Муниципальное казённое дошкольное учреждение
«Детский сад № 4 г. Облучье»
Выступление к педагогическому совету:
«Детский туризм в системе физкультурно – оздоровительной и познавательной работы в ДОУ»
Подготовила:
Старший воспитатель
Высшей категории
Тикко М.П.
Ноябрь 2024 г.
СЛАЙД 2
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей, приобщения их к здоровому образу жизни, к активному отдыху, остро стоит в современном обществе, где к дошкольникам при переходе из детского сада в школу, предъявляются высокие требования. В связи с этим активизируется поиск подходов в физическом воспитании, которые могли бы одновременно повышать физические качества и развивать познавательные и умственные способности. Так же ребенку уже с дошкольного возраста закладываются навыки экологической культуры.
Актуальность данной проблемы характеризуется необходимостью внедрения детского туризма в дошкольные учреждения как эффективного средства патриотического воспитания дошкольников. Это связано с тем, что туризм как средство педагогического воздействия сочетает в себе элементы морально-нравственного, эстетического и трудового воспитания, а также несет познавательную ценность, с помощью чего обогащает духовную жизнь дошкольников, расширяя их исторический кругозор и прививая любовь к родному краю.
СЛАЙД 3 фото
Слайд 4
Цель: укреплять здоровье и физическое совершенствование, направленное на познание окружающего мира и осуществляемая в игровой деятельности.
ЗАДАЧИ:
Оздоровление детского организма
Совершенствование двигательных навыков
Развтие физических качеств (сила, ловкость,быстрота, выносливость).
Развитие познавательных способностей – ознакомление с природой, воспитание бережного отношения к ней, изучение ближайшего социального окружения, воспитание любви к родному краю.
Развитие нравственных качеств: самостоятельности, чувство ответственности, взаимовыручки и умения преодолевать трудности
СЛАЙД 5 ФОТО
СЛАЙД 6
Педагогическая целесообразность туризма:
В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле.
Регулярное занятие туризмом вырабатывает у детей сознательную дисциплину, настойчивость, ответственность. В туризме интегрируются все основные стороны воспитания: нравственная, трудовая, физическая, эстетическая и др. В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт детей. Пеньки, канавки, деревья, ручьи, брёвнышки, а также природный материал (шишки, палки, камешки и др.) стимулируют двигательную активность детей. Многократно, без устали и снижения интереса выполняя разнообразные двигательные действия в естественных условиях (лес, парк, луг, поле, берег озера) ребёнок проявляет творчество, мышечную раскрепощённость. Во время движения у детей совершенствуются навыки ходьбы по пересечённой местности. Исследования подтверждают положительную динамику показателей основных видов движений и спортивных упражнений в ходе походов.
СЛАЙД 7, 8 ФОТО
СЛАЙД 9
Главной целью всех доступных для детей форм туризма является оздоровление детей. Наиболее приемлемыми являются учебно-тренировочные походы, которые могут иметь разные цели:
оздоровительные
• учебные
• спортивные
• познавательные.
СЛАЙД 10
Содержательные цели туризма:
Физическая активность – туризм прекрасно подходит для привлечения детей к занятиям туризма, чтобы дать им возможность самим понять преимущества регулярных занятий.
Поддержка хорошего состояния здоровья – одна из основных задач всех организаций, занимающихся спортом. Она заключается в том, чтобы поощрять желание детей заниматься туризмом для сохранения здоровья. Хорошее физическое здоровье достигается за счёт активного образа жизни. Туризм создаёт для этого уникальные возможности.
Характер приключения – ожидание результата туристского похода, повышая интерес к нему, стимулирует к подготовки к походу. Основным признаком туристского похода является неизвестность конечного результата, и делают его интересным.
СЛАЙД 11, 12, 13, ФОТО
СЛАЙД 14
Таким образом, применение экскурсий, прогулок, прогулок – походов решают различные задачи:
оздоровление детского организма,
• совершенствование двигательных навыков,
• развитие физических качеств (сила, ловкость, быстрота, выносливость),
• развития координационных способностей,
• развитие нравственных качеств: самостоятельности, чувство ответственности, отзывчивости, взаимовыручки и умения преодолевать трудности,
• развитие познавательных способностей – ознакомление с природой,
• воспитание бережного отношения к ней,
• изучение ближайшего социального окружения,
• воспитание любви к родному краю.
СЛАЙД 15, 16 ФОТО
СЛАЙД 17
Принципы детского туризма:
личностно-деятельный
• диалогический
• индивидуально-творческий
• целесообразности
• краеведческий
• единство педагогического влияния, воспитательного процесса – целостности.
СЛАЙД 17
СЛАЙД 18
СЛАЙД 19
В зависимости от цели и задач туристические прогулки могут быть разного вида:
Спортивно – тренировочные. Эта разновидность предполагает прохождение пешком или на лыжах более длительного маршрута.
Краеведческие прогулки направлены на изучение особенности природного окружения родного края, они проводятся с целью экологического образования детей.
Развлекательные. Проводятся в конце месяца, сезона, когда подводится некий итог проделанной работы.
Эстетико-романтические прогулки направлены на решение преимущественно задач художественно – эстетического воспитания. Например, прогулка - пленэр может быть проведена в весеннее - летний и осенний период.
СЛАЙД 20, 21 ФОТО
СЛАЙД 22
Система средств физического воспитания включает физические упражнения, которые представлены следующими видами:
гимнастикой;
2) подвижными и спортивными играми;
3) спортивными упражнениями;
4) простейшим туризмом.
СЛАЙД 23 ФОТО
СЛАЙД 24
Двигательная деятельность детей дошкольного возраста, организованная на открытом воздухе, усиливает оздоровительный эффект физических упражнений, повышает их двигательную активность. При этом физические нагрузки умеренной интенсивности, к которым относятся циклические виды движений (ходьба, бег, ходьба на лыжах), направлены на развитие общей выносливости и являются оптимальными для детского организма.
Этим требованиям в полной мере могут отвечать средства и формы туризма, доступные для детей дошкольного возраста.
СЛАЙД 25 ФОТО
СЛАЙД 26
Требования к минимально необходимому уровню туристской подготовленности дошкольника. (Модель выпускника ДОУ).
Знать:
характерные признаки различных видов туризма
свой организм – как он устроен.
о гигиене туриста, правила питания
особенности физической подготовки юного туриста
ядовитые и несъедобные растения и грибы
лекарственные и плодово-ягодные съедобные растения
что такое поход, малый и большой привал.
что взять с собой в поход.
что такое “нормы и правила поведения в природе”
дела, в которых участвуют юные туристы по охране растений и животных.
СЛАЙД 27 ФОТО
СЛАЙД 28
ЗНАТЬ:
правила поведения при передвижении в городе, в лесу, у реки.
характерные признаки плана (комнаты, двора д/сада, города).
характерные признаки топографической карты и туристической карты
устройство компаса.
СЛАЙД 29
ПОНИМАТЬ:
какую пользу приносят походы и экскурсии.
как пешеходный туризм влияет на природу
роли зелёных растений в укреплении здоровья
необходимости соблюдения личной гигиены в сохранении своего здоровья.
что неправильно выполненные правила передвижения – это причина разрушения природы.
Что правильное выбранное личное снаряжение – залог успешного похода, отдыха и отличного здоровья.
что, охраняя природу, мы охраняем свое здоровье
СЛАЙД 30
Дошкольники должны уметь:
применять свои знания о явлениях природы .
определять по описанию, внешнему виду, иллюстрированному материалу широко распространённые лекарственные растения;
определять по внешнему виду (гербарий, на природе) ядовитые и несъедобные грибы и растения;
выполнять комплекс физических упражнений утренней гимнастики
оказывать первую медицинскую помощь при ранах, кровотечениях;
укладывать рюкзак;
завязывать простейшие узлы;
выполнять правила поведения при передвижении в природном и социальном окружении;
Выполнять правила поведения при передвижении в природном и социальном окружении;
Определять свою точку стояния на плане;
рисовать путь движения в виде сложной ломаной линии с нанесением топографических знаков или своих значков;
определять север, юг с помощью компаса;
изображать основные условные знаки;
определять место нахождения предметов на плане микрорайона;
выполнять правила отдыха на природе: обращение с дикими животными, огнем, сбора дикорастущих растений и грибов;
выполнять правила сбора гербарного материала: листьев, плодов и семян;
заготавливать корм для птиц;
оформлять результаты наблюдений, впечатлений в виде творческой работы (рисунок, аппликация, лепка и т.д.) ;
помогать в природоохранных делах: очистке территории от мусора, “заживлении ран от костров” ;
выполнять правила поведения отдыхающий, туристов: утилизации бытовых отходов, бесшумного поведения на природе.
СЛАЙД 31 ФОТО
СЛАЙД 32
ВЫВОД:
Занятия туризмом имеют много преимуществ:
Во-первых, туризм, как средство физического воспитания, позволяет круглогодично разнообразить двигательную деятельность детей и в полной мере использовать циклические движения на свежем воздухе, которые стимулируют развитие общей выносливости и способствуют повышению уровня развития основных физических качеств ребенка.
Во-вторых, именно туризму присущи коммуникативные функции и при целенаправленном педагогическом воздействии они могут играть значительную роль в решении задач нравственного воспитания.
В-третьих, средства туризма обладают большим познавательным потенциалом и могут способствовать более эффективному и качественному усвоению знаний в соответствии с программными требованиями, а также развивать познавательные способности детей.
Говоря о высокой результативности и эффективности, отмечается:
1. Снижение количества простудных заболеваний.
2. Повышение уровня двигательной активности.
3. Снижение утомляемости.
4. Улучшение качества знаний теоретической подготовки.
5. Улучшение качественных показателей физического развития детей (скорость, сила, выносливость, ловкость).
6. Улучшение качественных показателей технической подготовки.
7. Формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств (выдержка, смелость, взаимопомощь).
Таким образом, можно сделать вывод о положительном воздействии туризма на всесторонние развития детей нашего учреждения. Так как в нашем детском саду созданы все условия, гарантирующие охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья детей. И, занятие туризмом, как средство физической культуры, несет важные образовательные, оздоровительные и воспитательные функции, способствует совершенствованию двигательной деятельности, улучшает физическую подготовленность, формирует значимые личностно-общественные, морально-волевые качества детей.
СЛАЙД 33 ФОТО
СЛАЙД 34 Спасибо за внимание.