Дата: 02.09.2020
МДК.01.01. Методика профессионального обучения
Тема: Профессионально-педагогическая деятельность мастера производственного обучения. (Тарифно-квалификационная характеристика мастера)
Мастер производственного обучения — непосредственный руководитель и воспитатель учащихся, отвечающий за качество их практической подготовки, приобретение ими высокой рабочей квалификации.
Квалификацию мастера производственного обучения получают в индустриально-педагогических техникумах или профессионально-педагогических колледжах.
Как правило, мастер производственного обучения имеет высокий разряд, богатый опыт работы в качестве рабочего или старшего рабочего, мастера на предприятии. Такой производственный опыт помогает ему качественно осуществлять профессионально-педагогическую деятельность в учебных мастерских и на предприятиях.
При очень высоких требованиях к личности мастера производственного обучения укажем лишь наиболее важные моменты в его профессионально-педагогической деятельности.
Цель — сформировать у будущих рабочих профессиональное мастерство, добиться формирования у каждого из них способности самостоятельно добывать необходимые знания и на этой основе совершенствовать профессиональные умения и навыки для качественного изготовления заказчику продукции — кулинарной, швейной, столярной и т.п.
Средства определяются оснащенностью учебной мастерской, характером взаимодействия учебной группы с преподавателем общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Способы зависят от избранной методики преподавания, индивидуального стажа деятельности, уровня собственной рабочей квалификации.
Тайна успешности профессионально-педагогической деятельности мастера производственного обучения заключается в понимании каждого конкретного ученика, в оказании своевременной помощи для преодоления возникающих трудностей при овладении трудовыми приемами.
Общий результат профессионально-педагогической деятельности складывается из промежуточных результатов, определяемых после каждого практического занятия в учебных мастерских. Именно мастер осознает, сколько надо «дотянуть» еще его ученику, чтобы вырасти настолько, чтобы иметь право повысить свою рабочую квалификацию.
В содержании инженерно-педагогической деятельности мастера производственного обучения можно выделить два значимых компонента:
педагогический компонент — организация обучения и воспитания; производственно-технологический компонент — разработка производственно-технической документации, обеспечение производственного процесса в учебных мастерских, обслуживание материально-технической базы лабораторий и кабинетов, освоение новых технологических процессов, техники.
В отличие от деятельности учителя школы, любой мастер начальной профессиональной школы выполняет такие виды деятельности, продуктом которой являются, с одной стороны, конкретные изделия (детали, узлы и т.п.), которые можно продать предприятиям, организациям, населению, с другой стороны, конкурентоспособная личность будущего рабочего, специалиста. Производство нужных населению товаров и услуг, эффективный их сбыт — это принципиально новые виды педагогического (по своей природе) труда.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, настройка, наладка, ремонт оборудования, освоение новых технологий и т.д.
— все это специфические виды труда мастера производственного обучения. Рядом с ним преподавателю МПО приходится выполнять различную по сложности методическую работу, и чаше всего проектную, связанную с созданием пакета учебно-методической, технологической документации (инструкционные карты, чертежи, разработка методики преподавания и пр.).
Совместными усилиями ученых Санкт-Петербурга и Екатеринбурга были выделены восемь составных частей, которые дают возможность рассматривать профессионально-педагогическую деятельность мастера производственного обучения как особую.
К ним относятся: деятельность, предваряющая
учебно-воспитательный процесс;
практическое обучение;
внеурочная воспитательная работа;
производственно-технологическая деятельность;
обеспечение режима работы учебной группы и училища;
повышение квалификации;
профориентация;
техническое творчество.
Преподаватель теоретического обучения и мастер производственного обучения любого профессионального образовательного учреждения — колледжа, лицея, училища — осуществляют, с одной стороны, обучение, воспитание и развитие обучаемых, с другой стороны, управление учебным процессом В современных условиях мастер производственного обучения является вместе с тем и менеджером, организующим поступление заказов, а также их сбыт. Он соединяет в себе в одном лице основные звенья производственного процесса: заказчика, производителя и менеджера по реализации изготовленной продукции.
Образовательный процесс в начальной профессиональной школе имеет свою специфику и особенности. Они придают профессионально-педагогической деятельности особую привлекательность.
Характеристиками образовательного процесса в профессиональном училище являются: производственная направленность; продуктивный характер; универсальность.
Производственная направленность определяется заказами работодателя, необходимым объемом изготовляемой продукции в ходе учебного процесса, а также обязательным наличием производственного оборудования. Производственная направленность определяется качеством изготовляемой продукции, ее соответствием нормам и мировым стандартам, материально-техническим или иным обеспечением образовательного процесса. Ввиду необходимости оборудования специальных кабинетов и мастерских, лабораторий, ремонта, наладки оборудования, его настройки, модернизации деятельность преподавателя или мастера становится специфической.
Продуктивный характер образовательного процесса заключается в обязательном проектировании и производстве какой-либо продукции, имеющей спрос. Эта практическая ценность является плодотворной для системы среднего профессионального образования.
Под универсальностью следует понимать всестороннюю, всеохватывающую учебно-предметную деятельность, включающую решение как чисто педагогических задач, так и задач комплексного характера в виде управления учебно-производственными работами, осуществления оценочных функций технологических объектов либо изготовляемой продукции, ее сбыта, маркетинговой деятельности, оценки результатов образовательного процесса.
Тарифно-квалификационная характеристика Мастера производственного обучения
В тарифно-квалификационной характеристике мастера ПО прописаны:
Должностные обязанности. Проводит практические занятия и учебно-производственные работы, связанные с профессиональным (производственным) обучением. Участвует в проведении работы по профессиональной ориентации обучающихся, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий. Подготавливает оборудование и соответствующую оснастку к занятиям, совершенствует материальную базу. Заведует гаражом, мастерской, кабинетом и принимает меры к их своевременному обеспечению оборудованием, инструментами, материалами, запасными частями и средствами обучения. Обеспечивает соблюдение безопасности труда, овладение обучающимися передовыми методами труда, современной техникой и технологией производства. Организует выполнение практических работ, а также работ по изготовлению качественной продукции и оказанию услуг населению. Принимает участие в заключении договоров с организациями и хозяйствами о проведении учебной (производственной) практики и осуществляет контроль за их выполнением. Готовит обучающихся, воспитанников к выполнению квалификационных работ и сдаче квалификационных экзаменов. Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров, педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Способствует общеобразовательному, профессиональному, культурному развитию обучающихся, привлекает их к техническому творчеству. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; учебные программы по производственному обучению; технологию производства по профилю обучения; правила технической эксплуатации производственного оборудования; основы педагогики, психологии; методики профессионального обучения и воспитания обучающихся; методы развития мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
Комментарии к должности
Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Мастер производственного обучения» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция мастера производственного обучения, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).
Творческое задание:
Выделите в тексте лекции основные ключевые термины, отражающие сущность лекции.
Составьте используя ключевые термины опорный конспект в тетради
Написать эссе на тему «Какой я классный мастер»