СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Телесно ориентированные технологии в работе учителя-логопеда.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из этапов логопедической работы является артикуляционная гимнастика. И, чтобы, не уменьшился интерес к этому виду деятельности, я соединила ее с биоэнергопластикой. Это помогает больше заинтересовать детей, поддерживать положительные эмоции.

Просмотр содержимого документа
«Телесно ориентированные технологии в работе учителя-логопеда.»

Телесно ориентированные технологии в работе учителя-логопеда.


Весь детский опыт связан с развитием и совершенствованием произвольных движений (одеваться, есть, ходить, играть, и, конечно же, говорить).

Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи.

Биоэнергопластика – это взаимодействие движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

По данным Ястребовой А. В. и Лазаренко О. И. совместные движения руки и артикуляционного аппарата, особенно если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. В результате биоэнергопластических упражнений не только улучшается речь ребёнка, но также память и внимание. Применение метода биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Важно привлечь внимание каждого ребёнка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти, их ритмичности и чёткости.

Одним из этапов логопедической работы является артикуляционная гимнастика. И, чтобы, не уменьшился интерес к этому виду деятельности, я соединила ее с биоэнергопластикой. Это помогает больше заинтересовать детей, поддерживать положительные эмоции.

Вместе с выполнением артикуляционных упражнений, используется рука (сначала одна, затем вторая). Рука, как бы «дублирует» положение языка.

Изучив методики по этому вопросу ряда авторов (А. В. Ястребовой, О. И. Лазаренко, и др., были разработаны специальные движения кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение.

В начале учебного года, когда происходит обследование у детей артикуляционного аппарата, его подвижности и речевого развития, подбирается комплекс артикуляционных упражнений на те звуки, которые нарушены. Дети знакомятся с основными движениями артикуляционной гимнастики с привлечением героя-лягушонка с длинным язычком.

Выполняя артикуляционные упражнения, использую сказки о Веселом язычке, сопровождая гимнастику движениями ведущей руки. Пока рука ребёнка в упражнениях не участвует.

В дальнейшем выполняются артикуляционные упражнения с подключением ведущей руки ребёнка с перчаткой, изображающей героя сказки. Логопед выполняет упражнение также вместе с ребенком, сопровождая упражнения показом кисти ведущей руки. Постепенно подключаются обе руки ребенка.

Когда ребёнок полностью освоит упражнения - может выполнять их самостоятельно, а учитель – логопед сопровождает выполнение упражнений ребенка рассказыванием сказки.

Такую пальцево– речевую гимнастику выполняем весь учебный год. Занятия можно проводить индивидуально или с подгруппой из двух, трех детей. Рассказываются разные истории – путешествия героев, используются декорации. Педагог выступает рассказчиком, дети выполняют движения руками и языком. Постепенно убирается зеркало.

Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность артикуляционной гимнастики, способствует развитию пальчиковой моторики, развитию всех психических процессов, артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь, а также улучшает эмоциональный настрой детей и уверенность в себе.

Артикуляционные упражнения с использованием биоэнергопластики.

Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем кисть руки. На первых занятиях отрабатываются артикуляционные упражнения, после 2-3 занятий добавляется кисть руки.

«Птенчики». Четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой прижат к указательному. Открыть рот, язык лежит внизу у нижних резцов, губы округлены, зубы не торчат; большой палец опускается вниз, четыре остальных поднимаются вверх.

«Часики». Сомкнутые пальцы ладонью вниз двигаются влево-вправо.

«Заборчик». Сжатые в кулак пальцы распрямляются и раздвигаются в стороны при улыбке.

«Качели». Движение кистью с сомкнутыми пальцами вверх-вниз.

«Лопаточка». Сомкнутая опущенная ладонь опущена вниз.

«Маляр». Ладонь повёрнута к лицу, четыре сомкнутых пальца двигаются вперёд-назад.

«Почистим зубки». Ладонь сжата в кулак, указательный палец выставлен вперёд и совершает круговые движения.

«Чашечка». Кисть ладонью вверх, пальцы сомкнуты и приподняты, имитируя форму «чашечки».

«Вкусное варенье». Ладонь в форме «чашечки», пальцы разгибаются и сгибаются.

«Киска сердится». Кисть ладонью вниз, пальцы слегка поджаты.

«Хоботок». Пальцы собраны в щепоть, большой прижат к среднему.

«Грибок». Кисть одной руки располагается вертикально, кисть другой – горизонтально на кисти первой руки.

«Дятел». Пальцы одной руки сомкнуты и немного сжаты, стучат по ладони другой.

«Пароход гудит». Сомкнутая ладонь поднята вверх.