ЗИМА.
Стоят морозные деньки. Теперь нужны коньки и лыжи. Девочки и мальчики гурьбой бегут на каток. Они скользят по льду на коньках. Сколько смеха и радости!
УЧЕНИК.
Юре семь лет. Теперь Юра ученик. Он ходит в первый класс. Папа купил сыну портфель. Там лежат пенал, тетрадь, букварь. Береги их, Юра. Учись хорошо.
ДЕД.
Мой дед был на войне. Дед был молод. Он очень храбрый. У него медаль. А с войны пришёл седой. Он много видел горя. Война страшна
МЕШОК.
В мешке много вещей. Шары и книги. Танки и куклы. Зайцы и мишки. Волки и белки. Краски и шишки. - Кто хозяин мешка? - Конечно Дед Мороз!
ГОСТИ.
Петя и Маша - гости Насти. Они вышли все вместе за кусты и сели на траву. Настя взяла хлеба и масла. Они ели, а после пели песни.
КОТЁНОК.
Мама с папой купили мне котёнка. Котёнок был маленький. Я поила его молоком. Котёнок спал и я его не будила. А когда просыпался – играл со мной.
В ЛЕСУ.
Стоял жаркий день. Игорь и Сергей пошли в лес. Они сели под ель. Там была тень. Какой зверь в густых ветвях? Да это рыжая белка!
РОЩА.
Это наша дача. За дачей дубовая роща. В эту рощу мы ходим гулять. Там много грибов. Есть и ягоды. Один раз Лида набрала полный кувшин малины.
САМОЛЁТ.
Вот летит самолёт. За ним в небе след. След белый. И рыхлый. Как борода. Я смотрю вдаль. Самолёта уже нет. А след еще здесь. Как странно…
КОНИ.
По парку скачут кони. Большой жеребец Кит и маленькая пони Капля. Они цокают копытами. Им весело. Я дал Киту морковку. А капля любит яблоки. Угощу и её.
ЛУНА.
На небе луна. И в реке луна. Я хочу поймать луну. Беру сачок. Иду к реке. Раз! Не поймал. Два! Не поймал. Не лезть же на небо
ВЕСНА.
Стало тепло. Тает снег. Потекли ручейки. Дети играют на дворе. Пускают лодочки из бумаги. Одна лодочка намокла и утонула. Миша бежал за своей лодочкой и упал в лужу.
ЁЖИК.
Женя и Зоя нашли в лесу ёжика. Он лежал тихо. Ребята решили, что ёжик заболел. Зоя положила его в корзину. Дети побежали домой. Они кормили ёжика молоком. Затем отнесли его в живой уголок. Там живёт много животных. Дети ухаживают за ними под руководством учителя Зинаиды Захаровны. Она поможет ёжику выздороветь.
РОМАШКИ.
На лугу жили ромашки. И все до одной с ветром разговаривали:
- Я – самая зелёненькая!..
Я – самая жёлтенькая!..
Я – самая беленькая!..
Я – самая стройная!..
Я – самая маленькая!
Или даже: - Я – самая кривенькая!
Каждая говорит только о себе. Другую не слушает. Надоело ветру такое хвастовство. Он и улетел. Никто больше ромашек не слушает.
МУЗЫКА.
Я решил сочинять музыку. Оказывается, это очень просто. Нам в школе рассказывали. Композитор Бетховен обливал голову ледяной водой, чтобы мозги лучше работали. И такую музыку писал… Заслушаешься. Я кинул в кувшин с водой кубики льда из морозилки. Пошёл в ванную и…
- А-а-а-а-а! Нет, музыку так не напишешь.
Зато я научился громко кричать.
ГВОЗДИ.
Мы с папой делали скворечник. Я столько гвоздей погнул. Но три забил. Папа сказал: - Хорошо, сейчас гвозди дешёвые. Раньше металла было мало. Гвоздь стоил очень дорого. - А как же бедные люди? - Им приходилось жить по старинке. Вместо гвоздей – шипы растений, щепки, кости рыб и животных. Я вздохнул. Взял молоток и выпрямил свои гвозди.
ПРО СТЁПКУ-РАСТРЁПКУ.
Мы были в кукольном театре. Смотрели спектакль про Стёпку-растрёпку. Снял Стёпка носки, бросил под стол. А утром искал-искал, и всё напрасно. Привела его сестра в детский сад без носков. А потом Стёпка в грязь упал. Где он только её отыскал? Весь вымазался. Его хотят умыть, а он руками голову закрывает.
ПОМОГИ ПТИЦАМ.
Трещал сильный мороз. Вера и Ира вышли на улицу. Вера прикрепила к веткам берёзы кусочек сала. Вот ветка покачнулась. Это прилетели воробьи, синички, красногрудые снегири. Тут в сторону отлетел красный снегирь. Он ест только зёрнышки и семечки. Ира подбежала к дереву и разбросала горстку семян. Птицы были рады. Всю зиму дети кормили птиц!
КАК ЛИСИЦА ВОРОНУ ПОЙМАЛА.
Лисица лежала на снегу. Закрыла она глаза и не двигается. Увидела её ворона. Осторожно подлетела она к лисице, подошла поближе и клюнула её в хвост, а лисица лежит, как мёртвая. Запрыгала ворона вокруг лисицы, подошла к голове и хотела лисицу в глаз клюнуть. Вскочила лисица, сцапала глупую ворону и в лес побежала.
ДОБРАЯ УТКА
В. Сутеев
Утка с утятами, курица с цыплятами пошли гулять. Шли-шли к речке пришли. Утка с утятами умеют плавать, а курица с цыплятами не умеют. Что делать? Думали- думали и придумали! Речку переплыли ровно в полминутки: цыплёнок на утёнке, цыплёнок на утёнке, а курица на утке!
Ответить на вопросы:
Куда пошли гулять утка с утятами курица с цыплятами?
Что умеет делать утка с утятами?
Чего не умеет делать курица с цыплятами?
Что придумали птицы?
Почему про утку сказали «добрая»?
Птицы «переплыли речку в полминутки», что это значит?
ОСЕНЬ.
Осенью небо пасмурное, затянуто тяжёлыми тучами. Солнце почти не выглядывает из-за туч. Дуют холодные пронизывающие ветры. Деревья и кусты стоят голые. Облетел их их зелёный наряд. Трава пожелтела и засохла. Кругом лужи и грязь.
Ответить на вопросы:
Что описывается в рассказе?
Какое осенью небо?
Как автор говорит про деревья?
Чем отличается осень ?
БАБОЧКИ.
Стояла жаркая погода. На лесной полянке летали три бабочки. Одна была жёлтая, другая коричневая с красными пятнышками, а третья бабочка была голубая. Опустились бабочки на большую красивую ромашку. Тут прилетели ещё две разноцветные бабочки и сели на ту же ромашку. Тесно было бабочкам, зато весело.
Ответить на вопросы:
ВНУКИ ПОМОГЛИ.
У бабушки Нюры пропала коза Ночка. Бабушка сильно расстроилась.
Пожалели внуки бабушку и решили помочь ей.
Ребята пошли в лес искать козу. Она услыхала голоса ребят и пошла навстречу.
Бабушка очень обрадовалась, когда увидела свою козочку.
Ответить на вопросы:
О ком говорится в рассказе?
Почему расстроилась бабушка Нюра?
Как звали козу?
Что решили сделать внуки? Почему?
Как нашлась коза?
Чем закончилась эта история?