СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология убеждения и внушения в образовательном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.    Понятие «убеждение». Формы и правила убеждения. 2. Внушение как психологическое воздействие  

Просмотр содержимого документа
«Технология убеждения и внушения в образовательном процессе»

Технология убеждения и внушения в образовательном процессе

  1. Понятие «убеждение». Формы и правила убеждения.

  2. Внушение как психологическое воздействие.

Убеждение —это процесс интеллектуального сопереживания совместной мыслительной деятельности (А. С. Маслов).

Оно построено таким образом, чтобы через логическое обоснование добиться согласия от человека, поэтому убеждение — это прежде всего интеллектуальное воздействие.

Убедить — это не просто добиться согласия с определенной точкой зрения, главное, чтобы человек сделал то, что ему предлагают, по собственной воле.

Факторы, влияющие на повышение эффективности понимания

— язык, на котором говорят субъекты взаимодействия: форма обращения, эмоциональная окраска голоса, употребление профессиональной терминологии. Если употребляется специальный малознакомый термин, то его следует тут же расшифровать, давая пояснения относительно сущности сказанного;

— логика и последовательность изложения мысли, так как перескакивание с одной мысли на другую, ее незавершенность или слишком пространные примеры отнюдь не способствуют пониманию;

—привлечение внимания аудитории. Например, в случае утомления и отключения внимания во время лекции можно использовать психогимнастические упражнения, гимнастику для глаз, приемы музыкальной психотерапии, рисование, а также изменение интонационной выразительности речи преподавателя;

Факторы, влияющие на повышение эффективности понимания

— установка на восприятие сказанного. Реально для этого использовать содержательную установку, которая формирует направленность на тему, поэтому принимается и понимается любая информация обозначенной темы;

- усиление процесса понимания учебной информации приемом «от противного». Преподаватель намеренно создает или предлагает студентам вообразить необычную ситуацию с подтекстом: «А что, если это выглядит иначе. Представьте себе, что это выглядит иначе». Цель приема — уйти от так называемого эффекта узнавания, разрушить поверхностные или неправильные представления студентов о проблеме, затронутой в лекции;

- понимание становится результативным благодаря причинно-следственному рассуждению с включением в него аудитории. Известные факты, истины, посылы, принятые всеми, группируются в такие связи и отношения, которые помогают слушателям принять новые истины и сделать новые заключения. Таким образом, каждая предыдущая мысль становится обоснованием последующей, ход мыслей преподавателя разделяется как бы на две части: на данное, т. е. известные факты, и новое, т. е. то, что вытекает из них.

Убеждения человека складываются из 3-х компонентов:

Знание – чувства – поведение

Здесь реализуется формула:

Понято – пережито – принято - сделано

Формы убеждений:

- Дискуссии

- Беседы

- Рассказ

- Личный пример

Правила предъявления требования:

- Содержание и форма убеждения должны отвечать возрастным особенностям воспитанников.

- Убеждение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей воспитанника (знать истинную жизненную позицию).

- Убеждение должно содержать обобщенные положения (принципы и и правила) и конкретные факты, примеры.

- При убеждении надо анализировать факты поведения, которые одинаково известны собеседникам.

- Убеждая других, педагог должен глубоко верить в то, что сообщает.

(А.Г.Ковалев «Психология личности»)

Логика убеждения: Тезис – аргумент – иллюстрация

Внушение - это психологическое воздействие, воспринимаемое субъектом без должного контроля сознания, но приобретающее существенное значение для его представлений, установок, мотивов и актов деятельности.

Внушаемость это:

- степень восприимчивости к внушению, определяемая готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию.

- Нормальное свойство психики.

Зависит от возраста, пола, уровня интеллекта, состояния здоровья, авторитета внушающего.

Что усиливает внушающее воздействие?

- Конкретность выразительных средств

(конкретный смысл абстрактный смысл)

- Мягкость и сила голоса одновременно (эффект неожиданности)

- Музыка (особенно ритмичная)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!