СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст. Основная мысль текста.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа на понятием текст в 5 классе,повторение,определение основной мысли текста.

Просмотр содержимого документа
«Текст. Основная мысль текста.»

Технологическая карта урока

Учитель:

Класс: 5

Программа: ФОП ООО

Учебник: Ладыженская Т.А.Баранов М.Т., 1часть.

Тема: Текст. Основная мысль текста.

Цель урока: Углубить знания о цельности текста, сформировать умение отличать текст от набора предложений, озаглавливать текст, определять тему и основную мысль.

Планируемые результаты:

  • Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний;

  • Предметные: знать понятия “тема текста” и “основная мысль текста”, способы раскрытия основной мысли текста; уметь определять тему и основную мысль текста; находить в тексте предложения, в которых выражена основная мысль текста, редактировать предлагаемую заметку повествовательного характера с точки зрения раскрытия в ней основной мысли.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийная установка, презентация, видео и др.


Этап урока

Хронометраж

Деятельность учителя

ФОУД*

Деятельность обучающихся

УУД

ЦОР*

.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

1 мин

Здравствуйте, ребята, сегодня такой хороший день. Я уверена, что на уроке у вас все получится и вам будет интересно. Сегодняшний урок очень важен, потому что знания, которые вы получите пригодятся вам в написании сочинений и изложений.

Фронтальная

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.

-

-

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

7 мин

Посмотрите на доску. Актуализация опорных знаний путем постановки проблемного вопроса: Почему записанные на доске предложения образуют текст?

Поработайте в парах, чтобы ответить на этот вопрос.

Быстро наступает вечер в глухом лесу. Скрылось за деревьями вечернее низкое солнце

Ещё не спят, кормятся в лесу птицы.

Вот на стволе дерева уселся красноголовый чёрный дятел. Он звонко долбит сухое дерево. Далеко слышен в вечернем тихом лесу торопливый стук дятла.

Что такое текст? (Речевое произведение, которое состоит из предложений, связанных темой, главной мыслью, последовательностью изложения)

Как мы озаглавим данный текст? (Озаглавить можно «Дятел в вечернем лесу»)

Что же отражается в заглавии? (В заглавии отражается тема текста)

А какова основная мысль данного текста? (Далеко слышен в вечернем лесу торопливый стук дятла – в этом предложении отражена основная мысль данного текста)

Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока? («Тема, основная мысль текста»)

Ребята, откройте тетради и запишите число, классная работа и тему.

Групповая, индивидуальная

Смотрят на доску, читают текст, отвечают на вопросы учителя. Определяют тему урока.

Выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов

Презентация

Выявление места и причины затруднения

2 мин

Возникли ли у вас затруднения при ответах на вопросы? Чтобы разобраться в теме урока давайте построим план нашей работы.

Фронтальная

Учащиеся фиксируют возникшие затруднения. Говорят о том, какие затруднения у них возникли.

Выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений.

Презентация

Построение проекта выхода из затруднения

4 мин

Какая цель нашего сегодняшнего урока? Какие задачи мы перед собой ставим?

Задачи:

  1. Закрепить основные понятия: текст, его основные признаки.

  2. научиться разграничивать тему и главную мысль

Фронтальная, индивидуальная

Учащиеся называют цель урока, строят план урока.


Презентация

Реализация построенного проекта

12 мин

Ребята, а какие признаки текста вы знаете? (Наличие темы и основной мысли, заголовок, связь предложений между собой по смыслу, логическая последовательность предложений.)

Давайте откроем учебник на стр. 57 прочитаем определение и запишем в тетрадь.

 Выполним задание письменно. Пронумеруйте предложения. Можно ли поменять их местами? Почему? Определите тему текста и основную мысль.

Привезли они ловушку, мёдом обмазали, зерна насыпали. Чуть стемнеет – косолапый тут как тут. Решили охотники поймать зверя. А Мишка всё съел и был таков. Повадился медведь в деревню ходить.

(Повадился медведь в деревню ходить. Чуть стемнеет – косолапый тут как тут. Решили охотники поймать зверя. Привезли они ловушку, мёдом обмазали, зерна насыпали. А Мишка всё съел и был таков.)

Тема: медведь в деревне; Основная мысль: медведь не попался в ловушку.

Выполним задание на странице 60.

Давайте поработаем в парах.

Сопоставьте данные темы сочинений. Какая из них самая широкая? Почему? Подберите заголовки текстов ко второй теме? Задание выполняем в тетрадках, письменно.


Фронтальная

Групповая

Выполняют задание индивидуально, отвечают на вопросы. Читают и записывают определение в тетрадь.

Формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

Презентация

Физминутка

3 мин

Итак, Ребята, давайте немного отдохнем и проведем небольшую физминутку. Давайте будем повторять движения за героями ролика.

Итак, давайте

Фронтальная

Встают, повторяют движения за героями ролика.


https://1drv.ms/v/c/e11ae1e9454de668/ETvTy3ELo75Hq2FdHFqD2VIB1YVK0KLKtxKvK-azAZqwsQ?e=uODT3N

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

7 мин

Чтобы понять, что такое текст, сравним следующие высказывания.

Пример 1.Солнце село за горизонт. В городе снуют автомобили. В небе курлычут журавли.

Пример 2.Солнце село за горизонт. Постепенно сгущаются летние сумерки. И вот в городе несмело загораются один за одним фонари. А автомобили уже снуют по улицам с включенными фарами, как большеглазые жуки.

(Оба примера начинаются с одного и того же сообщения о садящемся солнце. В первом отрывке используются предложения, никак не связанные друг с другом. Во втором примере описывается картина наступления летнего вечера в городе.

Предложения связаны по смыслу (описание летнего вечера), логически (постепенность разворачивания действия) и грамматически. У этого отрывка есть общая тема, которую можно обозначить заголовком «Вечер в городе».)

Фронтальная, групповая

Ребята сравнивают высказывания, работают в парах. Доказывают, что пример 1 не является текстом, а пример 2 является текстом.

Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах.

Презентация

Включение в систему знаний и повторения

2 мин

Ребята, что изучает наука синтаксис? Какие основные единицы синтаксиса вы уже знаете? (словосочетание и предложение). Текст тоже является основной единицей синтаксиса.


Вспоминают пройденное, отвечают на вопросы.

Эффективно запоминать и систематизировать информацию

-

Рефлексия учебной деятельности на уроке

2 мин

Ребята, понравился ли вам урок? Сложно было ли вам сегодня на уроке? Что нового вы сегодня узнали?

Д/З Дифференцированное домашнее задание.

  1. Творческое. Напишите небольшой рассказ на свободную тему. Проиллюстрируйте свой текст. Озаглавьте его. Выпишете тему и основную мысль.

  2. Упр. 118




Презентация

*ФОУД – формы организации учебной деятельности

*ЦОР – цифровые образовательные ресурсы