Раздел «Искусство»
А.Лопатина «Целебный натюрморт»
Старенький автобус, тяжело буксуя по заснеженной дороге, въехал в город. На автобусе привезли детей, спасенных из блокады. Эти дети не бегали, не шалили и не смеялись. Многие из них даже ходили с трудом, как старички. Под детский дом отдали часть больницы. Тем более, что спасенным детям в первую очередь требовался медицинский уход.
В маленьком городке почти не ощущалось войны. Конечно, хлеба не хватало, но картошку и капусту выращивали все. Поэтому к больнице потянулись люди. Кто вез на санках мешок картошки, кто нес ведерко соленых грибов, кто пучки целебной травы для чая. Ребятишки понемногу начали поправляться.
Однажды в больницу зашел старичок, директор местного музея, и сказал:
— Хочу тоже ребятишкам вашим помочь.
Медсестра засмеялась:
— Да у вас и своего огорода никогда не было, сами впроголодь живете, чем же вы нам поможете!?
— Это верно, — ответил старичок, — огород завести не было у меня времени. Всю свою жизнь провел в музее, картины собирал. Но знаете, картины иногда бывают нужнее хлеба.
— Не думаю, — хмыкнула в ответ медсестра. Однако главный врач больницы был другого мнения, и вскоре вереница закутанных ребятишек потянулась за старичком к музею. Только самая маленькая пятилетняя Анечка осталась в больнице, потому что она не вставала с постели.
В музее было так холодно, что дети не стали раздеваться. Старичок-директор подвел их к портрету знаменитого ученого и увлеченно стал рассказывать, как этот известный всему миру человек подарил музею свой портрет. Вдруг он заметил, как один мальчик что-то шепнул другому, и оба они исчезли. Потом еще несколько человек тихонечко вышли из комнаты. Когда директор закончил свой рассказ, у портрета осталось только несколько ребятишек.
— Не до картин сейчас детям, — вздохнул директор.
Каково же было его удивление, когда он увидел, что в соседнем зале все дети сгрудились перед большим натюрмортом, на котором была запечатлена ваза с фруктами. Дети не отрывали от натюрморта горящих глаз.
— Почему зеленые ягодки светятся? — тихо спросил маленький мальчик.
— Это виноград, и ягодки его светятся от солнца. Они от солнца слаще сахара бывают, — шепотом объяснила девочка постарше.
— Вот бы нашей Анечке таких, она бы сразу встала с кровати, — мечтательно протянул малыш.
— Молчи, не мешай смотреть, — одернули его другие ребята.
Дети еще минут десять постояли перед натюрмортом, а потом сразу стали прощаться.
Через час директор музея с большим пакетом в руках зашел в комнату больницы, где стояли кровати ребятишек. Все они сгрудились возле постели Анечки и оживленно разговаривали:
— А виноград от солнца слаще меда!
— Знаете, а груши от солнца желтые. Я их пробовал до войны. Ужас, какие сладкие.
Врач, увидев старичка директора, с благодарностью сказал:
— Спасибо огромное, наших ребятишек не узнать сегодня. Раскраснелись, разговорились, вы просто волшебник.
— Я вот картину принес, помогите повесить. Конечно, не положено. Да ведь нельзя ребятишкам без фруктов, — ответил директор музея.
Огромный натюрморт повесили на самом видном месте. На следующее утро врач зашел в комнату к детям и увидел, что Анечка вместе с маленьким мальчиком стоит перед картиной и говорит:
— Я опять лимон выбираю.
— Выбери лучше сливу, она знаешь какая сладкая, а лимон кислый. Ты же его уже вчера съела, — уговаривал ее малыш.
— Ну и что же, что кислый, зато самый полезный, мне мама говорила. Я его вчера съела, и видишь, у меня ножки крепче стали. Я теперь ходить могу. Поэтому я снова лимон выбираю...
Врач тихонько закрыл дверь и подумал:
«Хорошо бы во всех больницах висели картины».
Подумай и ответь на вопросы:
1. Прочитай «про себя». Используй приём «изучающее чтение».
2. Вспомни, что такое натюрморт?
________________________________________________________________________________
3. Почему натюрморт оказался целебным?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Опиши натюрморт из рассказа: как выглядела ваза, где она стояла, какие на ней были фрукты.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Представь, что тебе заказали написать натюрморт для детской больницы. Что бы ты на нем изобразили?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Есть ли у тебя дома какая-либо картина, которая помогает тебе в трудную минуту? Расскажи о ней.
7. Может ли натюрморт быть интереснее портрета или пейзажа? Что должно быть изображено на натюрморте, чтобы его невозможно было забыть?
8. Работа в паре.
Подумай и объясни значение пословиц и поговорок о здоровье человека.
*Больному всё горько.
*Больному золотая кровь не поможет.
*Тяжёлую болезнь хорошая пища лечит.
*Доброе слово лечит.
9. В чём ещё, кроме помощи врачей, нуждается заболевший человек?
10. У тебя на парте лежит лучик-пожелание для каждого. Выбери один и допиши его, приклей к солнцу.
Пусть все дети растут в мире!
Пусть все дети будут …..
Пусть у каждого будут …….
Пусть у всех детей всегда будет ……
Пусть всегда будет …..
Пусть всегда будем …….
№ п/п | Дескрипторы | Балл |
1. | Читает текст с использованием приёма «изучающее чтение» | |
2. | Даёт определение понятию «натюрморт» | 1 |
3. | Объясняет, почему натюрморт оказался целебным | 1 |
4. | Описывает натюрморт из рассказа | 1 |
5. | Может представить и описать натюрморт для детской больницы. | 1 |
6. | Составляет рассказ о своей картине, используя изобразительно-выразительные средства | 2 |
7. | Может описать незабываемый натюрморт | 1 |
8. | Объясняет значение пословиц | 1 |
9. | Может привести аргумент помощи для больного человека | 1 |
10. | Дописывает пожелание на лучике. | 1 |
| Итого | 10 |
Ключ к рассказу А.Лопатиной «Целебный натюрморт»
1. Читает рассказ с использованием приёма «изучающее чтение».
2. Это картины, изображающие предметы быта, цветы, фрукты. Натюрморт – один из жанров изобразительного искусства.
3. Оказывал исцеляющее действие. Как лекарство. Подкреплял силы. Оказался полезным для здоровья.
4. Ваза стояла на левой стороне рисунка. Плоды были освещены, когда их подсадили под солнце, сказал директор музея, картина была очень особенной и красивой.
9. Больной человек, помимо помощи врачей, надлежащего ухода, лекарств, хорошей пищи, ещё нуждается в добром отношении, поддержке. Больного необходимо отвлекать от неприятных мыслей и не акцентировать его внимание на признаках болезни.
Сценка «Картина и реальность»
Дети делятся на пары и получают карточку с названием какого-либо предмета. Один человек из пары — нарисованный на натюрморте предмет, другой — тот же предмет, но реальный. В сценке-диалоге дети от имени нарисованного и реального предметов рассказывают о своей жизни.
Игра «Угадай натюрморт»
Дети делятся на группы. Учитель берет репродукцию натюрморта, на котором изображено не менее пяти предметов. Не показывая репродукции детям, он называет три предмета. Дети должны на листочках написать, какие еще предметы, по их мнению, изображены на натюрморте. Учитель собирает листочки и зачитывает их. За каждый угаданный предмет, группа получает очко. Игра повторяется несколько раз. Побеждает группа, получившая больше всего очков.
Письменная работа
Предлагаю детям описать композицию натюрморта, на котором были бы одновременно изображены предметы из мира минералов, растений, животных и человека. Затем дети должны написать о том, как логически связаны между собой предметы, из которых они составили натюрморт.
Игра «Живой натюрморт»
Учитель прикрепляет на доске несколько репродукций натюрмортов. Делит детей на группы. Каждая группа выбирает какой-либо один натюрморт и изображает его мимикой и жестами.
Предупреждает детей, что они могут поменяться одеждой; взять что-либо в руки, чтобы иметь больше сходства с изображаемыми предметами. Остальные угадывают, какой натюрморт изображает та или иная группа.
Рисунок «Составляем натюрморт»
Учитель просит детей принести из дома какие-либо необычные вещи: компас, раковину, старинную кружку и т.д. Делит детей на группы по четыре-пять человек. Раскладывают свои предметы. Дети должны разложить на столе свои предметы и подумать, какие из них лучше всего сочетаются друг с другом по форме, цветовой гамме и характеру. Затем дети придумывают, о чем их предметы могут рассказать людям и рисуют натюрморт из этих предметов.
Задание на дом
Нарисуйте дома натюрморт из своих любимых предметов, не подписывая его.
Работа по домашнему заданию
Из работ детей делается выставка. Дети по натюрмортам друг друга рассказывают о характере автора того или иного рисунка; а затем авторы называют себя.
Раздел «Искусство»
«Вышивальщица птиц»
греческая сказка
Жил в далекой-далекой деревушке бедный юноша. Его звали Манолис. Родители у него умерли, все, что осталось ему в наследство — это старая скрипка, она-то и утешала в дни невзгод его и таких же бедняков, каким был Манолис. Вот и любили Манолиса и его скрипку в округе все. Однажды вечером возвращался Манолис из соседней деревни и вдруг услышал в чаще кустарника какой-то шум. Раздвинул Манолис ветви и увидел волчицу-мать, попавшую в капкан. Пожалел Манолис попавшую в беду волчицу, ее маленьких деток, пожалел и выпустил зверя на свободу.
И волчица тут же исчезла, а Манолис пошел дальше к своему одинокому дому. Ночью его разбудил стук. Едва он отодвинул засов, как дверь с шумом распахнулась, и в хижину вошел огромный волк.
— Не бойся меня, Манолис! — сказал волк. — Я пришел к тебе как друг. Ты спас моих малышей, подарив свободу волчице. И хотя люди нас считают злодеями, я докажу тебе, что за добро и волк платит добром. Я отведу тебя в никому не ведомое место: там, за тремя дверьми, скрыты несметные богатства и живет прекрасная, как весенний день, принцесса.
Удивился Манолис словам волка, но спорить не стал. Взял скрипку, с которой никогда не расставался и пошел за волком. Когда забрезжил рассвет, увидел Манолис вдали великолепный дворец, окна его так и светились стеклами из хрусталя, а дверь из чистого серебра сверкала еще сильнее. Волк толкнул серебряную дверь, и они оказались в серебряном зале. Здесь все: и стены, и пол, и потолок — были из чистого серебра! И только в глубине зала горела, словно солнце, золотая дверь. За золотою дверью был золотой зал. За бриллиантовой — бриллиантовый! Манолис даже зажмурился, чтобы не ослепнуть. Наконец, путники увидели сверкающий драгоценными камнями высокий зал. В глубине его, на троне, сидела юная принцесса. Она была прекрасна, как первый день весны. Манолис от восхищения замер. Волк приблизился к трону и, поклонившись, сказал:
— Приветствую тебя, принцесса! Видишь, я исполнил твое желание — привел к тебе того, кто совершил бескорыстный поступок.
И он поведал принцессе о том, как Манолис отпустил волчицу на свободу.
— Ты прав! — сказала принцесса. — Манолис — смелый и добрый юноша. Такой человек мне и нужен. Ему я смогу доверить все мои богатства и трон!
Принцесса тут же объявила, что выходит замуж за Манолиса. А он? Он был так восхищен ее красотой, что впервые в жизни забыл о своей скрипке.
Когда Манолиса одели в золотые одежды и повели к принцессе, она, улыбаясь ему, сказала:
— Завтра ты станешь королем. Поэтому, уже сегодня тебе следует осмотреть все сокровища, хранящиеся во дворце.
Они обошли весь дворец, все залы и комнаты его. С каждым шагом росло удивление Манолиса — так богат, так прекрасен был дворец. Но вот они очутились возле высокой башни. Принцесса сказала:
— В этой башне нет ничего ценного и заходить в нее не стоит...
Но юношу охватило непонятное волнение. Он почувствовал непреодолимое желание войти в башню.
Сам не зная почему, он сказал:
— Нет, я должен подняться туда! — и показал на самый верх зубчатой башни.
Нехотя уступила ему принцесса.
В башне действительно не было ничего примечательного. И не было никаких богатств. В единственной комнатке, находившейся на самом верху, возле окна сидела девушка за пяльцами и вышивала. Манолис взглянул на нее и чуть не отшатнулся — до того она была безобразна. Только большие голубые глаза ее светились таким прекрасным светом, что, раз увидев, уже невозможно было их забыть.
— Кто эта девушка? — шепотом спросил Манолис.
— Это моя бедная родственница, — сказала принцесса, — я приютила ее из жалости. Она поселилась в башне и никуда не выходит, чтобы не встречать людей. Ведь она так безобразна!...
Пока принцесса нашептывала все это Манолису, девушка, склонившись над пяльцами, продолжала, не останавливаясь ни на мгновение, вышивать. Казалось, она ничего не видела и не слышала. Под ее проворными пальцами на шелке возникла удивительной красоты птица. Но, когда девушка сделала последний стежок, птица вспорхнула и улетела в окно. Тогда девушка в горе заломила руки и с отчаянием воскликнула:
— И эта улетела, как другие!... Так будет всегда!...
— Эта несчастная заколдована! — сказала принцесса. — День за днем она терпеливо вышивает, потому что чары спадут с нее только тогда, когда она вышьет сто птиц... А они все с последним стежком улетают! — Но что тебе до всего этого? Лучше вернемся поскорее во дворец и посмотрим, как идут приготовления к свадьбе.
Всю ночь не мог уснуть Манолис. Мысли о несчастной девушке не выходила у него из головы. Рано утром, когда принцесса и ее слуги спали, юноша незаметно выскользнул из дворца и прокрался в башню.
Девушка сидела за пяльцами и вышивала.
Смущаясь, Манолис спросил ее:
— Ты не устала все время вышивать?
— О нет! — ответила девушка. — Я готова вышивать сколько угодно. Терпению моему нет конца. Лишь бы птицы не улетали. Но стоит мне сделать последний стежок, как все они оживают и летят прочь!
Пораженный стоял Манолис, слушая ее печальный рассказ. Но что он мог сделать, чем помочь несчастной? Ведь колдовские силы были неподвластны ему. И все же он спрашивал себя: если нельзя ей помочь, то, быть может, найдется средство, способное хоть немного облегчить ее страдания?
И он вспомнил о скрипке, о которой впервые забыл в этом дворце, полном роскоши и сокровищ.
О, как торопился, как бежал Манолис за своей скрипкой! Не теряя ни минуты, он тут же вернулся с ней в башню. Никогда он так не играл. Никогда так не звучала его скрипка.
Всю свою добрую душу, всю силу нежного, смелого сердца вложил Манолис в песню, которая лилась из-под смычка. И, о чудо! — птицы умолкли за стенами башни. Сначала они прислушались к звукам скрипки, потом подлетели к окну, потом вспорхнули в комнату и... стали садиться на вышивание.
А Манолис все играл. Безобразное лицо заколдованной девушки озарилось каким-то странным светом: ведь при виде вернувшихся птиц в сердце ее зажглась надежда. В это самое время снизу раздался голос принцессы. Она звала его, потому что наступило утро и должна была начаться свадьба. А Манолис все играл и играл. Он слышал принцессу, но он видел, как в нетерпении склонилась над своим вышиванием девушка, как ее лицо озаряет надежда.
А птицы все влетали и влетали в комнату...
Неожиданно дверь распахнулась — последний громкий стон издала скрипка. С яростью принцесса вырвала ее из рук юноши — и одновременно в башне раздался крик полный счастья и радости. Это был голос Манолиса. Он увидел, как вдруг изменилась бедная вышивальщица.
Блистая красотой, она поднялась со своего места и протянула принцессе платье. Сто птиц украшали его.
— Возьми это платье! — сказала она принцессе. — По приказу твоего отца-колдуна я вышивала его уже много лет. Разве мог подумать он, человек с черным сердцем и черной душой, что найдется юноша, который согласится пренебречь богатством, властью, троном и даже твоей красотой ради бедной уродливой вышивальщицы! Твоему отцу было мало того, что он захватил все мои богатства, ему надо было еще отнять у меня и красоту и отдать ее тебе!
Счастливый юноша взял за руки вышивальщицу, и они спустились в зал, где все было готово к свадьбе.
Вот и отпраздновали свадьбу. А лучшей песней, украсившей праздник, была песня, которую пропела скрипка Манолиса в утренний час в бедной комнате на самом верху одинокой башни.
Подумай и ответь на вопросы:
1. Опиши главного героя сказки.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Прочитай в тексте строки, где говорится о том, как Монолис спас волчицу. Как поступок характеризует юношу?
________________________________________________________________________________
3.Почему глаза девушки остались прекрасными после того, как ее заколдовали?
4.Сравни вышивальщицу и принцессу, используя круги Венна. Найди сходство и различие.
5. Если бы ты был на месте Манолиса, как ты помог бы заколдованной девушке?
6. Объясни фразу: «Красота спасёт мир».
7. Выбери пословицу, соответствующую содержанию сказки?
• Век живи, век учись.
• За двумя зайцами.
• Семь пятниц на неделю.
• Ему слово, а он - сто.
• Друга познают в беде.
• За добро и тебе добром ответят.
• Рыба ищет глубины, а человек - доброты. (Литовская пословица)
• Доброе дело без воздаяния не останется. (Французская пословица)
• Добро всегда своевременное. (Ирландская пословица)
8.Чему учит сказка?
9. Какие качества личности развивает рукоделие?
10.Отражаются ли качества человека на его творчестве?
11.Докажи, что лучшие люди - те, у которых добрая душа
(можно назвать сказочного/литературного персонажа).
№ п/п | Дескрипторы | Балл |
1. | Описывает главного героя (Называет его имя, возраст, материальное положение, место пребывания) | 1 |
2. | Находит строки в тексте и называет качество героя. | 2 |
3. | Объясняет, почему глаза девушки остались прекрасными после того, как ее заколдовали | 1 |
4. | Выполняет сравнительную характеристику девушек (вышивальщицы, принцессы, находит сходство и различие) | 3 |
5. | Предлагает своё решение помощи | 1 |
6. | Объясняет значение фразы: «Красота спасёт мир». | 1 |
7. | Находит пословицу, соответствующую содержанию сказки | 1 |
8. | Отвечает на вопрос: чему учит сказка? | 1 |
9. | Называет качества личности, которые развивает рукоделие | 1 |
10. | Рассуждает о влиянии качеств человека на его творчество | 1 |
11. | Называет человека (персонаж), у которого добрая душа | 1 |
| Итого | 14 |
Ключ к греческой сказке «Вышивальщица птиц»
1. Манолис- бедный юноша, сирота, жил в деревушке, прекрасно играл на скрипке.
2. Однажды вечером возвращался Манолис из соседней деревни и вдруг услышал в чаще кустарника какой-то шум. Раздвинул Манолис ветви и увидел волчицу-мать, попавшую в капкан. Пожалел Манолис попавшую в беду волчицу, ее маленьких деток, пожалел и выпустил зверя на свободу.
Внимательный, добрый, смелый, бескорыстный.
3. «Глаза-зеркало души». В безобразном заколдованном обличие была спрятана прекрасная душа.
4.
Принцесса Вышивальщица
безобразная
бедная
живёт в башне
рукодельница
заколдованная
красивая
богатая
живёт во дворце
самовлюблённая
колдунья
юная девушка
5.Я хорошо рисую и могла бы нарисовать прекрасный пейзаж с великолепной растительностью:деревья с изумрудной листвою, благоухающими разноцветными цветами и запахами трав, которые привлекли бы волшебных птиц.
6.Да. можно. Прекрасной картиной, её цветами. Лепкой посуды. Вселить в человека надежду, что только он способен это сделать , вдохнуть желание жить …
7. Доброе дело без воздаяния не останется. (Французская пословица)
8. Доброте, быть неравнодушным к окружающим, уметь видеть прекрасное, любить и как в сказке: добро побеждает зло.
9.Рукоделие развивает: усидчивость, терпение, сосредоточенность, аккуратность.
10.Да, отражаются. Только тот человек, который влюблён в искусство, сможет быть виртуозным музыкантом, прекрасным художником, выдающимся певцом или поэтом. Это большой труд и старание.
11. Золушка - трудолюбивая, исполнительная, добрая. И награда за её старание - любовь принца.
Раздел «Выдающиеся личности»
По М. Ауэзову «Детство поэта»
Детство поэта.
I
Абаю исполнилось тринадцать лет. Детские игры и забавы больше не манили его, он нашёл себе новых друзей - бабушку Зере и мать Улжан.
Только теперь Абай сумел оценить, какой чудесной рассказчицей была Зере. Она говорила увлекательно, захватывающе, целиком овладевая вниманием слушателя.
Началось это так.
Как-то во время болезни Абай не мог уснуть от боли и попросил бабушку рассказать ему что-нибудь. Та сперва задумалась, а потом начала говорить. Казалось, не слова, а жемчужины нанизывала она на длинную нить.
Абай заставлял бабушку рассказывать с утра до вечера.
И когда он наконец выздоровел, старая Зере не прекращала своих рассказов.
Мальчик не уставал слушать бабушку. Слушал он сосредоточенно и очень внимательно. А когда она утомлялась и замолкала, Абай шёл к матери. Он любил, когда мать читала ему стихи. Неграмотная, она бережно хранила стихи в памяти. Это удивляло и восхищало Абая. Она целыми днями могла передавать жыры*, айтысы*, назидания и шутки в стихах.
Как-то издалека приехали два гостя: старик и юноша. Молодого Абай знал раньше и страшно обрадовался, увидев его. Это был акын Байкокшё. Второго, старика, Абай раньше не видел, но Улжан его знала хорошо. Она с улыбкой обратилась к Абаю:
- Вот, сынок, ты всё надоедал нам - то мне, то бабушке. А теперь перед тобою сокровищница рассказов и песен... Это - акын Барлас.
У Барласа узкая серебристая борода и звонкий голос. Он сразу понравился Абаю. Этот не такой, как другие, которые стараются держать про себя всё, что знают! У Барласа открытая душа. Он сразу повёл себя так, как будто был в ауле своим человеком.
- Э, сынок, недаром говорится:
«Песня акына - потоки вод неземных,
Слушатель - мел, жадно вбирающий их!..», - сказал он, с мягкой улыбкой посмотрев на Абая . - Уважения достоин тот народ, который умеет говорить и слушать.
Вечером, пока варилось мясо, Барлас спел песню «Коблан- ды батыр». Она показалась Абаю самой красивой, самой увлекательной. Когда Барлас кончил петь и поднялся, Абай спросил его:
- Как звали того, кто сложил эту песню?
- Говорят, она сложена в незапамятные времена, дитя моё. Особенно понравились Абаю прощание Кобланды, скачка Тайбурыла. От волнения он долго не мог заснуть в ту ночь.
Улжан и на следующий день не отпустила Барласа и Бай- кокше.
- Оставайтесь! Куда вам торопиться? Погостите у нас ещё несколько дней! - уговаривала она.
Эта просьба - желание Абая. Раньше он думал, что всё разумное и поучительное - только в книгах, что знание и искусство живут в медресе*.
А сейчас мальчику казалось, что никогда он не слыхал ничего лучше песен Барласа и Байкокше. Его волновали напевы домбры, ласкали слух голоса акынов. Эти голоса то взвивались в вышину, то тихо стелились по земле и журчали, то неслись, как вихрь.
Жемчужные слова, чудесные дары внимательному слуху... В такие минуты Барлас казался Абаю совсем другим. Это был мудрый наставник, глубокий мыслитель.
«Тайна дум моих глубока,
Как туман, что вдали встаёт,
Грудь мою съедает тоска...
Вкруг - простор серебряных вод...
Забурлила, плещет река - Это песни Барлас поёт», -
изливал акын в песне свои думы.
- О чём его печаль? - спрашивал иногда Абай у матери.
- В нём великая сила. Он не пойдёт просить по аулам и собирать подарки. Учись у него, храни его слова в памяти, - говорила Улжан.
Абай не пропускал ни одного слова из песен акына. Он слушал новые песни, рождавшиеся тут же, под сводами* юрты. Перед отъездом Барлас сказал мальчику:
- Ты растёшь, Абай-ширагым*.
Кем ты будешь, ставши большим?
И отдал свою домбру.
- Вот, сынок. Это - тебе моё благословение. Говорю от всего сердца!
Абай ничего не мог сказать от смущения.
(По М. Ауэзову )
Подумай и ответь на вопросы:
1. Вспомни, что ты знаешь об этом великом человеке. Подбери слова – ассоциации.
АБАЙ
2.Прочитай «про себя». Используй приём «чтение с пометками».
3. Объясни, как ты понимаешь «Песня акына - потоки вод неземных, слушатель - мел, жадно вбирающий их».
4. Образный портрет.
Представь, если бы сейчас тебя попросили нарисовать портрет юного Абая. Как бы ты изобразил его? На фоне чего был бы изображён портрет? Какие цвета можно использовать для изображения талантливого человека? Закрой глаза, представь в течение одной минуты этот портрет. Открой глаза и опиши устно, готовый портрет, который возник перед тобой.
5. Кто из близких людей раскрыл Абаю красоту поэтического слова?
6. Расскажи, как Абай слушал свою бабушку. С чем сравнивает автор её рассказы?
7.Что удивляло и восхищало Абая в матери?
8. Составь портрет-характеристику Барласа по плану:
характеристика, данная Барласу матерью Абая;
описание внешности;
поведение Барласа.
9. Найди и запиши изобразительно-выразительные средства произведения
Эпитет | Сравнение | Олицетворение |
| | |
10. Какое будущее предсказал акын Барлас мальчику Абаю? Сбылось ли это предсказание?
11. Найди и запиши пословицы и поговорки, использованные в произведении.
№ п/п | Дескрипторы | Балл |
1. | Подбирает слова – ассоциации (не менее 3) | 1 |
2. | Читает текст с использованием приёма «чтение с пометками» | |
3. | Объясняет, смысл выражения | 1 |
4. | Составляет образный портрет юного Абая | 1 |
5. | Отвечает на вопрос: « Кто из близких людей раскрыл Абаю красоту поэтического слова?» | 1 |
6. | Рассказывает, как мальчик слушал свою бабушку и с чем сравнивал автор её рассказы | 2 |
7. | Отвечает на вопрос: «Что удивляло и восхищало Абая в матери?» | 1 |
8. | Составляет портрет-характеристику Барласа по плану (3 пункта) | 3 |
9. | Находит и записывает изобразительно-выразительные средства произведения в таблицу | 3 |
10. | Отвечает на вопрос: «Какое будущее предсказал акын Барлас мальчику Абаю? Сбылось ли это предсказание?» | 1 |
11. | Находит и записывает пословицу и поговорку | 2 |
| Итого | 16 |
Ключ к рассказу М. Ауэзова «Детство поэта»
1. Слова – ассоциации: казах, степь, бабушка, аул, ум, поэт, писатель, талант, школа, мудрец, литература, любовь к людям, природе, общение, образование.
2.Читает главу с использованием приёма «изучающее чтение»
3.Песню сравнивает с прекрасным потоком, журчание воды – мелодия. Нужно уметь исполнять красиво и уметь слушать, внимая смысл услышанного.
4. Подросток с открытыми всему миру глазами, с солнечным ликом, стоит с распростёртыми руками посреди жайляу. Весна, цветущая степь. И впереди вся жизнь…
5. Бабушка Зере и мать Улжан
6. Абай слушал рассказы бабушки сосредоточенно и очень внимательно.
«…не слова, а жемчужины нанизывала она на длинную нить».
7. Удивляло и восхищало Абая в матери то, что она была неграмотная, но хранила стихи в памяти и целыми днями могла передавать жыры, айтысы, назидания и шутки в стихах.
8. 1. Акын Барлас - сокровищница рассказов и песен.
2. Старик с узкой серебристой бородой и звонким голосом, с открытой душой.
3. Повёл себя так, как будто был в ауле своим человеком.
9.
Эпитет | Сравнение | Олицетворение |
Акын Барлас-сокровищница рассказов и песен… Жемчужные слова, чудесные дары внимательному слуху… | Казалось, не слова, а жемчужины нанизывала она на длинную нить. | Эти голоса то взвивались в вышину, то тихо стелились по земле и журчали, то неслись, как вихрь. |
10. Отдавая свою домбру, Барлас благословил юного Абая. Предсказание сбылось. Абай Кунанбаев стал великим акыном, великим казахским поэтом.
11. 1. Песня акына - потоки вод неземных,
Слушатель - мел, жадно вбирающий их!..
2. Уважения достоин тот народ, который умеет говорить и слушать.