Кто не умеет читать,
Тот не умеет мыслить.
Сухомлинский В.А.
Начиная работу в школе, в начальных классах встает острая проблема: дети, читая задачу самостоятельно или выслушав учителя читающего им, не умеют работать с текстом задачи. Дети затрудняются в составлении задач по кратким схемам или таблицам. Мы пришли к выводу, что неумение работать с текстом на уроках математики в начальных классах – это проблема, стоящая во главе обучения решению задач.
Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения основной образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.
Начальный курс математики раскрывается на системе целесообразно подобранных задач. Значительное место занимают в этой системе текстовые задачи. Они необходимы для того, чтобы сформировать у учащихся важные для обыденной жизни знания, а на их базе - умения и навыки, связанные с решением постоянно возникающих проблемных ситуаций.
Этапы решения текстовых задач и их связь со стратегиями смыслового чтения.
Анализ содержания задачи.
Поиск пути решения задачи.
Составление плана ее решения.
Поиск информации и понимание прочитанного.
Осуществление плана решения задачи
Проверка решения задачи
Преобразование и интерпретация
Оценка информации
Работая над задачей, учитель должен организовать и направить с помощью наводящих вопросов, научить выделять и находить «главные» слова. Это возможно при помощи диалога и в нем участвуют все дети.
Ключевые направления при работе с текстом
выделение главного в тексте;
составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;
умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
грамотно пересказать прочитанный текст;
умение составить план прочитанного;
воспроизводить текст по предложенному плану;
умение пользоваться образцами решения задач;
запоминание определений, формул;
работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграм-
мами);
жизненных ситуациях.
Алгоритм при решении задач
1 класс
1.Чтение задачи детьми (про себя )
2.Выделение числовых данных.
3. Выделение важных слов-помощников.
4. Обсуждение всей найденной информации.
5. Соотнесение текста задачи с рисунком или готовой схемой.
6. Рассказывание задачи по рисунку или схеме.
7. Составление плана решения через наглядную опору или пиктограмму
Приемы работы с текстом:
1) Прием: Составления краткой записи задачи

2)Прием: «Тонкие и Толстые вопросы»
Тонкие вопросы- вопросы, требующие простого, односложного ответа. Толстые вопросы- вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.

3)Прием «Верите ли вы?» 
4)Прием «Кластер»


5)Прием «Лови ошибку»
6) Прием «Задания Множественного выбора»

7) Прием «Найди схему к задаче» 
8)Прием «Дополни информацию» 
9) Прием «Перенеси информацию»

10) Прием «Составление вопросов к задаче»

11) Прием «Инсерт»
Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Прием используется на фазе «Осмысление» (работа с текстом), таблица с информацией используется на фазе «Рефлексия». Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.
1. Чтение индивидуальное. 1.Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал, + – новое, – – думал иначе, ? – не понял, есть вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал. Уже знал (V) Узнал новое (+) Думал иначе (–) Есть вопросы (?)
12) Прием «Синквейн»
Прием «Синквейн» (как домашнее задание)
Тема-предмет Признак
Признак Действие
Действие Действие
Фраза отношения к теме
Вывод


Также можно использовать «Дополнительный материал к задачам»
Текст читается индивидуально. СКОРОСТЬ (словарь) –та или иная степень быстроты движения, или степень быстроты какого-нибудь действия вообще, расстояние, пройденное в единицу времени. Скорость - это расстояние, пройденное в единицу времени. Скорость можно измерить и сравнить, значит, скорость является величиной. В качестве единиц измерения скорости обычно используют такие единицы, как метр в секунду (м/с), метр в минуту (м/мин), километр в час (км/ч) и т. Д
Название единицы скорости образуется из единицы длины и единицы времени. Но бывают и другие единицы скорости, имеющие особые названия. Например, моряки измеряют скорость движения в "узлах" (1 узел примерно равен 2 км/ч). Чем больше скорость предмета, тем меньше он находится в пути. Различные тела движутся с разной скоростью. Например, средняя скорость поезда 100 км в час, человек движется со средней скоростью 4км в час, автомобиль в городе – 60 км в час. В животном мире рекордсменами скорости являются гепард – 70 км в час и улитка – 1,5 мм в секунду. Скорости измеряются различными приборами: спидометром – автомобиль, лагом — корабль, скоростомером — поезд, анемометром измеряют скорость воздушных потоков, для современных велосипедов придумали компьютерный спидометр.
