СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текстильные материалы и их свойства. (обобщающий урок)5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение материала по разделу материаловедение.

Просмотр содержимого документа
«Текстильные материалы и их свойства. (обобщающий урок)5 класс»

Разработка урока по технологии, 5 класс Учитель: Яковлева И.П.



Раздел программы: Основы материаловедения

Тема урока: Текстильные материалы и их свойства (обобщающий урок)

Практическая работа: проект «Фартук для работы на кухне»

Цель урока:

  • Организация деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний, умений и навыков по изучению материала раздела «Основы материаловедения»

Задачи:

  • Выявление и закрепление знаний по разделу «материаловедение»;

  • Введение новых понятий;

  • Изучение и выполнение последовательности действий при практических работах;

  • Развитие умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы.

  • Создать условия для воспитания самостоятельности, интереса к предмету, для формирования самооценки

Тип урока: комбинированный

Технологии здоровье сберегающие, разно уровневые, ИКТ

Методы и средства обучения: рассказ учителя, инструктаж, работа
учащихся индивидуально и в паре

Форма организации

деятельности: фронтальный опрос, работа по карточкам (тестовые задания), задания на логическое мышление, практическая работа

Объект труда: Фартук (плоскостное изображение изделия)

Необходимое аппаратное
и программное обеспечение:
компьютер, мультимедийный проектор
и экран, презентация



Наглядные пособия: примеры художественного оформления швейных изделий, инструкционные карты, раздаточный материал

Инструменты, материалы: образцы материалов, шаблоны деталей фартука, карандаш, клей, ножницы.









Ход занятия



I Организационный момент (1 мин.)

-приветствие;

-проверка присутствующих, готовность к уроку;

-проверка организации рабочих мест;

II Актуализация знаний учащихся (1 мин.)

- сообщение темы и целей урока (слайд 1).



III Повторение пройденного материала (4 мин.)



Вопросы для опроса: (фронтальный опрос)

  • Что называется тканью? (Материал, полученный путём переплетения нитей)

  • Какое сырьё используется для получения тканей? Волокно натур. и химич.

  • Какие ткани изготавливают из волокон хлопка и льна? (х/б, льняные)

  • Как называются нити участвующие в процессе ткачества? (основа, уток)

  • Назовите самое распространённое ткацкое переплетение? (полотняное)

  • Какое название имеет ткань снятая с ткацкого станка? (суровая)

  • Ткань прошедшая процесс отделки может быть? (отбел., гладкоокр., набивная)

  • По каким признакам определяют лицевую и изнаночную стороны ткани? (на примере ткани) (на лиц.стороне - печатный рисунок более яркий, чёткий, чем на изнаночной. Лицев.сторона гладкая, рисунок, переплетения более выражен)

  • Какие наименования получают х/б ткани? (ситец, бязь, сатин, байка, батист фланель, тик, поплин, джинса,, деним и др)

Вы прекрасно справились с опросом. Я считаю знания полученные при изучении раздела «материаловедение» помогут вам ещё не раз. В 5 классе в процессе проектной деятельности (а вы уже знакомы с проектированием) у вас будет возможность изготовить первое самостоятельное изделие - фартук. Фартук-это предмет домашней и специальной одежды, предназначенный защищать от загрязнения основную одежду, обычно он завязывается на поясе и дополнительно закрепляется на шее. Используется фартук и в форменной школьной одежде, его функции придать удобство в эксплуатации и эстетичный вид одежде. Фартук - занимает одно из важных мест в одежде народов мира, оказывается, это очень полезная деталь одежды, которая может быть очень женственной, нарядной и красивой.

На Руси женские фартуки (передник, штора) шили из ярких тканей (ситца, сатина, тафты, шёлка), часто из клетчатого домотканого полотна, украшали орнаментом (вышивкой), аппликацией, или красивыми лоскутами, лентами. Фартук на Руси использовался в обрядах и по народным поверьям был источником благополучия и долгой счастливой жизни.

В современном мире ассортимент тканей шире и выбор должен соответствовать с его назначением. Для создания фартука, кроме основной ткани, вам понадобиться и множество дополнительных материалов, о которых вы должны знать не меньше информации. А возможно вы дадите мне подсказку.

IV Сообщение нового материала  (10 мин.)



  1. Швейные нитки – бывают разными, их выбирают в зависимости от толщины ткани и цвета материала. (слайд. )

  • Для сшивания деталей изделия используются нитки х/б или армированные (смешанные по составу = хлопок + синтетические волокна).В отличии от х/б, армированные нитки прочнее, практичнее в пошиве любых вещей.

  • Для прокладывания отделочных строчек можно применять нитки шёлковые они имеют приятный блеск, который долго сохраняет это свойство.

  • Для декоративной отделки изделия (вышивки на ткани) используются нитки «мулине» (х/б или льняные).

Все виды ниток деляться по цвету: белые, чёрные, цветные (различных оттенков).

Каждый вид ниток имеет номер (N), который соответствует толщине нити.(слайд )

Например:

х/б нитки - 0,10,20,30, 40, 50,60,80,100; (чем больше номер, тем толще нитки);

армированные нитки - имеют условное обозначение 44ЛХ (для всех видов х/б и льняных тканей)

  1. Тесьма и лента.

  • Чтобы изделие (фартук, юбка, брюки) «сидели» плотно на талии, в пояс (подгибку) вставляют эластичную тесьму (резинку), она бывает различной ширины и цвета. (слайд )

  • Для отделки изделий используют декоративную тесьму и ленту, Это плетёные одноцветные или пёстрые полоски разной ширины, с гладкой или рельефной поверхностью. Они могут быть х/б или шёлковыми. (слайд )

Ассортименту, разнообразию цвета и формы отделочной тесьмы–нет предела, они красивы, оригинальны, практичны, не создают сложностей в работе.

Образцы предложенных материалов на ваших рабочих местах позволяют вам рассмотреть их ближе.



Рассматривая тот или иной вид материала, мы обязательно обращаем внимание на их свойства. То есть, как могут себя проявлять ткани в различных условиях.

Вопрос: Какие виды свойств вам знакомы?

Для закрепления тест-задание. Стрелкой указать соответствие названия вида свойств и их признаков



Признаки свойств

наименование

1. гигроскопичность

Физические свойства

2. художественно-цветовое решение

Гигиенические (эргономические) свойства

3. сминаемость

Эстетические свойства

4. осыпаемость

Технологические свойства



Признаки свойств

наименование

1.усадка

Физические свойства

  1. 2. теплозащитность

Гигиенические (эргономические) свойства

3. фактура

Эстетические свойства

4. скольжение

Технологические свойства

Соответствие:1-3, 2-1, 3-2, 4-4

  1. Следующим этапом я предлагаю выполнить практическую работу с тканью.

Для качественного выполнения задания вам понадобится ряд инструментов.

Какие именно, мы узнаем, отгадав загадки (слайд 3)

(В этом нам поможет…)

1 загадка –

Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижет.
(Ножницы)



2 загадка

Железный жучок,
На хвосте – червячок.

( Булавка портновская)



3 загадка

Носик стальной,

Хвостик льняной,

Сквозь полотно проходит

Конец себе находит (Игла швейная)



4 загадка

То назад, то вперёд

Ходит, бродит пароход

Остановишь - горе,

Продырявит море. (Утюг)



Ваши правильные ответы на загадки – это первые помощники при работе с тканью.

А технику безопасности нужно знать? (да)

Ножницы как подавать? (кольцами вперед)

Иголку ручную куда убирать? (в игольницу)

Утюг в сети без присмотра оставлять? (не оставлять)

В срок работы все сдавать?

Вот сколько нужно нам знать,

Чтобы пятерки всегда получать.

V. Физ. минутка (2 мин.) (слайд)

VI. Практическая работа ( (10мин.)

Вам предложены образцы различных материалов, а также шаблоны деталей фартука, с помощью которых вы должны создать модель фартука с элементами отделки.. Свой выбор вы должны обосновать и дать краткую характеристику выбранным тканям.

  1. Инструктаж по выполнению практической работы с использованием ручных инструментов. (см. приложение № 1)

  2. Выполнение учащимися практической работы.

- практическая помощь учителя;

- самоконтроль учащихся.



VII. Заключительная часть ( 1 мин.)



  1. Проверка работ учащихся, анализ допущенных ошибок.

  2. Оценка деятельности учащихся, демонстрация (лучших) работ.

  3. Подведение итога (вопросы по теме урока).

Может ли «навредить» отделка одежде? Если да, то каким образом? (обоснуйте ответ)

  1. Выдача домашнего задания (знать основные понятия по теме). На доске.



VIII. Рефлексия урока (1 мин.) (на доске)

В завершении нашего занятия, хотелось бы узнать ваше мнение об уроке.

У вас на столах лежат по две карточки: зелёная и жёлтая. Если вам понравилось наше занятие, это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе в дальнейшем – приклейте на свободное место зелёную карточку, а если всё это вас совсем не тронуло – жёлтую.