Текстовые задачи как средство формирования математической грамотности у младших школьников
Черепанова А. В. студентка 3 курса группы 21П-7
КГБПОУ Красноярский педагогический колледж №1 им. Максима Горького
Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что проблемой является уделение малой значимости формированию и развитию математической грамотности у обучающихся младшей школы. Главными способами решения данной проблемы является использование текстовых задач, направленных на формирование математической грамотности, в данных задачах поставлен уклон на практическое использование в жизненных ситуациях.
Ключевые слова: математическая грамотность, текстовая задача.
Основное внимание направлено на развитие способности обучающихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях, эта способность называется математической грамотностью. Важность практического применения математических знаний подчеркивается в исследовании PISA-2021 (Programme for International Student Assessment), целью которого является проверка математической грамотности школьников по всему миру: «Способность рассуждать логически и убедительно формулировать аргументы – это навык, который приобретает все большее значение в современном мире.»
Проблемой данного исследования является: уделение малой значимости формированию и развитию математической грамотности у обучающихся младшей школы. Главными способами решения данной проблемы является использование текстовых задач, направленных на формирование математической грамотности, в данных задачах поставлен уклон на практическое использование в жизненных ситуациях. Обучающиеся решают текстовые задачи, в которых описываются реальные жизненные ситуации, с которыми они сталкиваются. Результатами исследования являются: положительные характеристики использования текстовых задач для формирования математической грамотности и сравнительный анализ приемов и методов, используемых для формирования математической грамотности, что и предполагает максимальную эффективность текстовых задач, как средства формирования математической грамотности у младших школьников.
Математическая грамотность: компоненты и умения В исследовании PISA математическая грамотность определяется как «способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в XXI веке» [4].
Существуют принятые три уровня математической компетентности: уровень воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждений. Эти уровни дают понять, как происходит формирование и развитие математической компетентности.
Первый уровень (уровень воспроизведения) – это прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов, распознавание математических объектов и свойств, выполнение стандартных процедур, применение известных алгоритмов и технических навыков, работа со стандартными, знакомыми выражениями и формулами, непосредственное выполнение вычислений.
Второй уровень (уровень установления связей) строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени. Содержание задачи подсказывает, материал какого раздела математики надо использовать и какие известные методы применить. Обычно в этих задачах присутствует больше требований к интерпретации решения, они предполагают установление связей между разными представлениями ситуации, описанной в задаче, или установление связей между данными в условии задач.
Третий уровень (уровень рассуждений) строится как развитие предыдущего уровня. Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция, размышления и творчество в выборе математического инструментария, интегрирование знаний из разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма действий. Задания, как правило, включают больше данных, от учащихся часто требуется найти закономерность, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты [6, с. 28].
Анализ модели показывает, что важность работы с задачами, представленными на естественном языке, в формировании математической грамотности у обучающихся начальных классов [5].
Понятие текстовая задача в математике Самостоятельное решение составных задач вызывает трудности, и учащиеся испытывают всё большие проблем с текстовыми задачами. Причина возникающих затруднений в том, что у учащихся не сформировано в значительной степени умение анализировать текст задачи, правильно выделять известное и неизвестное, устанавливать взаимосвязь между ними, которая является основой выбора действия для решения текстовой задачи.
Одним из приоритетных понятий текстовой задачи является определение Ю. М. Колягина. Текстовая задача – текстовой задачей является описание некоторой ситуации (ситуаций) на естественном языке с требованиями дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между ее компонентами или определить вид этого отношения [3, с. 60].
Особую важность также представляет определение Л. М. Фридмана:
Задачи, в которых зависимость между данными и искомыми не выражена в явной форме, а сформулирована словами, так же как и вопрос задачи, называются собственно задачами или задачами с текстом [3, с. 61].
И. Р. Гальперин также отмечает, что попытки некоторых теоретиков представить текст как явление безграничное бездоказательны, исходя из этого можно сделать вывод о том, что именно текст придает текстовым задачам законченную форму [1, с. 9].
Итак, в процессе решения текстовой задачи младшие школьники проходят ряд основных этапов: анализ и понимание задачи, поиск и составление плана решения, осуществление плана решения задачи, проверка решения задачи, формулировка ответа на вопрос задачи. В реальном процессе решения текстовых задач этапы не имеют четких границ. Однако, учителям следует понимать, что решение каждой отдельно взятой задачи должно содержать все указанные этапы, осмысленное прохождение которых сделает процесс усвоения материала целенаправленным, следовательно, более успешным и понятным для обучающихся. Полнота использования младшими школьниками данных этапов решения текстовых задач во многом зависит от уровня математических знаний, опыта и мыслительных умений школьников, которые также отражаются и при формирование математической грамотности [2, с. 3-5].
В качестве исследования формирования математической грамотности были выбраны текстовые задачи, которые в итоге нашей курсовой работы указали на то, что они способствуют формированию математической грамотности у обучающихся начальной школы. Но важно, чтобы текстовые задачи, выбранные для формирования математической грамотности, соответствовали определенным критериям. Формирование математической грамотности существенно помогает учащимся начальной школы в своем повседневном опыте, развивая умения и навыки, которыми они будут пользоваться на протяжении всей жизни. Поэтому одним из важных направлений в нашем исследовании становится усиление внимания к обеспечению адаптации обучающихся к реальному миру, что помогает им обеспечить их жизнедеятельность.
В конечном итоге, данная работа определенно описывает всю важность формирования математической грамотности, что обусловлено не только использованной литературой, но документами, подтверждающими федеральную важность данной темы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. – Москва: КомКнига, 2007. – 9 с.
Айвазян Н. С. Этапы, методы и способы решения текстовых задач начального курса математики // Гуадеамус. 2017. № 3-21. – С. 3-5.
Белинский С. С. Об определении понятия текстовая задача по математике // Вестник магистратуры. Языкознание и литературоведение. 2013. № 5-3. – С. 60-62.
Сайт федерального института оценки качества образования: https://clck.ru/SaT8h (Дата обращения: 23.09.2022).
Афанасьева С. Г. Формирование функциональной грамотности. Математическая грамотность. https://clck.ru/Vz38X (Дата обращения: 13.10.2022).
Холодная М. А. Расширенный текст доклада профессора М. А. Холодной на IVВсероссийском съезде психологов образования России «Психология и современное российское образование». https://clck.ru/32q9xt (Дата обращения: 22.11.2022)