СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема 10. Структура бизнес-плана. Технология разработки бизнес-плана

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема 10 содержит описание структуры бизнес плана.

Просмотр содержимого документа
«Тема 10. Структура бизнес-плана. Технология разработки бизнес-плана»

Тема 10. Структура бизнес-плана. Технология разработки бизнес-плана



Бизнес-план может иметь различную структуру разделов и порядок изложения, это зависит от сути проекта и ключевых вопросов, подлежащих исследованию. Тем не менее, существует наиболее распространенная структура документа, которую и предлагается взять за основу бизнес-плана при его разработке.

Бизнес-план составляется в целях эффективного управления и планирования бизнеса и является одним из основных инструментов управления предприятием, определяющих эффективность его деятельности.

В условиях рынка и жестокой конкурентной борьбы предприятие должно уметь быстро и адекватно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде и внутри самого предприятия.

Это становится возможным, когда выполняется несколько условий:

  • администрация и инвестор правильно оценивают реальное финансовое положение предприятия и его место на рынке;

  • существуют конкретные цели к достижению которых должно стремиться предприятие;

  • планируется и выполняется каждый шаг по достижению этих целей;

  • администрация предприятия и инвестор понимают суть процессов происходящих на рынке, во внешней среде и внутри самой организации.

Бизнес-план является основой работы любого предприятия, наряду с имущественным обеспечением, входит в минимум гарантий для привлечения инвестиций.

Составление бизнес-плана компании - это не дань моде и не прихоть инвестора. Инвестор отчетливо понимает, что если вы не можете сделать качественный бизнес-план, то уж дело вы тем более не сможете поставить.

В настоящее время, не существует определенных методик разработки бизнес-плана, однако, общая структура бизнес-плана, в соответствии со стандартами UNIDO, должна придерживаться следующих основных параметров.

Бизнес-план обычно начинается с резюме , которое должно быть кратким и интересным. Люди почти всегда ожидают увидеть разделы, посвященные компании, рынку, продукту, управление командой, стратегию, реализацию и финансовый анализ.

Типовая структура бизнес-плана включает следующие разделы:

  • Титульный лист

  • Страница с указанием содержания

  • Резюме

  • Информация об инициаторе проекта

  • Представление проекта (продукта). Миссия. Описание бизнеса

  • Анализ бизнес-среды

  • Анализ конкурентов

  • SWOT анализ

  • Технологии и операционный план (Технологический и правовой анализ)

  • Маркетинговый анализ

  • Бюджет и финансовый анализ

  • Анализ рисков

  • Приложения


Титульная страница бизнес-плана


О формление бизнес-плана начинается с подготовки титульного листа.

Титульный лист бизнес-плана утверждается руководителем предприятия.

Очень важно дать проекту емкое название, превратив его в логотип организации, который будет работать в рекламных целях на товаре, упаковке, вывеске и пр.

При оформлении титульного листа бизнес-плана могут быть использованы внешние атрибуты корпоративной культуры организации (бренд, корпоративные цвета, символы и т.п.).

Для создаваемых организаций и организаций, изменяющих наименование (включая изменение организационно-правовой формы и типа акционерного общества), указывается предполагаемое полное официальное наименование на русском языке.

На титульном листе указываются:

  • Название и адрес предприятия

  • Имена, адреса и телефоны основных учредителей с указанием доли в уставном капитале

  • Фамилия, имя, отчество руководителя организации - претендента

  • Суть проекта (3 - 5 строк)

  • Форма участия государства в финансовом обеспечении проекта

  • Финансирование проекта (в процентах): собственные средства заемные средства (отдельно - отечественные и иностранные) средства государственной поддержки

  • Характер строительства

  • Сметная стоимость проекта

  • Сроки строительства

  • Срок окупаемости проекта

  • Кем и когда разработана и утверждена проектно - сметная документация

  • Наличие заключений государственной вневедомственной (независимой), а также экологической экспертизы (наименование организации и даты утверждения)

  • Заявление о коммерческой тайне

  • Дата и место составления бизнес-плана

Резюме ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА - это первый необходимый документ.

Резюме проекта (Executive Summary) - это вводная часть бизнес-предложения проекта, излагающее его основную суть и самую главную для потенциального инвестора информацию. Резюме - это ответы на вопросы, которые задает Вам тот, кто принимает решение о возможности и условиях финансирования Вашего проекта.

Либо резюме Вашего инвестиционного проекта отвечает на эти вопросы, и тогда у Вас есть шанс вести дальнейшие переговоры об инвестициях, либо инвестор не имеет достаточной информации для принятия решения, и Ваш проект откладывается.

Резюме ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА - это небольшой структурированный документ, кратко отражающий суть Вашего проекта для финансирования. Его объем не должен превышать 3-4 страницы, при этом некоторые инвесторы предпочитают иметь Executive Summary объемом не более 1 листа.

По нашему опыту, инвесторы по причине экономии времени склонны выбирать инновационные проекты по первому впечатлению и отбраковывать большинство из них на начальной стадии анализа, быстро читая их краткое описание и улавливая основную идею бизнеса, не изучая в подробностях сам проект и его экономику.

Получение венчурных инвестиций для проектов на «посевной» и стартовых стадиях сложно, но возможно. Такие проекты наиболее рискованны, поэтому к ним предъявляются повышенные требования. Они должны быть достаточно убедительными, чтобы фонд или бизнес-ангел проявил к ним интерес.

Самое важное в резюме инвестиционного проекта - первое впечатление. Резюме проекта должно быть коротким и увлекательным, его цель - произвести благоприятное впечатление и сделать так, чтобы инвестор дочитал бизнес-предложение до конца.

И если потенциальному инвестору не понравится Executive Summary, он прекратит дальнейшее чтение и больше не вернется к данному проекту.

Первым делом сразу нужно предупредить, что писать нужно только достоверные сведения. Иначе получения инвестиций (если на это нацелен бизнес-план), вам не видать, как своих ушей. Будьте уверены, потенциальные инвесторы изучат ваше творение вдоль и поперек на предмет всяческих изъянов. И если обнаружится искажение фактических данных, то в лучшем случае вам просто откажут в финансовой помощи, в худшем – сделают этот случай достоянием общественности, после чего вам в других источниках вам не дадут даже рубля. Описание предприятия в бизнес-плане нельзя сводить лишь к краткому описанию компании. Нужно изложить информацию как можно более подробно.

Во-первых, это облегчит инвестору проверку ваших сведений,

Во-вторых – ускорит процесс принятия решения об инвестировании,

В-третьих – заложит какой-то «фундамент» доверия (разумеется, при условии, что все подтвердится), ну, и, наконец, поможет лучше понять возможности вашей компании.

Поэтому описывать нужно не только саму компанию – название, юридический и фактический адрес, сведения о владельце, количество персонала, и т.д., но и характер предоставляемых ею услуг, описание производимой или продаваемой продукции. Сразу нужно отметить, что пункты бизнес-плана уже работающей компании и той, которая только планируется создаваться могут быть различны.

Любой предпринимательский проект начинается с формирования идеи продукта, товара или услуги. Задача состоит в том, чтобы достаточно полно представить в бизнес-плане важнейшие характеристики предлагаемого на рынок товара (услуги). Необходимо дать не только общее представление о товаре, но и раскрыть его преимущества в сравнении с аналогами, конкурентоспособность на рынке, спрос на него и т.д.

Любой товар в реальном исполнении имеет ряд характеристик и набор свойств, которые надо описать в бизнес-плане:

1.Характеристика продукта (функциональное назначение, примеры использования, условия хранения, транспортировки, возможности дальнейшего развития продукта, фото, соответствие принятым стандартам, технологичность, универсальность, стадия разработанности, требования к контролю качества и др.)

2. Технологии (способы производства).

3. Лицензирование и сертификация, патентная защита.

4. Стоимость в зависимости от объемов производства.

5. Исследования и разработки.

6. Анализ продукции конкурентов.

7. Конкурентные преимущества и недостатки продукта.

Этот раздел должен быть короче, чем раздел, посвященный анализу рынка, чтобы показать потенциальному инвестору, что фирма думает сначала о рынке, а потом уже о своем продукте. Все связанное с разработкой продукта должно быть изложено предельно лаконично. Инвесторы предпочитают, чтобы их деньги шли на производство и продажу продукта, а не на его разработку. Крупные затраты на разработку продукта могут оттолкнуть многих инвесторов.

Прежде всего, следует дать четкое описание полезного эффекта, ради которого потребители будут приобретать этот товар: новые или уникальные свойства, сфера удовлетворяемых потребностей отлична от предлагающихся на рынке аналогов.

Другим важным обстоятельством, влияющим на разработку стратегии производства и реализации продукции а, следовательно, и расчетов в этом разделе бизнес-плана, является определение жизненного цикла предлагаемого товара. Заранее определенное и просчитанное движение товара по стадиям или фазам жизненного цикла позволит предпринимателю своевременно принять те меры, которые соответствуют переживаемой продуктом стадии. Условия производства товара должны показать, какие изменения должны произойти в фирме, чтобы освоить производство данного товара.

Результатом этого анализа является вывод о целесообразности освоения нового товара (услуги) и потребности финансирования.


Бизнес-план. Маркетинговый анализ

Цель изложения материала - показать, что предприниматель хорошо понимает рынок и требования рынка к своей продукции. В этом разделе дается оценка предполагаемого дохода Вашего бизнеса.

Этот раздел должен состоять из:

1. анализа сектора промышленности

структура данного сектора имеет большое влияние на успех бизнеса;

2. анализа нужд потребителей

Ваш бизнес должен удовлетворять ожиданиям потребителей, таких, как розничные или оптовые продавцы, и/или конечные пользователи, являющиеся собственниками магазинов или переработчиками Вашей продукции.

анализа конкурентов

  • рыночная экономика - это конкуренция. Чтобы выжить и иметь успех, Вам необходимо знать, кто является Вашими конкурентами, как они ведут бизнес, по возможности - ключевые факторы их успеха. анализа ССВУ

  • с учетом всех аспектов, описанных ранее, может быть проведен анализ ССВУ. Это анализ Сильных и Слабых сторон, Возможностей и Угроз бизнеса, основанный на исследовании действительного и потенциального рынков. Данный анализ служит средством выявления сравнительных преимуществ Вашего бизнеса.




Цель раздела бизнес-плана "Конкуренция" - облегчить выбор тактики конкурентной борьбы и помочь избежать повторения чужих ошибок. К числу типичных ошибок можно отнести попытки внедриться на перенасыщенный рынок.

Летальный анализ деятельности конкурентов может заставить сменить стратегию и внести коррективы в текущую деятельность, чтобы успешнее противостоять соперникам. Знание конкурентов повышает обоснованность стратегии предприятия.

Желательно в этом разделе бизнес-плана получить ответы на следующие вопросы:

  1. Кто является крупнейшим производителем аналогичной продукции (услуги)?

  2. Что представляет собой их продукция (услуга)? (Основные характеристики, уровень качества, сервис, дизайн, мнение клиентов.)

  3. В каком состоянии их дела: стабильны, на подъеме, спад (причины)?

  4. Каков объем продаж, дохода основных конкурентов?

  5. Каков уровень цен на продукцию (услугу) основных конкурентов? Ценовая политика?

  6. Много ли внимания конкуренты уделяют рекламе?

  7. Уровень финансового состояния конкурентов.



Заполнив и проанализировав приведенную ниже таблицу, можно попытаться определить преимущества и слабости свои и конкурентов.

Если преимущества над конкурентом выше лишь на 30%, это означает, что товары и услуги данного предприятия имеют низкую конкурентоспособность; в пределах 30—50% — относительно устойчивое положение на рынке; 50-70% — успешная конкуренция на рынке, а свыше 70% — контроль над рынком данной продукции (услуги).

Строить стратегию обеспечения конкурентоспособности можно опираясь лишь на один из видов конкурентных преимуществ: либо привлекая заказчиков относительно низкой ценой по сравнению с конкурентами, либо удовлетворяя спрос наиболее взыскательных и требующих исключительного качества заказчиков. Совмещать эти два типа конкурентных преимуществ нельзя.

В бизнес-плане должно быть указано, какую стратегию обеспечения конкурентоспособности выбирает предприятие. Понятно, что выбор стратегии полностью зависит от потенциала данного предприятия (качество оборудования, сырья, наличие квалифицированного управленческого и рабочего персонала и т. д.).

Оценивая достоинства свои и конкурентов, нужно отметить, к какой группе преимуществ они относятся: к преимуществам низкого или высокого порядка. Преимущества низкого порядка связаны с возможностью использования дешевой рабочей силы, материалов (сырья), энергии и т. д.

Преимущества низкого порядка — это преимущества с малой устойчивостью, неспособные обеспечить преимущества над конкурентами надолго. К преимуществам высокого порядка принято относить: уникальную технологию, продукцию, специалистов, деловую репутацию фирмы. Имея одно из этих преимуществ, предприятие на некоторое время оказывается на рынке в особом положении, т. е. становится устойчиво конкурентоспособным.

Если конкуренты оценены объективно, выявлены их достоинства и недостатки, можно ожидать, что и способы борьбы с ними будут выбраны адекватно. Каковы методы конкурентной борьбы? Их множество, основные из них: конкуренция цен, конкуренция качества, конкуренция сервиса, конкуренция сроков исполнения и доставки, оперативность, возможность малой и большой партионности поставок и т. п.

Таким образом, в дополнение к поставленным выше вопросам в этом разделе должны быть освещены вопросы о стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия и о методах конкурентной борьбы.



Общая стратегия коммуникации

Первым этапом любого плана продвижения бренда является разработка общей стратегии коммуникации. В ней фиксируются базовые цели продвижения товара на год, целевая аудитория рекламной кампании, показатели, по которым будет оцениваться эффективность стратегии продвижения, общий рекламный бюджет и краткий план поддержки ключевых запусков.

Пункт общей стратегии продвижения

Подробное описание

Целевой рынок

Выберите ключевые рынки и регионы для коммуникации.

Цели коммуникации

формирование потребности в категории, построение осведомленности о бренде, формирование отношения к бренду или стимулирование приобретения товара.

Медиа — цели (в формате медиапоказателей)

охват аудитории, частота контакта с сообщением, приоритетные каналы поддержки и ожидаемая доля голоса в каждом канале продаж

Целевая аудитория

Целевая аудитория для рекламной кампании может быть одна, а может быть несколько разных ЦА

Критерии оценки эффективности рекламы

Определите цели по росту знания, потребления и лояльности аудитории

Ключевые запуски

Опишите основные события и запуски марки, которые требуют поддержки.

Рекламный бюджет

Общий бюджет на продвижение с разбивкой на ATL и BTL


Производственный план — неотъемлемая часть любого бизнес-плана, в которой должны быть описаны все производственные или прочие рабочие процессы фирмы. Здесь необходимо рассмотреть все вопросы, связанные с производственными помещениями, их расположением, c оборудованием и персоналом, а также уделить внимание планируемому привлечению субподрядчиков. Следует кратко пояснить, как организована система выпуска товаров (предоставления услуг) и как осуществляется контроль над производственными процессами. Необходимо также уделить внимание вопросам расположения производственных мощностей и размещения инструментов, оборудования и рабочих мест. В этом разделе должны быть указаны сроки поставок и перечислены основные поставщики; описано, насколько быстро фирма может увеличить или сократить выпуск товаров или предоставление услуг. Важным элементом производственного плана является также описание требований фирмы к контролю качества на всех этапах производственного процесса.

Основная задача этого раздела бизнес-плана — определение и аргументация выбора фирмой того или иного производственного процесса и оборудования.

Следует отметить, что к составлению данного раздела бизнес-плана привлекаются отраслевые специализированные проектные компании, что вполне объяснимо, поскольку выбор технологии и способа организации производственного процесса во многом определяет эффективность любого производственного проекта.

Производственная система

Любая организация имеет производственную систему, в которую поступают различные вводимые ресурсы (персонал, технологии, капитал, оборудование, материалы и информация) и в которой они преобразуются в товары или услуги (рис. 1).


Рис. 1. Производственная система

Планирование производства

Производственные планы обычно классифицируются по широте охвата (стратегические и операционные), временным рамкам (краткосрочные и долгосрочные); характеру (общие и конкретные) и способу использования (одноразовые и постоянные) (табл. 1).

Таблица 1. Типы производственных планов

Широта охвата

Временные рамки

Характер

Способ использования

Стратегические

Долгосрочные

Общие

Одноразовые

Операционные

Краткосрочные

Конкретные

Постоянные

Если говорить о долгосрочном стратегическом планировании, то на этом уровне принимаются решения по четырем основным направлениям: загрузка производственных мощностей (в каком количестве будет производиться товар или предоставляться услуга), размещение производственных мощностей (где будет производиться товар или предоставляться услуга), производственный процесс (какие производственные методы и технологии будут применяться для выпуска товара или предоставления услуги) и размещение инструментов и оборудования (как будут размещаться рабочие центры и оборудование на предприятиях). Решив для себя эти стратегические вопросы, разработчик должен также составить и включить в производственный план своего бизнес-плана три следующих документа: общий (агрегатный) план (каков общий производственный план по всем видам товаров или услуг, предлагаемых фирмой), главный график работ (сколько единиц каждого вида товара или услуг должна будет выпустить или предоставить фирма за определенный период времени) и план потребности фирмы в материальных ресурсах (какие материалы и в каком количестве потребуются компании для выполнения главного графика работ). Эти планы называются тактическими.

Именно организационный план описывает персонал проекта, инициаторов, их доли в управлении проектом, квалификацию и оплату менеджеров проекта, а также мотивацию персонала.

Если вы пишете бизнес-план для получения инвестиций на развитие уже функционирующего предприятия, вам нужно будет доказать потенциальным партнерам, что его организационная структура является максимально эффективной. Если же вы только планируете открытие фирмы, производства или торговой точки, вам необходимо будет подробно изложить, как вы собираетесь обеспечивать работу нового бизнеса.

Вся информация, касающаяся управления предприятием должна быть изложена в разделе под названием «Организационный план». Более того, именно этот пункт бизнес-плана подготовит почву для написания финансового раздела проекта.

Управление персоналом

В этом разделе бизнес-плана речь идет о том, с кем Вы собираетесь организовывать свое дело и как Вы планируете наладить работу своего персонала. Отправной точкой должны быть квалификационные требования, т. е. Вы должны указать, какие именно специалисты (какого профиля, с каким образованием, каким опытом) и с какой заработной платой Вам понадобятся для успешного ведения дел. Вы должны указать, как собираетесь заполучить этих специалистов: на постоянную работу или в качестве совместителей (внешних экспертов); есть ли возможность воспользоваться услугами какой-либо организации по найму такого рода профессионалов.

Если часть персонала у Вас уже нанята, Вы должны дать о своих сотрудниках краткие биографические справки, делая упор на их квалификацию, прежний опыт работы и его полезность для Вашего предприятия. Учтите, что Ваши потенциальные партнеры хотят знать о Вас все - они ведь доверяют Вам свои деньги.

В этом разделе следует привести также организационную схему Вашего предприятия, из которой должно быть четко видно, кто и чем будет заниматься, как все службы будут между собой взаимодействовать и как будет осуществляться координация и контроль их деятельности. Поскольку из-за организационной неразберихи часто терпят крах даже наиболее многообещающие проекты, такого рода информация также будет интересовать инвесторов и банкиров. Подробный ответ на возможные вопросы такого рода можно вынести в приложения к бизнес-плану, включив туда, например, примерные перечни служебных обязанностей Ваших будущих работников.

Целесообразно в данном разделе оговорить вопросы оплаты труда руководящего персонала и его стимулирования (например, будете ли Вы применять систему участия в прибылях или намечаете использовать иные формы материального стимулирования).

Под организационной структурой управления понимается состав, взаимодействие, соподчиненность, а так же распределение работы по подразделениям и управленческим органам, между которыми формируются определенные отношения, связанные с реализацией властных полномочий, потоков распоряжений и информации.

Основой для появления и функционирования того или иного типа организационной структуры управления на предприятии, а так же залогом увеличения производительности является горизонтальное разделение труда, при котором весь объем работы разбивается на компоненты.

Пять технологий координации работы :

  • обоюдное согласование;

  • контроль напрямую;

  • определение стандартов рабочих процессов;

  • определение стандартов выпуска;

  • определение стандартов знаний и навыков

Обоюдное согласование помогает координации благодаря процессу неформального общения, когда контроль над работой осуществляется непосредственно работниками.

Контроль напрямую способствует координации в том плане, что ответственность за выполненную другими людьми работу, постановка им задач  и надзор за их действиями являются обязанностями на одного человека.

Процесс работы может координироваться и без прямого контроля и взаимного согласования. Процесс труда, его исходные условия и результаты можно заранее запланировать так, чтобы они соответствовали заданным стандартам:

1) Определение стандартов рабочих процессов предполагает собой четкое программирование или определение содержания труда (подробнее об организации труда на производстве);

2) Определение стандартов выпуска предполагает четкое определение результатов работы;

3) Определение стандартов знаний и навыков (квалификации) предполагает четкое определение уровня подготовки работников, необходимого работы;

Группирование в организации способствует эффективности труда всех ее частей посредством объединения конкретных организационных единиц и должностных позиций.

Основные принципы группирования:

  • функциональные (функции, знания);

  • рыночные (клиент, регион, продукт).

Финансовый раздел бизнес-плана рассматривает вопросы финансового обеспечения деятельности предприятий, фирм, организации и наиболее эффективного использования имеющихся финансовых средств на основе оценки текущей финансовой информации и прогноза объемов реализации товаров и услуг на рынках в последующие периоды.

Финансовый план разрабатывают в виде следующих прогнозных финансовых документов:

  • прогноз финансовых результатов;

  • проектировка движения денежных средств;

  • прогнозный баланс предприятия.

Как правило, прогнозный период охватывает 3-5 лет. Рассмотрим последовательность проектировок на том же самом примере предприятия, уже работавшего в сфере производства продуктов питания, и желающего в прогнозный период выпустить новый вид продукции. Его интересует, как будут складываться в перспективе итоги деятельности с учетом новой производственной программы.

Стратегия финансирования

В разделе "Финансы" необходимо изложить план получения средств для создания или расширения Вашего предприятия.

Первый вопрос: какой объем средств необходим для реализации данного проекта?

Второй вопрос: откуда намечается получить эти деньги и в какой форме?

Третий вопрос: когда можно ожидать полного возврата вложенных средств и получения инвесторами дохода на них?

Ответ на первый вопрос вытекает из самого раздела. А вот ответ на второй вопрос - тема для особого разговора. Практически здесь речь должна идти о том, какую долю необходимых средств можно и нужно получить в форме кредита, а какую лучше привлечь в виде паевого капитала.

Соотношение этих двух источников финансирования - задача, не имеющая однозначного решения. Слишком уж много факторов здесь влияют на все заинтересованные стороны. Если же попытаться выделить какие-то основные моменты, то они состоят в том, что банкиры обычно стараются уменьшить свой риск, полагая, что нести его должны главным образом владельцы предприятия и инвесторы-акционеры. Поэтому финансирование через кредиты предпочтительнее для проектов, связанных с расширением производства на уже действующих (и действующих успешно) предприятиях. С одной стороны, от таких предприятий банкиры не будут требовать повышения платы за кредит, т.к. риск вложений здесь не слишком велик, а с другой - не составит проблемы найти материальное обеспечение кредитов, т.к. в качестве него могут выступить имеющиеся активы.

Для проектов же, которые связаны с созданием нового предприятия или реализацией технического новшества, предпочтительным источником финансирования может служить паевой или акционерный капитал.

Наконец, что касается третьего аспекта данного раздела - оценки сроков возврата заемных средств, - то это требует проведения и включения в бизнес-план специальных расчетов, которые дают возможность определить срок окупаемости вложений.

Проведенный анализ для полноты его представления в общей структуре бизнес-плана и корректности расчетов следует изложить в следующей форме.

Завершающей частью любого бизнес-плана является выявление и анализ рисков, которые могут возникнуть при реализации проекта.

Риски можно подразделить на четыре основных вида: финансовые, коммерческие, производственные и специфические.

В ходе качественного анализа необходимо выявить и описать вероятные риски, свойственные разработанному проекту. Кроме того, необходимо установить, на каком непосредственно показателе скажется данный риск и в какой степени может ухудшиться данный показатель.

Содержание бизнес-плана заключается в организации фирмы по оказанию туристских услуг.

Возможные источники возникновения рисков на фирме:

- недостаточная информация о спросе на данный товар/услугу;

- недостаточный анализ рынка;

- недооценка конкурентов;

- падение спроса на данный товар/услугу.

В ходе реализации указанного проекта могут возникнуть ситуации, приходящие к изменениям в хозяйственно-финансовой деятельности компании. Среди возможных рисков наиболее существенное влияние могут оказать:

  • непредвиденное резкое ужесточение системы налогообложения,которое повлечет сильное снижение чистой прибыли компании;

  • непредвиденное резкое снижение спроса, которое также повлечет снижение прибыли.

Основной причиной тому может послужить потеря клиентской базы вместе с уходом менеджеров. С целью предупреждения ухода персонала в конкурирующие фирмы планируется проведение грамотной кадровой политики.


В приложения включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К числу обязательных относятся следующие:

  • биографии руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы;

  • результаты маркетинговых исследований;

  • заключения аудиторов (включая аналитическую часть);

  • подробные технические характеристики продукции;

  • гарантийные письма или контракты с поставщиками и потребителями продукции;

  • договоры аренды, найма, лицензионные соглашения;

  • заключения служб государственного надзора по вопросам экологии и безопасности, санитарно-эпидемиологических служб;

  • статьи из журналов и газет о деятельности предприятия;

  • отзывы авторитетных организаций.

Возможно также предоставление в качестве приложения к бизнес-плану:

  • фотографий или видеоролика образцов продукции;

  • копий авторских свидетельств, патентов;

  • плана предприятия;

  • сертификатов (ТУ и т.п.) на продукцию.