СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема 12. Структура инструктирования и формирование ориентировочных основ действий обучающихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная тема и задание представлены в презентационном материале, тема 12. Структура инструктирования и формирование ориентировочных основ действий обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Тема 12. Структура инструктирования и формирование ориентировочных основ действий обучающихся»

Тема: Структура инструктирования

Тема: Структура инструктирования

 Инструктирование, как обучающая деятельность мастера, является важнейшим предметом рассмотрения при изучении практически всех вопросов организации и методики производственного обучения.  Поэтому этот компонент процесса производственного обучения рассмотрим в общем плане применительно к его основным структурным элементам.
  • Инструктирование, как обучающая деятельность мастера, является важнейшим предметом рассмотрения при изучении практически всех вопросов организации и методики производственного обучения.
  • Поэтому этот компонент процесса производственного обучения рассмотрим в общем плане применительно к его основным структурным элементам.
Инструктирование включает основные структурные элементы: 1. Прогнозирование 2. Организация учебного процесса 3. Регулирование 4. Контроль 5. Создание ориентировочной основы действий обучающихся (ФООД)

Инструктирование включает основные структурные элементы:

  • 1. Прогнозирование
  • 2. Организация учебного процесса
  • 3. Регулирование
  • 4. Контроль
  • 5. Создание ориентировочной основы действий обучающихся (ФООД)

Прогнозирование  

  • характеризует деятельность мастера производственного обучения по проектированию учебного процесса, для планомерного и целенаправленного достижения намеченной цели.
  • Планирование включает подбор учебно-производственных работ и их нормирование; планирование производственной деятельности учащихся; составление планирующей документации при подготовке к учебному году, теме, уроку (занятию); разработку документации письменного инструктирования; отбор учебного материала, методов, методических приемов, способов его изучения.
  • Планирование включает подбор учебно-производственных работ и их нормирование; планирование производственной деятельности учащихся; составление планирующей документации при подготовке к учебному году, теме, уроку (занятию); разработку документации письменного инструктирования; отбор учебного материала, методов, методических приемов, способов его изучения.
  • Планирование включает подбор учебно-производственных работ и их нормирование;
  • планирование производственной деятельности учащихся;
  • составление планирующей документации при подготовке к учебному году, теме, уроку (занятию);
  • разработку документации письменного инструктирования; отбор учебного материала, методов, методических приемов, способов его изучения.
Организация учебного процесса  - это создание условий для успешного решения учащимися познавательных и учебно-производственных задач.   Рациональная организация руководства от мастера требует отбора таких способов, которые дают максимальный эффект. Главные из них: 1. рациональное сочетание учебных и производственных задач производственного обучения; 2. постоянное поддержание на высоком уровне познавательной и учебно-производственной активности учащихся; 3. создание ситуаций проблемности, широкое применение эвристических форм и методов обучения;

Организация учебного процесса  - это создание условий для успешного решения учащимися познавательных и учебно-производственных задач.

  • Рациональная организация руководства от мастера требует отбора таких способов, которые дают максимальный эффект. Главные из них:
  • 1. рациональное сочетание учебных и производственных задач производственного обучения;
  • 2. постоянное поддержание на высоком уровне познавательной и учебно-производственной активности учащихся;
  • 3. создание ситуаций проблемности, широкое применение эвристических форм и методов обучения;
4. поддержание на высоком уровне самостоятельности учащихся в учебно-производственном труде; 5. индивидуализация обучения; 6. широкое применение документации письменного инструктирования; 7. внесение в учебно-производственный труд учащихся творческих начал, 8. постоянное внимание к обучению обучающихся думать, мыслить, принимать самостоятельные решения в разнообразных учебно-производственных ситуациях.
  • 4. поддержание на высоком уровне самостоятельности учащихся в учебно-производственном труде;
  • 5. индивидуализация обучения;
  • 6. широкое применение документации письменного инструктирования;
  • 7. внесение в учебно-производственный труд учащихся творческих начал,
  • 8. постоянное внимание к обучению
  • обучающихся думать, мыслить, принимать самостоятельные решения в разнообразных учебно-производственных ситуациях.
Регулирование Регулирование как структурный элемент обучающей деятельности включает также постоянную корректировку мастером собственной деятельности на основе наблюдения, анализа и текущего контроля за протеканием учения и его результатами, т. е. то, что обычно называется «обратной связью» в системе мастер - учащиеся. Без такого регулирования не может быть реального движения учебного процесса.

Регулирование

  • Регулирование как структурный элемент обучающей деятельности включает также постоянную корректировку мастером собственной деятельности на основе наблюдения, анализа и текущего контроля за протеканием учения и его результатами, т. е. то, что обычно называется «обратной связью» в системе мастер - учащиеся. Без такого регулирования не может быть реального движения учебного процесса.
Контроль Контроль  - это сравнение заданной (намеченной, ожидаемой) цели и программы процесса обучения с фактическим ее выполнением. Контроль позволяет выявить эффективность организации, методов и средств обучения, объем, глубину, осмысленность и осознанность, действенность усвоенных обучающимися знаний и умений, повысить эффективность познавательной и практический деятельности учащихся, выявить ошибки и неверные действия и на этой основе провести их корректировку. Контроль как структурный элемент инструктирования включает также самоконтроль мастером своей обучающей деятельности.

Контроль

  • Контроль  - это сравнение заданной (намеченной, ожидаемой) цели и программы процесса обучения с фактическим ее выполнением.
  • Контроль позволяет выявить эффективность организации, методов и средств обучения, объем, глубину, осмысленность и осознанность, действенность усвоенных обучающимися знаний и умений, повысить эффективность познавательной и практический деятельности учащихся, выявить ошибки и неверные действия и на этой основе провести их корректировку.
  • Контроль как структурный элемент инструктирования включает также самоконтроль мастером своей обучающей деятельности.
Формирование ориентировочной основы действий обучающихся   представления обучающегося о содержании и способах предстоящей деятельности составляют формирование ориентировочной  основы действий обучающегося  (ФООД).

Формирование ориентировочной основы действий обучающихся

  • представления обучающегося о содержании и способах предстоящей деятельности составляют формирование ориентировочной  основы действий обучающегося  (ФООД).
ФООД включает: 1. знание, представление обучающегося о цели деятельности - что предстоит делать, чего добиваться, чему научиться; 2. мотив деятельности - для чего делать; 3. знания о средствах деятельности - с помощью чего делать, что для этого использовать; 4. четкое представление о способах деятельности - как делать, в какой последовательности, какие требования соблюдать; 5. знание способов контроля и самоконтроля - как действовать, чтобы избежать ошибок, как определить соответствие деятельности поставленной цели.

ФООД включает:

  • 1. знание, представление обучающегося о цели деятельности - что предстоит делать, чего добиваться, чему научиться;
  • 2. мотив деятельности - для чего делать;
  • 3. знания о средствах деятельности - с помощью чего делать, что для этого использовать;
  • 4. четкое представление о способах деятельности - как делать, в какой последовательности, какие требования соблюдать;
  • 5. знание способов контроля и самоконтроля - как действовать, чтобы избежать ошибок, как определить соответствие деятельности поставленной цели.
Выделяют три типа ФООД:  1 ТИП 1 ) ориентировочную основу составляют лишь образцы как самого действия, так и его продукта. Обучающемуся не дается указаний, как выполнять действие, он ищет правильный способ методом проб и ошибок. В конце концов он может научиться выполнять действие правильно, но прочное умение не образуется. Такой тип ориентировки характерен в основном для индивидуального обучения рабочего в условиях производства.

Выделяют три типа ФООД:

  • 1 ТИП
  • 1 ) ориентировочную основу составляют лишь образцы как самого действия, так и его продукта. Обучающемуся не дается указаний, как выполнять действие, он ищет правильный способ методом проб и ошибок.
  • В конце концов он может научиться выполнять действие правильно, но прочное умение не образуется. Такой тип ориентировки характерен в основном для индивидуального обучения рабочего в условиях производства.

 II тип ФООД: 2) ориентировочная основа содержит не только образцы действия и его продукта, но и исчерпывающие указания, как правильно выполнять действие. Действия выполняются, исходя из установки «делай, как я показал и пояснил», «делай, как предписано в инструкции». При строгом следовании этим указаниям и правилам обучение идет, как правило, без ошибок и значительно быстрее. Условия выполнения действия, намечаемые вначале мастером, воспроизводятся затем самим учащимся. Благодаря этому учащийся приобретает определенные умения анализировать исходный материал, что, в свою очередь, обеспечивает устойчивость действия в изменяющихся условиях и возможность его переноса на процесс выполнения нового задания;

II тип ФООД:

  • 2) ориентировочная основа содержит не только образцы действия и его продукта, но и исчерпывающие указания, как правильно выполнять действие.
  • Действия выполняются, исходя из установки «делай, как я показал и пояснил», «делай, как предписано в инструкции». При строгом следовании этим указаниям и правилам обучение идет, как правило, без ошибок и значительно быстрее.
  • Условия выполнения действия, намечаемые вначале мастером, воспроизводятся затем самим учащимся. Благодаря этому учащийся приобретает определенные умения анализировать исходный материал, что, в свою очередь, обеспечивает устойчивость действия в изменяющихся условиях и возможность его переноса на процесс выполнения нового задания;
III тип ФООД: 3) в ориентировочной основе на первое место выступает обучение не столько способу действия в конкретной ситуации, сколько анализу задания, самостоятельному поиску средств и способов его выполнения. Действия выполняются, исходя из установки «подумай и сделай сам». Обучение по этому типу ориентировки требует больших затрат времени по сравнению с обучением по второму типу, но после самостоятельного определения ориентировки в выполнении действия задание сразу выполняется правильно, вполне самостоятельно, что обеспечивает большую эффективность формирования умения, а также в целом экономию времени. Сформированные по данному типу ориентировки действия обладают устойчивостью к изменениям условий и, что самое главное, обнаруживают большую способность к переносу в новые условия выполнения действия.

III тип ФООД:

  • 3) в ориентировочной основе на первое место выступает обучение не столько способу действия в конкретной ситуации, сколько анализу задания, самостоятельному поиску средств и способов его выполнения.
  • Действия выполняются, исходя из установки «подумай и сделай сам». Обучение по этому типу ориентировки требует больших затрат времени по сравнению с обучением по второму типу, но после самостоятельного определения ориентировки в выполнении действия задание сразу выполняется правильно, вполне самостоятельно, что обеспечивает большую эффективность формирования умения, а также в целом экономию времени. Сформированные по данному типу ориентировки действия обладают устойчивостью к изменениям условий и, что самое главное, обнаруживают большую способность к переносу в новые условия выполнения действия.
 Для организованного процесса производственного обучения характерно сочетание ориентировочной основы второго и третьего типов, стратегическая логика процесса п/о при этом строится от ФООД второго типа к ФООД третьего типа.  ООД необходимо формировать, когда обучающийся еще не приступил к отработке нового для него действия. Обычно это делается в процессе вводного инструктирования обучающихся. Именно здесь, в организации «пролога» действия, в его преддверии, лежит ключ к решению важной педагогической задачи - обучить студентов с самого начала безошибочному выполнению действий.
  • Для организованного процесса производственного обучения характерно сочетание ориентировочной основы второго и третьего типов, стратегическая логика процесса п/о при этом строится от ФООД второго типа к ФООД третьего типа. ООД необходимо формировать, когда обучающийся еще не приступил к отработке нового для него действия. Обычно это делается в процессе вводного инструктирования обучающихся. Именно здесь, в организации «пролога» действия, в его преддверии, лежит ключ к решению важной педагогической задачи - обучить студентов с самого начала безошибочному выполнению действий.
Практическая работа №2: 1. Разработать элемент показа и объяснения формирования ориентировочной основы действий по теме курсовой работы (действия мастера п/о и указания по выполнению)

Практическая работа №2:

  • 1. Разработать элемент показа и объяснения формирования ориентировочной основы действий по теме курсовой работы (действия мастера п/о и указания по выполнению)