Цели деятель- ности учителя | Создать условия для актуализации и уточнения знаний учащихся о тексте и его признаках, типах текста и способах их распознавания, о теме, главной мысли, заголовке, частях текста; способствовать развитию умений распознавать текст, составлять текст по самостоятельно выбранной теме на основе личных впечатлений |
Тип урока | Конструирование способа действий |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
методы и формы обучения | Фронтальная, индивидуальная, коллективная |
Образовательные ресурсы | 1. Учебник, рабочая тетрадь. 2. Канакина В. П. Работа с трудными словами. 1–4 классы. М.: Просвещение, 2012 |
Оборудование | Интерактивная доска, проектор (по возможности) |
Наглядно- демонстрационный материал | Табличка со словарным словом (воробей, ворона), запись задач раздела, темы, элементов букв |
Основные понятия и термины | Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Заголовок. Структурные части текста: вводная, основная, заключительная. Красная строка (абзац). Типы текстов. Сочинение на основе личных впечатлений |
Этапы урока | Обучающие и раз-вивающие компоненты, задания и упраж- нения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Проме- жуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Проверка домашнего задания | Работа над упражнением с целью выявления умения работать самостоятельно | – Что надо было выполнить в упражнении? – Как озаглавили текст? – Как разделили текст на части? Прочитайте. – Оцените выполненную работу | – Выполнить упр. 9 на с. 6 в рабочей тетради. Отвечают на вопросы. Осуществляют оценивание работы | Парная. Фрон-тальная | Р – владеют уме-ниями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляют взаимный контроль | Правильно выпол-ненные задания упраж- нения |
II. Постановка учебной задачи | Формулирование учебных задач на основе | – Откройте учебник на с. 10-13. Прочитайте название раздела и темы урока. | – Название раздела – «Текст. Пред-ложение. ». | Фрон-тальная | П – ориентируют-ся в учебнике, извлекают необхо-димую информа- | |
| выдвижения гипотез, предположений по названию раздела и тем | – Что означают слова, составляющие название темы и раздела? – Проверим ваши предположения. Прочитайте в учебнике на с. 10, чему будем учиться в ходе изучения раздела и темы. – Итак, основные вопросы, которые рассмотрим на уроке (задачи урока записываются на доске или проецируются при помощи проектора на интерактивную доску): • Тексты. Умение их определять. • Предложения. Умение определять границы предложения. • Словосочетание. Умение различать и выделять словосочетания и предложения. • Умение грамотно расставлять знаки препинания в конце предложении. – На какие вопросы вы можете дать ответы? Какие вопросы вызывают у вас затруднения? | Тема урока – «Текст. Что такое текст? ». Ответы уча-щихся. Выполняют задание. Ответы уча-щихся | | цию из высказываний одноклассников, сведений учителя, учебника. Р – осознают и принимают учебную задачу. К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой информации. Л – осознают границы своего знания и «незнания» | |
III. Ми-нутка чистописания | Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начертаниями букв, соединений | – Посмотрите на доску. Элементы каких букв будем прописывать? Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов. – Расположите тетрадь правильно. Возьмите правильно ручку. Напишите строчку элементов букв. – Посмотрите и отметьте элементы, которые получились у вас лучше остальных | – Заглавной и строчной букв А, а. Выполняют задание | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – владеют логическими действииями анализа, синтеза, срав- нения. Р – осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия | Написание элементов букв |
IV. Изучение нового мате- риала. 1. Комментированный словарный диктант | Работа над словами с непроверяемым написанием | Организует выполнение задания: учитель произносит словарное слово, названный им ученик вслух проговаривает правильное его написание, остальные учащиеся записывают слово под диктовку: «здравствуй», «до свидания», «прощай», «спасибо». – В каких случаях человек использует в речи слово «здравствуй»? «до свидания»? «прощай»? «спасибо»? | Выполняют задание. Ответы уча-щихся. | Коллективная. Индиви-дуальная | П – ориентируются в учебнике, осу-ществляют поиск средств достижения задач учебной деятельности. Р – контролируют учебные действия, замечают | Запись словарных слов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | – Посмотрите на предметную картинку. Что на ней изображено? – Прочитайте про себя слово. Чем произношение слова отличается от его написания? – Это орфограмма. Назовите ее. | – Орех. Ответы уча-щихся. – Безударная гласная в корне слова | | допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К – слушают, излагают и аргументируют свое мнение. Л – принимают и осваивают социальную роль обучающегося | |
2. Словарная работа | | – Слова «воробей, ворона» – словарные. Необходимо запомнить написание безударной гласной в корне слова. Произнесите слово орфографически. – Запишите это слово в тетради. Проверьте написанное, поставьте ударение, подчеркните орфограмму, которую надо запомнить. Составьте и запишите предложение или словосочетание с этим словом. – Дома повторите правильное написание слов | Выполняют задания |
3. Работа по учебнику, с. 12, упр. 11 | Работа над упражнением с целью определения темы, главной мысли | – Откройте учебник на с. 13. Найдите упр. 6. – Прочитайте текст упражнения. – Определите, сколько в тексте предложений. – Связаны ли они между собой по смыслу? – О ком говорится в каждом из них? – Можно ли эти предложения назвать текстом? – Почему? – Прочитайте правило в учебнике на с. 13. | Выполняют задания. – 5. – Да. – О медведях. – Да. Высказывания учащихся. Выполняют задания | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – ориентируют-ся на страницах учебника, планируют учеб-ные действия, используют различные способы поиска информации. Р – осознают и принимают | Устные ответы на воп-росы. Списывание. Нахо-ждение и обозначение главных чле нов |
| | – Какова тема и главная мысль текста? Найдите предложение, в котором главная мысль выражена наиболее отчетливо. – Озаглавьте текст. – Спишите предложения. Найдите начало и конец предложения | и отвечают на вопросы | | учебную задачу, контролируют учебные действия, замечают допу-щенные ошибки. К – слушают, излагают и аргументируют свое мнение | предложения |
4. Работа по учебнику, с. 12, упр. 12 | Работа над упражнением с целью наблюдения над текстом: выделение структурных частей, озаглавливание текста и его частей; выполнения письменной работы с текс-том; осуществления | – Прочитайте упр. 6. Прочитайте текст. Докажите, что это не отдельные предложения, а текст. – Какую из частей следует считать вводной, основной, заключительной? Почему? – Подберите заголовок ко всему тексту. | – В нем несколько предложений, которые объединены общей темой и связаны по смыслу. Имеет свою тему и главную мысль. Его можно озаглавить. Ответы уча-щихся. – Заголовок ко всему текс ту – «3 медведя». | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – ориентируют-ся на страницах учебника, планируют учебные действия, используют различные способы поиска информации. Р – осознают и принимают учебную задачу, контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг | Устные ответы на во- просы. Списывание части текста. Нахождение гла- голов. Выполнение движений физкультминутки (точно следуя инструк ции учи-теля) |
| само-проверки письменной работы. Упражнения физкульт- минутки | – Спишите 3 предложения текста. Проверьте написанное. Физкультминутка (см. урок 1) | Выполняют задания. Выполняют движения | | друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания. Л – владеют навы-ками сотрудни-чества со взрослыми и сверстниками | |
5. Работа с таблицей «Текст», | Работа с таблицей с целью определе- | – Рассмотрите таблицу в учебнике на стр. 13. Объясните, почему тексты так названы: повествование, описание, рассуждение. | Рассматривают таблицу, отвечают на вопросы. | Фрон-тальная | П – ориентируют-ся на страницах учебника, исполь-зуют различные | Определение типа текста |
| ния текстов | – Как определить текст? – Как озаглавить текст упр. 1? – А текст или только предложения упр. 4? – Объясните свое решение | – Текст. –Предложения. Высказывания учащихся | | способы поиска информации; владеют навыками смыслового чтения текстов раз- личных стилей, логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Р – осознают и принимают учебную задачу. К – обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания | |
6. Подго-товка к составлению текста на основе личных | Подготовительная работа к составлению текста | – Давайте придумаем рассказ на основе личных впечатлений о летних каникулах. Для того чтобы у вас получился содержательный и интересный рассказ, необходимо выполнить подготовительную работу. Определите | Выполняют задания | Фрон-тальная. Индиви-дуальная. | П – планируют учебные действия, определяют наиболее эффек-тивные способы | Осознание порядка подготовки к написа- |
впечатлений о летних каникулах | | тему своего сочинения. Она должна отражать то событие, которое побудило вас о нем рассказать. Какую тему выбрал каждый из вас? (Заслушиваются и обсуждаются некоторые из тем, выбранных учащимися для сочинения.) – Сначала вы расскажете, где и когда происходило действие, потом – как все происходило, в заключительной части необходимо подвести итог, выразить свое отношение к событию. Далее заслушиваются сообщения учащихся о том, в какой последовательности они будут раскрывать тему сочинения. Учитель обращает внимание на связь между частями текста и выбор языковых средств для передачи содержания высказывания | | Коллективная | достижения ре-зультата, исполь-зуют различные способы поиска информации, составляют тексты в устной форме. Р – осознают и принимают учебную задачу. К – слушают, излагают и аргументируют свое мнение | нию сочинения |
V. Итог урока. Рефлексия деятельности | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа | – Над какой темой работали на уроке? – Что выполняли? – Какие задания вызвали у вас затруднения? – Что нового узнали? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? | Отвечают на вопросы, обосновывают свое мнение | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – ориентируют-ся в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. | |
| | | | | Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | |