Учебный предмет | Русский язык |
Тема | Текст. Тезисный план текста. |
Тип урока | Развитие речи |
Учебник | Русский язык 7 класс. Л. М. Рыбченкова , О. М. Александрова, О. В. Загоровская , А. Г. Нарушевич- М.: Просвещение, 2017. |
Место предмета | Раздел: « Морфология. Деепричастие» (в данном разделе урок №4) |
Дата проведения | 27.11.2018 год |
Образовательные ресурсы | Учебник, Толковый словарь С.И. Ожегова, презентация |
Цели урока | (для учителя) 1. Обучающая: обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о тексте, учить анализировать текст и составлять тезисный план, развивать устную речь обучающихся. 2. Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний; развитие воображения. 3. Воспитательная: воспитывать чувство доброты, любви, уважения к маме. (для ученика) Повторить материал по теме «Текст» Понимать порядок алгоритма составления тезисного плана Сформировать умения составлять тезисный план Формировать навыки универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных (в общении и сотрудничестве), познавательных и регулятивных. |
Задачи урока | Задачи урока через планируемые результаты: Личностные: - создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу; - формирование сознательного отношения к учебной деятельности. Предметные: - умение определять тему текста, основную мысль, тип и стиль текста, - умение составлять тезисный план текста Метапредметные: Регулятивные: формирование умения формулировать тему урока, цели урока, умения оценивать свою работу. Коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Познавательные: формирование умения работать с текстом, выполняя учебно - познавательные действия, извлекать нужную информацию. |
Использованные УУД | Регулятивные, познавательные |
Формы работы учащихся | Самостоятельная, индивидуальная. |
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Время |
1. | Организационный момент | Приветствие, стабилизация внимания учащихся. Запись на доске числа и классной работы. | Ученики приветствуют учителя и слушают его. Учащиеся записывают число и классную работу. | | 1 мин. |
2. | Создание проблемной ситуации | - Прочитайте эпиграф урока. Как вы понимаете эти строки? Можете ли вы воспроизвести это высказывание А.Н. Островского? О ком сегодня пойдет речь? Однажды замечательный педагог - Василий Александрович Сухомлинский в одном из писем сыну рассказал ему старинную легенду, текст которой находится перед вами. Текст большой? А сможете ли вы такой объемный текст так же легко пересказать? Что для этого надо уметь делать? Как можно сформулировать тему нашего урока? (Текст. Тезисный план текста.) | Ученики отвечают на вопросы, рассуждают и высказывают свое мнение на поставленные вопрсы. | Познавательные: умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | 4 мин. |
3. | Целеполагание | Работа по алгоритму целеполагания: 1. В результате изучения данной темы какое знание вам надо освоить? 2. Что вы научитесь понимать? 3. Какие умения необходимо освоить в рамках изучения данной темы? 4. В каком случае цель будет считаться достигнутой? | 1. Знать, что такое тезис, тезисный план и основные принципы составления тезисного плана. 2. Понимать, как и в какой последовательности работать по составлению тезисного плана (порядок алгоритма) 3. Уметь составлять тезисный план. 4. | Регулятивные: способность к целеполаганию, пеобразование практической задачи в познавательную. | 3 мин. |
4 | Планирование работы | Что нам надо сделать, чтобы достичь цели? Пожалуйста, запланируйте этапы работы на уроке. | - Вспомнить теоретический материал (текст, тезис, тезисный план) - Разработать алгоритм по составлению тезисного плана. - Работа с текстом по алгоритму. - Контроль и оценивание работы. - Рефлексия. | Регулятивные: планирование учебной деятельности. Познавательные: умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, умение создавать и преобразовывать алгоритмы для решения задач, осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач. | 2 мин. |
5. | Реализация построенного проекта. | - Вспомнить теоретический материал (текст, тезис, тезисный план) - Разработать алгоритм по составлению тезисного плана: - Работа с текстом по алгоритму | Учащиеся воспроизводят теоретический материал, предлагают шаги алгоритма. Три абзаца текста разбирают совместно, а 4 и 5 абзацы разбирают самостоятельно. Пересказывают текст по частям, а затем целиком. | Познавательные: умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | 24 мин. |
6. | Физкультминутка | | | | 1 мин. |
7. | Оценивание работы (Контроль результатов учебной деятельности) | Какой будет этап в нашей работе будет следующим? | - Оценивание. Оценивают работу друг друга с помощью памятки « Оценивание пересказа текста по частям и целиком» | Регулятивные: осуществление контроля по результату и способу действия. | 5 мин. |
8. | Рефлексия учебной деятельности | - Вернёмся к началу нашего урока, вспомним, какую цель вы сегодня для себя ставили? Достигли ли вы намеченной цели? Что вы вспомнили чему научились? Какие нравственные уроки для себя вынесли? | Учащиеся рассказывают. Учащиеся говорят, с каким материалом они работали, какие выполняли задания и чему научились. | Регулятивные: осуществление контроля по результату и способу действия. | 3 мин. |
9. | Домашнее задание | Написать сочинение о своей маме | Учащиеся записывают домашнее задание | Регулятивные: актуальный контроль на уровне произвольного внимания. | 2 мин. |