СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текстовое приложение к презентации "Организация развивающей предметно-пространственной среды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Текстовое приложение к презентации "Организация развивающей предметно-пространственной среды"»

1.Понятие «РППС», которое активно используется в практике современного дошкольного образования, имеет достаточно давнюю и интересную историю своего становления.

Термин «среда» использовался еще в эпоху Просвещения. Жан-Жак Руссо рассматривал среду как условие оптимального саморазвития личности. В своих трудах он писал, что система воспитания будет эффективной, если для каждой личности будет создана особая развивающая среда, ориентированная одновременно на реальные возможности и природные потребности ребенка.

Такая среда не предоставляет готовых знаний, а побуждает добывать их, используя наблюдение за живой природой и экспериментирование.

Это как раз то, к чему мы стремимся при организации среды в группе.

2. В привычной для современных педагогов формулировке понятие «РППС» стало использоваться в конце 20 века. В своей книге «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении» В.А. Петровский и соавторы отмечали: «Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует исходя из своих интересов и возможностей, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию». И если среда построена удачно, то включаются механизмы саморазвития и самореализации.

3. Поэтому развивающая среда должна организовываться с учетом потребностей ребенка.

-потребность в общении;

-потребность в активности;

-потребность в познании окружающего мира;

-потребность в понимании и признании;

-потребность в самореализации;

4.Согласно ФГОС определяющим моментом в создании РППС является образовательная программа дошкольного учреждения. В стандарте подчеркивается, что организация самостоятельно разрабатывает не только образовательную программу детского сада, но и определяет средства обучения и воспитания (в том числе технические), соответствующие материалы, в том числе расходные, игровые, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимый для реализации этой программы. Поэтому РППС в разных образовательных организациях для дошкольников будет отличающейся, своеобразной .

Но вместе с тем, в стандарте образования определены ключевые требования к развивающей среде, являющиеся обязательными для всех дошкольных образовательных организаций.

5. А требования эти следующие: среда должна быть

-содержательно-насыщенной;

-трансформируемой;

-полифункциональной;

-вариативной;

-доступной;

-безопасной;

6. Чему должна соответствовать насыщенность среды?

Возрастным возможностям, содержанию программы и временным периодам

7, 8, 9. Периодическая сменяемость материала, игрушек, оборудования, появление новых предметов стимулируют игровую, познавательную, двигательную и исследовательскую деятельность.

10. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, в том числе и техническими, спортивным и оздоровительным оборудованием.

11. А также игровым оборудованием для различного вида игр: дидактической, интеллектуальной.

12. Сюжетной и режиссерской игрой.

13. Конструктивной и строительной игры, театрализованной

14. Для игр с водой и песком.

Что должна обеспечивать организация образовательного пространства?

15,16. Должна обеспечивать познавательную, исследовательскую, активность.

17. Среда обеспечивает доступ к объектам природного характера, побуждает к наблюдениям за ростом растений.

18. А также творческую активность всех воспитанников

19. Среда даёт возможность детям участвовать в элементарном детском труде.

20. Организация образовательного пространства должна обеспечивать двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях.

21. Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.

22. А также возможность самовыражаться.

23. Содержание развивающей среды в группе соответствует интересам мальчиков и девочек. Есть разные по габаритам и назначению машины, коляски, куклы, кроватки.

24. При создании среды учитывается и региональный компонент.

25, 26. Что предполагает трансформируемость пространства?

Возможность изменить её в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

27. Что предполагает полифункциональность материалов?

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды:

Детской мебели, различных мягких модулей.

28. Конструкторов

29,30 Ширм и палаток

31, 32, 33, 34. Наличие полифункциональных предметов (оформленного и неоформленного материала), пригодных для использования в разных видах

детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре)

35,36,37,38. Использование продуктов детской и взрослой деятельности для оформления макро и микросреды.

39,40. Возможность для ребенка предъявить результат своей деятельности.

41.Что предполагает вариативность среды?

Наличие различных пространств для игры, конструирования

42. уединения

43. творчества, познания и экспериментирования

44. двигательной активности, безопасности

45. дидактической и театрализованной игры

А также разнообразие материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих выбор детей.

46,47. Что предполагает доступность среды?

Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность.

48,49 огород

50,51. Свободный доступ детей к играм и игрушкам, материалам и пособиям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей.

52. Что предполагает безопасность среды?

Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.

Одним из важных условий организации РППС: создать возможность как для совместной деятельности и обучения, так и для индивидуальной деятельности детям по их собственным интересам и возможностям.

53. Создали условия для общения, совместной и индивидуальной деятельности

54, 55,56, 57. Условия для обогащения опыта

58. При создании среды учитывали принцип учета зоны ближайшего развития. Для этого необходимо пополнять и обновлять предметный мир, окружающий ребенка, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

В обстановку группы включили материалы, ориентированных на более старший возраст.