Технология уровневой дифференциации в новых условиях обучения
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ООО
Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг (К.Д. Ушинский)
Без специальной организации учебной деятельности не может быть эффективного усвоения знаний. (И.С. Якиманская)
На модернизацию образования направлено введение федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Каждый из нас должен переосмыслить цели своей деятельности в соответствии с теми изменениями, которые вводятся новым образовательным стандартом.
Задача учителя в условиях стандартизации образования сводится не только к тому, чтобы вооружить учащихся знаниями, но и научить их способам познания и практической деятельности
«Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности».
(Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени).
Правильная организация учебного процесса находится в прямой зависимости от подготовленности каждого ученика к обучению географии, от уровня его обучаемости. Как правило, учащиеся неодинаково подготовлены к эффективному обучению, и прежде всего к усвоению нового материала, их индивидуальные различия чётко проявляются по следующим показателям:
● обучаемости, т. е. умственным способностям (в том числе креативности), а также специальным способностям;
● учебным умениям;
● обученности, состоящей как из программных, так и внепрограммных знаний и умений;
● познавательным интересам.
Теоретическое обоснование технологии разноуровневого обучения базируется на педагогической основе, согласно которой различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводятся прежде всего ко времени, которое необходимо учащемуся для усвоения учебного материала определённого объёма. Если каждый учащийся будет иметь достаточно времени для эффективного овладения изучаемым материалом, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы.
Обучающихся можно условно подразделить на группы, каждая из которых овладевает программным материалом на разных уровнях: первый уровень – минимальный (в соответствии с минимумом содержания образования), второй – базовый, третий – вариативный (творческий). В процессе обучения состав групп может меняться, но перед учителем постоянно будет стоять задача организовывать обучение так, чтобы каждый учащийся на конкретном этапе максимально реализовывал свои интеллектуальные возможности. При этом должен чётко сохраняться принцип доступности. В качестве других основных принципов данной педагогической технологии были выбраны следующие:
● всеобщая талантливость – нет бесталантных людей, а есть те, которые заняты не своим делом;
● взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать;
●неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
Таким образом, учитель географии в первую группу объединяет учащихся, которые различают и запоминают содержание учебного материала и могут воспроизвести его в объёме стандартных требований к его усвоению. Однако они не владеют простейшими навыками анализа, не умеют строить схему рассуждений. Поставленная перед классом задача для этой группы учащихся оказывается невыполнимой, так как и содержание её, и средства выполнения представляются недоступными. Доступность может рассматриваться учителем как один из основополагающих принципов, но она должна опираться в каждый момент обучения на максимально высокий уровень, заставляющий включать в поиск решения поставленной познавательной задачи весь запас знаний (пусть небольшой), все интеллектуальные возможности (пусть ограниченные).
Во вторую группу объединяются учащиеся с репродуктивным характером мышления и действий при решении той же задачи. Они запоминают учебный материал, понимают его и умеют использовать в знакомой учебной ситуации. Главный метод их работы – опора на прошлый опыт; ясно просматривается желание перенести его в качестве шаблона на новую ситуацию. Эту группу отличают организованность и целенаправленность интеллектуальной деятельности, более развитые умения проводить анализ и синтез, но сравнительно слабое владение методами географии.
В третью группу входят учащиеся, характеризующиеся в определённой мере творческим подходом к решению поставленной задачи. Они понимают учебный материал, умеют его воспроизводить, использовать в знакомой и изменённой учебной ситуации и выполнять самостоятельные работы творческого характера. Их объединяют высокая степень активности и многогранность вариантов усвоения и воспроизведения, поиск наиболее рациональных приёмов решения для задачи данного типа. Особое место у них занимает углубленный анализ содержания задачи, её внутренней логики.
Учащиеся этой группы способны воспринимать материал и шире, и глубже по сравнению с учащимися первой и второй групп.
Проводя деление класса на три условные динамические группы, учитель исходит из качества работы каждого обучаемого, наблюдений за ним, т. е. выводит определенную зависимость возможностей данного учащегося от конкретного объёма и глубины рассмотрения изучаемого материала.
Наиболее эффективным при контроле знаний будут задания другого типа, когда дифференцированно само содержание предметного материала, т.е. не задания разделены на группы, а в каждом задании имеются элементы постепенного усложнения. Первые два вопроса задания носят облегчённый характер. Она предполагают воспроизвести имеющихся у учащихся знаний и умений или выполнение упражнений по установленному образцу. Эта часть задания должна быть посильна каждому ученику. Учащийся, правильно ответивший на эти вопросы-задания, может получить лишь удовлетворительную оценку. Третий вопрос требует переноса знаний в новые, более сложные условия, установления новых связей, умений привести свой пример. Выполнение третьего задания обеспечивает ученику более высокую оценку – «хорошо». Четвёртый вопрос требует проявления творческой инициативы, достаточно глубокого знания географии в объёме не только контролируемой темы. За правильное его выполнение учащийся получает оценку «отлично». В задание может быть включён и пятый (дополнительный) вопрос, оцениваемый отдельно. В исключительных случаях его выполнение может быть перенесено во внеурочное время. Учащийся, выполняющий такое задание вне урока, а оно расценивается как самостоятельное дополнительное, может получить ещё одну отметку.
Есть еще один способ дифференциации- по времени выполнения задания. В этом случае на выполнение одного и того же задания учащимся третьей группы дается меньше времени, чем учащимся первой и второй групп. Оставшееся время используется на углубленное изучение материала или его применение в новых условиях.
Если учащиеся во время самостоятельной работы испытывают затруднения, то со стороны учителя правомерно применение наводящих вопросов, ответы на которые толкнут учащегося на выбор верного способа решения. Наводящие вопросы учитель соответствующим образом учитывает при оценке работы ученика. Теряя бал, учащийся выигрывает в другом - он постепенно приобретает умение логически мыслить, сравнить, находить взаимосвязи между фактами и явлениями, обобщать, исследовать и т.п.
Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Анализируя образовательные, воспитательные аспекты учебной деятельности, можно определить следующие цели дифференцированного обучения географии:
- выявить временные технологические группы учащихся для раскрытия географической картины мира, включающей природу, население и хозяйство;
- дать понятие территориальных различий окружающего мира, их объективного характера и значения для жизни людей, выработать у учащихся научные взгляды на взаимосвязь природы и общества;
- способствовать нравственному воспитанию учащихся, формировать любовь к Родине, с широким взглядом на мир;
- помочь средствами географии удовлетворить интересы и потребности развивающейся личности: любознательность, самостоятельность, активность, взаимопомощь.
Так как в классе ученики разного уровня обученности, обучаемости, заинтересованности в предмете, разных психолого-физических возможностей, для достижения поставленных целей на всех этапах урока осуществляю индивидуальный подход к школьникам.
В зависимости от характера познавательной деятельности учащихся: работа с картой, аудиовизуальными пособиями, картинами, цифровым материалом используются задание трех уровней:
- первый уровень- объяснительно-иллюстрированный. Ученики воспроизводят изучаемый материал в том виде, в каком он изложен в учебниках.
- второй уровень- репродуктивный. Учащиеся применяют знания и умения по образцу.
- третий уровень- частично-поисковый и исследовательский. Учащиеся творчески применяют знания и умения в новой учебной ситуации.
Эти уровни и соответствующие им методы используются на всех этапах обучения: при объяснении и изучении нового материала, проверке, обобщения и закрепления знаний. При объяснении нового материала использую работу с учебником. Ребята получают задания, инструкцию по их выполнению с указанием параграфа, страницы, абзаца.
В 6 классе при изучении тем: "Основные формы рельефа суши","Реки","Озера" предлагаются задания разного уровня сложности:
1)выделить главные мысли изученного;
2)дать характеристику явлением, процессам, найти упомянутые географические объекты на карте;
3)сравнить физическую карту с климатической.
Учащиеся имеют возможность выбрать задания для себя посильные, чтобы успешно с ними справляться. Как правило, ребята справляются с выбранными заданиями и переходят к выполнению более сложных.
Домашние задания учащимся можно предложить также дифференцированные:
1.Составить сложный план рассказа (1 уровень);
2.В каждом абзаце выделить главную мысль (2 уровень);
3.Сделать ЛОК (лист опорного конспекта)по тексту параграфа (3 уровень);
В 7 классе
1.Описать физико-географическое положение страны по плану ( 1 уровень)
2. Дать сравнительную характеристику двух стран ( 2 уровень)
3. Дать сранительную характеристику двух стран и ответить на вопросы –
( например, почему ЮАР- самая развитая страна Африки?)
В 8 классе при изучении темы "Россия на карте мира" предлагается следующие задания.
1. Найти крайние точки на карте (1 уровень);
2. Найти точки и определить их координаты (2 уровень)
3. Определить и сравнить физико-географическое положение России с другими государствами(например ,с Канадой ,по выбору ученика или учителя),пользуясь картами атласами (3 уровень)
Другим показателем сложности являются: число звеньев в ходе рассуждения от условия и вопроса до ответа: чем это число больше, тем задание объективно сложнее. Так, при изучении темы: «Природные зоны России» на уроках географии в 8-ом классе, используя показатель сложности, можно предложить учащимся следующее проблемное задание: «В пустыне и тундре выпадает примерно одинаково количество осадков, однако пустыня нуждается в орошении, а тундра заболочена». Объяснить этот факт менее сложно по сравнению с таким заданием: «Объяснить, как повлияло древнее оледенение на почвы». В первом случае требуется «одномоментное» решение, а во втором нужно выстроить четыре-пять звеньев в цепи рассуждения.
Сложность задания зависит от числа причин или следствий; которые надо установить – возрастание их числа повышает сложность задания. Так, на уроке географии «РФ в Мировой экономике» в 9-ом классе учитель использует следующее задание: «Пользуясь картами, установить, какие географические предпосылки способствуют развитию экономических связей между Россией и странами Западной Европы» относится к числу довольно сложных, так надо назвать не менее 7-9 причин.
Ещё одним показателем сложности задания является количество используемых источников. Учитель должен подобрать задания так, чтобы при их выполнении учащиеся пользовались не только географическими знаниями, но учебным материалом из других дисциплин (т.е. задания на базе межпредметных связей). Сложность задания возрастает по мере увеличения числа источников, с которыми работают школьники: опираться на один источник проще, чем извлекать сведения из комплекса средств обучения.
Используя задания, соответствующие реальным учебным возможностям школьников, учитель вселяет уверенность в свои силы даже самого слабого ученика, пробуждая тем самым у него желание учиться. Однако, если все время давать более слабым учащимся легкие задания, трудно рассчитывать на их рост и на переход в более сильную типологическую группу; не исключено даже, что разрыв между временными типологическими группами будут углубляться. Поэтому рекомендуется широко применять другой способ – дифференциацию помощи со стороны учителя при выполнении учащимися одного и того же.
В 10 классе, при изучении темы "Трудовые ресурсы и занятость населения", предлагается разно уровневые задания.
1.Рассмотреть возрастную пирамиду развитых стран (1 уровень).
2.Сравнить возрастную пирамиду развитых и развивающихся стран (2 уровень).
3.Проанализировать изменения в структуре занятости населения в отдельных стран мира. Составить прогноз предполагаемых изменений, которые могут произойти в дальнейшем Большинство знаний, которыми должны обладать учащиеся, связано с изучением содержания карт и умением пользоваться ими.
Обученность ребят в работе с картой определяю также 3-мя уровнями:
На 1-м этапе обучения работе с картой в 6 классе при изучении темы "План и карта» знакомлю ребят с ее языком разновидностями, учатся распознавать географическую действительность по изображению объектов, представлять по памяти расположения изучаемых объектов.
К примеру, при изучении темы "Внутренние воды Африки" в курсе географии 7-го класса учащимся предлагается следующая ситуация.
Река Нил - одна из крупнейших рек Африки. В разгар лета, когда жара достигает предела, уровень реки начинает подниматься и Нил выходит из берегов. А ведь он зажат с двух сторон пустынями и, казалось бы, летом, наоборот, должен сильно обмелеть. В чем причина его ежегодных разливов?
Группа учащихся, последовательно отвечающие на предложенные вопросы, выстраивают связной рассказ о причинах этого явления:
1 гр. Где Нил берет начало? От слияния каких двух рек он образуется?
2 гр. В пределах каких природных зон и климатических поясов протекает? В каких из них находятся истоки?
3 гр. Каковы источники питания притоков Нила? Когда уровень воды их максимален и почему?
Основные условия эффективного осуществления дифференцированного обучения.
1.Требования к учащимся при дифференцированном обучении не должны быть занижены. Задания важно составлять так, чтобы даже для самых слабоуспевающих учащихся они соответствовали минимуму содержания образования, а для более подготовленных учащихся углубляли бы программные знания. Основной принцип дифференциации - дифференциация помощи учащимся со стороны учителей без существенного снижения сложности содержания.
2.Обязательное условие организации дифференцированного обучения - знание учителем уровня обученности и развития познавательных умений учащихся, их индивидуально-типологическим особенностей. Методика разделения учащихся на разноуровневые группы предполагает подвижность этих групп и смену их состава.
3.Эфективность дифференцированного обучения зависит от целесообразного сочетания групповой, фронтальной и индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся в зависимости от конкретных учебно-воспитательных целей урока, специфики содержания учебного материала и уровня их обучения.
4.Условия реализации дифференцированного обучения:
-достаточный набор дидактических материалов(задания, инструкции и т.п) -систематический контроль учителя и оценка им учебного труда учащихся;
-сознательное обучение учащихся приём познавательной деятельности.
Уровневая дифференциация обучения предусматривает:
-наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь ученик;
-базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся;
-базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся;
-система результатов, которых должен достичь по базовому уровню ученик, должна быть открытой (ученик знает, что с него требуют);
-наряду с базовым уровнем ученику предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета.
Положительные аспекты дифференциации:
-появляется уровень мотивации учения;
-появляется возможность помогать и сильному и слабому ученику;
-появляется возможность более эффективно работать с учащимися, плохо ориентированными к процессу обучения;
-реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;
-повышается уровень Я – концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;
-повышается уровень мотивации учения в сильных группах;
-в группе, где собраны одинаковые дети, ребёнку легче учиться;
-исключается уравниловка и усреднение учащихся.
Отрицательные аспекты дифференциации:
-деление детей по уровню развития негуманно;
-высвечивается социально – экономическое неравенство;
-слабые лишаются возможности тянуться за более сильными;
-перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства;
-несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети;
-понижается уровень Я – концепции, в одних группах - возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс (звёздная болезнь), в других группах – снижается уровень самооценки;
-понижается уровень мотивации учения в слабых группах;
-перекомплектование разрушает классные коллективы.
Учитель испытывает трудности:
- изучение интеллектуальных и психологических особенностей каждого ученика;
-умение составлять с учётом индивидуальных особенностей учащихся задания, чтобы они были интересными и не повторяли материал предыдущих уроков;
-умение анализировать учебный материал, выделять возможные проблемы, с которыми встретятся разные группы учащихся;
-умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся (в идеале каждого ученика);
-умение держать в поле зрения всех учеников;
-умение осуществлять оперативную обратную связь;
-умение развивать способность учеников свободно выражать свои мысли в любой ситуации.
Дифференцированное обучение в условиях стандартизации образования направлено на решение основных задач:
формирование у всех учащихся базовой подготовки, составляющей функциональную основу общего образования;
создание условий, способствующих получению частью учащихся подготовки повышенного уровня, достаточной для активного использования во время дальнейшего обучения.
В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем – технологическом уровне. Использование новой технологии как составной части методики предмета предполагает получение гарантированного педагогического результата деятельности учителя. А этот результат учащиеся обнаруживают в период оценки качества их подготовки по предмету. Современной школе необходима принципиально новая система обучения, которая в опоре на лучшие традиции учитывала бы индивидуальные особенности учащихся.
Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи.
Новые образовательные технологии (модульное обучение, технология уровневой дифференциации, метод проектов, дистанционное обучение и др.) – это совокупность определенных форм и методов обучения, обеспечивающих решение учениками в результате самостоятельных действий образовательной задачи.
Вот почему так важно использовать новые технологии в современном обучении, иными словами организацию учебной деятельности школьников с четко заданной целью и планируемыми результатами.
Таким образом, курс географии – один из самых интересных в школьной программе, эффективность обучения в этом курсе может быть достигнута, если учебный процесс будет направлен на развитие мышления учащихся, на формирование их познавательной самостоятельности, в том числе и с помощью различных новых технологий обучения. Возможности для технологий обучения на уроках географии весьма широки.