1.Понятие «РППС», которое активно используется в практике современного дошкольного образования, имеет достаточно давнюю и интересную историю своего становления.
Термин «среда» использовался еще в эпоху Просвещения. Жан-Жак Руссо рассматривал среду как условие оптимального саморазвития личности. В своих трудах он писал, что система воспитания будет эффективной, если для каждой личности будет создана особая развивающая среда, ориентированная одновременно на реальные возможности и природные потребности ребенка.
Такая среда не предоставляет готовых знаний, а побуждает добывать их, используя наблюдение за живой природой и экспериментирование.
Это как раз то, к чему мы стремимся при организации среды в группе.
2. В привычной для современных педагогов формулировке понятие «РППС» стало использоваться в конце 20 века. В своей книге «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении» В.А. Петровский и соавторы отмечали: «Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует исходя из своих интересов и возможностей, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию». И если среда построена удачно, то включаются механизмы саморазвития и самореализации.
3. Поэтому развивающая среда должна организовываться с учетом потребностей ребенка.
-потребность в общении;
-потребность в активности;
-потребность в познании окружающего мира;
-потребность в понимании и признании;
-потребность в самореализации;
4.Согласно ФГОС определяющим моментом в создании РППС является образовательная программа дошкольного учреждения. В стандарте подчеркивается, что организация самостоятельно разрабатывает не только образовательную программу детского сада, но и определяет средства обучения и воспитания (в том числе технические), соответствующие материалы, в том числе расходные, игровые, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимый для реализации этой программы. Поэтому РППС в разных образовательных организациях для дошкольников будет отличающейся, своеобразной .
Но вместе с тем, в стандарте образования определены ключевые требования к развивающей среде, являющиеся обязательными для всех дошкольных образовательных организаций.
5. А требования эти следующие: среда должна быть
-содержательно-насыщенной;
-трансформируемой;
-полифункциональной;
-вариативной;
-доступной;
-безопасной;
6. Чему должна соответствовать насыщенность среды?
Возрастным возможностям, содержанию программы и временным периодам
7, 8, 9. Периодическая сменяемость материала, игрушек, оборудования, появление новых предметов стимулируют игровую, познавательную, двигательную и исследовательскую деятельность.
10. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, в том числе и техническими, спортивным и оздоровительным оборудованием.
11. А также игровым оборудованием для различного вида игр: дидактической, интеллектуальной.
12. Сюжетной и режиссерской игрой.
13. Конструктивной и строительной игры, театрализованной
14. Для игр с водой и песком.
Что должна обеспечивать организация образовательного пространства?
15,16. Должна обеспечивать познавательную, исследовательскую, активность.
17. Среда обеспечивает доступ к объектам природного характера, побуждает к наблюдениям за ростом растений.
18. А также творческую активность всех воспитанников
19. Среда даёт возможность детям участвовать в элементарном детском труде.
20. Организация образовательного пространства должна обеспечивать двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях.
21. Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.
22. А также возможность самовыражаться.
23. Содержание развивающей среды в группе соответствует интересам мальчиков и девочек. Есть разные по габаритам и назначению машины, коляски, куклы, кроватки.
24. При создании среды учитывается и региональный компонент.
25, 26. Что предполагает трансформируемость пространства?
Возможность изменить её в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
27. Что предполагает полифункциональность материалов?
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды:
Детской мебели, различных мягких модулей.
28. Конструкторов
29,30 Ширм и палаток
31, 32, 33, 34. Наличие полифункциональных предметов (оформленного и неоформленного материала), пригодных для использования в разных видах
детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре)
35,36,37,38. Использование продуктов детской и взрослой деятельности для оформления макро и микросреды.
39,40. Возможность для ребенка предъявить результат своей деятельности.
41.Что предполагает вариативность среды?
Наличие различных пространств для игры, конструирования
42. уединения
43. творчества, познания и экспериментирования
44. двигательной активности, безопасности
45. дидактической и театрализованной игры
А также разнообразие материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих выбор детей.
46,47. Что предполагает доступность среды?
Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность.
48,49 огород
50,51. Свободный доступ детей к играм и игрушкам, материалам и пособиям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей.
52. Что предполагает безопасность среды?
Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.
Одним из важных условий организации РППС: создать возможность как для совместной деятельности и обучения, так и для индивидуальной деятельности детям по их собственным интересам и возможностям.
53. Создали условия для общения, совместной и индивидуальной деятельности
54, 55,56, 57. Условия для обогащения опыта
58. При создании среды учитывали принцип учета зоны ближайшего развития. Для этого необходимо пополнять и обновлять предметный мир, окружающий ребенка, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
В обстановку группы включили материалы, ориентированных на более старший возраст.