СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текущая проверка навыка чтения молча

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текущая проверка навыка чтения молча в 3 классе (1 полугодие)

Просмотр содержимого документа
«Текущая проверка навыка чтения молча»

Текущая проверка навыка чтения молча

I вариант

Э.Ю. Шим

Весело или грустно?

Летом на луг возле речки каждый день приходила Старая Лошадь.

На лугу было шумно и весело. Заливались в небе жаворонки, длинноногие кулики пересвистывались и бегали друг за дружкой. А у берега, в тёплой воде, сидели пучеглазые лягушки и даже раздувались от восторга:

-Ка-ак хорошо! Ка-ак прекра-сно!..

Все на лугу радовались, кроме Старой Лошади. Она бродила, понурив голову, и неохотно щипала траву тупыми, стёршимися зубами.

-Ты чем недовольна? — спрашивали её лягушки.

-А чему тут радоваться? — отвечала Старая Лошадь.

-Да посмотри, как славно кругом!

-И ничего славного, — сказала Старая Лошадь. — Просто вы молодые и глупые. Вы ещё не знаете, что скоро пересохнет ваша речка. И жара наступит. Подождите, ещё хлебнёте горюшка!

И вправду наступили жаркие дни. Обмелела речка, вся вода скатилась в глубокие омуты и бочаги. И лягушки, и маленькие хвостатые лягушата убрались вместе с водой.

Только на лугу не стало тихо да грустно. По-прежнему тут слышались птичий свист, и гомон, и хлопанье крыльев. Повадились бегать на луг молоденькие зайчата, и что только ни делали они в густой траве! Играли в догонялки, друг через дружку прыгали, кувыркались...

- Аты, бабушка, чем недовольна? — спрашивали зайчата Старую Лошадь.

- Чему ж тут радоваться! — отвечала Старая Лошадь. — О-хо-хо...

- Да ведь так славно, так замечательно!

- И ничего замечательного, — сказала Старая Лошадь. — Просто вы молодые и глупые. Ещё не знаете, что скоро этот луг выкосят. И везде трава пожелтеет, и листья с деревьев осыплются, и гнилая осень наступит. Подождите, ещё хлебнёте горюшка!

И впрямь подступила осень. Желтеет трава, течёт с деревьев мёртвый шуршащий лист. Пустынно и ветрено на выкошенном лугу.

Но всё равно весело.

Сбились стаями грачи, кружатся над лугами. И снова поют жаворонки, собираясь в отлёт. И молодые журавли учатся летать строем, кричат в небе и курлычут, будто весной.

А ласточки-береговушки носятся такой стремительной стайкой, что даже не понять — сами они свистят или это воздух в крыльях посвистывает!

- Чем, чем ты недовольна? — кричат ласточки Старой Лошади.

- Чему тут радоваться-то? — отвечает Старая Лошадь. — Охо-хо-хо-хонюшки.

- Да разве не замечательно, разве не прекрасно кругом?!

-И ничего прекрасного, — сказала Старая Лошадь. — Просто вы молодые и глупые. Ещё не знаете, что зима на носу. И всё кругом тут снегом завалит, и морозы затрещат, а вам, чтобы спастись, надо за тридевять земель отправляться. Через горы, леса да моря... Подождите, ещё хлебнёте горюшка!

- Да ведь это так интересно! — закричали ласточки. — Лететь через горы! Через леса! Через далёкие моря! Скорей бы, скорее!

И вот одни за другими стали улетать птицы. Первыми тронулись в путь золотые иволги, чечевички, перепела, вслед за ними заторопились мухоловки, соловьи, стрижи.

Настала очередь и ласточек.

Поднялись они высоко над лугами, сделали круг над голубой речкой, которая опять стала полноводной, пролетели над полями, над ярким осенним лесом.

И опять посвистывал воздух в крепких молоденьких крыльях ласточек.

А внизу, понурив голову, стояла на лугу Старая Лошадь. И дождик мочи её спину.                                                                                                              

      (461 слово)



Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания.


  1. О чём рассказывается в этом произведении?

  • о том, что на лугу всегда весело

  • о том, что Старой Лошади было грустно

  • о том, что Старую Лошадь называли «бабушкой»

  • о том, что не всем бывает весело


  1. Где происходили описанные события?

    • в густом лесу

    • в широком поле

    • на лугу возле речки

    • на берегу озера


  1. Когда происходили описанные события?

  • только летом

  • только осенью

  • только зимой

  • летом и осенью


  1. Старая Лошадь ворчала, потому что ...

  • не любила шума

  • не любила какое-то время года

  • не умела радоваться

  • знала заранее, что произойдёт

  1. Отметь авторские слова.

  • Все на лугу радовались, кроме Старой Лошади.

  • На поляне было тихо.

  • Старая Лошадь жевала траву.

  • Пели птицы.



  1. Что означает выражение за тридевять земель отправляться ?

    • летать быстро

    • отправляться в другое место

    • отправляться немедленно

    • отправляться в далёкие края


  1. Восстановите план развития событий. Расставь цифры в нужном порядке. Цифра 1 обозначена первая часть плана.


Наступление осени.

Прощание.

  1.На лугу летом.

Подготовка к отлёту.


  1. Что хотел сказать автор?

    • Как происходит смена времён года.

    • Летом всегда тепло.

    • После осени приходит зима.

    • Молодым не понять, о чём грустят старики.


  1. Какое предложение выражает главную мысль произведения?

    • Только на лугу не стало тихо и грустно.

    • Просто вы молодые и глупые!

    • Да разве не замечательно, разве не прекрасно кругом?!

    • А внизу, понурив голову, стояла на лугу Старая Лошадь.


  1.   Определи жанр произведения.

  • рассказ

  • сказка

  • басня

  • былина



Ответы (Э.Ю. Шим. «Весело или грустно?»)

1. О том, что не всем бывает весело.

2. На лугу возле речки.

3. Летом и осенью.

4. Знала заранее, что произойдёт.

5. Все на лугу радовались, кроме Старой Лошади!

6. Отправляться в далёкие края.

7. 1. На лугу летом.

2. Наступление осени.

3. Подготов­ка к отлёту.

4. Прощание.

8. Молодым не понять, о чём грустят старики.

9. А внизу, понурив голову, стояла на лугу Старая Лошадь.

10. Сказка.

II вариант.

В.Д. Берестов

Честное гусеничное.


Гусеница считала себя очень красивой и не пропускала ни одной капли росы, чтобы в неё не посмотреться. 
-До чего ж я хороша! – радовалась Гусеница, с удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы увидеть на ней две золотые полоски. – Жаль, что никто-никто этого не замечает. 
Но однажды её повезло. По лугу ходила девочка и собирала цветы. Гусеница забралась на самый красивый цветок и стала ждать. А девочка увидела её и сказала: 
- Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно! 
-Ах так! – рассердилась Гусеница. – Тогда я даю честное гусеничное слово, что никто и никогда, нигде, ни за что и нипочём, ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах больше меня не увидит! 
Дал слово – нужно его держать, даже если ты – Гусеница. 
И Гусеница поползла на дерево. Со ствола на сук, с сука на ветку, с ветки на веточку, с веточки на сучок, с сучка на листок. 
Вынула из брюшка шёлковую ниточку и стала ею обматываться. 
Трудилась она долго и наконец сделала кокон. 
-Уф, как я устала! – вздохнула Гусеница. - Совершенно замоталась. 
В коконе было тепло и темно, делать больше было нечего, и Гусеница уснула. 
Проснулась она от того, что у неё ужасно чесалась спина. Тогда гусеница стала тереться о стенки кокона. Тёрлась, тёрлась, протёрла их насквозь и вывалилась. Но падала она как-то странно – не вниз, а вверх. 
И тут Гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую девочку. 
«Какой ужас! – подумала Гусеница. – Пусть я не красива, это не моя вина, но теперь все узнают, что я ещё и обманщица. Дала честное гусеничное, что никто меня не увидит, и не сдержала его. Позор!» 
И гусеница упала в траву. 
А девочка увидела её и сказала: 
-Какая красивая! 
-Вот и верь людям, - ворчала Гусеница. – Сегодня они говорят одно, а завтра – совсем другое. 
На всякий случай она погляделась в каплю росы. Что такое? Перед ней – незнакомое лицо с длинными – предлинными усами. Гусеница попробовала выгнуть спинку и увидела, что на спине у неё появились большие разноцветные крылья. 
-Ах вот оно что! – догадалась она. – Со мной произошло чудо. Самое обыкновенное чудо: я стала Бабочкой! Это бывает. 
И она весело закружилась над лугом, потому что честного бабочкиного слова, что её никто никогда не увидит, она не давала.






  • Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания.


  1. О чём рассказывается в этом произведении? 

  • о встрече Гусеницы с девочкой 

  • о превращении Гусеницы в Бабочку 

  • о сне Гусеницы 

  • о радости Бабочки 

  1. Где произошла встреча девочки с Гусеницей? 

  • в лесу 

  • на реке 

  • на лугу 

  • на тропинке


  1. Что делала девочка на лугу? 

  • собирала грибы

  • гуляла

  • собирала цветы

  • собирала ягоды

  1. Чему радовалась гусеница? 

  • прекрасной погоде 

  • своей красоте 

  • красивому цветку 

  1. Почему Гусеница замоталась в кокон? 

  • ей стало холодно

  • она спряталась ото всех 

  • она дала честное гусеничное слово 

  • она обиделась 

  1. Как Гусеница вылезла из кокона? 

  • прогрызла отверстие 

  • разломила стенки 

  • потёрлась спиной 

  • выдавила донышко 

  1. «Дал слово – нужно его держать». Что это?

  • загадка 

  • потешка 

  • пословица 

  • считалка 

  1. Что беспокоило Гусеницу, когда она превратилась в бабочку? 

  • что она не может ползать 

  • что она не сдержала честного слова 

  • что она летает 

  • что она снова встретила девочку 

9. Восстанови план развития событий. Расставь цифры в нужном порядке. Цифра 1 обозначена первая часть плана. 
 Гусеница обиделась. 
1. Первая встреча Гусеницы с девочкой. 
 Превращение в бабочку. 
 Сон в коконе. 
 Вторая встреча Гусеницы с девочкой. 
 Обыкновенное чудо. 
10. Какой точный факт описан в произведении? 

  • Гусеница очень красивая. 

  • Гусеница встретилась с девочкой

  • Гусеница превратилась в Бабочку. 

  • Гусеница дала честное слово.
     

Ответы есть в оценке достижения планируемых результатов обучения (часть вторая)

Ответы (В.Д. Берестов. «Честное гусеничное»)

1. О превращении Гусеницы в Бабочку.

2. На лугу.

3. Летом.

4. Своей красоте.

5. Она дала честное гусеничное слово.

6. Потёрлась спиной.

7. Пословица.

8. Что она не сдержала честного слова.

9. 1. Первая встреча Гусеницы с девочкой.

2. Гусеница обиделась.

3. Сон в коконе.

4. Превращение в Бабочку.

5. Вто­рая встреча Гусеницы с девочкой.

6. Обыкновенное чудо.

10. Гусеница превратилась в бабочку.