Текст как структурная единица языка (структурные, стилевые, жанровые особенности, типы речи)
Текстами в современной лингвистике считаются как письменные, так и устные сообщения, объем текста ставится в зависимость от коммуникативных намерений говорящего, тексту приписываются такие основные характеристики как целостность, ограниченность, замкнутость, смысловая завершенность и др. Текст осознается как единство содержания и речи, выражающей это содержание. В нем реализуется определенная последовательность языковых значений речемыслительного произведения, содержится конкретная информация, оформленная последовательностью смысловых категорий, отмечается сцепление компонентов, включаются синтаксические построения различной структуры и разной меры выраженности межфразовых связей.
Создание текста - это движение свернутого в невербальной форме в сознании автора содержания к его развертыванию, подготовке к восприятию в письменной или устной форме. Поэтому представляется совершенно оправданным строить представления о «доязыковом материале», преобразуемом в языковой текст, опираясь на накопленный различными науками опыт исследования экстралингвистических оснований коммуникации, в особенности на данные и гипотезы философской и историко-философской науки. Нужно также иметь в виду, что сам термин «экстралингвистическое», по замечанию М. Н. Кожиной, условен: в конечном счете, экстралингвистические факторы становятся лингвистическими, поскольку во многом определяют смысловую структуру и стилистику текста.
Текст обладает:
самостоятельностью
связанностью
целенаправленностью
цельностью.
Самостоятельность текста не абсолютна, поскольку текст реально функционирует только во взаимодействии с адресатом. Часть текста (особенно крупного) может приобрести самостоятельность и в определённых условиях стать отдельным текстом, например, глава или параграф монографии, опубликованный в виде статьи. В этом случае исходный текст главы (параграфа) может приобрести некоторые изменения в структуре.
Целенаправленность текста заключается в том, что любой текст предназначен для определённой коммуникативной цели, без такой цели текст не создаётся.
Связность текста состоит в смысловой, логической, грамматической согласованности высказываний и частей текста. В результате изучения данной темы с 5 по 9 класс учащиеся должны твердо усвоить средства и способы связи предложений и частей текста. Однако, поскольку данный материал подробно рассматривается в основном курсе русского языка, программа по «Родному (русскому) языку» рассматривает этот материал неглубоко. Так, учебник 5 класса лишь упоминает средства связи и способы организации связи между предложениями и смысловыми частями в двух абзацах теории, дает несколько упражнений, не углубляясь в данный материал.
Цельность текста предполагает его внутреннюю организованность и оформленность содержания, а также оформление начала и конца произведения, соразмерность членения на части, обозначение связей и переходов между частями, стилистическую целостность, использование определённых принципов отбора языковых единиц.
Выделяют 3 типа текстов:
описание;
повествование;
рассуждение.
Описание - это констатирующая речь, как правило, дающая статическую картину, понятие о составе и свойствах объекта путём перечисления его признаков. В описании объект, явление не развиваются. Примером может служить описание места преступления в судебной речи.
Повествование - это рассказ о событиях, развивающихся действиях или состояниях. Повествование изображает динамические ситуации.
Рассуждение - это тип текста, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются некоторые положения.
Жанрами текстов являются:
Указанные жанры текстов встречаются в разных функциональных стилях речи.
В разговорной речи текстами-побуждениями являются просьба, совет, рекомендация, пожелание; в деловой речи - приказ, постановление, решение, распоряжение, предписание; в публицистической речи - призыв, совет, рекомендация.
Текстом-ретроспекцией может быть рассказ о каком-либо случае, происшествии в рамках бытового диалога, научная или публицистическая статья, газетный или официальный отчет.
Оценочными текстами являются аналитические статьи, обзоры, аннотации, рецензии.
Контактоустанавливающие тексты - это приглашения, поздравления, рекламные сообщения, личные резюме, информационные письма, письма - предложения о сотрудничестве.
Остановимся более подробно на учебно-научной речи, так как именно она используется в процессе передачи и усвоения знаний, то есть в процессе обучения. Имея общие с научной речью основные признаки, учебно-научная речь обладает и рядом особенностей, главная из которых - обучающая направленность высказывания.
Ответ по предмету - это жанровая разновидность реактивной учебно-научной речи репродуктивного характера, которая используется в системе образования. Ответ представляет собой выступление учащихся, тематически связанное с изучаемым материалом. Это монологическая форма устной речи, задача которой - продемонстрировать знание правил, терминов, законов и степень усвоения учебной информации. Устный воспроизводящий ответ следует рассматривать как рассуждение на темы, связанные с изучением соответствующего предмета.
Существуют различные виды ответов:
Ответ-анализ и синтез формирует умение строить рассуждение от общего к частному (сформулировать правило подобрать примеры прокомментировать (объяснить) примеры).
Ответ-обобщение формирует умение назвать предмет, описать его признаки, подобрать соответствующие языковые средства для решения этих задач.
Ответ-группировка требует систематизации и обобщения знаний. Такие ответы формируют умение выделить какие-либо признаки предмета и сделать вывод-обобщение, подобрав соответствующие языковые средства, умение систематизировать признаки, используя соответствующие языковые средства и речевые конструкции.
Ответ-сопоставление, сравнение изучаемого материала. Сравнение как мыслительная операция и как прием обучения занимает большое место на уроках русского языка.
Естественно, не каждый ответ по теории предмета требует развернутых объяснений - это зависит от этапа изучения материала, от характера опроса, его цели и т.д. Тем не менее, в практике обучения родному языку большое место занимают вопросы, требующие приведения примеров к высказанным теоретическим положениям.
Устный «воспроизводящий» ответ можно рассматривать как рассуждение (более или менее развернутое) на темы, связанные с изучением предмета. В таком рассуждении выделяются тезис (то, что объясняется, доказывается) и объяснение, доказательства. Когда, например, ученик говорит о том, какие предложения называются безличными, он воспроизводит определение понятия, т.е. высказывает определенное положение, тезис. То, что высказанное правильно, он доказывает, приводя примеры и разъясняя их.
Итак, в доказательной (объяснительной) части ответа можно выделить: а) пример, б) его объяснение.
Т. А. Ладыженская выделяет следующие требования к языковым примерам устных ответов:
1. Необходимо, чтобы ученики и приводили примеры, и объясняли их сами, без напоминания учителя. Ученики должны понимать, что их ответы - рассуждения, построенные на материале изучаемого предмета, что с примера начинается доказательная часть рассуждения, без которой оно не существует. Поэтому при характеристике ответа - особенно на первых порах обучения - следует отмечать, привел ли ученик пример сам или по требованию учителя.
2. Примеры должны быть правильными, т.е. к определению о синонимах в качестве примеров должны быть приведены именно синонимы, а не омонимы или антонимы, а определение вводных слов следует проиллюстрировать примерами предложений с вводными словами.
3. Языковой пример должен соответствовать сути того положения, которое выдвигается. В одних случаях достаточно привести в качестве примера слово, в других - нужны словосочетания и предложения, в третьих - сопоставительные ряды определенных языковых средств [3, С. 71].
Таким образом, умение привести пример и разъяснить его свидетельствует об осознанности знаний, об овладении умением доказывать выдвинутое положение. Последнее характеризует сформированность у учащихся элементов научного стиля (в его устной форме).
Правила эффективной аргументации
Восприятие слушателей тем эффективнее, чем доказательнее речь оратора. Кто логично мыслит, тот и логически ясно говорит. Главная задача в устном сообщении - продумать до мельчайших подробностей логику своего выступления, аргументацию своих выводов и обобщений.
Эффективная аргументация – та, которая принимает в расчет свою аудиторию, оцененную в максимальной степени реалистично.
Аргумент – логический довод, истинность которого проверена и доказана практикой. Требования к аргументам: истинность, непротиворечивость, достаточность. Аргументы должны быть истинны сами по себе и не зависеть от тезиса. Аргументация – способ рассуждения, в процессе которого создается убеждение в истинности тезиса (ложности антитезиса) и обосновывается целесообразность его принятия (или отвержения).
Выделяют следующие группы аргументов:
1. Рациональные аргументы, или, как говорили древние, «аргументы к делу».
2. Иррациональные аргументы (психологические), или «аргументы к человеку».
Рациональные аргументы:
1. Факты. Факт – знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена. Однако нередко для доказательства используют доводы, которые получены в результате обработки, а потому не вполне надежны. Называют же их – фактами. Например, статистические сведения, результаты социологических опросов – вовсе не бесспорные факты, т.к. могут сильно искажать реальность из-за самой процедуры получения и обработки сведений.
2. Авторитеты. Если использовать ссылки на авторитеты как доводы, нужно помнить о том, что авторитеты должны быть приемлемы в данной аудитории, т.е. пользоваться действительно уважением и иметь в ней высокий статус. В спорах на общие темы (философские, нравственные и т.д.) обычно ссылаются на авторитеты крупнейших философов, знаменитых писателей.
3. Заведомо истинные суждения. Это законы, теории, аксиомы и тому подобное, традиционно принятые в данном человеческом сообществе как безусловно верные.
Иррациональные аргументы:
1. «Переход на лица», когда от предмета спора переходят к обсуждению и оценке личности оппонента. Таковы, например, следующие доводы: женщине не понять, мужчины не способны оценить и т.п.
2. Высказывания, воздействующие на эмоции, волю, апеллирующие к интересам публики. Такие высказывания содержат эмоционально-оценочную лексику и «подают» слушателю действительность, уже обработанную, оцененную говорящим. Так, предпринимателя можно назвать бизнесменом, а можно – торгашом или спекулянтом; осторожность – предусмотрительностью или трусостью и т.д. Аргументы, обращенные к аудитории, чаще всего затрагивают: чувство собственного достоинства собравшихся; говорящий подсказывает им, что считает их здравомыслящими, благородными, проницательными, т.е. создает у аудитории положительной имидж себя самой; материальные, экономические, социальные интересы публики; «Каждая девушка найдет себе в Третьем Рейхе жениха», – обещал Гитлер, обращаясь к толпе, оспаривая своих оппонентов и соперников; физическое благополучие, свободу, удобства, привычки публики; «Если вы согласитесь с позицией моего оппонента – потеряете свободу, а то и жизнь», – вот одна из распространенных моделей аргументации такого рода.
Классификация аргументов по силе:
1. Исчерпывающие аргументы. Как правило, бывает один. Довод, который полностью доказывает правоту некоего мнения, обнаруживается редко. Его рекомендуют предъявлять в конце выступления.
2. Главные аргументы. В выступлении предъявляются постоянно, при любом удобном случае. Вспомогательные доводы предъявляются неоднократно как дополнение к главным.
3. Спорные аргументы. Такие факты, которые можно использовать и «за», и «против» доказываемой позиции. С ними нужно обращаться осторожно.
4. Запасные аргументы. В процессе спора рекомендуется использовать не все доводы. Разумно приберечь несколько про запас – при признаках поражения, на крайний случай, чтобы не оставаться с «открытым ртом».
Ошибки и уловки, относящиеся к аргументам:
1. Истинность тезиса доказывается аргументами, а истинность аргументов – тезисом, получается замкнутый круг. Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда; снотворное усыпляет, потому что оказывает снотворное действие; стекло прозрачно, потому что сквозь него все видно – вот высказывания, построенные по этой модели.
2. Предвосхищение вывода – это нечаянное или намеренное опережение событий, недоказанные аргументы подаются как прочные, весомые, доказанные основания к тезису.
3. Ложность оснований – ошибка в аргументах (неверные факты, ненадежные, ошибочные данные и т.д.), любые ложные сведения, которые используются как аргументы. Это, как и предыдущие случаи нарушений логики доказательства, может быть и ошибкой, и уловкой говорящего.
Прямой способ доказательства – аргументы (доводы) непосредственно обосновывают истинность тезиса.
а) раскопки культурных слоев показали, что остатки скелета собак встречаются в поселениях человека-охотника; остатки скелета кошек появляются только тогда, когда человек стал заниматься земледелием (кошки использовались для борьбы с грызунами);
б) охота как занятие человека много древнее, чем земледелие. Косвенный способ доказательства – истинность тезиса обосновывается путем доказательства ложности противоречащего положения.
Существует два способа доказательств:
а) метод «от противного» (вспомните доказательства в геометрии);
б) «метод исключения», или «метод алиби».
Истинность тезиса доказывается с помощью выявления ложности всех возможных альтернатив, кроме одной (тезиса). При индуктивном характере доказательства оратор опирается на отдельные факты, отдельные, заранее отобранные примеры, выдвинутые им гипотезы, идеи. При индуктивном доказательстве следует еще на этапе подготовки к выступлению продумать и отобрать:
а) наиболее существенные факты, наиболее убедительные примеры;
б) такое количество фактов и примеров, чтобы их анализ и обобщение давали убедительный вывод, заключение;
в) факты и примеры, которые должны быть близки и понятны аудитории, уровню образования и подготовки слушателей.
Индуктивных выводов в процессе публичного выступления может быть множество.
При дедуктивном характере доказательства развертывание аргументации идет от общего к частным выводам. Дедуктивное доказательство требует, чтобы исходное теоретическое положение, закон, принцип были либо общепризнаны, либо настолько убедительны, чтобы не вызывали сомнений у слушателей. А для этого необходимо, чтобы:
а) слушатели были предварительно знакомы с исходным теоретическим знанием, на основе которого строится дедуктивное доказательство, либо оно не должно у них вызывать каких-либо сомнений,
б) переход рассуждений от общего положения к частному должен сопровождаться не любыми примерами, а наиболее убедительными и яркими, запоминающимися.
Необходимо запомнить!
Всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями (аргументами, утверждениями), истинность которых проверена практикой. Практика – наиважнейший критерий истины!
Каждая мысль в процессе рассуждения сохраняет одно и то же содержание, сколько бы раз она ни повторялась. Закон тождества следует учитывать в условиях спора, дискуссии, при использовании недостаточно четко определенных понятий. Например, ведется обсуждение использования понятия «творческая личность».
Закон исключения третьего. Этот закон формулируется так: две противоречащие мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными: одна из них истинна, а другая ложна, и третьего не дано. Суть этого закона будет понятна, если сказать, что нельзя быть одновременно согласным с двумя противоположными утверждениями.
Сильные аргументы следует предъявлять по одному и в самой простой форме, а слабые – группировать для самоподдержки. Необходимо учиться выступать с речами разных жанров – информационными, убеждающими, протокольно-этикетными, развлекательными; стремиться хорошо говорить перед аудиторией в самых разных условиях. Конечно, разные жанры требуют разных приемов подготовки. Но общие правила подготовки публичного выступления – правила, применимые для подготовки практически любого выступления, в любом жанре остаются неизменными. До сих пор в риторике- искусстве ораторского искусства - наилучшим признается так называемый гомеров порядок: вначале сильные аргументы, затем масса доказательств средней силы, в конце – один наиболее мощный, самый сильный аргумент. Для разных аудиторий эффективна разная аргументация. Любая аргументация в публичном выступлении ориентирована на конкретную аудиторию, конкретную ситуацию и учитывает конкретную тему.
Несомненно одно: умение слушать, правильно строить свое выступление пригодится в жизни.
Рекомендуемые источники:
Диалектика текста. URL: https://studall.org/all2-108334.html
Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения: [Текст] Учебное пособие /Т.А. Ладыженская. - М. Флинта: Наука, 1998. -136 с. URL: https://www.rulit.me/books/zhivoe-slovo-read-398800-1.html
Онлайн уроки русского языка http://tepka.ru/uroki_russkogo/34.html
Кожина М. Н. Интерпретация текста в функционально-стилевом аспекте URL: https://studfile.net/preview/3304444/