Просмотр содержимого документа
«Текстовое сопровождение к примеру по проектно-дифференцированному обучению»
Проектный модуль «Грибы – друзья или враги?!»
Составители:
Предмет: Биология
Класс: 5
Количество учебных часов: 5
Раздел учебной программы: « Царство Грибы»
УМК: Биология. Программы для общеобразовательных учреждений: 5-11 классы/ В.В. Пасечник – М.: Дрофа, 2013
Пасечник, В.В. Биология: Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника. «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» / В.В. Пасечник. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа
Предметное содержание модуля:
Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.
Проблемная ситуация.
Школьный коридор. У окна стоит грустный мальчик. К нему подбегает одноклассник.
- Привет, Серега!
- Привееееет, Витек! (без радости). Ты что грустишь? Смотри, солнышко! Скоро выходные! Ура!
- Да, ну, эти грибы! Ненавижу! Все выходные испортили! Из-за них меня в бассейн не пускают! Сказали, что у меня грибы на ногах растут!
- Ты что-то путаешь, Сергей! Зачем в бассейн, там грибы не растут, грибы в лесу растут: белые, подберезовики, лисички. Как же я их люблю! Это же тихая охота – собирать грибы, а потом пожарить с картошкой. А ты – ненавижу! Перегрелся что ли на солнышке у окна?
Слова учителя.
Почему у учеников возник спор? Они же оба говорят о грибах! Можем ли мы сейчас сказать, кто из них прав? (ответить с помощью сигнальных карточек – кто за Серегу, Витька, оба не правы)
Проблема проекта: отсутствие систематизированной информации о значении грибов в жизни человека не дает возможности разрешить спор.
Цель проекта: систематизировать информацию о значении грибов в жизни человека сделать вывод, кто из ребят прав. Представить решение спора в виде флаера на выставке «Грибы-друзья или враги?!»
Ожидаемый продукт: флаер – «Грибы-друзья или враги».
Организация деятельности в рамках модуля
Этапы П/Д | № урока | Цели урока | Продукт урока | Средства (дидактические, материальные, технические) | Домашнее задание |
Актуализация Проблематизация Целеполагание Концептуализация | 1 | 1.Актуализировать знания об особенностях строения грибов и их значении в жизни человека. 2.Сформулировать проблему проекта 3.Сформулировать цель проекта 4.Сформировать образ проектного продукта 5. Сформировать проектные группы | 1. Определена граница знания – незнания 2. Сформулирована проблема: отсутствие систематизированной информации о значении грибов в жизни человека. 3.Сформулирована цель: систематизировать информацию о значении грибов в жизни человека и представить ее в виде выставки флаеров «Грибы-друзья или враги?!» 4. Сформирован образ проектного продукта: флаер – «Грибы-друзья или враги?!» 5. Сформированы проектные группы (шляпочные грибы (2 группы), плесневые, грибы-паразиты) | 1.Раздаточный материал – сигнальные карточки (красный-враг, зеленый-друг), ситуационный текст (проанализировать и высказать свое мнение с использованием сигнальных карточек), алгоритм формулирования цели и продукта. Шаблон таблицы «Роль грибов в жизни человека» 2. Работа по формулированию проблемы, на основании высказываний. 3.Групповое задание «Формулировка цели» (по алгоритму) 4. Групповое задание «Определение проектного продукта» (по алгоритму) | 1.Начать заполнение таблицы на основе рисунка 39 на странице 68, параграф 13. |
Моделирование | 2 | 1. Разработать макет информационной листовки 2. Сформировать критерии оценки информационной листовки «Грибы- враги или друг?!». 3. Сбор информации по теме «Шляпочные грибы» На этапе моделирования проходит изучение программного материала раздела « Шляпочные грибы» | 1. Разработан макет – информационного листовки формата А4: -тема листовки -иллюстрации или иллюстрация - текст листовки - автор (Ф.И, класс) 2. Сформированы критерии оценки информационной листовки «Гриб- враг или друг?!»: Критерии оценки проектного продукта 1.Форма - листовка 2.Полнота и достоверность информации 3.Эстетичность оформления 4. Логичность. За каждый критерий от 0 до 3балла (3 балла – критерий полностью представлен, 2- не достаточно представлен, 1- представлен частично, 0 – критерий отсутствует) Оценка «5» - 10-12 баллов Оценка «4» - 8-9 баллов Оценка «3» - 6-7 Оценка «2» - менее 6 баллов | 1. Групповое задание Структура информационной листовки (алгоритм) 2.Групповое задание «Критерии оценки листовки»(алгоритм) 3. Таблица «Роль грибов в жизни человека» | Продолжить заполнение таблицы на основе 14 параграфа. Начать сбор информации для заполнения листовки. (иллюстрации, текст, выбор объекта для листовки) |
Планирование | 3 | 1. Составить план работы в проекте. 2.Сформировать критерии оценки проектной деятельности. 3. Сбор информации по теме «Плесневые грибы» и «Грибы – паразиты» На этапе моделирования проходит изучение программного материала раздела « Плесневые грибы» и Грибы-паразиты» | 1. Составлен план работы в проекте: План работы в проекте: 1.Узнать, как оформляется листовка 2.Изучить теоретический материал по теме 3.Подготовить и отредактировать информацию 4. Оформить информационную листовку - продукт проекта. 5. Представить (презентовать) проектный продукт. 6.Оценить проектный продукт –информационную листовку по ранее разработанным критериям. 7.Оценить собственную проектную деятельность. Сформированы критерии оценки проектной деятельности Критерии оценки проектной деятельности: 1.Получение результата с заданными параметрами. 2.Полная реализация плана деятельности. 3.Умение сотрудничать в групповой работе. 4. Умение оценивать результат проектной деятельности по критериям. 5. Разработан макет – информационная листовка формата А4 | 1.Групповое задание «Критерии оценки проектной деятельности» (алгоритм) 2. Планирование работы (алгоритм) 3. Таблица «Роль грибов в жизни человека» | Продолжить заполнение таблицы на основе 15 параграфа. Продолжить сбор информации о грибах. Составить план работы по проекту. |
Реализация | 4 | 1.Выбрать вариант дизайна информационной листовки. 2.Создать информационные листовки по теме группы | Созданы листовки согласно структуре и критериям оценки. | 1.Групповое задание «Критерии оценки проектной деятельности по алгоритму» 2. Групповое задание «Планирование работы над созданием информационной листовки по алгоритму» 3. Таблица «Роль грибов в жизни человека» | Подготовка к презентации |
Презентация Оценка Рефлексия | 5 | Презентация проектного продукта Оценить проектные продукты. Оценить проектную деятельность Диагностика сформированности проектной компетентности. | Презентован проектный продукт – флаер – «Грибы-друзья или враги?» Проведена оценка проектного продукта в соответствии с критериями, разработанными ранее. Проведена оценка собственной деятельности в проекте в соответствии с критериями, разработанными ранее | Структура информационной листовки (алгоритм). Алгоритм подготовки проведения презентации проектного продукта. Оценочные протоколы | Подготовка к демонстрации листовки и защите проекта. Презентовать проектный продукт знакомым и родителям |