1 слайд
Здравствуйте! Я Мехнина Любовь Геннадьевна – старший воспитатель детского сада № 4 «Жарки» гп Северо-Енисейского.
Сегодня я представлю Вам, практику – по созданию инклюзивной образовательной среды в нашем детском саду.
Наш сад сравнительно молодой, нам исполнилось 15 лет и на момент создания нашего сада нам был присвоен статус комбинированного вида. С 2008 года МБДОУ № 4 «Жарки» реализуется инклюзивное образование.
2 слайд
Все особые дети дошкольного возраста нашего района были приняты в инклюзивную группу. Коллектив детского сада столкнулся с необходимостью – организовывать обучение детей-инвалидов, разной нозологии, наравне с детьми с нормой в развитии. Т.е перед коллективом была поставлена цель: Обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов на доступное качественное образование и условий для их успешной социализации и при этом …..
Было очень сложно. Внедрение инклюзивного образования в МБДОУ № 4 «Жарки» столкнулось как с трудностями организации «безбарьерной среды», так и с проблемами социального свойства:
недостаток методической литературы по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ на всех этапах образования;
возможность повышения квалификации педагогов в области инклюзивного образования для дошкольного возраста;
психологическая готовность сотрудников детского сада к инклюзивному образованию;
отсутствие эффективного взаимодействия со здравоохранением.
И вот в 2013 году произошли изменения в государственной политике в области развития образования. Введен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который определил порядок организации инклюзивного образования в дошкольных организациях. И наш коллектив продолжил работу – по поиску и организации новых подходов к образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
3 слайд
с 2015 г благодаря нашим усилиям, наш сад стал базовой методической площадкой по теме «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО» по вопросам создания насыщенной развивающей пространственной образовательной среды для каждого воспитанника в соответствии с возможностями его здоровья. Для организации инклюзивного образования в МБДОУ № 4 «Жарки» организована работа базовой методической площадки на тему:
«Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС дошкольного образования», которая служит для повышения профессиональной компетентности педагогов и специалистов и определяет стратегическое, тактическое планирование действий всех участников образовательного процесса.
3 слайд
Наша деятельность была направлена в нескольких направлениях:
Были приняты управленческие решения
(разработаны: Программа развития, положения об инклюзивном образовании, о ПМПК, а затем ППк, о консультационном пункте, о лекотеке, о логопедическом пункте и т.д.)
Благодаря которым в данное время, в целях оказания ранней помощи детям на постоянной основе работает «Консультационный пункт» и функционирует «Лекотека»,
С целью оказания помощи нуждающимся детям в детском саду функционирует психолого-педагогический консилиум (ППк), который направляет работу всех специалистов по оказанию коррекционно- развивающей помощи детям с ОВЗ.
Над чем работали – это над созданием развивающей предметно-пространственная среда кабинетов и групп, над обеспечением методическими материалами и игровых технологий развивающего обучения.
Материально-техническое оснащение – наличие необходимых специальных условий для детей: имеются оборудованные кабинеты специалистов: кабинет учителя-логопеда, педагога-психолога, методический кабинет, сенсорная комната/кабинет учителя-дефектолога, бассейн, музыкально-спортивный зал. В помещениях для работы укомплектованы материалы и пособия, технические средства обучения. В групповых помещениях, где с детьми с ОВЗ реализуют программу воспитатели, так же предусмотрены материалы и оборудование для работы. В рамках расширения возможностей планируется укомплектовать техническими средствами обучения все возрастные группы.
Образовательная среда обеспечивает:
реализацию различных образовательных, в том числе адаптированных программ;
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
трансформируемость пространства (возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей);
доступность среды (доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности)
безопасность предметно-пространственной среды соответствует всем требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
На сайте МБДОУ № 4 «Жарки» http://4.39160.ds.3535.ru/ можно познакомиться с «Паспортом доступности для инвалидов», в котором
отражены созданные условия и предоставляемые услуги в сфере образования для инвалидов.
С 2020 – 2025гг проводятся мероприятия по формированию доступной среды. 12.11.2019г МБДОУ № 4 «Жарки» стал победителем, по результатам конкурсного отбора «Доступная среда» для предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий по созданию в ДОО условий для получения детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами качественного образования в 2020г. Среда пополнилась таким необходимым но дорогостоящим оборудованием.
Решался вопрос кадрового потенциала. Это и изменения штатного расписания, организация методического сопровождения (педсоветы, семинары, круглые столы и т.д.
На данный момент: Инклюзивное образование детей с ОВЗ в ДОУ осуществляют 8 воспитатели и узкие специалисты.
старший воспитатель (1 ставка);
педагог-психолог (1 ставка);
учитель-логопед (внутренне совмещение) (0,5 ставки);
учитель-дефектолог(1 ставка);
инструктор по ФИЗО (внешнее совместительство) (0,5 ставки);
инструктор по ФИЗО (0,5 ставки);
И из младшего персонала выделен – ассистент, который сопровождает
ДОУ укомплектовано кадрами на 93%. 100% которых имеют педагогическое образование и курсовую подготовку по организации образовательной (инклюзивной) деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В КИПК г.Красноярска и педагогического университета А.В.Астафьева,
Расширять методическое обеспечение вариативных форм и создание методического обеспечения для реализации инклюзивного образования
Учитывая виды нозологий, особые образовательные потребности детей с ОВЗ, рекомендации ИПР ребенка-инвалида и рекомендации ТПМПК, в ДОУ организовано педагогическое, психологическое, логопедическое, дефектологическое сопровождение и разработаны адаптированные образовательные программы.
С целью обеспечения реализации индивидуальных образовательных маршрутов, воспитания и развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов в МБДОУ№ 4 «Жарки» осуществляется:
встречи педагогов и специалистов с родителями (беседы, консультации, анкетирование и др.);
диагностические исследования и наблюдения педагогов и специалистов в ходе взаимодействия за развитием ребенка;
определение зоны ближайшего развития ребенка;
разработка, коррекцияи реализация адаптированных образовательных программ;
выстраивание этапов индивидуального сопровождения ребенка и его семьи; использование современных педагогических технологий: здоровьесберегающих, личностно-ориентированных, развивающих, проектной, исследовательской, технологию педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его родителей, и технологию эффективной социализации дошкольников «Клубный час»;
социализация и интеграция детей посредством включения в различные виды деятельности (игра, общение, труд, досуг);
взаимодействия с окружающей средой (дети, взрослые, предметно- развивающая среда, социум);
повышение профессиональной компетентности педагогов в области коррекционной работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптированные образовательные программы выстроены в соответствии с требованиями ФГОС ДО и примерными адаптированными программами.
Индивидуальные образовательные маршруты выстроены в соответствии адаптированной образовательной программой и учетом особенностей детского развития.
Выстроено взаимодействие с другими социальными объектами района.
Прежде всего выстроено взаимодействие с ТМПК. Узие специалисты прошли обучение и входят в состав ТПМПК
Совместно с методистом и педагогами ДЮЦ, на базе сада, реализовываются Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, реализуемые в интегративной форме «Изодеятельность» и Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы
«Шахматы дошкольникам» и «Ментальная арифметика». Целью их деятельности является создание условий, направленных на оздоровление, социальную адаптацию, социальную активность и развитие творческого потенциала детей с ОВЗ.
Социальные партнеры | Задачи совместной деятельности | Формы работы |
Районная детская библиотека | Реализация образовательных задач и задач социализации | Экскурсии, конкурсы, образовательные мероприятия |
РДК «Металлург» | Создание условий для успешной социализации воспитанников, развития личностных качеств и способностей детей с ОВЗ и типично развивающихся детей | Конкурсы, фестивали, театрализованные представления, кружковые объединения |
ДЮЦ | Создание условий для успешной социализации, реализации образовательных задач, развития личностных качеств и способностей детей с ОВЗ и типично развивающихся детей | Конкурсы, соревнования, кружковые объединения, экскурсии |
ДЮСШ | Создание условий для успешной социализации, сохранения и укрепления физического здоровья | Спортивные соревнования, занятия в спортивных объединениях |
| воспитанников. Восполнение дефицита узких специалистов (учитель-дефектолог) | |
МБОУ СШ № 2 | Адаптация школе | к | обучению | в | Реализация плана преемственности между детским садом и школой, экскурсии, участие в работе клуба «Дошколенок» |
КГБУЗ | Выявление проблем в развитие и здоровье воспитанников, медицинское сопровождение, реабилитация | Периодические медицинские осмотры, консультации, освещение вопросов по укреплению, сохранению здоровья дошкольников, консультирование по вопросам оказания помощи и реабилитации детей с ОВЗ |
Конечно же работа проводилась и с родителями. Совершенствовалась организация методической, консультативной, психолого-педагогической помощи родителям в вопросах воспитания и развития детей с ОВЗ;
Основными задачами этой формы получения дошкольного образования является психологическое сопровождение и специальная педагогическая помощь родителям (законным представителям), приобретения опыта общения,
В Результат
Инклюзивное образование в МБДОУ № 4 «Жарки» - совместное обучение и воспитание нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ и осуществляется в различных организационных формах:
Полная интеграция- процесс обучения и воспитания детей с ОВЗ в группах вместе с обычными детьми, в режиме полного дня(дети с ЗПР, ребенок-инвалид с онкологическим заболеванием);
частичная интеграция- для тех детей с ОВЗ, которые из-за индивидуальных особенностей, способны овладеть наравне с нормально развивающимися сверстниками, лишь небольшой частью необходимых умений и навыков, или показателей физического развития и здоровья, и потому проводят сними только часть времени (ребенок-инвалид с онкологическим заболеванием);
комбинированная интеграция - процесс, при котором дети с ОВЗ включаются в группы с нормально развивающимися сверстниками, получая постоянную коррекционную помощь учителя-логопеда и (или) учителя-дефектолога и (или) педагога-психолога (дети с ЗПР, с интеллектуальными нарушениями, ТНР).
Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются образовательной программой МБДОУ № 4 «Жарки» и адаптированными образовательными программами для детей ЗПР, ТНР, а для инвалидов также в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В МБДОУ функционирует консультационный пункт ранней помощи. В составе специалистов консультационного центра – педагоги, старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог. Пункт создан для родителей детей от 2 до 8 лет, оказывает методическую, психолого-педагогическую, консультационную помощь. Содействует социализации детей дошкольного возраста, формированию равных стартовых возможностей при поступлении в школу, информирует родителей об учреждениях системы образования, которые оказывают квалифицированную помощь ребенку в соответствии с его индивидуальными потребностями. Так же центр предусматривает раннюю помощь детям, не посещающих детские сады, по запросу родителей.
По принципу лекотеки на базе консультационного пункта МБДОУ № 4
«Жарки» проводятся бесплатные индивидуальные занятия для детей с логопедом, дефектологом, психологом.
По результатам независимой оценки дошкольного образования 2022 – году в детском саду Жарки на 100% организована работа .
Родители на 100% удовлетворены организацией инклюзивной образовательной среды в
План мероприятий по реализации модели инклюзивного образования:
№ п/п | Функции управления | Управленческие действия |
1 | Внесение изменений в программу развития МБДОУ № 4 «Жарки» с учетом работы в рамках инклюзивного образования и предоставления доступной среды для инвалидов. | Раздел повышения педагогической компетентности - курсовой подготовки педагогического состава, работающего с детьми с ОВЗ; раздел по вариативности предоставления образовательной, воспитательной услуги; график повышения квалификации педагогов и специалистов (курсовое обучение, аттестация и пр.) |
2 | Разработка и реализация проектов образовательных программ по инклюзивному образованию и базовой методической площадки | Наличие проектов по развитию инклюзивного образования (отчет по самообследованию ДОО) |
3 | Разработка локальных актов, регламентирующий деятельность образовательного учреждения в рамках реализации модели инклюзивного образования | Наличие положений и приказов, регламентирующих инклюзивное образование в МБДОУ № 4 «Жарки»; АООП, консультационного пункта, лекотеки |
4 | Мониторинг деятельности педагогов, работающих в инклюзивных группах: ВСОКО, аттестация | Аналитическая справка |
5 | Пополнение методической литературы, рекомендаций, пособий по инклюзивному образованию; | Анализ ППРС и методического обеспечения Наличие методической литературы об инклюзивном |
| разработка рекомендаций, пособий уровня образовательного учреждения с учетом особенностей реализации инклюзивного образования; взаимопосещение занятий; методические дни, «Дни открытых дверей» и др. | образовании федерального, регионального, муниципального уровней; 100% охват педагогов, родителей мероприятиями ДОУ, (отчет по самообследованию ДОО) |
6 | Разработка и реализация мероприятий паспорта доступности объектов и услуг для лиц с ОВЗ | Наличие паспорта доступности объектов и услуг для лиц с ОВЗ и дорожной карты по реализации мероприятий по «доступной среде» |
7 | Сопровождение образовательного процесса на всех уровнях образования узкими специалистами; | Наличие узких специалистов в образовательном учреждении |
8 | Системное освещение работы в рамках инклюзивного образования в «День открытых дверей БМП), РМО, на сайте МБДОУ № 4 «Жарки», СМИ, в сети интернет | Информационная открытость инклюзивного образования в ДОУ (независимая оценка качества образования) |
9 | Семинары для родителей; мероприятия с привлечением родителей детей с ОВЗ; родительские собрания; психолого-педагогические занятия для родителей и детей с ОВЗ; индивидуальные беседы с родителями по вопросам воспитания и образования детей с ОВЗ | 100% охват семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, в мероприятиях ДОУ (отчет по самообследованию ДОО) |
10 | Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута | 100% воспитанников получают образование в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом (оценка удовлетворенности оказанием образовательных услуг - независимая оценка качества образования) |
В ходе реализации поэтапных мероприятий модели инклюзивного образовательного пространства ДОО, обеспечивается сознательная, целенаправленная, систематическая и взаимодополняющая деятельность специалистов, педагогов, детей и родителей, направленная на поддержку и разностороннее развитие детей, включающее такие структурные компоненты как самоопределение, самопознание, самореализацию, и саморазвитие ребенка. А так же:
реализация модели взаимодействия педагогов, специалистов ДОО, медицинского персонала и родителей в коррекционно-педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и в их социализации в образовательное пространство ДОО – (анализ результатов ВСОКО в отчете по самообследованию ДОО, высокие результаты по удовлетворенности созданными условиями в ДОО – в независимой оценке качества образования на сайте ДОО);
создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОО (анализ результатов ВСОКО в отчете по самообследованию ДОО);
повышение профессионального уровня и компетентности педагогов в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья(анализ результатов ВСОКО в отчете по самообследованию ДОО);
повышение информационной компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (высокие результаты по удовлетворенности созданными условиями в ДОО – в независимой оценке качества образования на сайте ДОУ
6