МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БОРОГОНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» СУОТТУНСКИЙ ФИЛИАЛ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «УСТЬ – АЛДАНСКИЙ УЛУС (РАЙОН)» РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
План конспект открытого урока по «Рисовании»
Урок для 2-го ФГТ класса
Составитель: Портнягина Евдокия Яковлевна
преподаватель высшей категории
художественного отделения БДШИ
2021 год.
Рисунок.
Тема: Тела «вращения»: цилиндр, шар, конус.
План урока: оборудование урока: доска, мел.
Для обучающихся: бумага, графитные карандаши, ластик.
Организационный момент – 2 мин.
Актуализация знаний – 15 мин.
Выполнение заданий по рисунку 10 мин.
Рефлкция урока – 3 мин.
Итог 2 мин.
Цель урока:
1. Знакомство с правилами линейно-конструктивного построения предметов);
2. Практические навыки выполнения линейно-конструктивного рисунка
простого предмета с соблюдением правил конструктивного рисунка.
3. Воспитание эстетического и художественного вкуса, восприятия гармонии
окружающего мира.
Время проведения: 1 часа.
Задание: Развитие глазомера, правильности изображения каркасных
геометрических тел в пространстве, изображение линейно-конструктивного
рисунка простого предмета.
План изучения темы:
1.Обоснование законов линейной перспективы.
2.Основные методы построения перспективы на плоскости.
4.Тела «вращения»: цилиндр, шар, конус.
5.Закономерности перспективных сокращений плоскостей при различных точках
зрения и разной удалённости от глаза наблюдателя.
6. Главный луч зрения. Точка схода.
7. Композиционное построение на формате листа, компоновка.
8. Сведения о материалах и техниках для выполнения длительных заданий по
рисованию гипсовых геометрических предметов сократила, круг показываю на доске.
Методические указания:
Для владения рисунком необходимы сознательная подготовка «видения натуры»
и умение логически последовательно изображать ее на плоскости. Видимые
глазом тела различаются по внешним признакам: форме, размеру, прозрачности,
цвету, по плоскостям. Все предметы имеют общий признак - конструкцию формы.
Композиция - составление и расположение элементов, фигур и частей предметов.
Законы композиции требуют соблюдения некоторых требований.
1) Уметь определить геометрический центр формата листа: по диагонали
соединяют противоположные углы листа или делят лист пополам по вертикали и
горизонтали.
2) Рисуя натюрморт, умей найти композиционный центр.
3) Необязательно добиваться совпадения геометрических и композиционных
центров.
Конструкция – это структурная основа формы, костяк, каркас, связывающий
взаиморасположенные в пространстве отдельные элементы и части в единый
пластический объем. По форме предметы разделяются по трем признакам:
граненые, круглые, комбинированные
1. Граненые – кубы, призмы, пирамиды.
2. Круглые – шар, цилиндр, конус.
3. Комбинированные – сочетание прямых и кривых поверхностей.
Рисование гранных форм
Рисование куба.
Куб, с одной стороны, является одним из самых простых по построению
геометрических тел. С другой стороны, он является своего рода базовой формой в
понимании построения различных простых геометрических тел
комбинированных сложных форм. На основе обучения рисованию куба строится
методика изображения гранных форм и тел вращения.
Для рисования куба выберите ракурс, при котором убедительно читается
объёмная форма. Это угловое положение и точка зрения сверху
Рисование тел вращения
Тела вращения образуются путѐм поворота плоскости вокруг оси. Прямоугольная
плоскость создаѐт цилиндр, треугольная - конус, при повороте круга - шар. В
перспективном построении тел вращения сложность представляет изображение
оснований, имеющих форму круга.
Рисование окружности в перспективе.
Окружность в перспективе изображается в форме эллипса. Знакомство с
перспективным рисунком окружности следует начинать с наиболее простого
положения - горизонтального. Один из наиболее распространённого способа - это
построение еѐ на основе квадрата. Рисование окружности в перспективе:
Квадрат, расположенный параллельно уровню зрения, во фронтальном
положении строится с учѐтом одной точки схода. В угловом положении он
строится с учѐтом двух точек схода. Построение перспективного рисунка
окружности легче начинать изучать с фронтально расположенного квадрата.
1. Проведите линию горизонта. Нарисуйте вертикальную линию,
пересекающуюся с линией горизонта. Она будет соответствовать положению
малой оси эллипсов. Задайте протяженность квадрата по горизонтали.
2. Постройте в перспективе квадраты. Не менее двух - выше уровня зрения и
двух - ниже уровня зрения. Положение ещѐ одного должно совпадать с уровнем
зрения. Рисуйте квадрат по законам перспективы в заданном положении, в нем
проведите диагонали. При пересечении диагоналей образуется центр - это центр и
для построения окружности.
Окружность в перспективе - это эллипс. У эллипса есть большая и малая оси.
Перспективные изменения происходят по малой оси. Большая и малая оси всегда
взаимно перпендикулярны. При фронтальном положении (фронтальная
перспектива) большая ось эллипса параллельна уровню зрения.
3. Через центр квадрата проведите большую и малую оси. Затем стройте
эллипс. Вначале проведите небольшие дуги через точки пересечения осей со
сторонами квадрата: слева, справа и сверху, снизу. Далее осуществляйте плавное
соединение этих дуг между собой. Формообразующая линия эллипса должна быть
натянута, и нигде не провисать.
Изображение в перспективе ряда горизонтально расположенных окружностей
выглядит следующим образом. По мере приближения к горизонту малая ось
эллипса уменьшается и круг (окружность) в перспективе, совпадающий с линией
горизонта, изображается в виде прямой горизонтальной линии. По мере удаления
круга (окружности) от линии горизонта видимый эллипс будет приближаться по
форме к окружности. На концах большой оси дуги не имеют изломов, они мягко
переходят одна в другую. Обратите внимание на малую ось эллипса, дальний еѐ
радиус кажется короче, чем ближний. Это обстоятельство необходимо хорошо
запомнить. При рисовании с натуры надо внимательно сравнить длину ближнего
к нам отрезка малой оси эллипса с длиной дальнего и выяснить, насколько первая
длина больше второй.
Рисование куба с вписанными в его плоскости окружностями. Данный рисунок является переходным к выполнению заданий на изображение шара, конуса, цилиндра в вертикальном и горизонтальном положениях. Окружности, вписанные в вертикальные и горизонтальные плоскости куба, это основания цилиндра в вертикальном и горизонтальном положениях.
1. Возьмите куб в угловом положении, находящийся ниже уровня зрения.
Постройте его по законам линейной перспективы. Принцип построения
рассмотрен выше.
2. В видимых плоскостях куба выполните построение окружностей. В каждой
плоскости куба проведите диагонали. Пересечение диагоналей даѐт центральную
точку. Через эти точки проведите линии параллельные сторонам куба. В каждой
плоскости две пересекающиеся линии. При пересечении линий, проходящих
через центр, с линиями рѐбер куба получаем точки, в которых рѐбра куба делятся
пополам. Эти точки следует выделить и не потерять. При дальнейшем построении
это будут точки, принадлежащие окружности, и они же будут участком касания
окружности с квадратом плоскости куба.
3. Соедините центры противоположных плоскостей попарно между собой:
верхней и нижней; левой ближней и левой дальней; правой ближней и правой
дальней. Эти три линии являются осями. В данном задании следует использовать
их в значении, необходимом для построения окружности в перспективе (эллипса).
Эти оси соответствуют малым осям эллипса. Проведите большую ось эллипса.
Она проходит через середину квадрата и обязательно под углом в 90 градусов.
4. В верхней и двух боковых плоскостях куба стройте эллипсы. Они должны
максимально заполнять плоскости квадратов. Однако не следует понимать это
таким образом, что формообразующая линия эллипса должна «лежать» на
сторонах квадрата. Эллипс должен касаться его только в четырѐх точках. Эти
точки мы находили путѐм деления на четыре равные части плоскости куба.
5. Завершив построение, выделите в рисунке эллипсы и видимые участки куба. Невидимые линии и линии построения сохраняются.
Рисование шара.
Шар воспринимается нашим глазом с любых точек зрения одинаково. В линейном
рисунке его очертание предстаёт в виде окружности. Придать ему объём
позволяет использование сечений и тона . Существует множество
подходов к изучению изображения шара. В методике линейно- конструктивного
рисунка предлагается построение шара на основе куба.
Выполните по воображению рисунок куба. Убедительно он выглядит в
угловом положении, так как видны три его плоскости. Куб рассеките тремя
взаимно перпендикулярными плоскостями, проходящими через его центр.
Сечения представляют собой квадраты в перспективе.
2. В данных сечениях изобразите горизонтальный и два вертикальных эллипса
(принцип их построения рассматривался в задании по рисованию куба с
вписанными в его плоскости окружностями).
3. Полученные эллипсы являются сечениями шара. По большим осям точки
эллипсов равноудалены от центра. Соединив их линией между собой, получите
очертание в форме окружности. Сохраните линии построения. Особенно это
касается большой и перпендикулярной ей малой оси. В линейном рисунке усильте
линии ближних участков сечений - эллипсов и очертания шара.
Рисование цилиндра
Вначале постройте четырѐхгранную призму. При еѐ построении
используется тот же принцип, что и куба.
2. Выполните сечения, необходимые для раскрытия конструкции цилиндра.
3. Впишите в верхнюю и нижнюю плоскости квадрата окружности. Это будут
эллипсы.
4. Затем поведите образующие цилиндра, соединив крайние точки больших
осей эллипсов вертикальными линиями.
Горизонтально расположенный на плоскости цилиндр начинайте тоже строить,
для лучшего понимания процесса формообразования предметного мира, от
четырѐхгранной призмы к телу вращения.
3. Впишите в призму цилиндр. Для этого в еѐ основаниях, имеющих форму
квадрата, постройте окружности. Найдите положение оси вращения цилиндра
путѐм соединения центров противолежащих друг другу квадратов. Ось вращения
и малая ось эллипса совпадают. Под прямым углом к малой оси проведите
большую ось. Стройте эллипсы.
4. Проведите образующие цилиндра через крайние точки эллипса, которые
находятся на границах больших и малых осей, и через точки касания эллипса с
квадратом, полученных при выполнении сечений.
Рисование конуса.
Конус - это тело вращения. Он образуется путем вращения прямоугольного
треугольника вокруг оси. Данная форма имеет основание в форме круга и
боковую поверхность в виде треугольника.
Построение конуса в вертикальном положении выполняется так же, как и в
предыдущих примерах, на основе четырѐхгранной призмы.
1. Изобразите призму. Определите центры квадратов оснований призмы.
Затем, соединив линией центры, получите ось для построения конуса. Выполите
необходимые для раскрытия конструкции сечения.
2. Постройте основание конуса. Для этого в основание призмы, имеющей
форму квадрата, впишите окружность. Окружность в перспективе это эллипс.
Принцип построения его в горизонтальной и вертикальной плоскостях изложен
выше.
3. Проведите образующие, соединив выступающие точки эллипса по большой
оси, находящегося в нижнем основании призмы, с вершиной конуса. Она
расположена в точке пересечения диагоналей квадрата, который является другим
основанием призмы.
4. Выполните не менее трѐх сечений для раскрытия конструкции. Завершите
работу над передачей трѐх мерности формы тональным решением.
Рисование конуса в горизонтальном положении выполняется также на основе
призмы. Строить учиться призму в горизонтальном положении лучше начинать с
расположения под углом к точке зрения и ниже горизонта.
1. Постройте четырѐхгранную призму в горизонтальном положении.
Проведите диагонали в еѐ основаниях. При пересечении диагоналей образуются
центры. Выполните сечения, проходящие через эти центры и параллельные
граням призмы.
2. Соедините линией центры противолежащих друг другу квадратов
оснований призмы. Эта линия и будет осью вращения конуса.
3. Переходим к построению основания конуса. Это окружность, которая в
перспективе имеет форму эллипса. Принцип построения эллипса в вертикально
расположенной плоскости смотрите в задании «Рисование куба с вписанными в
его плоскости окружностями».
Расширить обучение изображению объѐмных геометрических форм следует через
выполнение рисунков данных объектов по воображению в разных ракурсах и в
различных положениях по отношению к уровню зрения. Выполняйте по-прежнему сечения для раскрытия конструкции объекта. Линейно-конструктивное
построение геометрических тел вместе с последующим тональным решением
создают базу для дальнейшего успешного освоения объемно-пространственного
рисунка сложных форм.
1. Выполните компоновку (выбор места и величины) изображения с учѐтом
ракурса, пропорций и перспективы. Определяется протяжѐнность объекта по
вертикали и горизонтали. Это ограничение пространства двумя вертикальными и
двумя горизонтальными линиями.
2. Дальнейшее изучение объѐма предмета осуществляйте через тональный
рисунок. Необходимо, прежде всего, определить самые светлые и самые тѐмные
места в натуре. Исходя из разницы светотональных контрастов, от самого
светлого до самого тѐмного и их промежуточных тонов, следует проследить за
направлением световых лучей, падающих на поверхность куба. Тон
прокладывайте постепенно, начиная с тѐмных мест - собственной и падающей
теней. Затем переходите к полутонам, образуемыми скользящими по поверхности
лучами света. Работая тоном, необходимо помнить, что самое главное - умение
работать отношениями. В противном случае вся работа сведѐтся к поверхностному срисовыванию видимых тональных пятен. Накладывая полутона, усильте
тон в теневых участках: собственные и падающие тени.
Для того чтобы форма кубы была выявлена более объѐмно, необходимо
обозначить контраст света и тени путѐм усиления тона в участках преломления
формы (рѐберные участки куба). При этом следует внимательно следить за
полутоном на освещѐнной и теневой поверхностях. Работая над рефлексом,
помните о том, что по силе тона он всегда темнее полутонов. Не забывайте,
наиболее тѐмными тонами являются границы собственной и падающей теней.
Причѐм падающая тень темнее собственной. Выявляя форму куба светотенью,
штрихи следует класть по направлению, соответствующему характеру формы
предмета.
Моделируя форму, очень важно правильно работать тоновыми отношениями,
сопоставляя силу тона на одной поверхности с другой и с натурой. В противном
случае целостность изображения может быть нарушена.
Рефлексия урока: смотрю кто как понял, хвалю за хорошие работы.
Итог урока, можно поправить работы. Анализ урока.
Анализ открытого урока.
18.12.2021 год.
Портнягина Евдокия Яковлевна
Предмет «Рисунок».
Тема урока: Тела «вращения» конус, шар, цилиндр.
Достигнуты ли поставленные цели?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подписи:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________