ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ ВХОДНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ (10-15 сентября)
Два товарища (басня)
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было нечего - он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать. Человек и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо и отошел. Медведи ведь мертвых не трогают.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется над товарищем:
- Что тебе медведь на ухо говорил?
Поднялся человек с дороги и отвечает:
- Он сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарища убегают.
(89 слов.)
(По Л. Толстому.)
Шептал ли что-нибудь медведь?
Кто же назван в басне плохим человеком?
За что писатель осуждает человека, сидевшего на дереве?
Можно ли смеяться над товарищем, пережившим сильную
опасность?
Объясните значение слов «выскочил»», «наземь», «притворился».
Старик и дерево
На лесной поляне ребята свернули под развесистую сосну и развели костер. Собрали сучья и сложили их ближе к стволу, чтобы дождь не загасил пламя. Когда дождь кончился, ребята ушли.
Однажды по лесу шел старик. Он увидел на поляне дерево, в котором огонь выжег глубокую выемку. Он спустился к реке, набрал глины и замазал выжженное место, чтобы сосна не погибла. Когда работа была окончена, старик присел и долго о чем-то думал. Потом он достал из кармана спички и выложил ими на мокрой глине: «Живи назло злым!». (88 слов.)
(Из журнала «Юный натуралист».)
Какой след оставили ребята после себя на лесной поляне?
Как это их характеризует?
Как поступил старик?
Легко ли было старику доставать глину?
Расскажите, как должен вести себя человек в лесу, у реки?
Как вы понимаете выражение «Живи назло злым!»?
ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ЗА I ПОЛУГОДИЕ 4 КЛАССА
Случай на охоте
Со мной на охоте такой случай был. Нашли мои собаки в лесу зайца и погнались за ним. Я стою на дороге и жду. Гоняют собаки по лесу, а зайца все нет. Вышел я на поляну. На ней высокие пни стояли. Собаки носятся по кустам, а зайца все не найдут.
Взглянул я случайно в сторону и замер. В пяти шагах от меня на верхушке пня сидел заяц. Глядит он на меня, не шевелится.
Стыдно мне стало. Не бежит от меня зверек. Как же я буду стрелять в него? Опустил я ружье, пошел прочь и собак отозвал. (95 слов.)
(По Г. Скребицкому.)
Почему собаки не могли найти зайца?
Почему охотник не стрелял?
Как вы понимаете выражение «гоняют по льду»? (Бегают,носятся в разных направлениях.)
Какие слова передают крайнее изумление охотника и испуг зайца?
Опасные игры
Как-то я шел по опушке березовой рощицы. Вдруг близко раздался журавлиный крик. Я остановился. Из небольшой рощицы по зеленой озими быстро бежал журавль. Крылья его были распущены,
весь он вытянулся. Журавля догоняла лиса. Журавль взмыл в воздух, пролетел метров двадцать и сел. Лиса подкрадывалась к нему.
Птица близко подпустила ее и побежала в сторону. Лиса проскочила мимо. Потом началось все сначала. Я закричал на лису, но она не прекращала погони. Я резко захлопал в ладоши и побежал в ее сторону. Лиса испугалась и кинулась со всех ног в рощу. Журавль был спасен. (92 слова.)
(По В. Бологову.)
От кого убегал журавль?
Как птица обманывала лисицу?
Почему лиса преследовала такую большую птицу? (Журавль не мог долго летать. Очевидно, птица была больна.)
Что обозначает выражение «кинулась со всех ног»? (Побежала, помчалась очень быстро.)
Объясните значение слова «взмыл». (Взлетел.)
Яблонька
Росла в лесу дикая яблонька. Осенью упало с нее кислое яблоко. Птицы склевали яблоко, поклевали и зернышки. Одно только зернышко спряталось в землю и осталось.
Весной, когда солнышко отогрело мокрую землю, зерно стало прорастать. Пустило вниз корешок, а кверху выгнало два первых листика. Из-под листочков выбежал стебелек с почкой, а из почки вышли зеленые листики.
Почка за почкой, листик за листиком, веточка за веточкой - и лет через пять хорошенькая яблонька стояла на том месте, где упало зернышко.
Пришел в лес садовник, выкопал яблоньку осторожно, корешков не повредил, перенес ее в сад и посадил в хорошую землю. (96 слов.)
ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ЗА П ПОЛУГОДИЕ 4 КЛАССА
Лисья школа
В самой чаще леса поселилась лиса. У нее было пятеро лисят. Они жили в темной норе. Дети были слепые и без зубов. Мать кормила их своим молоком.
Открылись у малышей глаза. Мать стала выгонять их из норы. Бегают шалуны, играют. Катаются братья и сестры по траве. А мать сторожит их. Услышит шорох, гонит детей в нору.
Подросли лисята. Мать учит их ловить добычу. Пустит живую мышку между лисятами, а они ловят. Учительница строго следит за учениками. Чуть зевака упустит мышку, лиса цап его зубами.
Потом мать научила лисят ловить бабочек, жучков. Маленькие охотники смело бросаются на все, что движется. Теперь они и сами ищут пищу. Помогла им лисья школа.
Пришла зима. Звери стали большие. Шерсть у них рыжая, пушистая. Теперь они учатся лисьим хитростям. Умеют лисята слышать охотника. Молодые животные учатся путать след и убегать от собак.
Скоро лисята станут взрослыми лисами. Разбегутся они от матери в разные стороны. Станут сами ходить на охоту. По следу найдут лисы зайчика. Будет хищникам в добычу и мышка, и птичка. (144 слова.)
(По А, Востром.)
Почему рассказ назван «Лисья школа»?
В какое время года лиса учила лисят?
Чему мать-лиса научила своих детенышей?
Как названа лиса в разных частях рассказа?
Как в разных частях рассказа названы лисята?
Что легче?
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошел. Идут домой - боятся:
- Попадет нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
А я правду скажу, - говорит третий. - Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка - глядь, лесной сторож идет.
- Нет, - говорит,- в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь -вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут - в гости идет.
Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь -вдвое.
А третий мальчик... (145 слов.)
(В. Осеева.)
Как вы думаете, что сказал третий мальчик?
Как отнеслись к этому дома?
За какие две вины ругали первого и второго мальчиков?
Почему правду всегда лучше сказать? А как поступил бы ты?
Перескажите рассказ, дополнив его.
У кого домик лучше всех
Наступила пора выводить птенцов. В лесу каждый построил себе дом. Оказывается, весь лес сверху донизу занят сейчас под жилье. Не так просто решить, какой дом лучше всех.
Самое большое гнездо у орла. Оно сделано из толстых сучьев и помещается на громадной толстой сосне.
Самое маленькое гнездо у желтоголового королька. У него весь дом с кулачок, да и сам-то он ростом меньше стрекозы.
Самый хитрый дом у крота. У него столько запасных ходов и выходов, что никак его не накроешь в его норе.
Самый красивый домик у пеночки. Она свила себе гнездо на березовой ветке, убрала его лишайником и легкой березовой кожурой и вплела для украшения кусочки разноцветной бумаги, что валялись в саду какой-то дачи.
Самое уютное гнездышко у долгохвостой синицы. Ее гнездо свито изнутри из пуха перьев и шерстинок, а снаружи из мха и лишайников. Оно все круглое, как тыквочка, и вход у него круглый, маленький, в самой середке гнезда. (150 слов.)
(По В. Бианки.)