Урок№______ 10 класс
Биология А.А. Шириколава
Тема: Биология прокариот. Значение бактерий в природе, жизни человека.
Цели и задачи урока:
Образовательная
Создать условия для закрепления и актуализации знаний о строении прокариотической клетки, помочь учащимся сравнить два подуровня клеточной организации: прокариотоический и эукариотический, закрепить знания о прокариотах, о их роли в природе и жизни человека.
Развивающая
Способствовать формированию умений сопоставлять факты и делать выводы, развитию логики и критического мышления, продолжить выработку навыков самостоятельной и исследовательской работ, применения информационных технологий.
Воспитательная
Содействовать формированию мировоззренческой идеи единства живой природы; совершенствовать у учащихся системное представление об организации живых существ; развитие познавательного интереса у учащихся к биологическому знанию; обеспечение формирования черт творческой деятельности учащихся; развитие самостоятельности учащихся в учебной деятельности; воспитание чувства само – и взаимоуважения в условиях работы в парах.
УУД
Личностные результаты обучения биологии:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
Метапредметные результаты обучения биологии:
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;
3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию;
Познавательные: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Технологии: Здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, групповой деятельности
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Оборудование: Таблицы с изображением животных, растительных, прокариотических клеток; компьютер, памятки, учебники.
Понятия: Прокариоты, гетеротрофы, автотрофы, паразиты, сапротрофы, биотехнологии, антибиотики.
Тип урока: комбинированный
План урока
1. Организационный этап.
2. Мотивационный этап.
3. Актуализация опорных знаний и умений.
4. Изучение нового материала.
5. Закрепление знаний.
6. Итог урока.
7. Домашнее задание.
I. Организация класса. Эмоциональный настрой.
Ребята! Знали ли вы, что во рту человека около 40000 видов бактерий! Во время поцелуя от одного человека другому передается 278 различных культур бактерий. К счастью, 95 процентов из них не представляют опасности! Хотите узнать о них больше, тогда настраивайтесь на продуктивную и результативную работу!
II. Мотивационный этап.
- Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в яблоках?
- Какие изменения произошли с яблоком на правом рисунке?
- Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий?
- Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения.
Давайте с вами узнаем больше о них, о бактериях и их работе на Земле!
III. Актуализация опорных знаний и умений.
Давным-давно…возникла наша Земля. И в ходе длительной эволюции на Земле с момента появления первых живых организмов (более 3 млрд. лет назад) возникло огромное многообразие форм жизни.
Из чего построены все живые организмы? Кем это было доказано?
( Клетка. Доказано было в 1839 году создателями клеточной теории – М. Шлейденом и Т. Шванном на основании сходства клеток)
О чем говорит клеточная теория?
(Она доказывает взаимосвязь и единство происхождения живых организмов. Дала толчок для развития биологических дисциплин: эмбриологии, физиологии, гистологии. Эти знания используются в медицине, сельском хозяйстве и других областях деятельности человека)
IV. Изучение нового материала.
1. Биология прокариот.
а) Общие сведения.
Все живые организмы, имеющие клеточное строение, делятся на две большие группы: прокариоты и эукариоты.
Древнейшие на Земле организмы, не имеющие клеточного ядра, появившиеся около четырех миллиардов лет тому назад, называются прокариотами, то есть доядерными. В настоящее время они тоже распространены, обитают в воде, почве, воздухе, на покровах животных и растений, а также внутри них.
б) Строение и форма прокариот.
У прокариот нет ядра, единственная кольцевая молекула ДНК, находящаяся в клетках прокариот и условно называемая бактериальной хромосомой, находится в центре клетки, однако эта молекула ДНК не имеет оболочки и располагается непосредственно в цитоплазме.
Рассмотрим строение прокариотической клетки. (зарисуйте в тетрадь схематично)
Беседа о строении прокариот.
По форме клетки бактерии делятся на кокки — более или менее сферические, бациллы — палочки или цилиндры с закруглёнными концами, спириллы — спиралевидные; вибрионы — короткие палочки, изогнутые в виде запятой. Бактерии относятся к одноклеточным организмам, но иногда после деления могут оставаться вместе, скрепляясь при помощи клеточных стенок или слизистых капсул. Кокки могут образовывать пары (диплококки), цепочки (стрептококки) или грозди (стафилококки) бациллы — нити. Цианобактерии могут образовывать нити длиной до 1 м, иногда собранные в округлые колонии. (запишем формы клеток)
в) Жизнедеятельность бактерий
Питание:
автотрофное (синтез органических веществ из неорганических) — фотосинтез, хемосинтез
гетеротрофное (использование готовых органических веществ: сапрофиты, симбионты, паразиты)
Дыхание:
аэробное (используют для дыхания кислород)
анаэробное (живут в отсутствие кислорода)
Движение:
Размножение:
бесполое (бинарным делением клетки). Иногда разделившиеся клетки не расходятся — образуются цепочки. Бактерии способны очень быстро размножаться.
половое (конъюгация, обмен генетической информацией).
При неблагоприятных условиях бактеpии образуют споры, имеющие плотные капсулы. Эти споры выдерживают кипячение, замораживание, высушивание. Они способны находиться в неактивном состоянии в течение многих лет.
Физминутка
Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте - вы птицы, вы вдруг полетели!
Теперь в океане дельфином плывете, теперь в саду яблоки спелые рвете.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Теперь нарисуем восьмерки руками,
И в небо опять парим мотыльками.
Открыли глаза, вокруг посмотрели
и дружно за парты опять мы присели!
2. Систематика прокариот. Значение в природе и жизни человека.
Запишем схему и обсудим
Беседа о роли прокариот с учащимися, запись
Положительная роль:
участие в круговороте веществ в природе
участие в почвообразовании
образование полезных ископаемых
симбиотическое взаимодействие с грибами и растениями
биологическая очистка водоёмов
получение кисломолочных продуктов
Отрицательная роль:
порча пищевых продуктов
разрушение построек и механизмов
цветение воды
заболевания растений, животных и человека (холера, чума, дифтерия, туберкулёз, сифилис)
Антибиотики — химические вещества, выделяемые бактериями и грибами для угнетения других микроорганизмов.
Открытие антибиотиков (пенициллина) в 1929 г. А. Флемингом обусловило значительный прогресс в лечении бактериальных инфекций (пенициллин начали применять в медицине с 1941 г.).
V. Закрепление знаний.
1. В чем особенности строения прокариот?
2. Как человек может использовать прокариот в своем хозяйстве?
3. Какое значение имеет «цветение» воды?
4. Как можно применить прокариоты в биотехнологиях?
5. Какие интересные и экстремальные места обитания прокариот вы можете назвать?
VI. Итог урока.
Подведение итогов урока, выставление оценок и рефлексия.
-Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
меня удивило…
VI. Домашнее задание.
-Изучитьт теоретический материйл.
-Составить мини-сообщение «Неделя без бактерий»