СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тексты по истории Древнего мира

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале представлены тексты для анализа по истории Древнего мира с заданиями разного уровня сложности. Можно использовать на уроках истории, на занятиях внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Тексты по истории Древнего мира»

Тексты по истории Древнего мира

1.Хозяйственная жизнь людей приобрела новые черты. Теперь люди занимались не только собирательством, охотой и рыболовством. Они научились сами производить нужное им для жизни - пищу, одежду, материалы для строительства. От присвоения даров природы они перешли к производству необходимых для жизни продуктов на основе развития земледелия и скотоводства. Это был величайший переворот в жизни древних людей. Произошло это в неолите. Ученые назвали этот переворот неолитической революцией.В племенах земледельцев и скотоводов научились из тонких прутьев плести корзины, лепить горшки из глины и обжигать их в огне очага. Умение изготавливать из камня различные орудия труда достигло большого совершенства. Женщины освоили прядение и ткачество. У людей появились одежды из льняного полотна и шерстяной ткани. Появились ремесленники - люди, которые создавали орудия труда, оружие, посуду. Ремесленники обычно не занимались сельским хозяйством, а получали продукты в обмен на свои изделия. Произошло отделение ремесла от земледелия и скотоводства. Хозяйство стало носить производящий характер (земледелие, скотоводство, ремесло).Развитие производящего хозяйства привело к:распаду родовой общины и образованию соседской общины, где каждая семья имела право на свою долю общинной собственности; появлению неравенства и выделению знати. Образуются племена – союзы родовых общин, живущих в одной местности и имеющих общие традиции и обычаи.

Задания на оценку «3»

1. Составить план озаглавить текст

2. Перечислить основные занятия первобытных людей

3. Задать три вопроса к тексту

Задания на оценку «4»

1. Составить план озаглавить текст

2. Объяснить значение выделенных слов

3. Какая община была раньше: соседская или родовая?

Задания на оценку «5»

1. К чему привело развитие производящего хозяйства?

2. Почему переход к производящему хозяйству назвали переворот?

3. Какое хозяйство лучше: присваивающее или производящее? Почему?


2.Царь являлся верховным правителем. Считалось, что он получил свою власть и страну от богов. Царь имел право распоряжаться землей государства и достоянием своих подданных. Он наделял землей вельмож и чиновников. Тем самым царь поощрял их за государственную службу. Чем выше было положение человека в системе управления государством, тем больше он имел возможностей обогатиться, получая от царя больше земли. Земля храмов и общинников также считалась собственностью царя, отданной им в пользование. Никто, кроме царя, не обладал правом полной собственности на землю. Попав в немилость к царю, перестав ему служить, человек мог потерять свою землю и богатства. Так складывалась особая форма власти-собственности, типичная для большинства государств Древнего Востока. Жизнь и имущество подданных, независимо от их положения, принадлежали царю. Он мог поступать, руководствуясь исключительно собственной волей, то есть по произволу. Власть царя была ничем не ограничена. Даже жрецы именовали себя не только "рабами богов", но и "рабами царя". Такое государство называется деспотией, а его неограниченный правитель деспотом. Деспотия как форма государства преобладала на Древнем Востоке. Среди подданных царя Хаммурапи можно выделить три разряда: свободные люди, обладавшие всеми правами; свободные люди, лишенные некоторых прав; рабы. В рабство обращали военнопленных. Однако и вавилоняне, не сумевшие выплатить долг, могли попасть в рабство. Рабов было немного. Через несколько лет пребывания в рабстве человека могли отпустить на волю.

Задания на оценку «3»

1. Составить план озаглавить текст

2. На какие категории делились жители

3. Задать три вопроса к тексту

Задания на оценку «4»

1. Составить план озаглавить текст

2. Объяснить значение выделенных слов

3. Кто помогал царю управлять государством

Задания на оценку «5»

1. Как ты считаешь: рабство- это хорошо или плохо? Почему?

2. Почему царь обладал неограниченной властью?

3. Если царь всё решал сам, зачем ему нужны помощники?


3.Первые сведения о школах у древних египтян относятся к 3-му тысячелетию до н. э. Грамоте обучали только мальчиков. Обучали детей с 5 лет. Но не все египетские ребята ходили в школу. Дети простых ремесленников и земледельцев редко становились образованными людьми. Сначала школьник должен был научиться правильно и красиво писать и читать, затем - составлять деловые бумаги. В 3-ем тысячелетии до н. э. писали на глиняных черепках, коже и костях животных. На папирусе писали тонкой палочкой, используя иероглифы. Почти весь текст писали черной краской. Красную краску использовали только для обозначения знаков препинания и выделения главных фраз. Школьные папирусы использовали несколько раз. Перед тем как еще раз написать что-либо на старом папирусе, ученики смывали с него ранее написанное. Затем учителя-писцы ставили на папирусе число, месяц, день и год урока, и ребята начинали выполнять задание учителя. Учебники, по которым учились древние египтяне, представляли собой свитки, на которых были написаны тексты, предназначенные для переписывания и заучивания наизусть. Занятия в школе шли с раннего утра до позднего вечера. Нерадивых учеников сурово наказывали. Детей учили не только читать и писать. Им преподавали также астрономию, медицину, языки других народов, математику. Эта наука могла понадобиться египтянам для расчета строительства каналов, храмов, пирамид, подсчета урожая, астрономических вычислений, которые жрецы проводили для прогноза разливов Нила. Важными науками, которые преподавались в школе, были география и геометрия, с помощью которых ученик мог научиться рисовать план местности. Особое место занимали царские школы, где дети вельмож учились вместе с наследниками фараонов и их родственников. В таких школах особое внимание уделялось переводу на живой язык древнейших текстов.

Задания на оценку «3»

1. Озаглавить текст, составить план.

2. Чему учили в египетских школах?

3. Задать три вопроса к тексту.

Задания на оценку «4»

1. Объяснить значение выделенных слов.

2. Составить план, озаглавить текст.

3. Почему папирус использовали несколько раз?

Задания на оценку «5»

1. Почему дети простых людей редко учились в школе?

2. Что тебе понравилось и не понравилось в египетской школе и почему?

3. Почему дети так рано начинали учиться в школе?

4. Объяснить значение выделенных слов, составьте план текста.


4.Эта территория расположена между двумя большими реками - Тигр и Нил. Местность в низовьях этих рек каменистая и неплодородная. С древнейших времен в нижнем течении Тигра и Евфрата проживали шумеры. Дворцы, храмы, дома они строили из кедра, который в изобилии рос по берегам рек. Города-государства шумеров - Ур, Урук, Мемфис, Вавилон, Аккад, стали возникать в конце 4 тысячелетия до н. э. В каждом городе высились ступенчатые башни-зиккураты. Примерно 4 тысячи лет назад эта территория была завоевана семитскими племенами. Они основали свое государство со столицей в городе Вавилон. Самым могущественным вавилонским царем был Хаммурапи, который правил с1750 по 1792 год до н. э. Вся земля в государстве, имущество подданных принадлежали царю, которого вавилоняне считали исполнителем воли богов. Такая форма государства называлась демократией, она преобладала на Древнем Востоке. Свободные вавилоняне платили налоги в пользу государства, поэтому вавилонские законы ограничивали пребывание людей в рабстве за долги тремя годами. Жители южного Междуречья изобрели иероглифическую письменность, существовавшую почти 3 тысячи лет. Ее секрет был раскрыт в 1835 году французским ученым Шампольоном.

Задания на оценку 3

1. О какой территории идёт речь ?

2. Составить план, озаглавить текст

3. Задать три вопроса к тексту

Задания на оценку 4

1.Объяснить значение выделенных слов

2. Составить план, озаглавить текст

3. Сколько лет прошло от окончания правления Хаммурапи до расшифровки иероглифов Шампольоном

Задания на оценку «5»

1.Составить план, озаглавить текст

2.Назвать одно из чудес света, которое находилось на этой территории

3. Какая библейская история связана с городом Вавилоном?

4. Найти ошибки, допущенные в тексте


5. «Древние греки жили в северо-восточной Африке. Берега … имеют множество бухт и заливов, поэтому сообщение между частями .. шло по морю. Плавали греки по морю только зимой и ранней весной. Рек в … много и они похожи на великие реки Востока. Северная часть называлась Пелопоннес. Область Фессалия славилась пшеницей и лошадьми. Самый знаменитый город .. Афины, расположен в южной её части . На Пелопоннесе находился самый крупный город Коринф. Греки выращивали ячмень, оливки, виноград, сахарный тростник, хлопчатник, лук, чеснок, лимоны, лен, инжир. Коров в … было мало, землю греки пахали на быках. Греки называли себя эллинами в честь Эллина, сыновья и внуки которого, по их мнению, стали родоначальниками эллинских племен. В … было много строительного камня, в том числе ценного мрамора…»

Задания на оценку «3»

1. Вставить пропущенное слово

2. Составить план и озаглавить текст

3. Задать два вопроса к тексту

Задания на оценку «4»

1. Составить план и озаглавить текст

2. Почему жителей этого государства Геродот называл «лягушками, рассевшимися вокруг моря»?

3. Почему в этом государстве было так мало коров?

Задания на оценку «5»

1. Найти и исправить все ошибки, допущенные в тексте

2. Почему чужеземцам в этой стране жилось очень непросто?

3. Перечислить основные занятия жителей


6.Пунические войны – войны между Римом и Карфагеном за господство в Западном Средиземноморье. (Римляне называли карфагенских финикийцев пунами)

I-я Пуническая война (264-240 гг. до н.э.) продолжалась 23 года и закончилась поражением Карфагена. Рим превратил Сицилию в свою провинцию — подчиненную область. Однако могущество Карфагена сломлено не было, и обе стороны готовились к новым схваткам. Римский сенат разработал такой план: одна консульская армия нападает на карфагенян в Испании, а другая в Африке. Но молодой карфагенский полководец Ганнибал помешал этим намерениям. Он решил опередить римлян и первым нанести удар.

II-ая Пуническая война (218-201 гг. до н.э.)

В 218 г. до н. э. Ганнибал разрушил испанский город Сагунт, который являлся союзником Рима. Римляне в ответ объявили Карфагену войну.Тем временем Ганнибал, выйдя из Испании во главе отборных войск и перейдя с огромными потерями Альпы, оказался там, где его не ждали — в долине реки По. Ганнибал объявил жившим в тех местах галлам, давним врагам Рима, что воюет за свободу Италии. Галлы дали Ганнибалу продовольствия и лошадей, вступали в его войско.Ганнибал в нескольких сражениях разгромил консульские армии. Он двинулся на юг страны, стремясь поднять на борьбу с Римом народы Италии.В 216 г. до н. э. Риму удалось собрать новое большое войско — 80 тыс. легионеров. Неподалеку от города Канны консулы настигли неприятеля, и один из них решился дать бой. У Ганнибала было всего 40 тыс. чел. Однако он одержал победу. В этом проявилась его гениальность как полководца. Но он не поспешил на Рим, чтобы последним ударом разрушить республику. «Побеждать умеешь, пользоваться победой — не умеешь», — сказал Ганнибалу один из его друзей.После поражения при Каннах римляне избегали решительных сражений — война становилась затяжной. Молодой и даровитый римский полководец Сципион, пять лет победоносно сражавшийся с карфагенянами в Испании, выдвинул смелый план захвата вражеской столицы и высадился в Африке. После 15 лет войны в Италии, не испытав ни одного поражения, Ганнибал вынужден был поспешить на защиту Карфагена.В 202 г. до н э., близ города Зама, к югу от Карфагена, произошла последняя битва Ганнибала с римлянами. Армия великого полководца была разбита. Сципион получил почетное прозвище Африканский. На следующий год Рим и Карфаген заключили мир, по которому Карфаген признавал свое поражение, Он лишился всех владений за пределами Африки, обязался выдать Риму военный флот, боевых слонов и заплатить большую сумму денег. Так закончилась 2-я Пуническая война. Рим стал хозяином в Западном Средиземноморье. Однако угроза со стороны Карфагена продолжала страшить римлян.

III-я Пуническая война (149-146 гг. до н.э.)

Старый и влиятельный сенатор Катон, побывав в Карфагене, был поражен обилием кораблей и товаров в его гавани, богатством жителей. Вернувшись на родину, он стал призывать к полному уничтожению цветущего города. Каждую речь в сенате Катон заканчивал словами: «Все же я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен».Началась 3-я Пуническая война. В 146 г. до н. э. Сципион Младший — приемный внук Сципиона Африканского взял Карфаген и сровнял его с землёй

Задания на оценку «3»

1. Составить план озаглавить текст

2. Почему войны между Римом и Карфагеном назывались Пуническими

3. Задать три вопроса к тексту

Задания на оценку «4»

1. Составить план озаглавить текст

2. Объяснить выделенные слова

3. Сколько лет длились Пунические войны

Задания на оценку «5»

1. Почему после 3 войны римляне Карфаген сровняли с землей

2. Перечислить причины неудач римлян во 2 Пунической войне

3. Почему Римское государство получило сначала название держава, а затем и империя? ( привести не менее двух фактов)