«Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз. Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь»
«Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»
Учитель нач. классов
Наумова О.И.
Цели:
- развитие интереса к предметам;
- овладение новым способом решения задач;
- формирование и развитие способностей учащихся, необходимых для выполнения творческой деятельности.
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, разработана
в СССР в 1946 году
Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами.
У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление
Сценаристам и писателям технологии Развития Творческого Воображения (РТВ — раздел ТРИЗ) помогут развить сюжеты произведений, придумать неординарные фантастические объекты
ТРИЗ формирует:
- стиль мышления, направленный на самостоятельную генерацию знаний;
- умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности;
- умение выделять закономерности;
- воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач.
А это значит, что данная технология отвечает задачам, поставленными ФГОС.
Названия приемов
Механизм решения изобретательных задач
В него входит противоречие, приемы разрешения противоречий. Этапы решения противоречий:
Модель «Создай паспорт»
1. Умение увидеть, выявить противоречие
Для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями
Модель «Составление плана/раскадровка»
2. Формулирование противоречия
Для составления простого и развернутого плана прочитанного произведения
Моделирование процессов и явлений в природе и технике методом маленьких человечков
3. « Если действие есть «х», то имеем «+», но «-». Преодоление противоречия
Для создания представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов
активизация словарного запаса учащихся, использованием различных каналов восприятия, рассмотрением сюжета картины в динамике
«Морфологический анализ»
Методика сочинений по картине
Суть данного метода – построение таблицы,
Модель «Системный лифт»
для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий.
для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта
Метод системного оператора
В нем система ее элементы рассматриваются в прошлом, настоящем и будущем. Здесь выделяется подсистема и надсистема. Например: класс – это система, ученики класса – подсистема, надсистема – это школа.
Приведу фрагменты уроков с использованием приемов ТРИЗ
- - Я загадала название геометрической фигуры. Она есть среди фигур на слайде. Отгадав её, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только «да» или «нет».
События Устройство конструктора
- «было» (первое состояние объекта);
- «стало» (второе состояние объекта);
- «что изменилось» (указывается имя признака и направление изменения значений).
- Конструктор будет иметь вид:
Было
Стало
Изменилось
- В математике речь всегда идет о каких-то преобразованиях. Преобразование производится с помощью оператора. Таким оператором может быть и знак арифметической операции, и геометрическое преобразование.
Было
Стало
Что изменилось
125
Виновник
148
12
1) Число увеличилось на 23
«+»(операция
2) Число увеличилось в 7 раз
84
сложения)
«*» (операция
умножения)
Модель “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература
- Обязательно создаем паспорт литературного героя.
Например, вот такой паспорт можно создать,
изучая
произведение А.П. Чехова«Белолобый»:
- Имя – волчиха
- Автор (создатель) – А.П. Чехова
- Прописка – рассказ для детей А.П. Чехова«Белолобый»
- Где живет – в лесу
- Чем занимается – оберегает волчат, охотится
- Особые приметы –хорошая заботливая мать, умная, добрая, больная, старая, потеряла чутьё, мнительная, пыталась добыть пищу своим малышам
- отношение к ней автора- сочувствие, жалость, сопереживание.
Метод маленьких человечков
Смоделируйте свойства твердых тел, жидкостей и газов:
- Почему сквозь твердое тело нельзя провести руку, а сквозь жидкое можно?
- Почему жидкость принимает форму сосуда?
- Почему запах от духов распространяется по всей комнате?»
- Какое тело нагреется быстрее?
- Какое тело лучше проводит звук?
Системный лифт
«Класс →второй этаж →
школа №27 → улица Ломоносова → город Благовещенск→ Амурская область→
Российская Федерация → материк Евразия → Северное полушарие → планета Земля → Солнечная система».
Системный лифт по русскому языку
- Текст
- предложение
- словосочетание
- слово
- корень -норк-
Творчество -
- такая деятельность людей, которая приводит к получению нового и оригинального продукта;
- это созидание, порождающее духовные и материальные ценности.
Замените выделенные слова синонимами
В сентябре у нас стоит хорошая погода. Дождливых дней почти не бывает. Весело светит солнце. Золотом горят деревья. Казалось, что они собираются на весёлое торжество и надевают свои наряды. В воздухе ощущается какая-то особая, бодрящая свежесть.
Исправьте предложения:
- Ёж смотался в клубок.
- Я уже ездил на самолёте.
- Мы готовились встречать пернатых птиц.
- Речка замёрзла льдом.
- Меня пробудил мой папа.
Вставьте словарные слова
- Не велик . . . , да краснеет нос.
- . . . любит чистоту.
- Чужбина — калина, родина — . . .
- . . . человек добро помнит.
мороз
Посуда
малина .
. . . . . .
. . . . . .
Русский
Что на что похоже?
- настольная лампа на
- тыква на ...
- арбуз на …
- люстра на ...
- утюг на …
Чем мечтают стать некоторые предметы?
- веник мечтает стать ...
- мыльный пузырь ...
- перышко ...
- огородное чучело ...
- снежная баба ...
Синквейн
- Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в котором человек высказывает свое отношение к чему-либо, кому-либо.
- Синквейн требует синтеза информации и материала в кратких выражениях
- Эти 5 строк сочиняют по особым правилам, в строгом порядке.
- 1 строка - ключевое слово, определяющее синквейн.
- 2 строка – два прилагательных, характеризующие данное понятие.
- 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
- 4 строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
- 5 строка- обычно одно слово, вывод, в котором человек выражает свои чувства связанные с данным понятием
Составьте синквейн
Ответы детей:
- 1.мяч
- 2.круглый, упругий
- 3.попадает, прыгает, плавает
- 4. игра
Рефлексия Составление паспорта технологии ТРИЗ
Название технологии
Технология…
Автор
Родина
Приёмы
Что даёт ученику
Что даёт учителю
Рефлексия Составление паспорта технологии ТРИЗ
Название технологии
Технология решения изобретательских задач
Автор
Генрих Саулович Альтшуллер
Родина
Приемы технологии ТРИЗ
СССР, с 1946 года
«Метод маленьких человечков», мозговой штурм, «системный лифт», создай паспорт, модель «Элемент – имя признака – значение признака», сочинение загадок, модель «Составление плана/раскадровка, механизм решения изобретательных задач и др.
Что дает ученику
помогает находить варианты решения проблемного вопроса, генерировать идеи, сюжеты сказок…;
Что дает учителю
регулярная тренировка творческого мышления;
знание ТРИЗ вооружает мышление учителя набором инструментов по решению проблем;
на изобретательских задачах из разных областей человеческой деятельности и вырабатывается та самая способность применять знания в реальных ситуациях.
развивает творческие способности учителя, гибкость и системность мышления; воспитывает готовность к восприятию нового;
обеспечивает профессиональный рост.
Спасибо за сотрудничество!