Здравствуйте уважаемые члены жюри, коллеги. Меня зовут Нурисламова Гузалия Ильгисовна, я работаю в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. В нашей школе есть коррекционные занятия, на которых мы целенаправленно обучаем детей невербальным средствам общения, а именно мимике и пантомимике. Есть ли в Ваших школах подобные занятия? Как Вы считаете, почему они есть в нашей школе? |
Вы все испытываете разные эмоции. И когда они проявляются, то у вас меняется мимика, жесты. Вы знаете, какое должно быть лицо, когда удивляетесь, злитесь, радуетесь… Вы специально где-то этому учились? Конечно, же нет! Ребенок с сохранным зрением осваивают выразительные движения по подражанию с рождения, наблюдая за окружающими людьми. А если ребенок слепой? Л. С. Выготский отмечал важность обучения мимике и пантомимике детей с тяжелыми зрительными нарушениями. Приведу пример Воспоминание слепого мужчины. «Мне было очень стыдно за свой поступок в школе, я сильно переживал. Воспитательница этого не понимала, она кричала: «Ты еще улыбаешься?! Наглец! Я бы на твоем месте сквозь землю провалилась! Мне было очень стыдно, я и не думал смеяться, но она не понимала меня, а мне было больно и обидно. Только повзрослев, я узнал из книг, что по лицу зрячие «прочитывают» эмоциональное состояние, и понял, что внешние проявления моих чувств не соответствуют моему внутреннему состоянию. Так что в области внешнего проявления эмоций пробел в моем воспитании есть. К сожалению, ни дома, ни в школе меня этому не учили». Инвалидам по зрению характерна вялая, бедная, маловыразительная мимика; иногда наблюдается амимия. Вялое, порой неадекватное внешнее проявление эмоций у слепых детей, зачастую сочетается с навязчивыми движениями (частое потряхивание кистями рук, подскоки на пружинящих ногах, надавливание пальцем на веки). Это мешает зрячим по достоинству оценивать нравственные, интеллектуальные и другие качества слепых и слабовидящих. Детей, с нарушением зрения необходимо целенаправленно, систематически обучать выразительным движениям чтобы они: в своих действиях и поведении не выделялись среди нормально видящих и передавали адекватными неречевыми действиями свое эмоциональное состояние. Данное направление моей работы полностью соответствует актуальным требованиям нормативно-правовой документации, в том числе к требованиям деятельности педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом данной квалификации. |
Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы по формированию невербальных средств общения у обучающихся с нарушением зрения. Цель и задачи мастер-класса представлены на слайде. Обратите Ваше внимание на то, как видят лица дети с различными нарушениями зрения и как видят дети с сохранным зрением. Инвалиды по зрению видят нечетко, искаженно, частично, что затрудняет восприятие партнера и не способствует эффективному общению. Предлагаю нам вместе «открыть» окно в мир зрячих для слепых и слабовидящих детей. Начнем его открывать с рассмотрения основных этапов обучения неречевым средствам общения. Уважаемые коллеги, этапы, которые мы сегодня рассмотрим можно использовать и в работе с детьми с сохранным зрением. Первый Этап «Снятие напряжения мышц или напротив - повышение их тонуса». Основным источником моторных новообразований у детей с нарушением зрения, та же, как и в норме является непосредственный показ нового движения, и просьба выполнить его в хорошо организованных условиях: в спокойной доброжелательной обстановке, при комфортном освещении, наличие увеличивающего зеркала и др. Практика. Предлагаю Вам выполнить упражнения для развития тонуса лицевых мышц, которые мы выполняем с детьми в начале занятий. Каждое упражнение выполняется не менее 5 раз. - развитие зоны бровей: опускаем, поднимаем, сдвигаем их. - развитие мышц губ: вытягиваем губы вперед, произносит звук «у», растягиваем в улыбке, и произносим звук «и». - развитие мышц щек: надуваем и втягиваем щеки. Каждое занятие должно начинаться с упражнений. Для работы со слабовидящими я использую зеркала, чтобы они могли отслеживать свои эмоции. Эти простые, для нас, зрячих, упражнения даются слепым детям очень тяжело. Поэтому необходимо педагогу помогать ребенку своими руками - поднимать брови, показывать на себе. И здесь самое главное соблюдать гигиенические требования!!! Перед занятием тщательно вымыть руки педагогу и ребенку. |
Второй этап «Знакомство с мимикой, жестами, позами» При изучении мимических выражений эмоциональных состояний надо четко выделять (жестом, косметикой, контуром) на лице брови, глаза, рот, морщинки, чтобы слабовидящие дети могли воспринимать лицо не только осязательным, но и зрительным способом. Обследование обязательно должно сопровождаться словесным описанием: брови приподняты, глаза и рот широко раскрыты и округлены и т.д. Знакомя детей с жестами и позами необходимо использовать прием сопряженных действий, который помогает им правильно принять нужную позу. Затем ребенок выполняет действия за педагогом (отражено), потом по словесной инструкции, а затем самостоятельно. Все жесты, позы, выражения лица, с которыми педагог знакомит, необходимо четко сопровождать словами. Рассмотрим наглядные пособия. - набор картинок со схематическим изображением лица в различных эмоциональных состояниях человека; - набор со схематическим изображением различных поз человека. К каждой схеме желательно иметь рисунок человека в соответствующей позе; - вылепленные в разных позициях из пластилина лица, которые имеют самые разные выражения (добрые, злые, радостные, грустные...); - барельефы, горельефы и бюсты; - шарнирные куклы, игрушки-животные в характерных позах; - для детей с остаточным зрением можно использовать мультфильмы, фильмы; - в своей работе использую игру Emoj бум, которую я адаптировала для слепых детей. Цель игры – научить понимать и объяснять эмоциональные реакции на самые разные жизненные ситуации - !!! Но все же главным дидактическим пособием является взрослый (педагог, родитель), которые становятся образцом выражения мимики, жеста, позы того или иного состояния. |
Третий этап «Обучение выразительным движениям лица и тела». Начинать обучение мимическому воспроизведению различных эмоциональных состояний целесообразно с положительных эмоций (радость, удовольствие…), потому что они, как правило, распознаются легче, чем отрицательные (печаль, гнев…). На этапе обучения важно правильно организовать наблюдение выразительных движений лица и тела с помощью всех сохранных анализаторов. Инвалиды по зрению часто не понимают, как можно без слов выразить свое согласите или несогласие с чем-нибудь. Предлагаю Вам выполнить несколько упражнений. 1.Упражнения «Вопрос-ответ». Я вам сейчас задам вопросы, а Вы ответьте мне используя невербальные средства. - У вас сегодня хорошее настроение? - Вы сегодня выспались? - Какое расстояние от Земли до Луны? и др. Сначала ребенок ошибается, отвечает словами, но постепенно ошибок становится меньше. В дальнейшем ребенок использует мимику и жесты и в повседневной деятельности. Следующее упражнение. Покажи жестами… Покажите мне, пожалуйста жестами «это мое», «нельзя», «привет – пока». Эти жесты сложные для исполнения слепым детям. Так как для показа жеста «нельзя» необходимо задействовать одновременно указательный палец, кисть и локоть. Для нас с вами это достаточно простые и привычные жесты. Слепой же ребенок никогда не будет ими пользоваться если его им специально не научить. |
Прежде чем разученные выразительные движения ребенок сможет включать в практическую деятельность, они должны пройти определённый путь упражнений и усовершенствований в его игровой деятельности. Это Четвёртый этап - «Включение неречевых средств общения в этюды и игры, а затем и в повседневную коммуникативную деятельность». В игре развиваются как сами эмоции, так и способы их выражения. Перед Вами кадр из фильма «Слепой музыкант» по одноименной повести Владимира Короленко. Одним из способов работы по формированию невербальных средств общения является участие ребят в спектаклях. Предлагаю посмотреть фрагмент спектакля «Слепой музыкант», который был поставлен тифлопедагогами нашей школы, на представленном видео, слепой и слабовидящая, ученики начальной школы. Видео Мы рассмотрели все этапы формирования невербальных средств общения. Все створки окна открыты. Возвращаясь к цели и задачам мастер-класса хочу у Вас спросить, достигли ли мы их? Над чем Вас побудила задуматься информация мастер-класса? |
Работа взрослого должна быть направлена на то, чтобы постепенно дети усвоили, что характер мимики и жестов – это индикатор отношения к тем, с кем они взаимодействуют, общаются в данную минуту, что от их манеры держаться в обществе зрячих зависит, насколько правильно они будут поняты. Я приготовила буклеты и хочу Вам их подарить. В них содержится основная информация мастер-класса. Коллеги, я благодарю Вас за участие и желаю успеха в работе! Если Вас заинтересовала данная информация, то на слайде и в буклете есть контактные данные. Спасибо за внимание!) |
Уважаемые члены жюри, Вам был представлен МК «Невербальные средства общения у обучающихся с нарушением зрения».
Цель – Достижение успешной социализации обучающихся с нарушением зрения через формирование невербальных средств общения. Демонстрация опыта работы по формированию невербальных средств общения.
- познакомить с основными этапами формирования невербальных средств общения у слепых и слабовидящих детей (по В.З. Денискиной;
- показать упражнения на развитие мимики и жестов, которые можно использовать для работы с детьми с нарушением зрения;
- представить дидактические пособия для формирования невербальных средств общения.
Участники мастер-класса были активными участниками. МК имел структуру: приветствия, введение в тему (теоретическая часть), практическая часть и рефлексия.
Вступительной частью было приветствие, актуализация и объявление темы.
В основной части ознакомила участников с 4 этапами формирования невербальных средств общения, которые представлены в методических рекомендациях В.З. Денискиной. Были проведены упражнения для развития лицевых мышц, а также упражнения на использование мимики и жестов.
Кроме того, педагогам были показаны различные дидактические пособия, которые можно использовать в работе по формированию невербальных средств общения.
На этапе рефлексии участникам было предложено ответить на вопросы.
Выводы: Поставленная цель и задачи мастер-класса были выполнены. Я считаю, что тема не оставила педагогов равнодушными, была возможность узнать новое.
Этапы имели логическую последовательность, психологическая атмосфера была доброжелательной. Я была рада продемонстрировать свой опыт работы, который коллеги смогут переформатировать на свою деятельность. В конце мастер-класса участники получили буклеты с информацией.
В целом мне мастер-класс понравился, и результатом я довольна.