СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Текстоориентированное обучение как одна из форм подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку »

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основным объектом приобщения обучающихся к культурному наследию русского народа я считаю текст. Но практика показывает, что уроки русского языка и литературы не относятся к числу любимых, у учащихся очень часто отсутствует коммуникативная мотивация, что мешает осуществить обучение языку как средству общения.

Просмотр содержимого документа
««Текстоориентированное обучение как одна из форм подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку »»

Тема самообразования

 «Текстоориентированное обучение 

как одна из форм подготовки к ОГЭ и  ЕГЭ по русскому языку »

Автор опыта:

учитель русского языка и литературы

МБОУ им. Л.Н.Толстого Вобликова С.В.

2018

 

Информация об опыте

Основным объектом приобщения обучающихся к культурному наследию русского народа я считаю текст. Но практика показывает, что уроки русского языка и литературы не относятся к числу любимых, у учащихся очень часто отсутствует коммуникативная мотивация, что мешает осуществить обучение языку как средству общения. Я обратила внимание на то, что у детей слабо сформированы навыки развития речи. Учащиеся не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Они затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний .

Обозначенные выше проблемы современного образования и воспитания сказываются и на подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации, цель которой проверить у выпускников уровень сформированности языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций. В связи с этим каждый учитель определяет для себя наиболее эффективные формы работы для подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ. Как показывает анализ экзаменационных работ, затруднения у выпускников возникают большей частью при выполнении заданий, направленных на сформированность лингвистической и языковой компетенций. В связи с этим в своей деятельности, уже начиная с 5 класса, я отдаю предпочтение работе с текстом. Это одна из трудных работ

  • ученики плохо вчитываются в текст ( этому надо учить),

  • недостаточно чётко определяют проблемы текста ( этому надо учить),

  • слабо их комментируют ( этому надо учить),

  • не умеют аргументировать свою точку зрения ( так как мало читают).

Текстоориентированный подход как основа стандартов нового поколения во многом призван решить задачу современной системы образования, которая заключается не в передаче объёма знаний учителем ученику, а в том, чтобы, опираясь на духовное развитие личности, научить ребенка учиться, самостоятельно добывать знания. Он призван акцентировать внимание на основных результатах обучения и воспитания в аспекте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся: способность ребенка к саморазвитию через освоение нового социального опыта; совокупность всех видов действий учащегося, способных обеспечить его культурную, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

На основе связных текстов учащиеся наблюдают факты языка, усваивают речеведческие понятия, на базе которых формируются навыки продуцирования собственных текстов. Текст становится основным источником интеллектуального, эстетического и культурного обогащения личности ребенка. Кроме того, принцип коммуникативности предполагает изменение характера деятельности и учащихся, и учителя: в учебной деятельности важное значение приобретает ОБЩЕНИЕ ученика и педагога, речевая активность детей на каждом уроке. И вновь текст может стать ядром общения учителя и учащихся, так как он  всегда связан с актом коммуникации.

Актуальность и перспективность опыта

Основной задачей учителя  русского языка вижу целенаправленное, систематическое обучение всем видам речевой деятельности с учётом их взаимосвязей, что способствует развитию коммуникативной, языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.

Текстоориентированное обучение предполагает обязательное включение в систему работы заданий по текстоведческому и речеведческому анализу


Необходимым условием развития и социализации учащихся является формирование информационно-коммуникативной деятельности, которая включает в себя поиск и извлечение информации из разных источников, её переработку, критическое оценивание, перевод из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудивизуального ряда в текст и т.п.), использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий.

Чтобы добиться успеха в понимании чужой речи, надо не просто уделять внимание чтению или аудированию, а  целенаправленно отрабатывать соответствующие умения и навыки: понимать коммуникативную цель чтения текста, осознавать содержание исходного текста, определять основную мысль, дифференцировать главную и второстепенную информацию, прогнозировать содержание по заглавию, по началу, предвосхищать возможное развитие сюжетной линии; комментировать и оценивать информацию.

Цели и задачи опыта

Цель:

формирование языковой личности школьника, владеющего лингвистической, языковой, коммуникативной, культуроведческой компетенциями


Задачи:

  • воспитать грамотного читателя, умеющего полно, глубоко и адекватно понимать текст,   вступая с ним в диалог, создавая на его основе собственное высказывание

  • создать систему уроков работы с текстами в 5-11 классах;

  • формировать умение свободного пользования языком во всех сферах его применения;

  • углубить знания учащихся о целостном восприятии фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ.



Ведущая педагогическая идея опыта

         Ведущая педагогическая идея опыта – это использование текста как основы создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения.

        Все это происходит в диалоге «учитель – ученик» на основе принципов сотрудничества и взаимного уважения и доверия, а также учения без принуждения, основанного на достижении успеха.

       В соответствии с принципами данной методики большое место на уроках русского языка занимает работа с текстом, прежде всего имеющим воспитывающе-познавательный характер, воздействующим на нравственно- этические качества личности школьника, совершенствующим его знание об окружающем мире, человеческих отношениях.


Длительность работы над опытом

Работа над опытом в контексте заявленной формулировки темы началась в 2015 году и рассчитана на 3 года, но значительно раньше  я вводила в свои уроки элементы лингвистического анализа текста, «самодиктанты» по заученным текстам, практиковала тематические речевые уроки, для развития коммуникативных умений и навыков, включала ситуативные упражнения и игры по культуре речи.

        

Диапазон опыта

          Представленный опыт охватывает единую систему «урок – внеклассная работа» с 5 по 11 классы.

Данный подход в работе с текстом применим как на отдельно взятом уроке русского языка или его части, так и в системе уроков,

- необходим на уроках в средних и старших классах;

- уместен и эффективен во внеклассной и внешкольной работе,

- с успехом может использоваться учителями начальной школы с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста.

Теоретическая база

          В настоящее время вопросам анализа художественного текста посвящены научные и научно-методические работы В. В. Бабайцевой, Л. Г. Бабенко, Н. С. Валгиной, Н. А. Ипполитовой, Н. А. Купиной, В. А. Лукина, Н. А. Николиной, Т. М. Пахновой и многих других ученых.

           Взгляды известных филологов и методистов на роль художественного текста в процессе обучения русскому языку и литературе позволяют сделать вывод о том, что текстоориентированный подход– это неотъемлемая часть общей работы по совершенствованию лингвистических и литературоведческих знаний, развитию речи и мышления учащихся.

Степень новизны опыта

  Текстоориентированный подход позволяет учащимся видеть работу каждого слова как самостоятельной единицы языка в конкретном тексте, который связывает слова в единое целое. Следовательно, этот метод призван решать еще одну немаловажную задачу – научить учащихся и особенно выпускников школы создавать свои тексты. Таким образом, текст является мощным дидактическим материалом, с помощью которого у учащихся формируются языковая, лингвистическая и коммуникативная компетенции, проверяемые в ходе итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ).

II. Технология опыта.

Научить учеников грамотно анализировать, интерпретировать текст – одна из важнейших методических задач, стоящих перед учителями-словесниками. Ведь третья часть экзаменационной работы ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку проверяет состояние практических речевых умений и навыков и даёт представление о том, владеют ли выпускники школ монологической речью, умеют ли, аргументировано и грамотно излагать свою точку зрения.

Ученик, исследуя предложенный текст и пытаясь охарактеризовать его как единое целое,   работая то с отдельными словами, то с предложениями, тренирует зрительную память, а значит, развивает  орфографическую зоркость.

      Главный результат работы, которую  выполняет школьник в процессе анализа текста, - это умения самостоятельно понять замысел, объяснить те приемы и средства, которыми автор достигает реализации своего замысла, объяснить  влияния грамматических и стилистических средств выразительности для создания художественного образа, сочинить  собственные тексты, адекватные заданной речевой ситуации. В процессе работы проводятся следующие виды языкового разбора: фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный и этимологический, морфологический и синтаксический, стилистический.

Говоря о критериях отбора текстов культуроведческой направленности, предлагаю обучающимся тексты разных стилей. Особенно важна, по моему мнению, работа с публицистическими текстами: они служат для учеников образцом того, как при анализе произведений искусства (музыки, живописи, литературы) можно выражать не только мысли, но и чувства, дают ученику возможность проявить себя при этом как личность, наделенную даром не только видеть, понимать, чувствовать, но и с помощью слова по-своему это восприятие выразить.

Работу с текстами я обычно организую на каждом уроке: в начале урока – для активизации знаний по теме, в качестве подготовки к сочинениям разных типов (для накапливания словесного материала); в процессе учебного занятия – в целях отработки знаний, умений и навыков учеников. Провожу я также и специальные уроки, на которых осуществляется комплексный анализ предложенного текста. Такие уроки я организую обычно при повторении, обобщении и систематизации изученного (в начале, в конце учебного года, полугодия, после изучения темы, раздела).

Уже в 5 классе нужно начинать подготовительную работу с текстом, приучая пятиклассников к первичным основам лингвистического анализа.

Учащиеся постепенно знакомятся с такими понятиями, как «текст», «тип речи», «тема», «основная мысль», для практического использования вводится понятие «стиль речи». Анализ текста должен включать в себя составление плана, определение главной мысли, озаглавливание, выделение частей, поиск изобразительно-выразительных средств языка.

В эту группу включены задания творческого характера, направленные на формирование комплекса речевых умений. Эти задания предполагают создание сочинений различных типов и стилей речи, учат детей самостоятельно подбирать языковые средства.


1. Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Солнце скрылось за снеговыми хребтами и бросало последние розовые лучи на длинное, тонкое облако. (2) Снеговые горы начинали скрываться в лиловом тумане. (3) Только верхняя линия их обозначалась с чрезвычайной ясностью на багровом свете заката. (4) Давно взошедший прозрачный месяц начинал белеть на темной лазури.

(По Л.Н. Толстому)

Задания

1. Докажите, что перед нами текст.

2. Определите тему и главную мысль текста.

3. Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ.

4. Какие средства художественной выразительности использовал автор? Приведите примеры.

5. Объясните значение слова лазурь.

6. Подберите синонимы к словам: лиловый, багровый.

7. Укажите номер предложения с однородными членами и произведите его синтаксический анализ.

8. Из предложения 1 выпишите дополнение, выраженное существительным в винительном падеже.

10. Из предложения 2 выпишите именные словосочетания.

11. Из предложения 1 выпишите глагольные словосочетания.

12. Выпишите слова с орфограммой «Правописание безударных гласных, проверяемых ударением».

13. Из предложения 4 выпишите слово с парной согласной в корне слова. Подберите проверочное слово.

14. Из предложения 3 выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв.

В 6 - 8 классах нужно добавлять и проблемные вопросы. Проблемный метод обучения развивает у детей творческую самостоятельность, мыслительную деятельность.

Такой подготовительной работой в средних классах становится целенаправленное наблюдение за реализацией в художественной речи выразительно-изобразительных возможностей разных единиц и разнообразных явлений русского языка.

В 9 классе большое внимание нужно уделять обучению создания творческих работ (сочинения, посвященные целостному анализу произведений, создание собственных произведений по жизненным впечатлениям). На уроках работы с текстом девятиклассники уже учатся анализировать языковые средства с точки зрения их функционирования в речи, сознательно отбирать их и оценивать не изолированно, а в контексте создаваемого высказывания.

В 9-11 классах добавляю еще один пункт к конспекту: Работу над сочинением  начинаю с ознакомления с критериями оценивания ответа на задание части  С, затем продолжаю обучению правилам построения текста сочинения. Учимся вчитываться в текст, определять тему, проблемы, писать комментарии к проблеме, формулировать позицию автора, свою позицию, аргументировать мнение, подводить итог.      Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы. Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивая части  С, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика.

Итак, знакомимся с текстом М.Цветаевой

Рябину

Рубили

Зорькою.

Рябина-

Судьбина

Горькая.

Рябина-

Седыми

Спусками…

Рябина!

Судьбина

Русская.

1934г.

-Вдумаемся в его смысл и попробуем определить тему. А в этом нам помогут ключевые слова. Назовите их (Рябина – судьбина - …)

-какое слово хочется поставить в этот ряд, рифмующееся с нашими ключевыми словами? (Марина)

Рябина – судьбина – Марина

-Как это можно расшифровать?

(Марина хочет через образ рябины сказать о своей судьбе)

-Определите жанр произведения. (лирическое стихотворение)

-На сколько смысловых отрезков мы можем разделить этот текст? (4)

В стихотворении 4 микротемы. Каждые 3 строки объединены общей темой и начинаются со слова «рябина»

(Это стилистическая фигура – анафора) И это не случайно. Ещё в 1916году М.Цветаева писала:

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

А известный русский лингвист А. Павловский в своей книге «Куст рябины» говорит о том, что «…рябина навсегда вошла в геральдику её поэзии… она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и уходящей в забвение»

Итак, с образом рябины Марина ассоциирует свой образ.

-Рассмотрим каждую микротему.

Первую разбираем вместе, а остальные в группах. Для этого

на столах есть всё необходимое; текст, карточки-«помощники».

1 микротема:

Рябину

Рубили

Зорькою


-Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса?

Подсказка зашифрована в словах А.Пешковского:

«Стилистические особенности неопределённо – личных предложений состоят в усилении действия, действующее лицо намеренно устранено из речи и представлено как неизвестное,

неопределённое».

Значит, повышается смысловая роль глагола «рубили».

-Подберите образные синонимы: Рубили – вредили, губили

- Охарактеризуйте языковой уровень, какие звуки преобладают? (р) (б*) л*) – приём аллитерации

-С чем ассоциируются звонкие сог. звуки? (со стуком топора)

Вывод:

Перед нами картина жизни, которая очень поразила духовный мир Марины, вызвала определённые мысли. Стихотворение

написано в 1934году, в эмиграции. В это время Марина рвётся на Родину.

Таким образом, появляется новое ключевое слово

Рябина – Россия, Родина – контекстные синонимы к слову «рябина».

-А почему возник образ зорьки?

(«Знаю, умру я на заре…» - пишет Цветаева в одном из своих стихотворений).

Рассмотрев первую микротему, мы подтверждаем мысль:

Рябина – символ судьбы Марины Цветаевой.


Налаженная систематическая работа по текстоориентированному подходу, начиная с 5 класса, даёт возможность осуществлять на уроках органическую взаимосвязь повторения всех разделов курса русского языка, развития коммуникативных умений и навыков учащихся, обеспечивая эффективное и оптимальное достижение поставленной цели (успешная подготовка к итоговой аттестации).

Подобная работа прививает школьникам навыки исследовательской деятельности, рассчитана на подготовку к сочинениям повышенного уровня и оказывает большую помощь на занятиях с одарёнными детьми при подготовке к олимпиадам.

Эпиграф.

Рябина навсегда вошла в геральдику её

поэзии. Пылающая и горькая…она стала

символом судьбы, тоже переходной и

горькой, пылающей творчеством и уходящей в забвение.

А.Павловский «Куст рябины».


Ход урока.

Муз. вставка.

Песня на слова М.Цветаевой «Благословляю вас…»

1.Слово учителя.

С этих замечательных строк «благословления» я и хочу начать свой урок, связанный с нелёгкой творческой судьбой гениальной поэтессы России и посвящённый лингвистическому анализу её стихотворения, написанного в эмиграции в 1934 году,

вдали от Родины «Рябину рубили зорькою…»

А цель нашего урока:

Попытаться исследовать поэтический текст через различные языковые уровни, расшифровать заложенную в нём «образную» информацию и, конечно, разглядеть поэтическое очарование текста, его цельность и значимость.

2. Анализ текста.

Итак, знакомимся с текстом М.Цветаевой

Рябину

Рубили

Зорькою.

Рябина-

Судьбина

Горькая.

Рябина-

Седыми

Спусками…

Рябина!

Судьбина

Русская.

1934г.

-Вдумаемся в его смысл и попробуем определить тему. А в этом нам помогут ключевые слова. Назовите их (Рябина – судьбина - …)

-какое слово хочется поставить в этот ряд, рифмующееся с нашими ключевыми словами? (Марина)

Рябина – судьбина – Марина

-Как это можно расшифровать?

(Марина хочет через образ рябины сказать о своей судьбе)

-Определите жанр произведения. (лирическое стихотворение)

-На сколько смысловых отрезков мы можем разделить этот текст? (4)

В стихотворении 4 микротемы. Каждые 3 строки объединены общей темой и начинаются со слова «рябина»

(Это стилистическая фигура – анафора) И это не случайно. Ещё в 1916году М.Цветаева писала:

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

А известный русский лингвист А. Павловский в своей книге «Куст рябины» говорит о том, что «…рябина навсегда вошла в геральдику её поэзии… она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и уходящей в забвение»

Итак, с образом рябины Марина ассоциирует свой образ.

-Рассмотрим каждую микротему.

Первую разбираем вместе, а остальные в группах. Для этого

на столах есть всё необходимое; текст, карточки-«помощники».

1 микротема:

Рябину

Рубили

Зорькою





-Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса?

Подсказка зашифрована в словах А.Пешковского:

«Стилистические особенности неопределённо – личных предложений состоят в усилении действия, действующее лицо намеренно устранено из речи и представлено как неизвестное,

неопределённое».

Значит, повышается смысловая роль глагола «рубили».

-Подберите образные синонимы: Рубили – вредили, губили

- Охарактеризуйте языковой уровень, какие звуки преобладают? (р) (б*) л*) – приём аллитерации

-С чем ассоциируются звонкие сог. звуки? (со стуком топора)

Вывод:

Перед нами картина жизни, которая очень поразила духовный мир Марины, вызвала определённые мысли. Стихотворение

написано в 1934году, в эмиграции. В это время Марина рвётся на Родину.

Таким образом, появляется новое ключевое слово

Рябина – Россия, Родина – контекстные синонимы к слову «рябина».

-А почему возник образ зорьки?

(«Знаю, умру я на заре…» - пишет Цветаева в одном из своих стихотворений).

Рассмотрев первую микротему, мы подтверждаем мысль:

Рябина – символ судьбы Марины Цветаевой.

2-я микротема (помогает одна из групп):

Рябина-

Судьина

Горькая.

-Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса?

Обратитесь к карточке – «помощнице».

(А.Гвоздев: «Именной падеж существительного и отсутствие связки выражает постоянство двух понятий».)

В нашем случае, какие образы в творчестве поэтессы неизменны?

(рябина – судьбина)

-Подберите синонимы к слову «судьбина»

(судьба, доля, участь)

-Чем «судьба» отличается от «судьбины»?

(суффиксом ин, который вносит в слово что-то большее, значительное).

Из словаря Ожегова узнаём, что слово «судьбина» употребляется в народной речи.

-В каком значении определение «горькая»? Подберите синонимы

(горестная, трудная, тяжёлая)

Вывод:

Рябина – символ тяжёлой доли, участи поэтессы.

3-я микротема (помогает другая группа):

Рябина –

Седыми

Спусками…

-Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса?

Обратитесь к карточке – «помощнице».

(А. Решетов: «Пропуск одного из членов предложения есть стилистический приём достижения динамичности, сжатости речи, взволнованности автора»)

Это предложение неполное. Здесь присутствует стилистическая фигура «седыми спусками», назовите её.

(метафора)

-Как можно её объяснить, откуда взялся этот образ?

(1.Листья рябины опущены вниз, обратная сторона листьев

серая, как седая.

2.Седые волосы Марины.

В 20-е годы у Марины появляются стихи:

Золото моих волос

Тихо переходит в седость…

Это пеплы сокровищ,

Утрат и обид.

Это пеплы, пред коими

В прах-гранит. )

-Почему в конце многоточие?

(Недосказанность. Этот знак заставляет нас остановиться, задуматься. Кажется, что до главной мысли остаётся один шаг)

Вывод:

Рябина – больше, глубже и трагичнее, чем судьба Марины

4-я микротема (помогает группа):

Рябина!

Судьбина

Русская.

-Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса?

Обратитесь к карточке – «помощнице».

(А.Гвоздев: «Назывные предложения – это эмоциональная оценка изображаемого, смысловая насыщенность, способность в немногих словах сказать многое»)

Это два назывных предложения.

-Почему в первом стоит восклицательный знак?

(Её как бы осенило, и нас тоже. Мы поняли главное, что рябина – это ведь судьба русская) Вот вам и вывод:

Рябина – судьба русская.

Перед нами развёрнутая метафора, которая раскрывается по всем микротемам:

Рябину рубили на заре.

Рябина – это судьба горькая.

Рябина – седыми спусками. Рябина – судьба русская

Рябина как судьба Марины, рябина как судьба русская!

-Какие языковые уровни мы рассмотрели с вами?

(синтаксис, лексика, морфология, стилистика, пунктуация)

-А стилистические особенности?

(аллитерация, анафора, недосказанность)

-проведём небольшой стилистический анализ частей речи в этом стихотворении:

12слов, 1 глагол, 8 существительных, из них 4 слова «рябина»,

3 прилагательных.

Вывод – заключение учителя:

Двенадцать слов, двенадцать строчек

Пред нами живо пронеслись.

Судьба России и Марины

В рябины красный куст слились.

И для меня, как наважденье,

Как символ святости земной,

Звучат цветаевские строки:

«Мне нравится, что вы больны не мной…»

( В.Рахматуллина)

(Музыкальная вставка: «Мне нравится, что вы больны не мной…»


Карточка – « помощница» №1.

1 микротема:

Рябину

Рубили

Зорькою.

1.Синтаксическая конструкция.

Особенности неопределённо – личных предложений состоят в усилении действия, действующее лицо намеренно устранено из речи и представлено как неизвестное,

неопределённое

А.Пешковский.

2.Стилистический приём.

Аллитерация – повтор звонких согласных звуков

Карточка – « помощница» №2.

2 микротема:

Рябина -

Судьбина

Горькая

1.Синтаксическая конструкция.

Особенность двусоставного предложения с нулевой связкой

состоит в том, что именительный падеж существительных без связки выражает постоянство отношений двух понятий и указывает на тесную связь между ними.

А.Гвоздев.

2.Лексическое понятие.

Синонимы – слова близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.

Карточка – « помощница» №3.

3 микротема:

Рябина -

Седыми

Спусками…

1.Синтаксическая конструкция.

В неполном предложении пропуск одного из членов есть стилистический приём достижения динамичности,

сжатости речи, взволнованности автора.

А.Решетов.

2.Стилистический приём.

а)Метафора – образное скрытое сравнение.

б)Недосказанность заставляет остановиться, задуматься над чем-то.

Карточка – « помощница» №4.

4 микротема:

Рябина!

Судьбина

Русская.

1.Синтаксическая конструкция.

Назывные предложения - это эмоциональная оценка изображаемого, смысловая насыщенность,способность в немногих словах сказать многое. А.Гвоздев.

2.Стилистический приём.

а)Анафора – повтор начального слов