Разработка урока по технологии, 5 класс
Учитель: Яковлева И.П.
Тема: Отделка фартука аппликацией из ткани.
Цели
Ознакомить с историей происхождения, конструктивными особенностями и технологией выполнения декоративной отделки-аппликации.
Развивать творческие способности; интерес к традиционным видам рукоделия; логическое мышление; умения и навыки работы в группе.
Задачи урока:
закрепить знания по истории и технологии выполнения аппликации;
закрепить технику безопасности при выполнении влажно-тепловых работ;
ознакомить с инструментами и материалами, используемыми на уроке;
подвести итоги выполнения коллективных работ в технике «аппликация»;
Тип урока: комбинированный
Технологии здоровье сберегающие, разно уровневые, ИКТ
Методы и средства обучения: рассказ учителя, инструктаж, работа
учащихся в группах
Форма организации
деятельности: фронтальный опрос, практическая работа
Объект труда: аппликация
Необходимое аппаратное
и программное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор
и экран, презентация
Наглядные пособия: образцы изделий с аппликацией, примеры художественного оформления швейных изделий, инструкционные карты, раздаточный материал выполнения технологического процесса и правил безопасности.
Инструменты, материалы,
оборудование: образцы тканей, образцы деталей аппликации, шаблоны рисунков, карандаш, булавки портновские, ножницы, утюг.
Ход занятия
I Организационный момент (1 мин.)
-приветствие;
-проверка присутствующих, готовность к уроку;
-проверка организации рабочих мест;
-
II Актуализация знаний учащихся (1 мин.)
сообщение темы и целей урока «Использование традиционного вида рукоделия «Аппликация» в создании декоративного панно» (слайд 1).
III Повторение пройденного материала (4 мин.)
Сегодня нам понадобятся различные инструменты и оборудование.
Какие именно, узнаем, отгадав загадки (слайд 3)
(В этом нам поможет…)
1 загадка –
Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижет. (Ножницы)
2 загадка
Железный жучок,
На хвосте – червячок. ( Булавка портновская)
3 загадка
То назад, то вперёд
Ходит, бродит пароход
Остановишь - горе,
Продырявит море. (Утюг)
Ваши правильные ответы на загадки – это первые помощники при изготовлении одежды!
А нужна ли нам одежда? (ответы детей)
Одежда – бесконечно можно вести разговор о ней. Без неё мы не представляем своё существование.
Мы знаем, какую роль играет одежда в жизни человека. Пусть даже самая малая вещь, всегда имеет место быть в нашем гардеробе. В 5 классе у вас есть возможность изготовить первое самостоятельное изделие - фартук .
Чтобы это изделие получилось красивым, необходимо заранее продумать не только фасон, но и его отделку или украшение, что придаст ему индивидуальность и изюминку.
IV Сообщение нового материала (10 мин.)
Во все времена русские красавицы старались украсить свою одежду
И хотелось бы продолжить урок такими строчками (музыкальное сопровождение)
Наша русская душа,
Не стареет сотни лет
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет
Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной, умельцах
На весь мир молва идет.
Так совпало, что наш урок выпал в преддверие такого знаменательного события в нашей стране, как Олимпийские игры. Я думаю, вы с интересом просматриваете информацию о предстоящей Олимпиаде, и не сомневаюсь, что ваше внимание привлекла спортивная одежда, с её оригинальной расцветкой.
Данная разработка представляет образ олимпиады - «лоскутное одеяло», которое символизирует характер современной России, её гостеприимство, культурные традиции и сочетает в себе образы различных орнаментов национальных промыслов нашей страны.
Рассматривая узоры «Олимпийского лоскутного одеяла» мы видим:
- гжель - символизирующую знаменитую русскую зиму,
- вологодское кружево - морозные узоры на стекле;
- павлопосадские платки – нежность весны в распускающихся цветах;
- русский ситец - пестрый ковер летнего луга в ярких цветах и травах;
- хохлому - золотую осень, символ благополучия;
- урало-сибирскую роспись –которая показывает всё богатство природы Урала и Сибири;
и многие- многие другие декоративные узоры раскрывающие самобытность орнаментов народов нашей великой многонациональной России – и всё это перед вами.
В основу этой идеи, легла лоскутная техника. Удивительное рукоделие пришло к нам из глубокой древности.
Ставя на одежду заплатки различной формы и расцветки, мастерицы пришли к мысли создания изделий и отделки из лоскутов.
Так появилась аппликация. Сюжетом становились животные и птицы, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневная жизнь.
-Аппликация - (в переводе с латинского) обозначает «прикладывание»
Аппликация - это приём отделки, когда на ткань нашивается узор или рисунок, выполненный из другого материала, который будет выделяться на фоне основного.
Сегодня аппликация снова в моде. Методом аппликации воплощают свои творческие замыслы не только рукодельницы всего мира, но и знаменитые дизайнеры и модельеры.
Виды аппликации:(диалог с учащимися)
по внешнему виду - плоская и рельефная.
по назначению – украшение, обновление, ремонт.
по тематике изображения-
предметная - состоящая из отдельных изображений (лист, цветок)
декоративная - включающая узоры, орнаменты (цветы, геометрические фигуры)
сюжетная – отображающая какие- либо действия, события (картина, сюжет сказки, эпизод мультфильма)
Примечание:
Рисунок для аппликации может быть взят из учебного пособия или создан своими руками, выполнив эскиз. Не сложные, но оригинальные рисунки можно создавать из простых геометрических фигур или их частей, используя различные по фактуре материалы. Фоном может быть любая ткань – главное гладкая и немного плотнее, чем сама аппликация. При использовании тонкой ткани, дополнительно применяются:
- прокладочный материалы на клеевой основе (флизелин), ими проклеивают основную ткань со стороны изнанки, для придания жёсткости
- материалы, имеющие со стороны изнанки плёночное покрытие, позволяющее присоединяться методом ВТО.
Вопрос к учащимся:
- Приходилось ли вам выполнять аппликацию, и какой материал вы использовали в своей работе? ( ответы детей)
Сегодня на нашем уроке я хочу предложить вам выполнить один из вариантов аппликации – «аппликацию из ткани с плёночным покрытием».
Но прежде чем мы приступим к практической части нашего урока, я вам предлагаю немного отдохнуть.
V Физ. минутка (2 мин.)
Раз, два – хлопай, хлопай.
Три , четыре – топай , топай.
Раз, два – улыбнись.
Три , четыре – подтянись.
Высоко попрыгали, ножками подрыгали.
Крикнули :« Привет!» друг другу.
Повернулись все по кругу.
Вправо , влево наклонились.
И друг другу поклонились.
А теперь коленки вместе,
Начинаем бег на месте.
Быстро ,быстро побежали,
Всё - закончили , устали.
VI Практическая работа ( (10мин.)
Следующим этапом у нас будет выполнение аппликации из ткани на клеевой основе с применением инструкционной карты.
Инструктаж по выполнению практической работы с использованием инструкционной карты. (см. приложение № )
Инструктаж по технике безопасности с ручными инструментами и при выполнении ВТО. (см. приложение № )
Выполнение учащимися практической работы с использованием инструкционной карты.
- практическая помощь учителя;
- самоконтроль учащихся.
VII Заключительная часть ( 1 мин.)
Проверка работ учащихся, анализ допущенных ошибок.
Оценка деятельности учащихся, демонстрация (лучших) работ.
Подведение итога (вопросы по теме урока).
С каким видом отделки вы сегодня познакомились?
Может ли «навредить» отделка одежде? Если да, то каким образом? (обоснуйте ответ)
Выдача домашнего задания (знать основные понятия по теме, повторить инструктаж при выполнение машинных работ). На доске.
VIII Рефлексия урока ( 1 мин.)
Вот так образ «олимпиадного лоскутного одеяла» , не только позволил вам узнать больше о творчестве народных умельцев нашей страны , но и помог вам воплотить ваши творческие способности в пробных работах.
В завершении нашего занятия, хотелось бы узнать ваше мнение об уроке.
Перед вами поле воплощающее образ лоскутного одеяла, где есть не заполненные поля. У вас на столах лежат по две карточки: зелёная и жёлтая. Если вам понравилось наше занятие, это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе в дальнейшем – приклейте на свободное место зелёную карточку, а если всё это вас совсем не тронуло – жёлтую.
Технику безопасности нужно знать.
Ножницы кольцами вперед подавать,
Волосы под косынку всегда убирать,
Утюг в сети без присмотра не оставлять,
в срок работы все сдавать.
Вот сколько нужно нам знать,
Чтобы пятерки всегда получать.