На сегодняшний день музей Боевой Славы Центрального фронта имени К.К.Рокоссовского школы №9 является центром патриотического воспитания для школьников всего нашего города, так как имеет богатый экспонатный фонд, многолетние традиции, заложенные несколькими поколениями учеников и педагогов школы.
История его создания уходит в уже далёкие 70-е годы.
1 сентября 1976 года была открыта школа 9, и практически с первых дней ее работы, на первом же комсомольском собрании учащихся, было принято решение изучить боевой путь и героический подвиг солдат и офицеров Центрального фронта, которые под командованием маршала Рокоссовского сражались в 1943 году на Курской дуге и освобождали Михайловский (ныне Железногорский) район от немецко–фашистских захватчиков.
21 декабря 1976 года в день рождения легендарного маршала был создан военно-патриотический клуб «Следопыт», целью которого стало проведение поисковой работы, сбора исторического материала и открытие школьного музея.
Настоящими следопытами стали ученики школы, которые прошли сотни километров по дорогам России, Украины, Белоруссии и, конечно же, Курской области. Они встречались с участниками военных операций, очевидцами событий, целыми классами вели переписку с семьями фронтовиков, записывали воспоминания ветеранов, собирали их личные вещи, документы, награды, фотографии, участвовали в раскопках на местах боёв и в перезахоронении погибших воинов.
На основе собранных материалов 29 октября 1978 года был открыт музей Боевой Славы имени дважды Героя Советского Союза К.К.Рокоссовского.
С этого момента приоритетным направлением в работе школы стало гражданско-патриотическое воспитание.
Музей работает по следующим направлениям
Учётно – хранительское
Экспозиционное
Экскурсионное
Исследовательско- поисковое
Научно – просветительское
Традиции, заложенные первыми следопытами школы, живут и бережно сохраняются новым поколением ребят. Одной из наиболее значимых и массовых является неделя памяти Рокоссовского, которая ежегодно отмечается в декабре в канун дня рождения полководца. В течение недели проводятся различные по форме мероприятия: просмотр видеофильмов о Рокоссовском, музейные уроки, конкурс стенгазет, брейн-ринги на знание ярких моментов из боевого пути маршала. Эта традиция последние годы расширилась и обрела новые формы: окончание недели стали проводить в виде квеста с учащимися других школ города на базе музея. Подобные игровые формы работы стали особенно востребованы школьниками младшего и подросткового возрастов.
Первыми следопытами была заложена традиция регулярных встреч учеников и педагогов с ветеранами Великой отечественной войны. Их приход в школу всегда был и остается ярким событием в жизни школьников, особенно теперь, когда настоящих фронтовиков с каждым годом, к сожалению, остается все меньше. Встречи проходят непременно в музее Боевой славы и традиция с годами наполняется новыми содержанием и формами, направленными на отдельные целевые группы. Так, совет музея организует встречи с военными династиями, детьми войны, бывшими узниками концлагерей, блокадниками Ленинграда и тружениками тыла, встречи поколений.
Многолетней традицией с приглашением ветеранов именно в музее Боевой славы было и остается торжественное вступление учеников школы в пионерские отряды, в детскую общественную организацию «Родник», юнармейские отряды. Для ребят это особенно волнительно и ответственно.
Многочисленные материалы, собранные в музее, и насчитывающие около тысячи экспонатов широко используется учителями-предметниками в проведении уроков, классными руководителями в организации воспитательной работы. Изучение темы «Великая Отечественная война» в настоящее время немыслимо без использования фондов музея.
Музей работает на основе самоуправления школьников. Во главе его стоит Совет музея, в состав которого входит председатель и экскурсионная группа.
Экскурсионная группа проводит тематические экскурсии для учащихся школы и города. Тематика их самая разнообразная с учётом интересов и возрастных особенностей школьников. В последнее время стали использоваться интерактивные формы экскурсий, например,
1. Квест – экскурсия. Заранее выбирается тема и составляется маршрут. На старте команды получают различные задания, шифры, которые находятся в экспозиции школьного музея.
2. Экскурсия «мастер-класс» предполагает активное использование музейных предметов или их копий. Например, предметами мастер-класса в школьном музее стали изготовление фронтовых писем или предметов военной поры.
3. Увлекательной для ребят является и такая форма как демонстрация экспонатов в действии. В школьном музее можно продемонстрировать действие таких экспонатов, как телефона, военной сирены, печатной машинки, радио, использование солдатского вещевого мешка, пионерского галстука, горна или барабана.
4. «Музейное селфи» предполагает фотографирование в стенах школьного музея во время праздников, знаменательных дат с использованием музейных атрибутов.
5. Чтобы еще больше расширить сетевое взаимодействие музея с другими образовательными организациями города в работе используется такая интерактивная технология, как «Музей в чемодане». Именно эта форма работы музея была представлена на «Форуме славянских народов», в выставочном комплексе «Коренная пустынь», а также в городском краеведческом музее.
Особенный интерес школьников вызывает проектно-исследовательская деятельность, организуемая музеем. Наработка и тиражирование данного опыта были неоднократно удостоены наград. Музей несколько раз становился победителем регионального конкурса школьных музеев.
2020 год стал юбилейным, 75 – летним годом Великой Победы. Планировалось много массовых мероприятий, посвященных этой важной для всех россиян исторической дате, но в связи со сложной обстановкой, вызванной пандемией, и наш музей перешёл на новый формат работы с использованием дистанционных технологий. В рамках сетевого взаимодействия проводились виртуальные экскурсии для учащихся нашей школы и школ города. На платформе Zoom вместе с классными руководителями организовывались классные часы, мастер-классы и музейные уроки.
На сайте была организована электронная площадка - виртуальный «Бессмертный полк», в котором принимали участие целые семьи учеников школы.
Были организованы виртуальные конкурсы стихов и военных песен, различных флеш-мобов.
За годы существования музея было проведено более тысячи экскурсий и встреч с ветеранами, сотни уроков мужества, поездки по местам боевой славы. В музее побывали делегации из ГДР, Никарагуа, Монголии, гости из Чехии, Венгрии, Болгарии. Музей посетили ветераны армии Центрального фронта, научные сотрудники центрального музея Вооружённых сил Советского союза.
Но самым запоминающимся событием последних лет стал приезд в музей в 2018 году дочери Рокоссовского, Надежды Константиновны. С большим трепетом она отозвалась о бережном сохранении памяти о Великой Отечественной войне, боевом подвиге ее отца, о чем оставила запись в книге посетителей музея.
Музей проводит и большую профориентационную работу со школьниками. Высокую мотивацию старшеклассников к выбору профессии оказывают встречи с представителями различных учебных заведений, готовящих специалистов по профессиям военнослужащих. В музее ведется и подготовка школьников к выездным учебным сборам, которые проходят в настоящих военно-полевых условиях, а занятия проводят военнослужащие шефствующей воинской части.
Члены Совета музея и члены экскурсионной группы - очень увлечённые ребята, заканчивая школу, многие из них выбирают военные профессии. Они поступают в престижные военные ВУЗы Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Пскова, Рязани, Севастополя. За 45 лет существования школы военные специальности получили более 50 выпускников школы.
Выполняя функцию центра патриотического воспитания, школьный музей Боевой Славы способствует усилению традиций героико-патриотического воспитания, расширению границ воспитательного воздействия на молодежь, на формирование их активной гражданской позиции.
Будем считать свою задачу выполненной, если наша музейная деятельность поможет молодому поколению обрести дух патриотизма и готовность к защите своего Отечества.