«Опять я в деревне…»
Литературный праздник для учащихся 6 «в» класса, посвящённый 195-летию со дня рождения Н.А. Некрасова
10 декабря (28 ноября по ст. стилю) 1821 – 8 января 1878 (27 декабря 1877 по ст. стилю)
ЦЕЛЬ: заинтересовать детей чтением книг; расширить кругозор и словарный запас учащихся; воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус; развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения.
Вопросы к материалу:
1. Где прошло детство Н.А. Некрасова?
Детство Николай Алексеевич провёл в ярославской усадьбе своего отца, небогатого помещика. Сельцо Грещнево было расположено невдалеке от города Ярославля, на левом берегу большой русской реки - Волги. Прогулки по волжским берегам были любимым занятием маленького Николая. Вот так написал он в одном из своих стихотворений, передавая те чувства, которые зародились в его душе ещё в раннем детстве...
О, Волга!., колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда ещё всё в мирю спит...
И алый свет едва скользит
По бледно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
("На Волге")
2. Чьё общество привлекало к себе будущего поэта «как магнит»?
Грешнево было окружено лугами и полями, а несколько поодаль возвышалась зубчатая стена большого леса, там в изобилии росли грибы и ягоды. По лугам и в лесу подолгу бродил Некрасов в обществе крестьянских ребятишек. Общество это, по выражению сестры Некрасова, как магнит привлекало к себе будущего поэта.
В заборе, отделявшем барскую усадьбу от деревни, он проделал лазейку и через неё пробирался в деревню, чтобы участвовать в играх и прогулках своих друзей. Он купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними малину, чернику, грибы, а когда наступала зима, катался с гор на салазках.
Так с самого раннего детства Некрасову стала близка и мила деревенская жизнь, жизнь простого народа.
Грибная пора отойти не успела,
Гляди - уж чернёхоньки губы у всех,
Набили оскому: черница поспела!
А там и малина, брусника, орех!
Ребяческий крик, повторяемый эхом,
С утра и до ночи гремит по лесам.
(«Крестьянские дети»)
3. Что такое «Зелёный шум»?
Зелёный Шум - так народ называл пробуждение природы весной.
Любовь к полям и лесам своей родины, к её снегам и морозам, к её весеннему "Зелёному Шуму" зародилась у него в ранние детские годы и развилась позднее в его поэзии.
Идёт-гудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!
Как молоком облитые,
Стоят сады вишнёвые,
Тихохонько шумят...
("Зелёный шум")
4. Кто и чем решил напугать будущего поэта в детстве? Что из этого вышло?
Уже в раннем детстве Н.А. Некрасов был сильным и смелым: умел и плавать, и метко стрелять из ружья, мог вскочить на любого коня и мчаться во весь дух. Товарищами Николая были крестьянские дети, привыкшие с раннего детства не отступать ни перед какими опасностями, и это у них он научился смелости.
Будущему поэту было семь или восемь лет, когда няня, крепостная крестьянка, вздумала запугать его чертями. Некрасов рассказывает об этом приключении так:
Я страха смолоду не знал,
Считал я братьями людей,
И даже скоро перестал
Бояться леших и чертей.
Однажды няня говорит:
"Не бегай ночью - волк сидит
За нашей ригой, а в саду
Гуляют черти на пруду!"
И в ту же ночь пошёл я в сад.
Не то, чтоб я чертям был рад,
А так - хотелось видеть их.
Я постоял на берегу,
Послушал - черти ни гу-гу!
Я пруд три раза обошёл,
Но черт не выплыл, не пришёл!
("На Волге")
Не всякий семилетний ребёнок решился бы на такой храбрый поступок: выйти одному ночью в сад, чтобы взглянуть на страшилище, которым взрослые пугают его!
5. Где продолжал обучение Н.А. Некрасов?
Мальчик был рад целые дни, с утра до вечера, проводить под открытым небом, в лесах и полях. Но осенью 1832 года, незадолго до того как Некрасову исполнилось 11 лет, его отдали в ярославскую гимназию. Там он учился 6 лет. В эти годы он пристрастился к чтению. Он с увлечением читал Пушкина, Жуковского, Байрона, произведения современных ему авторов, печатавшиеся в журналах.
Под их влиянием он и сам начал сочинять стихи, а школьные товарищи Некрасова заслушивались его устными рассказами о народной жизни.
Когда Н.А. Некрасову исполнилось 16 лет, он стал серьёзно думать о своём будущем. И вскоре решил поехать в Петербург (этот город бы тогда столицей России).
Я отроком покинул отчий дом.
(За славой я в столицу торопился.)
В шестнадцать лет я жил своим трудом
И между тем урывками учился.
(Из поэмы "Мать". 1877)
6. Когда вышел первый сборник стихотворений Н.А. Некрасова?
В Петербурге. Н.А. Некрасов много работал, писал стихи, рассказы, сказки, водевили (весёлые пьесы), а в 1856 году вышел первый сборник стихотворений Некрасова. Книга имела большой успех. Но Некрасов был не только писателем и поэтом, он был и редактором известных в России журналов "Современник" и "Отечественные записки".
Когда Некрасов чувствовал себя утомлённым работой над новыми произведениями и бесчисленными хлопотами о журнале, он уезжал в деревню, в родные ярославские края. Это были лучшие дни в его жизни:
Опять я в деревне,
Хожу на охоту,
Пишу мои вирши -
Живётся легко.
("Крестьянские дети")
Виршами Н. А. Некрасов называет стихи.
7. Какое увлечение Н.А. Некрасова было самым любимым с детства?
Охота была давним увлечением Николая Алексеевича, к ней он пристрастился ещё с детства. Сестра Некрасова вспоминала такой случай. Однажды поздней осенью случилось Некрасову подстрелить на озере дикую утку. Озеро у берегов было затянуто льдом. Собака, испугавшись колодной воды, заупрямилась. Десятилетний охотник, забыв обо всём, кинулся в ледяную воду, поплыл за уткой и достал её. "Это стоило ему горячки (простуды), но от охоты не отвадило", - писала его сестра в воспоминаниях.
В 1846 году Н.А. Некрасовым написано стихотворение «Псовая охота»:
В строгом порядке, ускоренным шагом
Едут псари по холмам и оврагам.
Ближе и лай, и порсканье, и крик -
Вылетел бойкий русак-материк.
Гикнул помещик и ринулся в поле...
То-то раздолье помещичьей воле!
Через ручьи, буераки и рвы
Бешено мчится: не жаль головы!
(«Псовая охота»)
8. Кому Н.А.Некрасов посвятил поэму «Коробейники»?
Почти всегда Н.А. Некрасов из своих охотничьих странствий привозил запас впечатлений для будущих произведений. Одно из них (поэму "Коробейники") Некрасов посвятил Гавриле Яковлевичу Захарову, крестьянину деревни Шоды, охотнику и "другу-приятелю". Она начиналась такими строчками:
Как с тобою я похаживал
По болотинам вдвоём,
Ты меня почасту спрашивал:
Что строчишь карандашом?
Почитай-ка! Не прославиться,
Угодить тебе хочу.
Буду рад, коли понравится,
Не понравится - смолчу.
("Коробейники". 1861)
9. Как появилось стихотворение «Крестьянские дети»? О чём оно?
Однажды, вернувшись с охоты, Н.А. Некрасов засел за работу и появилось стихотворение "Крестьянские дети". Поэт в своём стихотворении ведёт рассказ не только о крестьянских детях, но и о собственном детстве, проведённом среди деревенских приятелей:
О, милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей;
Счастливый народ! Ни науки, ни неги
Не ведают в детстве они,
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко
А утром не мог ни за что отыскать.
("Крестьянские дети")
10. Для кого в селе Абакумцево организовал школу Н.А. Некрасов?
Школа не всегда была доступна крестьянским детям. Дети бедняков могли получить только начальную грамоту - научиться читать, писать, считать. Одна из таких школ для крестьянских детей была открыта благодаря хлопотам Н.А.Некрасова. Двухэтажное здание школы сохранилось до наших дней в селе. Некрасов взял на себя все расходы на содержание школы, наём учителей. Школу разрешалось посещать всем желающим детям окрестных сёл и деревень. Ученики были освобождены от всякой платы и пользовались бесплатно книгами и другими учебными пособиями.
Одному из таких крестьянских школьников посвятил Н.А.Некрасов стихотворение "Школьник":
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь...
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.
Вижу я в котомке книжку.
Так, учиться ты идёшь...
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.
("Школьник")
11. О ком напомнила Н.А.Некрасову случайная встреча на пустынной проезжей дороге с голодным и оборванным школьником?
Встреча с этим голодным и оборванным школьником на пустынной проезжей дороге напомнила Н.А. Некрасову Михаила Васильевича Ломоносова, который, желая учиться, пришёл в Москву из далёкой северной деревни (он был родом из Архангельской губернии), долго жил впроголодь, бедствовал и всё же учился. Изучил физику, химию, металлургию и другие науки и, в конце концов, стал знаменитейшим русским учёным.
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете -
Кто-нибудь свезёт в Москву,
Будешь в университете -
Сон свершится наяву!
("Школьник")
Пожалуй, никто из русских поэтов так часто не обращался к "детской" теме, как Некрасов. С 1855 - 1870 годы им написаны: "Дедушка Мазай и зайцы", "Соловьи", " Дядюшка Яков", "Пчёлы", "Генерал Топтыгин", "Саша", "Школьник", "Плач детей", "Дедушка", "Крестьянские дети" и другие.
В этих стихах картины детства - детских игр, беззаботных радостей или горестей.
А теперь мы предлагаем вам, ребята, принять участие и показать свои знания в игре по творчеству Н.А.Некрасова..
Конкурс «Картины русской жизни в живописи и поэзии Н.А. Некрасова»
«О, милые плуты! Кто часто их видел, Тот, верю я, любит крестьянских детей…» ("Крестьянские дети") | Н.П. Богданов-Бельский «Крестьянские мальчики» |
«Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано…» ("Крестьянские дети") | В. Маковский «Игра в бабки» |
«Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь... Не стыдися! что за дело? Это многих славный путь. Вижу я в котомке книжку. Так, учиться ты идёшь... Знаю: батька на сынишку Издержал последний грош.» ("Школьник") | Н.П. Богданов-Бельский «У дверей школы» |
«Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц…» ("Мороз, Красный нос") | А.Г. Венецианов «На пашне. Весна» |
«Молча крепилась Феклуша-сиротка, Глядя, как пряники дети жуют, А как увидела в книжках картинки, Так на глаза навернулись слезинки, Сжалился , дал ей букварь старина: «Коли бедна ты, так будь ты умна!» ("Дядюшка Яков") | А. Киселёв «Занятная книжка» |
«Почти пригнувшись головой К ногам, обвитым бечевой, Обутым в лапти, вдоль реки Ползли гурьбою бурлаки…» ("На Волге") | И.Е. Репин «Бурлаки на Волге» |
Идёт-гудёт Зелёный Шум, Зелёный Шум, весенний шум! Как молоком облитые, Стоят сады вишнёвые, Тихохонько шумят... ("Зелёный шум") | В.Э. Борисов-Мусатов «Весна» |
«…черница поспела! А там и малина, брусника, орех!» ("Крестьянские дети") | В.Т. Тимофеев «Девочка с ягодами» |
«Уж налились колосики. Стоят столбы точёные, Головки золочёные, Задумчиво и ласково Шумят» ("Колосья", из поэмы «Кому на Руси жить хорошо») | И.И. Шишкин «Рожь» |
«Опять я в деревне. Хожу на охоту, Пишу мои вирши – живётся легко…» ("Крестьянские дети") | Е.Ф. Крендевский «Сборы на охоту» |
Конкурс «Трудные слова»
«С старым Мазаем я бил дупелей».
«Начал частенько Мазай пуделять».
("Дедушка Мазай и зайцы")
«Вижу я в котомке книжку.
Там уж поприще широко;
Знай работай, да не трусь…»
("Школьнтк")
«В снопы перевяжут, на ригу свезут,
Просушат, колотят-колотят цепами…»
("Крестьянские дети")
«И дровни, и хворост, и пегонький конь»
("Крестьянские дети")
«Пишу мои вирши…»
«Кто тащит на пожню ведёрко кваску…»
("Крестьянские дети")
Слова для специально оформленного словарика к уроку:
Бабки
Борзая
Вирши
Гарцевать
Гончая
Дровни
Дупеля
Егерь
Котомка
Легавая
Пегонький
Пожня
Поприще
Пуделять
Рига
Свайка
Серп
Снопы
Цепы
Ягдташ
Загадки (из стихов Н.А. Некрасова)
"В зеленой раме зеркало"? (пруд)
"Стоят столбы точеные, головки золоченые,
Задумчиво и ласково шумят"? (колосья)
"Точь-в-точь сапожки красные
Лежат на полосе" (свекла)
Мороз-воевода построит мосты ледяные, каких не построит народ (лед на реке)
"Я царство мое убираю в алмазы, жемчуг, серебро..." (это снег и лед)
[Он] неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит... (лед осенью)
"Прямы и светлы, как прутья стальные,
В землю вонзались с силой смертельной" (струи дождевые)