Технология уровней дифференциации
Т, К, Донская
В, В, Фирсов
И, Э, Унт
А, С, Границкая
Развитие мотивации к учению, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне
Для личностно-ориентированного обучения детей с разными способностями в одной группе с целью создания наиболее благоприятных условий для развития личности каждого студента. Необходимость введения в образовательную практику уровневой дифференциации обусловлена тем, что в условиях большого объема учебной информации возникла проблема перегрузки студентов. В такой ситуации обучать всех на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более, что он является для многих недостижимым. А это означает явное снижение мотивации и появление у большинства из них отрицательной направленности к образовательному процессу в целом.
Уровневая дифференциация осуществляется не за счет уменьшения объема изучаемой информации, а за счет ориентации студентов на различные требования к его усвоению.
Уровневое обучение предоставляет шанс каждому студенту организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные. Качество усвоения предмета можно обеспечить технологией уровневой дифференциации. Уровень общеобразовательной подготовки постепенно поднимается до уровня повышенной подготовки, или углубленного изучения предмета. Для оценки успехов обучающихся определяется, как усвоено содержание: на уровне воспроизведения фактов, их реконструирования или на вариативном уровне (уровне мыслительных операций). Для повторения и закрепления изученного материала подбираю разноуровневые задания, на занятиях решаю с сильными обучающимися задачи повышенной сложности, в качестве домашнего задания предлагаю творческие домашние работы-доклады, сообщения, презентации, Также практикую многовариантные контрольные работы, разноуровневые тесты.
Пример организации деятельности обучающихся при формировании понятия: «Реакции ионного обмена» по трем уровням (каждому студенту выдается карточка – информатор)
Образец выполнения заданий:
Записать уравнения реакций в полном и сокращенном ионных видах, выписать катионы и анионы:
NaOH + HCl = NaCl + H2O – молекулярное уравнение
Na+ + OH- + H+ + Cl- = Na+ + Cl- + H2O – полное ионное уравнение
OH- + H+ = H2O – сокращенное ионное уравнение
Катионы: Na+ ; H+
Анионы: OH- ; Cl-
ВЫПОЛНИТЕ ПО ОБРАЗЦУ:
На «3»
Уравняйте химические реакции (вместо «?» расставьте коэффициенты), запишите реакции в полном и сокращенном ионных видах:
а) Ba(OH)2 + ? HCl = BaCl2 + ? H2O
б) Al2(SO4)3+ ? NaOH = ? Al(OH)3 + ? Na2SO4
На «4»
Запишите и уравняйте химические реакции между веществами:
а) сульфат натрия + хлорид бария =
б) карбонат калия + азотная кислота =
Составьте полные и сокращенные ионные уравнения данных реакций, укажите катионы и анионы.
На «5»
Составьте полные ионные и молекулярные уравнения реакций согласно сокращенным:
а) Ag+ + Cl- = AgCl
б) Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3
Укажите катионы и анионы.
При изучении темы: «Химические реакции» по трем уровням.
1 уровень
Задания
Закончите и уравняйте химическую реакцию.
Дайте названия всем сложным веществам.
3. Дайте классификацию данным реакциям.
А) Zn + O2 =
Б) Fe(OH)3 =
В) Al + HCl =
2 уровень
Задания
Закончите и уравняйте химическую реакцию.
Дайте названия всем сложным веществам.
3. Дайте классификацию данным реакциям
А) SO2 + O2 =
Б) N2O5 + H2O =
В) Fe + H2SO4=
Г) KClO3 =
Д) оксид меди + водород
3 уровень
А) Основной компонент природного газа – метан. Некоторые крупные месторождения природного газа, например Астраханское, Оренбургское, помимо углеводородных газов содержат значительное количество сероводорода. Эта примесь, с одной стороны опасна, так как вызывает сильную коррозию трубопроводов и перекачивающей аппаратуры. Кроме того, при сгорании такого газа получается оксид серы (IV), что вызывает загрязнение атмосферы. Запишите эту реакцию и укажите её тип. С другой стороны сероводород является ценным химическим сырьем, из которого можно получить, например, серную кислоту. Предложите рациональные, по вашему мнению, способы очистки природного газа от сероводорода, запишите уравнения возможных реакции и укажите их тип.