Текст как речевое произведение
(материалы по теме)
Однажды в Японии произошел интересный случай с европейскими туристами: их привезли на поляну, с которой хорошо видна гора Фудзияма, и оставили там на несколько часов. А когда туристы возроптали: «Мы приехали Японию смотреть, а не сидеть без дела на одном месте», - японцы, вежливо возразив, показали программу, в которой было написано: «С 9 утра до 11.30 – любование».
- Что подразумевали японцы под словом «любование»?
(Любование – в этом весь секрет постижения красоты.)
- Можно ли эти слова отнести к урокам русского языка и литературы? Что мы постигаем на этих уроках? Чем любуемся? (Богатством, неисчерпаемыми возможностями языка при работе с текстами художественных произведений)
Мы погружаемся в язык, как в океан. Таким неиссякаемым океаном для речевого, интеллектуального, нравственного развития являются тексты произведений, с которыми мы работаем на уроках русского языка и литературы.
-Я вас просила найти к уроку определения текста. Как определяют текст разные ученые, писатели? Что вам удалось найти?
Текст – это выраженная в письменной или устной форме упорядоченная последовательность языковых единиц, отграниченная от других подобных последовательностей и не вошедшая в данную последовательность языкового материала, заключающая в себе определенное содержание и соотносимая с одним из жанров художественной или нехудожественной словесности.
ТЕКСТ (от лат. textus — ткань, сплетение) — в лингвистике понимается как продукт речевой деятельности, относящийся к «речи» в ее противопоставлении «языку». Текст обладает определенной прагматической установкой, жанровой и стилистической принадлежностью, специфическими внутренними и внешними связями, характеризуется связностью и цельностью.
И. Р. Гальперин определяет текст следующим образом: «Текст - это письменное сообщение, объективированное в виде письменного документа, состоящее из ряда высказываний, объединённых разными типами лексической, грамматической и логической связи, имеющее определённый моральный характер, прагматическую установку и соответственно литературно обработанное».
Л.В. Щерба писал, что на языке лингвистов тексты – «совокупность всего говоримого и понимаемого в определенной конкретной обстановке в ту или другую эпоху жизни данной общественной группы».
Текст - явление, феномен употребления языка. Текст возникает как результат употребления языка, и наиболее характерные свойства, признаки текста обусловлены именно этим обстоятельством.
Языковед Л.В. Щерба: «Связь предложений в тексте – это прежде всего связь смыслов».
Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной
мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых
средств связи (повтор, местоимения, синонимы и др.).
Текст (от латинского textus - ткань, сплетение, соединение) можно определить как объединенную смысловой и грамматической связью последовательность речевых единиц: высказываний, сверхфразовых единиц (прозаических строф), фрагментов, разделов и т.д.
-Почему мы остановились на материале о тексте? (формулируют тему) Предположите, чему будет посвящен наш урок? (текст)
ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
-Почему текст – речевое произведение?
(Личность автора нейтральна. Тексты не имеют оценочного, личностного характера (результаты научной мысли, законы, нормативы деятельности и т.д.).
Личность автора значительна. Тексты личностно окрашены. Информация носит оценочный характер. Текст проистекает из духовного опыта. Отсюда, текст - произведение речи, единица языка, грамматическое явление.
Актуализация знаний
-Чтобы говорить о тексте, о чем мы должны вспомнить? (Признаки текста)
(Называют признаки)
-Проверим (можно вывести на слайд признаки текста). Какие признаки не назвали? Объясните (информативность, членимость (главы, абзацы, ССЦ…), связность (смысловая, грамматическая, внешняя, внутренняя; средства связи не позволяют тексту «рассыпаться»), целостность (тема, смысловое ядро, проблематика), модальность (отношение автора к проблеме, оценка сообщаемой информации), завершенность (соотнесенность конца текста с его началом), последовательность; заголовок; композиция).
-Возьмите оценочные листы и укажите, что и насколько хорошо вы умеете на начало урока. Это нам необходимо для того, чтобы определиться с задачами и решить их.
(Заполнение оценочных листов)
Оценочный лист (работа с текстом)
ФИ______________________________________________________
№ | | Баллы (от 0 до 5) |
| | На начало урока | На конец урока |
1 | Определять тему текста | | |
2 | Определять идею текста | | |
3 | Разбираться в проблематике текста | | |
4 | Находить изобразительно-выразительные средства языка (лексические и синтаксические) и устанавливать их роль в тексте | | |
5 | Определять художественные приемы, используемые автором в тексте | | |
6 | Определять авторскую позицию в тексте | | |
7 | Выявлять подтекст | | |
-Отталкиваясь от темы и содержания оценочного листа, сформулируйте задачи урока. Что мы уже хорошо знаем и умеем, а чему нам предстоит еще учиться?
Закрепление
-Я хочу познакомить вас с отрывком из так называемых «Крохоток», писавшихся А.И. Солженицыным в разное время с 1958 по 1960 годы, многие в связи с велосипедными поездками автора по Средней России. Попытки напечатать их на Родине в 60-х годах оказались тщетны. Ходили в самиздате.
-Готовясь к уроку, я нашла текст, который меня особенно тронул за душу, показался необычным. Мне хочется, чтобы и вы познакомились с содержанием этого текста (слайд).
А. Солженицын
«Озеро Сегден»
…Замкнутая вода. Замкнутый лес. Озеро в небо смотрит, небо – в озеро… Вот тут бы и поселиться навсегда… Тут душа, как воздух дрожащий. Между водой и небом струилась бы, и текли бы чистые глубокие мысли.
Нельзя. Лютый князь, злодей косоглазый, захватил озеро: вон дачи его, купальни его. Злоденята ловят рыбу, бьют уток с лодки. Сперва синий дымок над озером, а погодя – выстрел. Там, за лесом, горбит и тянет вся окружная область. А сюда, чтобы никто не мешал им, - закрыты дороги, здесь рыбу и дичь разводят особо для них. Вот следы: кто-то костер раскладывал, притушили в начале и выгнали.
Озеро пустынное. Милое озеро.
Родина…
-Какие ощущения вызвало у вас прочитанное?
-Поразили ли вас особенно какие-то слова? Почему именно эти?
-А как вы думаете, каким должен быть человек, написавший подобные строки? (Неравнодушным, очень остро воспринимающим недостатки жизни)
-Сможете ли вы ответить, почему подобное произведение не хотели печатать? (о несправедливости, разрушении, гибели)
-Можно ли назвать прочитанное текстом? Почему?
(Текст о несправедливости на земле; сарказм /язвительная насмешка, злая ирония/ - «лютый князь, злодей косоглазый», «злоденята ловят рыбу, бьют уток» (принцип разрушения, гибели), «здесь рыбу и дичь разводят особо для них». Конец «Крохотки»: «Озеро пустынное. Милое озеро. Родина…».
- Какие мысли, по вашему мнению, писатель вкладывает в эти назывные, обобщающие предложения? Какой подтекст?)
-Какой прием использует писатель? (противопоставление). (Первое предложение противопоставлено последующему описанию: «Озеро в небо смотрит, небо – в озеро… Вот тут бы и поселиться навсегда… Тут душа, как воздух дрожащий. Между водой и небом струилась бы, и текли бы чистые глубокие мысли. Нельзя…»
-Какие синтаксические конструкции использовал автор? Почему? (Простота стиля: неполные, безличные, неопределенно-личные, назывные предложения, бессоюзные с двоеточием. Однородные члены. Ритм особый, прерывающийся, синтаксис коротких предложений, создающих подтекст, наводящих на размышления).
-Какую проблему поднимает автор? (проблема несправедливости в окружающем мире; как бороться с несправедливостью)
РАБОТА В ГРУППАХ
-Мы работали сейчас все вместе. А теперь попробуйте в малых группах, работая с текстами, поделиться друг с другом своими мыслями, чувствами, переживаниями.
1 группа
С. Бабаев
«Антилопа»
По утрам мальчик открывал глаза и видел антилопу. Она проступала из трещинок в стене над кроватью – легкая, стремительная. Только шевельнись, скрипни пружинами матраца, и исчезнет.
Все дни напролет он играл во дворе, ходил с дедушкой в магазин, в кино, читал книжки с картинками, смотрел телевизор. И всюду рядом с ним была его антилопа. Она сходила со стены и неслышными скачками носилась вокруг него. Только руку протяни!.. И мальчик заливался смехом, стараясь перехитрить неуловимую, как солнечный лучик, антилопу.
Мальчик рос. А дом старился. Все гуще трещинки бороздили стену над кроватью. Все четче проступал гибкий стан и гордая головка волшебной антилопы. Казалось, настанет день, она открыто сойдет со стены, и тогда!.. Но только когда еще это будет…
И однажды, когда никого не было дома, мальчик взял толстый черный карандаш, залез на кровать и жирной линией обвел давно знакомые трещинки. Готово. Он торопливо соскочил на пол, чтобы полюбоваться своей работой.
Антилопы больше не было.
-Какое чувство вызывает этот текст? | |
-Чьими глазами мы видим мир? | |
-Какую роль в жизни мальчика играла антилопа на стене? | |
-Какие изобразительно-выразительные средства используют автор? Какова их роль в тексте? | |
-Какое выразительное средство отражает отношение мальчика к антилопе? | |
-Как в тексте передается движение времени, действие мальчика и результат? | |
-Какова проблема этого текста? | |
-Как выражается авторская позиция в тексте? | |
2 группа
«Лошадь»
На окраине города, в чумазом гараже, бок о бок с машинами жила лошадь. Она выросла здесь, среди мазута и железа. Первым ощущением жизни были руки, пахнувшие бензином, и соска с молоком.
Подросла – стала повозку возить. Бойко выискивала копытами в потоке обгонявших ее, жарко дышащих авто, изредка вплетая звонкое ржание в их разноголосый хор.
Вечером машины возвращались в гараж, мощные, усталые, дышащие неведомым простором. Рядом с лошадью ставили чистенький темно-серый «газик». Ей нравилось, как играют по утрам солнечные блики на его гладких боках.
Пришла весна. Воздух посвежел, наполнился пронзительным запахом зелени и сырой земли. Однажды мягким весенним вечером лошадь осторожно потянулась бархатистыми ноздрями к темно-серому «газику», нервно стриганули уши. Она коснулась теплого капота, и могучее сердце темно-серого, казалось, шелохнулось в стальной груди. А лошадь доверчиво положила тонкую морду на его широкую грудь…
Она никогда в жизни не видела лошадей. А себя считала машиной.
-Какое чувство вызывает этот текст? | |
-Каким образом автор олицетворяет всё вокруг? Что он хотел этим подчеркнуть? | |
-Какие изобразительно-выразительные средства используют автор? Какова их роль в тексте? | |
-Какова проблема этого текста? | |
-Как выражается авторская позиция в тексте? | |
3 группа
«Икона»
Все дал старику бог: жизнь долгую, работу, жену домовитую, сына. А там и внука, - дедова любимца.
Но потом жизнь перевернулась. Пришли в село красные. Ушел с ними сын – как в воду канул. И у внука мозги набекрень: слов новых нахватался, в дела чужие полез…
А ведь хороший парнишка рос, быстроглазый, к рисованию очень способный. Думал его дед в богомазы пристроить: дело святое и безбедное, краски купил, кисти, а вышло… И посулами внука приваживал, и ремня, случалось, не жалел. Все надеялся – образумится.
Только однажды ночью прихватил внук буденовку, что после красных осталась, и сбежал. А на прощание любимую дедову икону по-своему дареными красками расписал.
Да недалеко ушел. Утром принесли его домой соседи: нарвался за селом на шальную пулю.
От слез почти ослеп старик. Часами с той поры на коленях под иконой простаивал. Молча. Все глядел невидящими глазами на своего Христа с ликом шаловливого мальчугана в буденовке.
-Какое чувство вызывает этот текст? | |
Почему последний абзац отличается от всего предыдущего повествования эмоциональной силой? Как этого добивается автор? | |
-В чем роль инверсий? | |
-Какие слова определяют зрительный образ, воссоздающий картину? | |
-Какую роль играет двойное употребление слова «глядел, глядел»? | |
-Какие изобразительно-выразительные средства используют автор? Какова их роль в тексте? | |
-Какова проблема этого текста? | |
-Как выражается авторская позиция в тексте? | |
АНАЛИЗ РАБОТЫ, ПРОВЕДЕННОЙ В ГРУППАХ
-Над какими вопросами заставляют задуматься прочитанные нами тексты?
-В чем вы увидели оригинальность тестов, с которыми мы работали сегодня на уроке?
-В чем вы видите переклички в проблематике?
-Какой прием используют авторы текстов, с которыми вы работали в группах? (неожиданный поворот в повествовании)
-Какой тип речи представлен во всех трех текстах? Почему авторы, развивая нравственную проблематику, не использовали рассуждение как основной тип речи?
-Почему короткие названия у каждого текста? Что в них отражено (тема, идея, тема и идея)?
РЕФЛЕКСИЯ
-Возьмите оценочные листы и укажите, что и насколько хорошо вы умеете на начало урока. Это нам необходимо для того, чтобы определиться с задачами и решить их.
-Возьмите оценочные листы и укажите, в чем, на ваш взгляд, вы к концу урока чувствуете себя увереннее.
(Заполнение оценочных листов)
Оценочный лист (работа с текстом)
ФИ______________________________________________________
№ | | Баллы (от 0 до 5) |
| | На начало урока | На конец урока |
1 | Определять тему текста | | |
2 | Определять идею текста | | |
3 | Разбираться в проблематике текста | | |
4 | Находить изобразительно-выразительные средства языка (лексические и синтаксические) и устанавливать их роль в тексте | | |
5 | Определять художественные приемы, используемые автором в тексте | | |
6 | Определять авторскую позицию в тексте | | |
7 | Выявлять подтекст | | |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Создать собственный текст. Условие: нравственная проблематика; текст построен на неожиданном повороте в повествовании.