Методист: Ким С.Н. __________
г. Дзержинск, 2023г.
1. Организационный этап- 2 минуты
2. Мотивация учебной деятельности учащихся- 3 минуты
3. Актуализация знаний и умений. Создание проблемной ситуации (фиксация индивидуального затруднения) – 7 минут
4. Выявление места и причины затруднения. Постановка задач урока – 3 минуты
5. Открытие новых знаний (построение проекта выхода из затруднения, реализация проекта) -12 минут
6. Первичное закрепление (с проговариванием во внешней речи) – 10 минут
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону -5 минут
8. Включение нового в систему знаний – 3 минуты
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению- 2 минуты
10. Подведение итогов (рефлексия содержания урока). Рефлексия учебной деятельности – 3 минуты
Этап урока | Задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы, средства и формы работы |
Организационный момент. | Подготовить учащихся к работе на уроке, обеспечить включение в деятельность. | Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Дарья Андреевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте свою готовность к уроку, у вас на партах должны лежать: учебник, тетрадь, пенал, карточки. | Приветствуют учителя, садятся. Проверяют свою готовность. | Фронтальная Беседа |
Мотивация учебной деятельности. Постановка задач урока. | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. | Ребята, поднимите руки, кто любит исследовать, узнавать что-то новое. - Как вы думаете, что значит исследовать? - Хотелось бы вам быть сегодня исследователями? -Ребята, а что, по вашему мнению, можно исследовать на уроке русского языка? Работа исследователя очень серьёзная, требует усидчивости и терпения. Сейчас мы с вами будем обогащать наш словарный запас. Это важно в работе исследователей? -Открываем рабочие тетради. От последней строчки написанного отступите 2 строчки вниз и посередине записываем – 3 марта. На следующей строчке - классная работа. Словарная работа. -Ребята, посмотрите на слайд, что на нём изображено? Как пишется это слово? Какая в нём есть орфограмма? Какую букву будем писать? На какую букву падает ударение? Метро - Какая орфограмма в этом слове? Какую букву будем писать? Можно ли проверить? На какую букву падает ударение? Облако - Какая орфограмма в этом слове? Какую букву будем писать? Можно проверить? На какую букву падает ударение? Огурец - Какая орфограмма в этом слове? Какую букву будем писать? Можно проверить? На какую букву падает ударение? Яблоко - Какая орфограмма в этом слове? Какую букву будем писать? На какую букву падает ударение? Посмотрите ещё раз на все изображения, запомните. Теперь записываем по памяти все слова в столик. Должно получиться 5 слов. | -анализировать, изучать объекты, делать выводы -да -слова -да -записывают число (3 марта), классная работа. -Слушают задание - На картинке изображен ученик. Безударная гласная в корне слова. Будем писать букву «Е». Подобрать проверочное слово – учёба. Ударение падаем на букву «И» -Безударная гласная в корне слова. Будем писать букву «Е», Нет, нужно запомнить. ударение падает на букву «о» -безударная гласная в корне слова. будем писать букву «а» Орфограмму нужно запомнить Ударение падает на первую букву «о» - безударная гласная в корне слова. будем писать букву «о» Орфограмму нужно запомнить Ударение падает на букву «е» - безударная гласная в корне слова. будем писать букву «о» Орфограмму нужно запомнить Ударение падает на букву «я» -Записывают | Фронтальная Беседа Практическое задание |
Актуализация имеющихся знаний. Создание проблемной ситуации. | Обеспечить воспроизведение опорных знаний и способов действий | -Какой части речи мы записали слова? -Давайте подберём к именам существительным подходящие имена прилагательные. -Что такое имя прилагательное? (что обозначает?) - На какие вопросы оно отвечает? Давайте с помощью подсказки вспомним определение имени прилагательного. Кто хочет попробовать? Имя прилагательное – это… речи, которая отвечает на вопросы …, и обозначает … -С помощью чего мы можем подобрать имя прилагательное к словам? -Какой вопрос зададим к слову ученик? -Какое прилагательное можно подобрать? -Записываем рядом со словом ученик прилагательное. -Какие вопросы зададим к оставшимся словам? Какие прилагательные подберем? -Ребята, что мы сейчас с вами подбирали к словам (к существительным)? -А для чего? Что мы можем сделать с их помощью? -Хорошо, давайте попробуем таким же образом описать иллюстрацию. Посмотрите на слайд, что на нём изображено? - Какие имена прилагательные мы можем подобрать? Хорошо, ребята, молодцы. Наш разговор был не случайным, как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке и что нового узнаем? -Верно, сегодня на уроке важную роль будет играть «имя прилагательное», но тема нашего урока звучит по-другому, а для того, чтобы узнать её, возьмите карточки под номером 1 и про себя прочитайте текст первый. О чём этот текст? -Вы знакомы с данным типом текста? -Кто помнит его название? -Какие признаки текста-повествования вы знаете? Как отличить его от других? Хорошо, ребята, теперь прочитайте текст под номером 2, шёпотом. -О чём этот текст? -Чем он похож на текст №1? -Похож он на текст повествование? -Чем они отличаются? Что поменялось? -Что описывается? | -имя существительное -часть речи, которая обозначает признак предмета Какой?какая?какое?какие? Имя прилагательное это часть речи, которая отвечает на вопросы какая? Какое? какой? какие? и обозначает признак предмета -С помощью вопроса -Ученик какой? -Добрый, умный, любознательный.. -Метро какое? Новое, красивое, пустое, грязное, холодное -Облако какое? Пушистое, белое, красивое, смешное. -Огурец какой? Вкусный, солёный, маленький. -Яблоко какое? Красное, сочное, большое. -имена прилагательные -мы можем описать предмет, дать ему характеристику -Зимний лес -Холодный, сказочный, загадочный, морозный, красивый, спокойный… -об имени прилагательном читают текст -о тиграх -да -текст-повествование -это текст, в котором рассказывается о ком-то или о чем-то - К нему можно задать вопрос «Что произошло?» -читают текст -тоже о тиграх -темой -нет -во 2 тексте описание тигра -тигры, их окрас, глаза, лапы, клыки. | Фронтальная Опрос |
Выявление места и причины затруднений. Постановка задач урока. | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | 1. Наблюдение над языковым материалом и его анализ. -Как вы думаете, называется такой тип текста? (когда в нём что-то описывают) -С помощью чего в тексте описывается тигр? -Давайте подчеркнём имена прилагательные в тексте №2. -Назовите, что подчеркнули (какие имена прилагательные) Посмотрите на текст №1, много ли там прилагательных? Назовите. Давайте подчеркнём. -В каком тексте имён прилагательных использовалось больше? -Как отличить текс-повествование от текста описания? -Почему мы не можем ответить на этот вопрос? Хорошо, ребята, вы уже догадались, какую тему мы будем сегодня исследовать? Какую цель мы поставим перед собой? Узнать, что такое… | - описание -с помощью имён прилагательных -подчёркивают -красивые, сильные, полосатая, яркая, зелёным, упругие, белые. -нет, задние, горящие -во втором -предполагают -ещё не знаем признаков. -будем изучать новый тип текста : текст-описание. -Узнать что такое текст – описание и его признаки. | Фронтальная беседа |
Открытие новых знаний | Обеспечить восприятие и осмысление новых знаний и способов действий. | Прочитаем еще раз второй текст. Назван ли в тексте тот, кто описывается? Кто это? Что мы узнали из этого текста про тигров? Какая часть речи помогла нам представить тигров? Какие вопросы мы можем задать к этому тексту, если в нем используется много имён прилагательных? 2. Самостоятельное формулирование определения и введение термина. Давайте попробуем объяснить, как можно узнать текст-описание, по каким признакам. -Что делается в таком тексте? -Что описывается в нём? -Какой вопрос можем задать, если используется много имён прилагательных? 3. Чтение и анализ определения. А теперь сравним наши выводы с выводами в учебнике, откроем страницу 96 …, прочитай пожалуйста вслух, все остальные следят. -Ребята, кто может повторить правило, не смотря в учебник, используя подсказку на слайде? «Текстом - описанием называется текст, в котором даётся … предмета или …, а так же к тексту можно задать вопросы …» -Отлично. Чтобы нам было удобнее работать, давайте составим схему: Тип текста: текст - описание Что описывается в тексте – предмет/явление На какие вопросы отвечает: какой? какая? какое? какие? Как вы думаете, всё, что описывается в тексте, мы можем поместить на один фотоснимок? Этот приём вам так же поможет при определении текста. -Какая часть речи используется больше всего в таком тексте? 4. Конкретизация. осмысления понятия. Работа исследователя заключается не только в изучении нового материала, но и в его проверке. Давайте и мы проверим все признаки, которые сегодня выявили на конкретных примерах. Возьмите карточку номер 2. …, прочитай нам пожалуйста текст вслух, все остальные следят «Первыми к нам прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.» -Кто может сказать, о чём этот текст? -Что нового узнали из текста? -Какой тип был у этого текста? -Что именно описывалось в тексте? -То есть, в тексте очень много действий грачей. Хорошо, а теперь посмотрите на текст в упражнении 164 на странице 95, прочитайте его. -О чём данный текст? -А что нового вы узнали из данного текста? В предыдущем автор рассказывал нам о действиях грачей, а в этом? -С помощью каких частей речи мы узнаём о внешнем виде грачей? -Назовите прилагательные, которые нам в этом помогают. -Совершенно верно, а какой из текстов мы можем назвать текстом-описанием? -Как вы это определили? -Чем текст-описание отличается от текста-повествования? -С помощью каких частей речи текст становится описанием? -Что описывают в тексте-описании? Молодцы, ребята, вы поняли, как отличить текст-повествование от текста-описания? Физкультминутка. Давайте немного отдохнём, встаньте со своих мест, повторяйте за мной движения. Мы сегодня рано встали И зарядку делать стали. Руки вверх, руки вниз, Влево, вправо повернись. На носочки поднимайся, Приседай и выпрямляйся. А теперь прямо встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз – и постоять. | -про тигра -да -какой, какая, какие, какое -составляют правило -описывается -предмет -какой, какая, какое, какие -читают правило -повторяют по подсказке -устно составляем схему на доске -да -имена прилагательные -читают текст -о грачах -как грачи живут и выводят птенцов -текст-повествование -действия -читают текст -тоже о грачах -описывается внешний вид грачей -имя прилагательное -Иссиня-чёрные, широкое, белое, белоносыми -2 - в нём присутствует описание грачей, можно задать вопрос «какой он?» -в 1 тексте –действия, во 2 – описаны признаки предмета или явления - с помощью имён прилагательных -предмет или явление -да -выполняют физкульминутку | Фронтальная объяснение, рассказ, беседа, схемы. |
Первичная проверка понимания. | Установить степень правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявить неверные представления, произвести их коррекцию | Первичное закрепление Теперь давайте потренируемся определять тип текста, выполним в тетрадях упражнение 166. -Прочитайте текст шёпотом. -О чём этот текст? Что вы узнали из текста? -Какой это текст – повествование или описание? -Докажите, как вы это поняли? -Верно, …, прочитай задание 2 под красной точкой. -Кто хочет выполнить его у доски и получить отметку? (с комментированием) Все остальные работают в тетрадях. -Проверь, всё ли верно списал, ребята, проверьте одноклассника, нет ли ошибок при списывании? -Теперь ищем имена прилагательные. - Отлично, садись. Ребята, на доске все верно, сверьтесь. | -читают текст - о крокодиле, узнали характеристику его внешнего вида Текст-описание -большое количество прилагательных, описывающих животное 1. опасный (задаём вопрос – какой? ) – ед.ч. 2. Речной ( какой? Ед. ч.) 3. Зубастая ( какая? Ед.ч.) 4. Сильный (какой? Ед.ч.) 5. Короткие (какие? Множ. Ч) | Фронтальная Практический метод учебник |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий | А сейчас, я хочу посмотреть, какими внимательными исследователями вы были сегодня. Возьмите карточки №3, переверните их, прочитайте задание, У тех, у кого голубая карточка необходимо среди 3 текстов найти текст-описание и объяснить по каким признакам вы это поняли. У тех, у кого жёлтая карточка необходимо дополнить текст подходящими прилагательными и определить тип текста. Повествование или описание, объяснить почему. всё ли вам понятно? Время на выполнение – 5 минут. Задание с дифференциацией. Вариант 1 для основной массы учеников: (на голубой карточке) Прочитай тексты. Найди текст-описание и подготовься объяснить свой выбор. А) Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел своим хвостиком, на конце которого была пушистая кисточка. Б) Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его. В) Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне заводного ослика Вариант 2- усложнённое задание(на жёлтой карточке) Впиши подходящие прилагательные в текст. Определи, какой это текст – повествование или описание? Объясни, почему ты так думаешь. Белка. Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______, ________. Это самый _____зверек. Итак, давайте проверять. У кого была голубая карточка, какой вариант текста вы выбрали? Почему? Какие признаки вам подсказали? Ребята, которые работали с жёлтой карточкой, прочитайте свой текст (спрашиваю 1-2 учеников -Какой это текст - … ? Как вы это определили? -С помощью какой части речи? -Молодцы, вы отлично справились с работой исследователей. | -выполняют самостоятельную работу. -А, потому что в нём есть признаки текста-описания. Много прилагательных, которые описывают ослика -текст-описание -с помощью имён прилагательных мы описывает предмет или явление | Индивидуальная Самостоятельная работа Карточки |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Обеспечить понимание содержания домашнего задания и способов его выполнения. | Ваше домашнее задание будет творческим. По памятке в таблице (в карточке) вам необходимо составить текст-описание своей любимой игрушки. В таблице представлено начало каждой части. Как вы поняли, что нужно сделать? -С помощью чего вы будете описывать предмет? Части текста | Начало части | 1 часть | -Моя любимая игрушка это – -У меня есть …, и она мо самая любимая игрушка. | 2 часть | -Она … (какая?) -Она выглядит … (как?) Опиши цвет, размер и другие признаки. | 3 часть | -Мне нравится эта игрушка, потому что… | | -слушают задание -нужно составить текст-описание любимой игрушки - с помощью имён прилагательных | Фронтальная объяснение учебник |
Подведение итогов (рефлексия содержания урока). Рефлексия учебной деятельности. | Организовать анализ и оценку содержания урока (что нового узнали, чему научились), качества работы на уроке, успешности достижения цели (что получилось, что не получилось, почему). | - Предлагаю подвести итог урока, что же мы сегодня исследовали? С каким текстом мы познакомились? Что такое текст-описание? Какие у него признаки? Какова в них роль имён прилагательных? - Ребята, на слайде представлены прилагательные, которые опишут вашу работу на уроке, выберете одно и поделитесь с классом НА УРОКЕ Я БЫЛ … АКТИВНЫМ ТВОРЧЕСКИМ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫМ СОННЫМ ЭНЕРГИЧНЫМ Объясните, почему? -Ребята, вы сегодня замечательно работали, хотелось бы выделить …, он активно работал, я постоянно замечала его поднятую руку, вы согласны со мной? Посмотрите, все ли задачи мы выполнили? | - с текстом –описанием Текстом - описанием называется текст, в котором даётся описание предмета или явления, а так же к тексту можно задать вопросы какой? Какая? Какое? Какие? -с помощью имён прилагательных можно описать предмет или явление -оценивают свою деятельность | Фронтальная Беседа Карточки для рефлексии |