Министерство образования и науки Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Арзамасский коммерческо-технический техникум
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по УиНМР
_____________ Н. В. Слюдова
______________20 г.
ПРОГРАММА ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ
учебной дисциплины
ОУД. 01 Русский язык с применением новой образовательной технологии «Профессионалитет»
По профессии СПО: |
Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих |
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) 15.01.38 Оператор-наладчик металлообрабатывающих станков |
По специальности СПО: |
Программы подготовки специалистов среднего звена |
15.02.19 Сварочное производство 15.02.16 Технология машиностроения 13.02.13 Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей 09.02.07 Информационные системы и программирование 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет по отраслям 38.02.03 Операционная деятельность в логистике 38.02.08 Торговое дело |
2024 г.
Одобрена методическим объединением
Протокол №___
от «___»_____________20 г
Председатель МО:
_________________Н.Б. Красникова
Автор:
М..Н. Ратанов, преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ «Арзамасский коммерческо-технический техникум».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели проведения текущей аттестации
При проведении текущей аттестации преподавателями должны быть достигнуты следующие цели:
-определение степени усвоения дисциплины;
-стимулирование формирования навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования;
-развитие интереса к познанию и творческих способностей студента;
-подготовка студента к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности;
-оценка уровня полученных студентами знаний в области русского языка, необходимых им для развития личности;
-проверка степени достижения целей учебной программы дисциплины «Русский язык». Накопление знаний (в виде информации, основ профессиональной культуры, базовых умений и навыков
Формы контроля, которые необходимо выполнить обучающимся по
профессии СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
для которых читается дисциплина.
Накопленные знания (в виде информации, основ профессиональной культуры, базовых умений и навыков) обучающихся по профессии среднего профессионального образования 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
контролируется преподавателем путем проведения следующих видов контроля:
-входного контроля;
-текущего контроля
Ожидаемые результаты обучения
Код ПК, ОК | Код умений | Умения | Код знаний | Знания |
ОК 01 | Уо 01.01 | распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте | Зо 01.01 | актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить |
Уо 01.04 | выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы | Зо 01.02 | основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте |
Уо 01.09 | оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) | Зо 01.06 | порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности |
ОК 02 | Уо 02.01 | определять задачи для поиска информации | Зо 02.03 | формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации |
Уо 02.02 | определять необходимые источники информации | Зо 02.02 | приемы структурирования информации |
Уо 02.03 | планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию | | |
Уо 02.04 | выделять наиболее значимое в перечне информации | | |
ОК 04 | Уо 04.01 | организовывать работу коллектива и команды | Зо 04.02 | основы проектной деятельности |
ОК 05 | Уо 05.01 | грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе | Зо 05.01 | особенности социального и культурного контекста; |
| | Зо 05.02 | правила оформления документов и построения устных сообщений |
ОК 06 | Уо 06.01 | описывать значимость своей специальности | Зо 06.01 | сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей |
| | Зо 06.02 | значимость профессиональной деятельности по специальности |
1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование раздела/темы дисциплины/ | Кол-во часов | В том числе в форме практической подготовки | В том числе лабораторные и практические |
Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры | 12 | 0 | 2 |
Раздел 2. Фонетика, морфология и орфография. | 30 | 0 | 2 |
Раздел 3. Синтаксис и пунктуация | 22 | 0 | 2 |
Раздел 4. Особенности профессиональной коммуникации | 14 | 0 | 6 |
Итого: | 78 | 0 | 12 |
2. ВИДЫ КОНТРОЛЯ
Приобретенные обучающимися в ходе изучения дисциплины “Русский язык” умения и знания, включающие в себя:
- знания о русском языке, языковой норме и ее разновидностях,
-применения полученных знаний и умений в собственной речевой практике,
-повышения уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности;
-знания, включающие в себя анализ и интерпретацию художественного произведения, соотнесение его с общественной жизнью и культурой,
- написание рецензии на прочитанные произведения
контролируются преподавателем в рамках входного и текущего контроля.
2.1. Входной контроль
Входной контроль предназначен для определения степени усвоения обучающимися изучаемого теоретического материала и их готовности к отработке (выполнению) практических занятий.
Входной контроль путем проведения диктанта осуществляет преподаватель на первом занятии.
В задания входного контроля включаются правила на орфографию и пунктуацию.
Критерии оценки
Результаты входного контроля оцениваются по 5-балльной шкале и регистрируются в журнале учебных занятий и в ведомости оценок по входному контролю.
Для оценки результатов входного контроля в форме диктанта выбраны следующие критерии:
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка "5" «отлично» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1-й негрубой орфографической или 1-й негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка "4" «хорошо» выставляется при наличии в диктанте 2-х орфографических и 2-х пунктуационных ошибок, или 4-х пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка "4" может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка "3" «три» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка "3" может быть поставлена также при наличии 6-ти орфографических и 6-ти пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка "2" «плохо» выставляется за диктант, в котором допущено до 7-ми орфографических и 7-ми пунктуационных ошибок, или 6-ти орфографических и 8-ми пунктуационных ошибок, 5-ти орфографических и 9-та пунктуационных ошибок, 8-ми орфографических и 6-ти пунктуационных ошибок.
Оценка "1"«очень плохо» выставляется за диктант при большем количестве ошибок.
2.2.Текущий контроль
Текущий контроль предназначен для проверки качества усвоения материала по изученной теме, стимулирования своевременной учебной работы обучающихся
и получения обратной связи для планирования и осуществления корректирующих и предупреждающих действий, а также при необходимости коррекции методики проведения занятий.
Текущий контроль проводится в форме:
-устного опроса,
-выполнения тестовых заданий,
-самостоятельной работы в тетради с использованием учебника (выполнение упражнений),
-самостоятельной работы (выполнение заданий по темам из папки контроля),
-контрольной работы (директорской),
-самостоятельной работы – доклад по заданной теме,
-по вопросам, изученным как на лекциях, так и самостоятельно,
-реферата по заданной теме предусматривает самостоятельную работу с дополнительной литературой,
-практических занятий.
Результаты текущего контроля оцениваются по 5-бальной шкале и регистрируются в журнале учебных занятий.
Критерии оценки
Результаты текущего контроля оцениваются по 5-балльной шкале и регистрируются в журнале учебных занятий.
Для оценки результатов текущего контроля выбраны следующие критерии:
Устный опрос. Устный опрос является одним из основных способов контроля знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. При оценке ответа ученика необходимо руководствоваться следующими критериями:
-Полнота и правильность ответа.
-Степень осознанности, понимания изученного.
-Речевое оформление ответа.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила к конкретным случаям.
Оценка «5»«отлично»ставится, если ученик обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает правильные определения языковых понятий; обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4»«четыре» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний учителя, и единичные погрешности в последовательности и языке изложения.
Оценка «3»«три» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в языковом оформлении изложения.
Оценка«2» «плохо» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Неудовлетворительная оценка отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка«1» «очень плохо» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Неудовлетворительная оценка отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Положительные оценки («5», «4», «3») могут быть выставлены не только за единовременный ответ (когда на подготовку ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Выполнение тестовых заданий.
Выполнение тестовых заданий зависит от количества заданий, следовательно, и критерии на разные уровни и количества вопросов в тесте будут разные нормы оценивания.
Для оценки результатов текущего контроля в виде тестовых и тематических заданий, выбраны следующие критерии:
«5» «отлично» - ставится при условии правильного ответа студента не менее чем на 84% тестовых заданий;
«4» «хорошо» - ставится при условии правильного ответа студента не менее чем на 67% тестовых заданий;
«3» «три» - ставится при условии правильного ответа студента не менее чем на 50% тестовых заданий;
«2» «плохо» - ставится при условии, если студент правильно ответил менее чем на 50%тестовых заданий;
«1» «очень плохо» - если студент правильно ответил менее чем на 30% тестовых заданий.
Написание реферата по заданной теме предусматривает самостоятельную работу с дополнительной литературой.
Критерии оценки реферата:
• Актуальность темы исследования.
• Соответствие содержания теме.
• Глубина проработки материала.
• Правильность и полнота использования источников.
• Соответствие оформления реферата стандартам.
По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам.
Самостоятельной работы – проект (доклад) по заданной теме,
по вопросам, изученным как на лекциях, так и самостоятельно.
Форма контроля по аналогии с предыдущей работой.
Контрольной работы (директорской) в форме диктанта.
Критерии оценки
Результаты директорской контрольной работы (в форме диктанта) оцениваются по 5-балльной шкале.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка "5" «отлично» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1-й негрубой орфографической или 1-й негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка "4" «хорошо» выставляется при наличии в диктанте 2-х орфографических и 2-х пунктуационных ошибок, или 4-х пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка "4" может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка "3" «три» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка "3" может быть поставлена также при наличии 6-ти орфографических и 6-ти пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка "2" «плохо» выставляется за диктант, в котором допущено до 7-ми орфографических и 7-ми пунктуационных ошибок, или 6-ти орфографических и 8-ми пунктуационных ошибок, 5-ти орфографических и 9-та пунктуационных ошибок, 8-ми орфографических и 6-ти пунктуационных ошибок.
Оценка "1"«очень плохо» выставляется за диктант при большем количестве ошибок.
Самостоятельная работа в тетради с использованием учебника (выполнение упражнений).
Критерии оценки:
Оценка "5" «отлично» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1-й негрубой орфографической или 1-й негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка "4" «хорошо» выставляется при наличии 2-х орфографических и 2-х пунктуационных ошибок, или 4-х пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка "4" может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка "3" «три» выставляется за допущенные 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка "3" может быть поставлена также при наличии 6-ти орфографических и 6-ти пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка "2" «плохо» выставляется, когда допущено до 7-ми орфографических и 7-ми пунктуационных ошибок, или 6-ти орфографических и 8-ми пунктуационных ошибок, 5-ти орфографических и 9-та пунктуационных ошибок, 8-ми орфографических и 6-ти пунктуационных ошибок.
Оценка "1"«очень плохо» выставляется при большем количестве ошибок.
Самостоятельной работы (выполнение заданий по темам из папки контроля).
Критерии оценки:
Оценка "5" «отлично» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1-й негрубой орфографической или 1-й негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка "4" «хорошо» выставляется при наличии 2-х орфографических и 2-х пунктуационных ошибок, или 4-х пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка "4" может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка "3" «три» выставляется за допущенные 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка "3" может быть поставлена также при наличии 6-ти орфографических и 6-ти пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка "2" «плохо» выставляется в работе, когда допущено до 7-ми орфографических и 7-ми пунктуационных ошибок, или 6-ти орфографических и 8-ми пунктуационных ошибок, 5-ти орфографических и 9-та пунктуационных ошибок, 8-ми орфографических и 6-ти пунктуационных ошибок.
Оценка "1"«очень плохо» выставляется при большем количестве ошибок.
3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные печатные издания
1. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ [Л.М. Рыбченкова и др.].- 4-е изд., стер.- М.: Просвещение, 2022.- 272 с. : ил. ISBN 978-5-09-088023-7.
Основные электронные издания
1. Министерство образования и науки Российской Федерации (http://минобрнауки.рф/);
2. Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru/);
3. Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (http://window.edu.ru/);
4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/);
5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/);
6. Проект Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина "Образование на русском" (https://pushkininstitute.ru/); 7. Научная электронная библиотека (НЭБ) (http://www.elibrary.ru);
7. КиберЛенинка (http://cyberleninka.ru/).
8. Справочно-информационный портал "Русский язык" (http://gramota.ru/).
Дополнительные источники
1. Лобачева, Н.А. Русский язык. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография: учебник для среднего профессионального образования / Н.А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 230 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12294-7
2. Лобачева, Н.А. Русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 206 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12621-1.
3. Лобачева, Н.А. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 123 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12620-4.
4. Русский язык. Сборник упражнений: учебное пособие для среднего профессионального образования / П.А. Лекант [и др.]; под редакцией П.А. Леканта. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 314 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-9916-7796-7. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: http://www.biblio-online.ru/bcode/452165
Приложения к программе текущей аттестации
Министерство образования и науки Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Арзамасский коммерческо-технический техникум
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по УиНМР
_____________ Н. В. Слюдова
«___»________20 г.
Комплект контрольно-измерительных материалов для текущего контроля знаний
По профессии СПО: |
Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих |
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) 15.01.38 Оператор-наладчик металлообрабатывающих станков |
По специальности СПО: |
Программы подготовки специалистов среднего звена |
15.02.19 Сварочное производство 15.02.16 Технология машиностроения 13.02.13 Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей 09.02.07 Информационные системы и программирование 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет по отраслям 38.02.03 Операционная деятельность в логистике 38.02.08 Торговое дело |
Дисциплина: ОУД 01. Русский язык
Курс: 1
Преподаватель: М.Н. Ратанов
Преподаватель: Е.В. Горожанкина
Рассмотрено на заседании МО
Протокол №___ от ____ 20___ г.
Председатель МО Н. Б. Красникова
Входной контроль
Диктант
Задание. Перепишите, расставляя знаки препинания. Объясните, какие орфографические и пунктуационные правила вы использовали, переписывая текст.
Я (н) б...русь опис..вать сп..ктакли чеховских пьес так как это (н..)возможно. Их прелесть в том что (н.. )передае..ся словами а скрыто под ними или в паузах, или во взглядах актеров, в излучении.. их внутре..него чувства. (При) этом ож..вают и мертвые предметы на сцен.. и звуки и дек..рации и образы созд..ваемые артистами, и самое настроении.. пьесы и всего сп..ктакля. Все дело здесь в творческой интуиции.. и артистическом ч..вств..
Линия интуиц.. и чу..ства подсказана мне Чеховым. Для вскрытия внутр..ней сущност.. его произведений (н..)обходимо произвести своего рода раскопки его душевных глубин. Конечно того(же) требует всякое художеств..ное пр..изведение с глубоким духовн.. с..держанием. Но к Чехову это относи..ся в наибольш..й мер.. так как других путей к нему (н..)существует. Все театры России и многие Европы пытались п..р..дать Чехова старыми пр..емами игры. И что (же)? Их попытки ок..зались (н..)удачными. Наз..вите хоть один театр или ед..ничный сп..ктакль к..торый п..казал (бы) Чехова на сцен.. с помощью обычной театральност... А ведь за его пьесы брались (н..) кто (нибудь) а лучшие артисты мира к..торым нельзя отказать (н..) в талант.. (н..) в техник.. (н..) в опыт... И только Художественному театру удалось п..ренести на сцену кое(что) из того, что дал нам Чехов и (при) том в то время, когда артисты театра и тру..па нах..дились в стадии.. формац.... Это случилось благодаря тому что нам посч..стливилось найти новый подход к Чехову. Он особ..ный. И эта его особ..ность являе..ся нашим главн.. вкладом в драм..атическое искус..во.
Пьес..ы Чехова (н..) обн..руживают сразу своей п..этической значительност.. Прочтя их гов..ришь себе:"Хорошо но… (н..)чего особ..ного (н..)чего ош..ломляющего. Все как надо. Знакомо… правдиво… (н..) ново…" Нередко первое знакомство с его произведениями да(же) раз..чаровывает. Кажется что (н..)чего рас..казывать о них по прочтении... Фабула сюжет?.. Их можно изложить в двух словах. Роли? Много х..роших но нет вы..грышных за к..торыми п..гонится актер на амплуа х..роших р..лей (есть и такой). Больш..нство из них маленькие роли "без ниточки" (т. е. в один лист (н..) требующий ниток для сш..вания). Вспоминаются отдельные слова пьес..ы сцены… Но стра..но: чем больше даешь волю памяти тем больше хоч..тся думать о пьесе. Одни места ее заставляют, по внутренней связи, вспоминать о других еще лучших местах и наконец – о всем произведении... Еще и еще пер..читываешь его – и чувствуешь внутри глубокие залежи.
Его пьес…ы – очень действ..ны но только (н..) во внешнем а во внутр..нем своем развити... В самом бездейств.. создава..мых им людей таится сложное внутр..нее действие. Чехов лучше всех доказал что сц..ническое действие надо понимать во внутр..нем смысле и что на нем одном очищ..ном от всего псевдо-сценического можно строить и основывать драм..атические произведения в театре.
Текущий контроль
Тема 1: Морфология и орфография. Синтаксис и пунктуация.
Тесты
Вариант I
1) В каких словах пишется буква о?
а) возр_жать
б) гон_рар
в) ур_ган
г) эксп_зиция
д) декл_рация
2) В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква е?
а) о взбунтовавш_мся горне, в защищающ_й одежд_
б) о просыпающ_йся природ_, о высш_й власт_
в) о сыновн_м долг_, об имеющ_мся заблуждени_
г) на испортивш_мся прибор_, на открывавш_мся форум_
3) В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
а) п_лисадник, не_своенный, н_илучший
б) пр_остановиться, пр_суждение, пр_морский
в) ни_вергаться, чере_чур, и_готовить
г) сверх_нтересный, небез_нтересный, под_грать
4) В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?
а) заст_лить, к_сательная, сов_ршенно
б) ср_щение, подр_жательный, уб_ждение
в) безобл_чный, подг_ реть, ур_ган
г) бл_гополучно, сомн_вающийся, разгл_шать
5) В каком слове на месте пропуска надо поставить букву ё?
а) металлическая реш_тка
б) рыжий бельч_нок
в) протянуть руч_нки
г) горяч_ приветствовать
6) В каком ряду все слова пишутся через дефис?
а) кое (как), надо (же), неуже (ли)
б) кто (либо), темно (красный), книгу (то)
в) ну (же), как (нибудь), как (будто)
г) принимай (ка), вряд (ли), скорей (бы)
7) В каком предложении не со словом пишется раздельно?
а) Герой, (не)навидя рабство, пытается изменить отношения между людьми.
б) (Не)понятное нам правило трудно запомнить.
в) Мимо проходят (не)сокрушимые, отсвечивающие голубым льдины.
г) Так и (не)появившийся на сцене ревизор тревожит всех обывателей.
8) В каком предложении слово употреблено в несвойственном ему значении?
а) Хозяин внимательно следит за порядком в доме.
б) Мой друг особенно уважает стихи.
в) У Базарова нет единомышленников.
г) Пафос творчества Пушкина – «лелеющая душу гуманность».
9) Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
а) Для достижения спортивных успехов необходим, как талант, так и упорство.
б) Я прислушивался к звучанию музыки и природы и брал подсказанное ими в основу своего творчества.
в) Рокочущий шум моторов то отдалялся, то снова приближался.
г) Посаженные выпускниками деревья: клен, акация, березы – быстро разрослись.
10) Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
а) Подаренная мне книга оказалась не только интересной, но и полезной.
б) Повсюду: и в кустах, и в траве, и в буйных папоротниках – запели птицы.
в) Молодые листья лепетали да зяблики кое-где пели.
г) Цветы поражали своей величиной и формой и манили к себе прекрасным ароматом.
11) В каком предложении надо поставить тире?
а) Дорожки в саду словно ручьи.
б) И все это говорило о близости весны и птичья суета рыхлый снег и запах земли.
в) Мы собирались выйти затемно путь предстоял длинный.
г) Уссурийский тигр зверь большой и опасный.
12) Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).
а) Солнце закатилось до края земли и растекалось по небу вишневым заревом.
б) Эксперимент требовал от исследователей как специальных знаний так и постоянного внимания.
в) Надо было ждать своей очереди и поневоле слушать скучные и надоедливые беседы.
г) До места назначения мы могли бы доехать поездом или долететь на самолете.
13) Какой вариант правильно объясняет пунктуацию в предложении:
Окончился день ( ) и ночь надвигается из-за крыш.
а) Сложное предложение, перед союзом и запятая нужна.
б) Сложное предложение, перед союзом и запятая не нужна.
в) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.
г) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая нужна.
14) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Пылкие речи Чацкого обращены к людям (1) мысли и желания (2) которых (3) далеки от любых перемен.
а) 1,3
б) 3
в) 2,3
г) 1
15) На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Стараясь стучать осторожно (1) Власов (2) подошел к двери и замер (3) испуганный каким-то шорохом.
а) 1,2 – выделяется уточняющее слово
б) 1,3 – выделяется деепричастный и причастный оборот
в) 3 – выделяется причастный оборот
г) 2,3 – выделяется вводное предложение
16) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Афанасий Никитич (1) имя (2) которого (3) знакомо каждому (4) совершил путешествие в Индию.
а) 1,2,4
б) 2,4
в) 1,4
г) 1,3
17) Укажите пример с ошибкой в образовании форм слова.
а) самый красивейший
б) с пятьюстами рублями
в) у башкир
г) беги домой
18) Отметьте предложения с нарушением речевых норм.
а) Не всегда нужно обращать внимание мелочам.
б) У Базарова нет единомышленников.
в) Рождество я отмечал на даче у коллеги по работе.
г) Многие слова того времени уже канули в лето.
19) Отметьте предложения с нарушением речевых норм.
а) С успехом выступали как исполнители главных ролей, а также все остальные участники спектакля.
б) Надо исходить от этих решений.
в) Религия играет важное значение в истории человечества.
г) Крепость уподобилась крутой скалы в своей неприступности.
20) Укажите предложения с грамматической ошибкой.
а) Согласно правилам, вводные слова выделяются на письме запятыми.
б) В парке появилось множество новых аттракционов.
в) Ввиду дальности маршрута решено было не включать в туристическую группу маленьких детей.
г) Отечественный производитель еще не учитывает и ослаблен инфляцией в условиях свободного рынка.
Ключ к тесту
I вариант | |
1) г, б | |
2) б | |
3) б | |
4) г | |
5) а | |
6) б | |
7) г | |
8) б | |
9) а | |
10) в | |
11) г | |
12) б | |
13) а | |
14) г | |
15) б | |
16) в | |
17) а | |
18) г | |
19) б, г | |
20) г | |
Индивидуальная работа по карточкам.
Тема: Язык и речь. Функциональные стили речи.
1. Как называется основная форма существования языка?
2. В какой (-их) форме(-ах) функционирует литературный язык?
3.С каким признаком культуры речи соотносится понятие «норма»?
4. Как называется раздел языкознания, изучающий звуки речи, способы их образования, классификацию, ударение?
5. Как называется раздел русского языка, который изучает стили речи и их произношения?
Тема: Орфоэпия и орфография.
1. Выберите все слова, написанные с ошибками:
а) дермантин; б) искусный; в) инцидент; г) венигрет; | д) компрометировать; е) террасса; ж) превилегия; з) аккорд. |
2. Выберите все слова, написанные без ошибок:
а) ровестник; б) искусство; в) стипендия; г) пессимист; | д) юнный; е) экспиремент; ж) пъеса; з) импонировать. |
3. Выберите слово, которое не имеет антонима:
А) трогательный; Б) умный; В) нежный; | Г) интересный; Д) впопыхах; Е) разрешить. |
4.. Каким словарем вы воспользуетесь, чтобы узнать правильное произношение слова?
Тема: Фразеология и лексика.
1. Какое толкование фразеологизма «Ума не приложу»?
2. Какое толкование фразеологизма «Черным по белому»?
3.Какое толкование фразеологизма «Читать между строк»?
4. Установите значение слова «амбициозность»:
5. Установите значение слова «дерзать»:
Самостоятельная работа в тетради с использованием учебника (выполнение упражнений).
Тема: Типы речи
4.стр.28 Прочитайте тексты. Определите тип каждого текста, способ связи между предложениями и ключевые слова для понимания замысла автора. Докажите свою позицию.
I. Кононов Николай Михайлович ( род. в 1958 году ) поэт, прозаик, издатель, родился на Волге в г. Саратове, окончил физический факультет Саратовского университета,
аспирантуру по кафедре философии в Ленинградском государственном университете. Преподавал математику в школе. В 1993 году основал петербургское издательство «ИНА-Пресс»
и стал его главным редактором. Дебютировал как поэт в 1981 году, по его словам, «многостопные многоакцентные стихи» появились в 1983 году, а первая книга «Орешник» в 1987 году.
Затем вышли другие сборники стихов. Как прозаик печатается с 1992 года, роман «Похороны кузнечика» вошёл в шорт-лист Букеровской премии. Н. Кононов стипендиат Фонда А. Тёпфера
и Европейского Совета, занял второе место в сетевом литературном конкурсе «Улов» ( 2000 ) за рассказ «Воплощение Леонида», входил в шортлисты премий имени А. Белого со стихами
годов и премии Ивана Петровича Белкина с рассказом «Микеша». Член русского ПЕН-центра. Печатается в журналах «Родник», «Новый мир», «Звезда». Автор романа «Нежный театр»,
напечатанного в 2004 году. ( Открытая энциклопедия «Википедия»)
II. А сейчас будет сладкий стол. Ведь вечером так приятно почаёвничать Мы перешли в просторную белую кухню
Стоит описать меню. Оно было душераздирающим: сладкий немецкий ликёр цвета дыма над трубами завода «Крекинг», немецкие же кексы в серебряной бумаге, джем из консервной бан ки.
Хозяйка сдержанно улыбалась этому импорту из ближайше го ларька. Да, ещё у всех троих рядом с чайной чашкой лежал «Марс», и он должен был нас, как говорится в рекламе, «зарядить
бодростью на целый день». Но день уже подходил к концу. По-моему, они просто отобрали гуманитарную помощь у какой-то старухи. «Вот это скупость, подумал я, от этого стола не может быть
никакого стула». Тем более мы восседали на высоких не удобных табуретках. Мы как Оман, Артаксеркс и Эсфирь. Помните, у Рембрандта? блеснула хозяйка. «У них на столе не было Марса»,
сказал я сам себе.Потянулся культурный разговор о культуре. И это тоже было невыносимо и душераздирающе. Я спасался только тем, что давился ликёром и выходил покурить на балкон Вечерело.
Ликёр кончился, а я почему-то не уходил. ( Н. Кононов )
Тема: Состав слова. Морфемика.
69.стр.124 Сделайте морфемный разбор данных слов, сгруппируйте их по наличию однокоренных лексем.
Простой, правильно, работник, прямота, простыня, отправлять, перерабатывающий, простота, правило, выпрямитель, поправить, обработка, запросто, упрямый, прямоугольник,
заправила, упрощенно, управление, зароботок, спрятать, лесоразработки.
Тема: Местоимение.
106. стр. 184 Перепишите данные предложения, раскрывая скобки. Подчеркните неопределенные местоимения, как члены предложения. Местоимения каких разрядов
еще встретились вам?
1. Сказали мне, что заходил за мной кто(то).(А.С.П). 2. Вечером должен быть придти кое(кто) из старых знакомых. (В.В.В). 3. Мог ли кто(либо) об этом подумать?(А.И.К)
4. Взор обнимал всего каких(нибудь) пять весрт пустынного пространства. (И.С.Т) 5. Мне очень хотелось написать себе что(нибудь) в книжечку об этом муравейнике. (М.П.)
6. Леонтьев всегда испытывал необъяснимую грусть, когда становился свидетелем чего(либо) простого и прекрасного. (К.П.).
Темы рефератов и докладов.
1. Орфоэпические нормы современного русского языка.
2. Лексическая синонимия.
3. Происхождение русских фамилий.
4. Молодежный сленг.
5. Функции знаков препинания.
6. Особенности научного стиля в творчестве М.А. Булгакова.
7. Использование приема аллитерации поэтами серебряного века.
Самостоятельной работы (выполнение заданий по темам из папки контроля).
Тема: Русская лексика с точки зрения ее происхождения.
Лексика с точки зрения ее употребления.
Задание 1. Выпишите пофессиональные слова-термины, относящиеся к а) спорту; б)музыке; в)медицине; г)архитектуре; д) литературе;
е) строительству; ж) полиграфии. Определите значение у выделенных слов.
Соната, диагноз, пенальти, сопрано, ротонда, полонез, олифа, бокс, витамин, штанга, брошюра, тенор, барабан, баскетбол, шпаклевка, мелодия,
фасад, афоризм, новелла, охра, собор, дуэт, иллюстрация, хоккей, аллегория, вена, грипп, кантата, шприц, штукатурка, наркоз, операция, форзац.
Задание 2. Переведите данные жаргонные слова на литературный язык.
1.зашибись- 10.чумовой- 19.прикид-
2.прикинь- 11.кликуха- 20.препод-
3.лмает- 12.скурвиться- 21.торчать-
4.шпора- 13.достал- 22.безбашенный-
5.не в тему- 14.прикольный- 23.халява-
6.хавать- 15.сто пудов- 24.чувак-
7.тащиться- 16.в лом- 25.косить-
8.обалденный- 17.врубаться- 26.фофан-
9.фигня- 18.въезжать- 27.стукач-
Задание 3. Замените словосочетания одним словом.
Посетитель 1.кино
2.ателье
3.магазина
4.парикмахерской
5.поликлиники
6.ресторана
Задание 4. Разграничьте архаизмы, историзмы, неологизмы. Замените архаизмы современными словами.
Ланиты, уста, перст, боярин, приватизация, секира, противоречить, древо, агрометеоролог, бионика, геокосмос, антивещество, античастица, жребий,
дельтаклуб, микрокомпьютер, челобитная, дьяк, подъячий, лепота, оный, дабы, государь, император, вкупе, зерцало, драгун, гайдук, волость, всуе,
земство, глаголь, огниво, опричник, мантия, холоп, десница, чернец, дружество, отрок, кормчий, младость, зело, нежели, ибо, льзя, подать, царедворец,
стольник, атаман, жандарм, цирюльник, брадобрей, зодчий, оброк, кольчуга.
Задание 5. Определите, в каких областях используются следующие термины.
Скальпель, ампутировать, аккорд, контральто, менеджмент, мозаика, архаизм, лексика, тромб, валентность, алиби, истец, хорей, ямб, ответчик, квартет,
сюжет, бизнес, холдинг, трилогия, аббревиатура, консенсунс.
Задание 6. Найдите просторечные слова и замените их.
Здеся было много грибов. Вчерась я смотрел интересное кино. Только не надо пужать эту девочку. Нужно как можно быстрее скопать эту грядку.
Столько было ягод в лесу. Только и успевай нагинаться. Лешу поздравили с Днем рождения. Перед ним открывалась прекрасная переспектива.
Одежа у вас очень хорошая. Откудова у тебя такая машина? Заместо нужной вещи купил совершенно непригодную для хозяйства. Мы сдумали
сходить в кафе. Работу он выполнял кое-никак. Надо это пяти соскребсти. Закончь быстрее это упражнение. Ехай на автобусе. Мама украшивала
игрушками елку. Зачем ты всюду свои книжки разложиваешь? Это оказался медведь, забревший в чащу леса.
Практические задания.
Тема: Речевые ошибки.
По вариантам исправить предложения с лексическими ошибками. 1вариант - нечетные,2вариант - четные.
1.Многие молодые юноши и девушки мечтают поступить в престижный вуз.
2.Расскажите, пожалуйста, свою автобиографию.
3.Всю нежность Катерина обрушила на Бориса.
4.Его рука была с ручкой в руке.
5.В свое необыкновенное изобретение А.С. Попов вклал все свои знания.
6. Чацкий рушит ихи идеалы и иху жизнь по-старинке.
7.Онегин любил бывать на гулянках, на балах и вообще вращаться в высшем обществе.
8.К нему приходили письма с пожеланиями избавиться от тяжелой болезни и долголетней жизни.
9.Чехов изображает Раневскую и Гаева, как людей, влачивших за собой жалкое существование.
10.В лесу начался бурный листопад.
11.Наш парк становился хорошее с каждым днем.
12.Анна Сергеевна, директор нашей школы, тепло поздравил нас с победой на лингвистической олимпиаде.
13.В нем (Гриневе) мне понравилось верность долгу во время приступа, любовь к Маше и искренность по отношению к Пугачеву.
14.Немного полетав по комнате, он вылетел в открытое окно и полетел в лес.
15.У меня нет время.
16.В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю.
17.Жильцы нашего дома сумели превратить большой дворик своего дома в прекрасное место.
18.Думается, что ему, по всей вероятности, придется бороться, наверное, с братом за наследство.
19.В жаркие дни охота купаться.
20.Читая книгу, Петя Трофимов мне очень понравился своей непосредственностью.
21.Болконский положил глаз на Наташу.
22.Первое выступление певицы принесло ей большой успех, но в детстве она занималась художественной гимнастикой.
23.Не забудьте уплатить свой проезд: на линии контроль.
24.Все к нему адресовались с вопросами, все желали говорить с ним.
25.В чемодане было двойственное дно.
26.Запорожские казаки стояли друг за другом головой.
27.Не сразу срослись переломленные кости.
28.Только что здесь лил сильный, проливной дождь.
29.У А.С. Пушкина в Михайловском была целая библиотека книг.
30.Девочка бегом побежала в лес.