о достигнутых результатах;

6) соотнесение реальных результатов с критериями успеха деятельности;

7) коррекция деятельности, если это необходимо [1, с. 36].

Cаморегуляция человека существует в двух формах: произвольной (осознаваемая) и непроизвольной (неосознаваемая). Произвольная саморегуляция всегда имеет цель, непроизвольная осуществляется в соответствии с особенностями организма.

Саморегуляция помогает педагогу, когда он находится в состоянии повышенного напряжения, когда находится в ситуации оценивания со стороны администрации, коллег, детей, родителей. Ситуация, которая стала источником отрицательных эмоций, может стать навязчивой, возникать в памяти по истечении некоторого времени. Педагог, постоянно находящийся в подавленном состоянии, не в силах сконцентрировать внимание на текущих учебных задачах. Поэтому в учебно-педагогической деятельности саморегуляция включает в себя умение управлять своими эмоциональными состояниями.

Профессия учителя связана с удовлетворением интеллектуальных потребностей. Учитель подвергает организм сильным психическим и интеллектуальным нагрузкам. Педагоги часто накапливают усталость, игнорируя правило: «Отдыхать нужно раньше, чем устал».

Одним из важных умений учителя является умение рационально использовать свои ресурсы и эффективно восполнять их в течение учебного года. Для этого необходимо знать об основах саморегуляции. Эти знания помогают управлять познавательными процессами: восприятием, вниманием, воображением, мышлением, памятью, а также речью, поведением и эмоциями. Известно, что при утомлении, чрезмерном перевозбуждении, стрессе внимание становится плохо управляемым.

Сегодня совершенствование системы образования, рассмотрение всех участников образовательного процесса, как взаимодействующих субъектов учебной деятельности качественно меняют позицию педагога, требуют от него развитие мастерства, повышения базовой, личностной, профессиональной культуры. В связи с этим, серьезное внимание уделяется развитию профессионально важных качеств, умений, способностей педагогов. Профессионально - педагогическая саморегуляция является одним из значимых профессиональных качеств. Развитая саморегуляция позволяет действовать самостоятельно, целенаправленно. Педагог способен эффективно планировать свою деятельность, организовывать и принимать профессионально значимые решения.

На основе исследований психолога Л. П. Гримака можно выделить шесть компонентов саморегуляции учителя начальных классов [4, с. 45]:

- мотивационный (совокупность потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, направленность на реализацию профессиональной саморегуляции);

- рефлексивный (способность к сотрудничеству, гуманизм, лидерство, ответственность, коммуникабельность, эмпатийность, оптимизм, вера в себя);

- эмоционально – волевой (умение владеть собой, своими действиями и поступками, переживаниями и чувствами, способность сознательно поддерживать и регулировать свое самочувствие и поведение в экстремальных ситуациях);

- деятельностный (способность к владению методами анализа, синтеза и обобщения информации, умения работать с информацией, выбирать оптимальное решение);

- моделирующий (анализа внешних и внутренних условий деятельности и выделения комплекса условий, значимых для достижения цели);

- творческий (способность педагога организовать условия для творческого самовыражения и самореализации).

Исследование компонентов профессионально-педагогической саморегуляции учителей начальных классов на базе МБОУ СШ № 16 г. Арзамаса позволило выявить наиболее типичные причины низкой саморегуляции и наметить возможные способы и средства её развития.

В исследовании приняли участие 10 педагогов начальной школы.

Степень овладения профессиональной саморегуляцией оценивалась по 3 уровням, которые предлагаются А.О. Прохоровым [4, с.10]:

Базовый уровень (средний балл 1-2) элементы саморегуляции вовсе не проявляется, либо проявляются только в редких ситуациях, не является типичным и привычным для учителя.

Текущий уровень (средний балл 3-4) элементы саморегуляции определенно не выражены, но проявляются ситуативно в некоторых педагогических ситуациях, которые знакомы педагогу.

Оперативный уровень (средний балл 5) элементы саморегуляции проявляются всегда, в любых педагогических ситуациях, могут сочетаться с другими элементами.

Анализ исследуемой группы показал, что саморегуляция педагогов ограничивается, в основном, базовым и текущим уровнями. Кроме того, показатели у всех педагогов низкие, едва приближены к порогу преодоления уровня. Навыки профессиональной саморегуляции педагогов выражены неустойчиво, проявляются в редких случаях, ситуативно. Эти навыки зависят от сложности педагогической ситуации. Лишь один испытуемый показал результат сформированности оперативной саморегуляции. Этот уровень саморегуляции проявляется не зависимо от сложности педагогических ситуаций.

Вопрос эффективного развития саморегуляции связан не только с достижением результата, но и с тем, какой ценой это было достигнуто. При этом, средства не менее важны, чем цель. Тем более, когда под словом «средства» скрывается благополучие человека, его здоровье. Для успешного развития саморегуляции необходимо учитывать наиболее существенные факторы, влияющие на этот процесс. Быстротечность становится основной приметой современной жизни, приводит к коренному изменению всех ее сфер – от экономической до сугубо личной. Следовательно, возрастает роль временного фактора. Правильное использование временных ресурсов важно для представителя любой профессиональной группы, в том числе, и для учителя. Поэтому в основе саморегуляции лежит умение педагога рационально использовать своё время. Умение управлять своими временными ресурсами не может основываться только на интуиции, оно должно иметь научный подход. Технология тайм-менеджмента позволяет научиться управлять своим временем на научной основе. Таким образом, возможно рассмотрение технологии тайм-менеджмента в качестве средства развития саморегуляции учителя начальных классов. В этом случае задача тайм-менеджмента не сводится лишь к обучению приемам планирования и организации деятельности. Тайм-менеджмент - это особый подход к жизни, профессиональной деятельности, при котором учитель оптимально использует свои временные ресурсы, совершенствует навыки самоорганизации и саморегуляции.

Тайм-менеджмент, как педагогическая технологии, позволяет структурировать время учителя в соответствии с личными и профессиональными целями и ценностями. Использование технологий тайм - менеджмента позволяет повысить личностную эффективность педагога [3].

Рассмотрение технологии тайм-менеджмента с позиций средства развития навыков саморегуляции предполагает разработку программы по обучению сотрудников школы основам тайм-менеджмента. Реализация программы предполагает три этапа, которые включают ряд следующих мероприятий.

1 этап

Ознакомительная встреча полилог «Я сегодня здесь, потому что...».

Анкета «Насколько хорошо Вы справляетесь со своей работой?».

Планируемый результат: у педагогов формируется цель дальнейшего участия в исследовании, дана самооценка преуспевания, создана положительная мотивация на саморазвитие.

2 этап

Полилог «Когда я открываю утром глаза...».

Разработка-занятие «Правила начала дня».

Тренинг «Тайм-менеджмент современного педагога».

Планируемый результат: создание атмосферы доброжелательного общения в кругу. Четко разграничены функции менеджмента и осознана их взаимосвязь.

3 этап

Разработка-занятие «Правила завершения рабочего дня».

Промежуточная самооценка «Мой рабочий стиль».

Работа с матрицей «Эйзенхауэра.

Работа с электронными средствами тайм-менеджмента [2, c. 56].

Планируемый результат: актуализация качественных изменений в работе учителей.

Литература

  1. Бильданова В. Р. Основы психической саморегуляции / В.Р. Бильданова, Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Изд-во ЕГ- ПУ, 2009. – 116 с.

  2. Доланд Э. Упрости себе жизнь. Как навести порядок на работе и дома / Э. Доланд. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 224 c.

  3. Зайверт JI. Ваше время в ваших руках/ JI. Зайверт. - М.: Айрис-пресс, 2011.- 179 с.

  4. Сазонова Н.П. Саморегуляция педагогов ДОУ в прфессиональной деятельности / Н.П. Сазонова. – Спб.: Детсво-пресс, 2010. – 58 с.